Формы организации | Ход урока | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные |
1. Организационный момент |
| Учитель приветствует учащихся, желает интересной и плодотворной работы на уроке.
|
| мотивация к изучению нового материала |
2. Актуализация знаний |
Индивидуальная, парная | Беседа: – Ребята, вспомните, с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? (Насекомые). - Перед вами, у каждой группы, находятся листы - утверждения о насекомых. Вам нужно исправить ошибки в данных утверждениях. Исправьте ошибки в высказываниях: 1. У насекомых 8 пар ног. 2. Тело поделено на 2 части: голову и грудь. 3. На брюшке у насекомого находится пара усиков. (Дети совещаются, исправляют, дают ответы, дополняют ответы одноклассников). СЛАЙД 2 На доске появляются пословицы с пропущенными словами: Без труда не вытащишь и _______________ из пруда. Не учи ____________________ плавать. СЛАЙД 3 - Работа в парах. -Какие слова вставили? (рыбку, рыбу) - Как вы понимаете значение пословиц? (ответы детей). - Как называется тема нашего урока? (Рыбы) СЛАЙД 4 – Посмотрите, пожалуйста, какое многообразие рыб существует. А что вы знаете об этой группе животных? (ответы учеников). | знать какими отличительными признаками обладают насекомые | П: находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания;
К: высказывать мотивированное, аргументированное суждение |
индивидуальная фронтальная | Проблемная ситуация: – Вы молодцы, и достаточно много знаете о рыбах? - Почему их отнесли в общую группу? (Ответы детей). – Хотите точнее узнать? (Да) – Какова же цель нашего урока? (Узнать что общего у рыб, какие признаки их объединяют и т.д.) Использование карточек с выводами: Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть карточка с выводами. Те, выводы, которые вы сделаете в ходе изучения этой темы, зафиксируйте на этом листе. (Выполняют во время изучения темы). Выводы: 1. Рыбы живут ____________________________ . 2. Рыбы имеют __________________ и покрыты _______________________. 3. Рыбы дышат ________________________. 4. Рыбы по способу питания делятся: на ____________________________, на ___________________________, на ___________________________. | Уметь находить ответы на вопросы, обобщать полученную информацию, анализировать ее. | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К: высказывать мотивированное суждение, грамотно формулировать высказывание. |
3. Изучение нового материала |
Фронтальная, индивидуальная | - Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник. - Откройте в учебнике статью под названием «Рыбы» (стр. 12 – 13) Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.) - Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.) - Ребята, сделайте соответствующий вывод. Дети записывают первый вывод. - Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Рыбы имеют плавники и хвост.) - Ребята, сделайте соответствующий вывод. Дети записывают второй вывод. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище – в хвост. Шеи у рыб нет. СЛАЙД 5 - Как вы думаете, почему так создана рыба? - Найдите в тексте ответ на этот вопрос (стр. 12) - Посмотрите, чем покрыто тело рыбы? - Как располагается на теле рыбы чешуя? Информацию о чешуе рыб вы можете найти на карточках. (Дети читают и рассказывают, дополняя ответы одноклассников). Дети записывают третий вывод. СЛАЙД 6 - Почему рыбы могут жить только в воде, а на суше погибают? (Учащиеся высказывают свои предположения.) - А чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы выполним задание из тетради на печатной основе. (Дети выполняют задание № 9.) 1-й этап: находят животных, тело которых покрыто чешуёй (жерех, скат, белуга, бычок.) 2-й этап: записывают названия рыб в кроссворд. И в выделенном столбике могут прочитать, что помогает рыбам дышать в воде. (Жабры.) Вывод: Дышат рыбы кислородом, растворённым в воде. Помогают им в этом жабры. А если жабры не омываются водой, рыба дышать не может. (Вот почему рыба погибает на берегу, хотя в воде тоже есть кислород.) Дети записывают четвертый вывод. | знать признаки распределения в группы, группировать по заданным признакам, находить сходство и различие между объектами. | П: извлечение необходимой информации из иллюстраций и статей; использование извлеченной информации;
|
Физкультминутка: - Посмотрите задания на карточках. Переставив буквы, вы получите слова - названия рыб. (Учитель называет названия рыб и показывает их изображение, дети поочередно встают, услышав название рыбы). |
4. Первичное закрепление нового |
Индивидуальная, парная, фронтальная | Проверочная работа. "Строение рыбы" – Найдите карточки с изображением рыб. Посмотрите и подпишите те части, которые вы знаете. Взаимопроверка. - А что вы знаете о том, что едят рыбы? - Как вы думаете, все ли рыбы одинаково питаются? - Прочитайте о способах питания рыб. (Стр. 13-14, читает ученик.) - На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.) - Чем питается каждая группа рыб? - С какой группой животных, уже знакомой нам, совпадает способ питания рыб? (Насекомые.) В хрестоматии на стр. 75 прочитайте статью "Что едят рыбы?" 1 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к растительноядным. 2 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к хищным. 3 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к всеядным. Проверка. СЛАЙД 7 Дети записывают пятый вывод. Сравнение – Продолжим нашу работу, откройте, пожалуйста, печатные тетради на стр. 8, №11. – Прочитайте задание, выполните его. Проверка. СЛАЙД 8 - Большое разнообразие рыб существует в нашем мире. Некоторые названия очень интересны. (На доске слайды с изображением рыб, о которых рассказывают ученики) СЛАЙДЫ 9, 10 | уметь обобщать полученную информацию, использовать свой жизненный опыт.
| Р:контроль собственных действий; П: использование извлеченной информации;
Р: последовательная реализация поставленной задачи; П: использование извлеченной информации.
|
Физкультминутка. Учитель называет животных. Если среди них дети слышат названия насекомых - поворачиваются вправо, если названия рыб - влево. |
5. Итог урока |
Индивидуальная, фронтальная | Знал(а) – Узнал (а) - Ребята, пришло время подытожить нашу работу. Перед вами лежат рыбки трех цветов: красного, зеленого и жёлтого цвета. (С обратной стороны рыб таблица). Подумайте, вспомните и заполните таблицу.
| Обобщать полученную информацию | Р: определение и формулирование цели деятельности на уроке. П: осуществление анализа и синтеза; К: умение выслушивание других. |
5. Домашнее задание |
- Выясните, каких рыб можно встретить в водоемах Мордовии Стр. 12 - 14, прочитать текст, запомнить выводы. |
| Р.: совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке |
6. Рефлексия
|
Выберите соответствующую рыбку (по цвету), оцените свою работу. (Дети выбирают рыбку, оценивания свою работу: зеленый - "отлично", желтый - "хорошо", красный - " удовлетворительно"). |
| К: адективно оценивать свою работу. |