Здоровьесбережение при использовании ТСО в начальной школе
статья (4 класс) по теме

Соколова Елена Яковлевна

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Каждый учитель должен задавать себе вопрос:

«Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение при использовании ТСО на уроках в начальной школе

Требования СанПиН 2011

                                                                                    «Забота о здоровье ребёнка – это

                                                                                      не просто комплекс санитарно-

                                                                                      гигиенических норм и правил…

                                                                                     и не свод требований к режиму,

                                                                                     питанию, труду, отдыху. Это прежде

                                                                                     всего забота о гармоничной полноте

                                                                                     всех физических и духовных сил, и

                                                                                     венцом этой гармонии является

                                                                                     радость творчества»

                                                                                                      В.А.Сухомлинский

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Каждый учитель должен задавать себе вопрос:

«Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Это исходный фон.

В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка.

Урок - основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школых-зззззззззз.Гигиенически правильно организованный урок дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения и предупреждать преждевременное наступление утомления

Но нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние здоровья педагога, что в свою очередь оказывает влияние на состояние здоровья учащихся.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).

 Перед использованием ТСО, учащихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дисплея, другой техники.

Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля 

Именно в начальной школе - ввиду психологических особенностей младшего школьника - ТСО просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно- образное восприятие наших учащихся, требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и природоведения, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.

Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.)(Приложение)

 Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 раз в неделю.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 5 ( СанПиН 2011) 

 

При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым СанПиН.

Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат - мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся

 Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

Гигиенические требования

к оформлению и размещению компьютера

Экран монитора

Клавиатура 

Оформление изображения на экране 

 Расстояние 0,6-0,7 м от ученика

 Клавиши светло серого цвета с матовой поверхностью

 Размер символов по высоте не менее 3,1-3,8 мм

 Ниже уровня глаз на 5-100

 Сопротивление клавиш 0,25-0,5 Н

 Расстояние между строками не менее 1,55-1,9 мм

 Антибликовое покрытие

 Наклон клавиатуры 12-150

 Контраст между яркостью символов и фона не ниже 80%

 Рентгеновское излучение не более 10,8 мК Р/ч

 

 Изображение стабильно, без мерцаний и бликов

 Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм - не более 10 Вт/м2, в диапазоне 315-400 мм и в видимом диапазоне излучения 400-700 мм  - 0,1 Вт/м3

 

 Оптимальное сочетание цвета: темно-зеленый фон и белые знаки. Не более 7 цветов одновременно.

Рекомендуемая мебель для компьютерных классов

образовательных учреждений

 

Рост учащихся, см  

     Высота над полом, см

 Стол

Пространство

для ног

Стул 

 145-160

 640

 530

380 

 161-175

 700

 560

 420

 175

 760

 590

 460

После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления

. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. .И.п. - сидя, руки подняты вверх.

1 - сжать кисти в кулак

2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову

 1 - резко повернуть таз направо

 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

 Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища

1 - правую руку на пояс

2 - левую руку на пояс

3 - правую руку на плечо

 4 - левую руку на плечо

5 - правую руку вверх

6 - левую руку вверх

7 - 8 - хлопки руками над головой

9 - опустить левую руку на плечо

10 - правую руку на плечо

11 - левую руку на пояс

12 - правую руку на пояс

13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 – медленный.

Все вышесказанные требования изложены в документе «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 2011 год

Сегодня во многих школах имеются компьютеры, проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта техника призвана, чтобы акцентировать внимание учеников, усилить познавательный интерес, мотивацию к обучению. Но применять эти инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить здоровью ребенка.

В заключении хочется вспомнить восточную мудрость:

 «У кого есть здоровье – у того есть надежда.

У кого есть надежда – у того есть всё!»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" — Российская Газета

articles/508516/ 

Attachment.aspx?Id=31560

 http://internika.org/node/7029 

10.5. Технические средства обучения (ТСО) - Педагогика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровьесбережение на уроках в начальной школе"

В презентации содержится материал по здоровосберегающим технологиям....

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках в начальной школе...

"Здоровьесбережение. Песочная игротерапия в начальной школе".

Данная статья знакомит с Песочной игротерапией, с многогранным использованием данной технологии в начальной школе.Рассмотрен вопрос о включении Песочной игротерапии в комплекс работ по здоровьесбереже...

Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе

Здоровье человека, как известно, закладывается еще в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм ребенка в начальной школе требует бо...

Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

Выступление на педогогическом совете по теме "Физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастики как фактор здоровьесбережения на уроках в начальной школе"....

"Реализация здоровьесбережения на уроках в начальной школе"

В данной статье раскрывается суть здоровьесбережения и даются конкретные рекомендации по применению данного материала на уроках в начальной школе....