Разработка конспекта урока.
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Маркова Марина Юрьевна

Разработка конспекта урока по окружающему миру по теме "Рыбы", 2 класс, ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_ryby_pnsh.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта  урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2        

Тема урока: Рыбы (Раздел «Животные», номер урока 3).

Цель урока:  учиться находить отличительные признаки рыб от других животных; развивать умение анализировать и обобщать.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение характерных признаков  рыб, умение их описывать, называть отличительные признаки.

Личностные:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов, дополнительных сведений.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание; определять цель, планировать алгоритм выполнения.

Материально – техническое обеспечение урока: учебник "Окружающий мир" 2 класс, часть 2., хрестоматия  

 «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы 2 класс, часть 2.  (авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов);  карточки для групповой и самостоятельной работы, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Рыбы".

Технологическая карта урока

Формы

организации

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, желает интересной и плодотворной работы на уроке.

мотивация к изучению нового материала

2. Актуализация знаний

Индивидуальная, парная

Беседа:

– Ребята,  вспомните,  с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? (Насекомые).

- Перед вами, у каждой группы, находятся  листы - утверждения о насекомых.  Вам нужно  исправить ошибки в данных утверждениях.

Исправьте ошибки  в высказываниях:

1. У насекомых 8 пар ног.

2. Тело поделено на 2 части: голову и грудь.

3. На брюшке у  насекомого находится  пара усиков.

(Дети совещаются, исправляют, дают ответы, дополняют ответы одноклассников).         СЛАЙД 2

На доске появляются пословицы с пропущенными словами:

Без труда не вытащишь и _______________ из пруда.

Не учи ____________________ плавать. СЛАЙД 3

-  Работа в парах. -Какие слова вставили? (рыбку, рыбу) - Как вы понимаете значение пословиц? (ответы детей).  - Как называется  тема нашего урока? (Рыбы) СЛАЙД 4

–  Посмотрите, пожалуйста, какое многообразие рыб существует. А что вы знаете об этой группе животных?  (ответы учеников).

знать какими отличительными признаками обладают насекомые

П: находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания; 

К: высказывать мотивированное, аргументированное суждение

                        индивидуальная                                   фронтальная

Проблемная ситуация:

– Вы молодцы, и достаточно много знаете о рыбах?

 - Почему их отнесли  в общую группу? (Ответы детей).

–  Хотите  точнее узнать? (Да)

– Какова же  цель нашего урока? (Узнать что общего у  рыб, какие признаки их объединяют и т.д.)

Использование  карточек с выводами:

Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть карточка  с выводами. Те, выводы, которые вы сделаете в ходе изучения этой темы,  зафиксируйте на этом листе. (Выполняют во время изучения темы).

Выводы:

1. Рыбы живут ____________________________ .

2. Рыбы имеют __________________ и  покрыты _______________________.

3. Рыбы дышат ________________________.

4. Рыбы по способу питания делятся:

на ____________________________,  

на ___________________________,

на ___________________________.

Уметь находить

ответы на вопросы, обобщать полученную информацию, анализировать ее.

Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 
К: 
высказывать мотивированное суждение, грамотно формулировать высказывание.

3. Изучение нового материала

Фронтальная,

индивидуальная

- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник.

- Откройте в учебнике статью под названием «Рыбы» (стр. 12 – 13) Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)

- Что объединяет этих  животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)  -  Ребята, сделайте соответствующий вывод.  Дети записывают первый вывод.

 - Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Рыбы имеют плавники и хвост.)

 -  Ребята, сделайте соответствующий вывод. Дети записывают второй вывод.

У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова  плавно переходит  в туловище, туловище – в хвост. Шеи у рыб нет. СЛАЙД 5

- Как вы думаете, почему так создана рыба?

- Найдите в тексте ответ на этот вопрос (стр. 12)  

  - Посмотрите, чем покрыто тело рыбы?

 - Как  располагается  на теле рыбы чешуя? Информацию о чешуе рыб вы можете найти на карточках. (Дети читают и рассказывают, дополняя ответы одноклассников). Дети записывают третий вывод. СЛАЙД 6

- Почему рыбы могут жить только в воде, а на суше погибают? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

- А чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы выполним задание из тетради на печатной основе. (Дети выполняют задание № 9.)

1-й этап: находят животных, тело которых покрыто чешуёй (жерех, скат, белуга, бычок.)

2-й этап: записывают названия рыб в кроссворд. И в выделенном столбике могут прочитать, что помогает рыбам дышать в воде. (Жабры.)

Вывод: Дышат рыбы кислородом, растворённым в воде. Помогают им в этом жабры. А если жабры не омываются водой, рыба дышать не может. (Вот почему рыба погибает на берегу, хотя в воде тоже есть кислород.)

Дети записывают четвертый вывод.

знать признаки распределения в группы, группировать по заданным признакам, находить сходство и различие между объектами.

П: извлечение необходимой информации из иллюстраций и статей; 
использование извлеченной информации; 

Физкультминутка:

 - Посмотрите задания на карточках. Переставив буквы, вы получите слова  - названия рыб.  (Учитель называет названия рыб и показывает их изображение, дети поочередно встают, услышав название рыбы).

4. Первичное закрепление нового

Индивидуальная,

парная,

фронтальная

Проверочная работа.  "Строение рыбы"

– Найдите карточки  с изображением рыб. Посмотрите и подпишите  те части, которые вы знаете.

Взаимопроверка.

- А что вы знаете о том, что едят рыбы?

- Как вы думаете, все ли рыбы одинаково питаются?

- Прочитайте  о способах питания рыб. (Стр. 13-14, читает ученик.)

- На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)

- Чем питается каждая группа рыб?

- С какой группой животных, уже знакомой нам, совпадает способ питания  рыб? (Насекомые.)  

В хрестоматии на стр. 75 прочитайте статью "Что едят рыбы?"

1 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к растительноядным.

2 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к хищным.

3 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к всеядным.

Проверка.  СЛАЙД 7

Дети записывают пятый вывод. 

Сравнение

– Продолжим нашу работу, откройте, пожалуйста, печатные тетради на стр. 8, №11.

– Прочитайте задание, выполните его.

 Проверка. СЛАЙД 8

- Большое разнообразие рыб существует в нашем мире. Некоторые названия очень  интересны.

(На доске слайды с изображением рыб, о которых рассказывают ученики) СЛАЙДЫ 9, 10

уметь  обобщать полученную информацию, использовать свой жизненный опыт.

Р:контроль собственных действий; 
П: 
использование извлеченной информации; 

Р: 
последовательная реализация поставленной задачи; 
П: 
использование извлеченной информации.

Физкультминутка.

Учитель называет животных. Если среди них дети слышат названия  насекомых - поворачиваются вправо, если названия рыб - влево.

5. Итог урока

Индивидуальная,

фронтальная

Знал(а) – Узнал (а)

 - Ребята, пришло время подытожить нашу работу. Перед  вами лежат рыбки трех цветов: красного, зеленого и жёлтого цвета. (С обратной стороны рыб таблица). Подумайте,  вспомните и заполните таблицу.

Знал(а) о рыбах

Узнал(а)

Обобщать полученную информацию

Р: определение и формулирование цели деятельности на уроке.
П: 
осуществление анализа и синтеза; 
К: умение
выслушивание других.

5. Домашнее задание

- Выясните, каких рыб можно встретить в водоемах Мордовии

Стр. 12 - 14, прочитать текст, запомнить выводы.

 Р.:  совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

6. Рефлексия

Выберите соответствующую рыбку (по цвету), оцените свою работу.

(Дети выбирают рыбку, оценивания свою работу: зеленый - "отлично", желтый - "хорошо", красный - " удовлетворительно").

К: адективно оценивать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по окружающему миру для 1 класса "Сад и огород"

Урок разработан для учащихся 1 класса специального коррекционного образовательного учреждения 1-2 вида. Урок подготовлен с применением образовательных и цифровых технологий....

Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).

Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 1 класса из цикла занятий "Школа мяча"

В данной методической разработке конспекта урока, представлена система игр и игровых упражнений с мячом, с использованием современных  образовательных здоровьесберегающих технологий, направленных...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 3 класса с использованием элементов современных здоровьесберегающих технолгий К.К.Утробиной, А.Н.Стрельниковой, Н.Н.Нежкиной.

Конспект урока  по физической культуре с использованием  элементов современных здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики А.Н, Стрельниковой, приёмов самомассажа К.К.Утробиной и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Методическая разработка конспекта урока для дошкольников 5-6 лет "Урок мира"

Данный материал подойдёт как для классных руководителей начальной школы, так и для воспитателей детских садов, а также для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов...