Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Татьяна Владимировна Лунёва

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии ФГОС. УМК "Школа России", автор А.А.Плешаков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx72.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙМИР

Автор А.А.Плешаков.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

—формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1)идея многообразия мира;

2)идея целостности мира;

3)идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».

9) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

10) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

11) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

13) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

14) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

1) Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3) Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4) Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5) Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.)

Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой)

1 класс

1

Задавайте вопросы!

1

  1. Контрольная работа за год -1.
  2. Проверочная работа  по разделу – 4.
  3. Нестандартные уроки – 13.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-сказка – 2.
  • Урок-игра – 3.
  • Урок-экскурсия – 2.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-путешествие – 2.

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

2 класс

1

Где мы живём?

4

  1. Контрольная работа за полугодие -2.
  2. Проверочная работа – 6.
  3. Нестандартные уроки – 14.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-игра – 2.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 1.
  • Урок-проект – 3.
  • Урок открытых мыслей – 1.
  • Урок-путешествие – 2.

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18

3 класс

1

Как устроен мир

6

  1. Контрольная работа за полугодие -2.
  2. Проверочная работа – 6.
  3. Нестандартные уроки – 14.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 2.
  • Урок-проект – 3.
  • Урок-семинар – 1.
  • Урок-путешествие – 3.

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия  по городам и странам

15

4 класс

1

Земля и человечество

9

  1. Контрольная работа -2.
  2. Проверочная работа – 6.
  3. Нестандартные уроки – 14.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 2.
  • Урок-проект – 3.
  • Урок-семинар – 1.
  • Урок-путешествие – 3.
  • Урок-взаимообучения-2.

2

Природа России

10

3

Родной край – часть большой страны

15

4

Страницы Всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру  на 2  класс 2016-17 учебный  год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.)

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

Где мы живем? - 4 часа

01.09

Родная страна.

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов  и флагов других стран; исполнять гимн России;

- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России;

- работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

06.09

Город и село. Проект «Родной город».

урок – проект

- Понимать учебную  задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать город и село;

- рассказывать о своём доме по плану;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- собирать информацию о выдающихся земляках;

- проводить презентацию с демонстрацией фотографий;

- оценивать свои достижения.

08.09

Природа и рукотворный мир.

- Различать объекты природы и  предметы рукотворного мира; работать в паре и группе;

 - классифицировать объекты окружающего мира;

- формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

13.09

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

Проверочная работа

 с самооценкой  № 1

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и достижения учащихся.

Природа - 20 часов

15.09

Неживая и живая природа.

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

20.09

Явления природы.

Как измеряют температуру?

Практическая работа №1

 «Измерение температуры»

-Работать в паре: различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений.

22.09

Что такое погода.

- Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа.

27.09

В гости к осени.

Экскурсия № 1

урок – экскурсия

- Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

29.09

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

- Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

- прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

04.10

Звёздное небо.

- Находить на рисунке знакомые созвездия;

- сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

- моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

- находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,  Интернете;

- оценивать результаты свои достижения на уроке, осуществлять самопроверку.

06.10

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа №2

«Знакомство с горными породами и минералами»

- Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы;

- работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах;

- формулировать выводы.

11.10

Про воздух и про воду.

- Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

- описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

- находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

13.10

Про воздух и про воду. Вода в жизни человека.

урок – игра

- Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

- описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

- находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

18.10

Какие бывают растения.

Практическая работа № 3

«Распознавание деревьев, кустарников и трав»

-Устанавливать по схеме различия между группами растений;

-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

- определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

20.10

Какие бывают животные.

- Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;

- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

25.10

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

- Устанавливать взаимосвязи в природе;

- моделировать изучаемые взаимосвязи;

- выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

- оценивать свои достижения.

27.10

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа № 4

«Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

- Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- осуществлять контроль и коррекцию;

- классифицировать культурные растения по определённым признакам;

- находить информацию о растениях;

- обсуждать материалы книги «Великан на поляне».

08.11

Дикие и домашние животные.

 - Сравнивать и различать диких и домашних животных;

- приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

- рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними.

10.11

Комнатные растения.

Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями»

- Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

- определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.

15.11

Животные живого уголка.

Практическая  работа № 6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка»

- Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

- осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

17.11

Про кошек и собак.

урок – викторина

- Определять породы кошек и собак;

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной  психологической атмосферы в доме;

- объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

22.11

Красная книга.

- Выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных;

- предлагать и обсуждать меры по их охране;

- использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

- подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

24.11

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или  Возьмём под защиту».

- Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

- предлагать аналогичные правила;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- извлекать информацию из различных источников;

- составлять собственную Красную книгу;

- презентовать Красную книгу.

29.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Проверочная работа с самооценкой  № 2

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Жизнь города и села - 10 часов

01.12

Что такое экономика.

- Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

- моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

- извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

06.12

Из чего что сделано.

- Классифицировать предметы по характеру материала;

- прослеживать производственные цепочки, моделировать их,  приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

08.12

Как построить дом.

- Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

- сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

- рассказывать о строительных объектах в своём селе;

- предлагать вопросы к тексту.

13.12

Какой бывает транспорт.

- Классифицировать средства транспорта;

- узнавать транспорт служб экстренного вызова;

- запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

15.12

Культура и образование.

- Различать учреждения культуры и образования;

- приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе.

20.12

Все профессии важны. Проект «Профессии».

урок – проект

- Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

- определять названия профессий по характеру деятельности;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по подготовке проекта;

- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

22.12

В гости к зиме.

Экскурсия № 2

урок – экскурсия

- Наблюдать над зимними погодными явлениями;

- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных;

- наблюдать за поведением зимующих птиц.

27.12

Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

Проверочная работа с самооценкой  № 3

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

29.12

 В гости к зиме.

Контрольная работа за первое полугодие.

Контрольная работа за первое полугодие.

- Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

- формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

17.01

Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или  Возьмём под защиту», «Профессии».

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Здоровье и безопасность - 9 часов

19.01

Строение тела человека.

- Называть и показывать внешние части тела человека;

- определять на муляже положение внутренних органов человека;

- моделировать внутреннее строение тела человека.

24.01

Если хочешь быть здоров.

- Рассказывать о своём режиме дня;

- составлять рациональный режим дня школьника;

- обсуждать сбалансированное питание школьника;

- различать продукты растительного и животного происхождения;

- формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

26.01

Берегись автомобиля!

Практическая работа №7

- Моделировать сигналы светофоров;

- характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- соотносить изображения и названия дорожных знаков;

- формулировать правила движения по загородной дороге.

31.01

Школа пешехода.

- Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

02.02

Домашние опасности.

- Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

- сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

07.02

Пожар!

- Характеризовать пожароопасные предметы;

- запомнить правила предупреждения пожара;

- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

- рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

- находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

09.02

На воде и в лесу.

- Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

- запомнить правила поведения во время купания;

- различать съедобные и ядовитые грибы;

- находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

- определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

14.02

Опасные незнакомцы.

урок открытых мыслей

- Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

- предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

- моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

16.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

Проверочная работа с самооценкой  № 4

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Общение - 7 часов

21.02

Наша дружная семья.

- Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

28.02

 Проект «Родословная».

урок – проект

- Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

- отбирать фотографии из семейного архива;

- составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект.

02.03

В школе.

- Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения;

- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

07.03

Правила вежливости.

- Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

09.03

Ты и твои друзья.

урок, который ведут ученики

- Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

- обсуждать правила поведения за столом;

- формулировать правила этикета в гостях.

14.03

 Мы – зрители и пассажиры.

- Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

16.03

Оценим себя и свои достижения.

Проверочная работа с самооценкой  № 5

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Путешествия - 18 часов

21.03

Посмотри вокруг.

урок – игра

- Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- анализировать текст учебника;

- формулировать вывод о форме Земли.

23.03

Ориентирование на местности.

Практическая работа № 8

- Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы;

- осваивать приёмы ориентирования по компасу;

- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

04.04

Ориентирование на местности.

- Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

06.04

Формы земной поверхности.

- Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

- сравнивать по схеме холм и гору;

- характеризовать поверхность своего края.

11.04

Водные богатства

- Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

- составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».

13.04

В гости к весне

Экскурсия №3

урок – экскурсия

- Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

18.04

В гости к весне

- Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

- знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

- наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

20.04

Россия на карте

- Сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

- осваивать приёмы чтения карты;

- учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

25.04

Проект «Города России».

- Распределять обязанности по выполнению проекта;

- в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

- составлять презентацию своего исследования;

- презентовать свои проекты.

27.04

Путешествие по Москве.

- Находить Москву на карте России;

- знакомиться с планом Москвы;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

- отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

02.05

Московский Кремль.

урок – путешествие

- Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

- находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

04.05

Город на Неве.

- Находить Санкт-Петербург на карте России;

- знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

- отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

11.05

Путешествие по планете.

урок- путешествие

- Сравнивать глобус и карту мира;

- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

16.05

Путешествие по материкам.

- Находить материки на карте мира;

- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

18.05

Страны мира. Проект «Страны мира».

- Сравнивать физическую и политическую карты мира;

- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- готовить сообщения о выбранных странах;

- подбирать фотографии достопримечательностей.

23.05

Впереди лето.

урок – викторина

- Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

25.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

Проверочная работа с самооценкой  № 6

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

30.05.

Контрольная работа за второе полугодие. Презентации проектов. «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Контрольная работа за второе полугодие.

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"

В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....