авторская модифицированная программа для начальной школы "Удивительный город детства моего"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Марина Николаевна Кобец

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей школьного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Цель педагогической работы – зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudgor.docx60.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 695 «РАДУГА»

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА

г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Модифицированная (авторизованная) программа

 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО»

для детей в возрасте от 7до 10лет.

Учитель начальных классов – Кобец Марина Николаевна.

Актуальность:

   «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

 В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И очень важно передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного города, его настоящей жизни. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей школьного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Цель педагогической работы – зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре.

Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Любить Родину – значит знать её.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний, дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка.

Именно поэтому в основу разработанной нами программы положен системно-деятельный подход, который дает детям возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что мы хотим до них донести. Тематика занятий не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания старших дошкольников; она лишь является основой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

Цель работы:

Вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды деятельности, способствующие:

  • воспитанию у дошкольников чувства любви и уважения к родному городу, гордости за него;
  • развитию познавательных интересов и исследовательской деятельности;
  • формированию норм социального поведения;
  • развитию творчества и продуктивных видов деятельности.

Задачи:

  • Поддерживать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, экспериментировать, выдвигать гипотезы и проверять собственные предположения на практике.
  • Обеспечивать детям  выбор материалов и средств деятельности.
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
  • Поощрять детей воплощать в художественном творчестве свои представления, чувства, переживания, поддерживать личностное творческое начало.
  • Развивать  коммуникативные навыки и доказательную речь.
  • Обеспечить конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.

Реализация  задач программы, основываться на следующих принципах:

  • принцип научности - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.
  • принцип реалистичности и доступности - предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; предусматривает осуществление краеведческой работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • принцип деловитости и занимательности - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.
  • принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • принцип последовательности - заключается в постепенном повышении требований в процессе краеведческой деятельности.
  • принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно -образовательной работы.
  • принцип диалогического общения - как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
  • принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности - развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Работа по ознакомлению дошкольников с историей родного края   проводится в определенной последовательности:

                                         

Программный материал  позволяет, используя краеведческие материалы, знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры города Пушкина. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей группы, воспитатели сами определяют объем и содержание знаний, которыми должны овладеть дошкольники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. 

 В зависимости от возраста детей, содержание конкретизируется в более мелких темах. Темы различны по объему познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту. Основное содержание каждой темы реализуется в форме специально организованных занятий (2 занятия в месяц), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получали через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приемы. Большая роль в реализации данного проекта отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Использование дидактических, подвижных, настольных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр с детьми помогает формировать соответствующие знания и навыки.

Работа по каждой теме включает:

- специально организованную деятельность;

- совместную деятельность:

  • игровую,
  • познавательную,
  • трудовую,
  • художественную;

         - самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.

В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу.

Все предлагаемые в данной программе темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города. Программный материал позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Деятельность каждого ребёнка направлена на достижение намеченного результата. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали.

Для осуществления данной программы используются  современные методы  ознакомления  детей с окружающей действительностью:

Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова)

Методы повышения эмоциональной активности

 (С.А. Козлова)

Методы и приёмы установления связей между различными видами деятельности

 (С.А.Козлова)

Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьякова)

Методы ТРИЗ

Элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач; экспериментирование и опыты.

Игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры – драматизации; сюрпризные моменты; элементы новизны; юмор и шутка.

Прием предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности; перспективное планирование; использование в одном виде деятельности приемов и навыков, полученных в других видах деятельности; беседа; метод опосредованного переключения детей на другую деятельность.

Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);

прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее);

игровые примеры;

юмор, шутка; детское экс-перементирование;

проблемные ситуации и задачи; вопросы, задаваемые детьми; неясные знания, догадки, предположения.

Метод проб и ошибок (МП и О);

метод противоречий; метод морфологического анализа (МА); метод фокальных объектов; метод мозгового штурма;

метод контрольных вопросов; оператор РВС; системный оператор (СО); ресурсы; моделирование

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап

  1. Сбор, анализ и систематизация информации по данной теме.
  2. Определение целей и задач, исходя из интересов и потребностей детей.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию программы.
  4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации программных задач.
  5. Обращение за рекомендациями к специалистам.

Основной этап

  1. Разработка и апробация содержания программы (разработка конспектов занятий, структуры мероприятий по каждой теме).
  2. Проведение мероприятий в группе в соответствии с тематическим планированием.
  3. Взаимодействие со специалистами ДОУ и других заинтересованных  организаций по реализации мероприятий.
  4.  Построение конструктивного взаимодействия с родителями

Заключительный этап

  1. Выставки продуктов детской деятельности.
  2. Проведение досугов, развлечений, праздников.
  3. Создание музейной экспозиции в группе.
  4. Презентация книги "Любимое место нашей семьи в родном городе".
  5. Подведение итогов работы.
  6. Подборка мультимедийных презентаций.

Условия реализации программы

Система ознакомления с городом

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Программы, методические пособия

  •  Программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой
  • Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) - СПб, 2000
  • Саркисова Т.С. «Удивительный город (Царское село – город Пушкин)- СПб, 1993г

Задачи  каждой возрастной группы

  1. Формировать способность к самопознанию как члена семьи, члена коллектива.
  2. Формировать чувство уверенности, умение сопереживать, доброжелательность.
  3. Формировать умение ориентироваться в группе, в детском саду.

 

-Знакомить  с городом Пушкин район возле детского сада (вокзал, привокзальная площадь, прилегающие улицы, главная улица города)

- Воспитание гордости «Я-царскосел!»

-Знакомить с городом Пушкин (постройки, улицы, парки)

-Воспитывать положительно-созидательное отношение ко всему окружающему и себе

-Формировать осознание ценности памятников культуры и искусства

-Формировать знания о памятниках, достопримечательностях города

-Знакомить с историей Царского Села через судьбы  знаменитых людей России

-Расширять и закреплять представления о городе, его архитектуре

Формы  и средства

- практические: дидактические игры; подвижные  игры; творческие игры; трудовая деятельность в природе; опытническая деятельность; продуктивная деятельность.

- наглядные: рассматривания; наблюдения; прогулки; экскурсии по территории детского сада и вне ее; просмотр видеозаписей о родном крае

- словесные: беседы; рассказ воспитателя; рассказ из личного опыта; ознакомление с художественной литературой

- целесообразно использовать такие методические приемы, как: сравнение; вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю,  использование художественных средств.

Результат: повышенный интерес к достопримечательностям «малой родины» - города Пушкина и, как следствие, желание узнавать больше о  других городах России, мира.

Перспективное  планирование работы по краеведению

с детьми второй младшей группы  по теме «Моя семья – моё богатство»

Цель. Воспитание интереса и любви к городу, в котором мы живём.

Задачи.

  1. Формировать способность к самопознанию как члена семьи, члена коллектива.
  2. Формировать чувство уверенности, умение сопереживать, доброжелательность.
  3. Формировать умение ориентироваться в группе, в детском саду.

Месяц

Тема

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Участие родителей

Итог, результат работы

Сентябрь

Давайте познакомимся!

Д/и «Узнай по имени»

Д/и «Назови ласково»

Школа «Молодых родителей»

Выпуск фотоальбома группы «Пчёлка» Оформление портфолио «Моя семья»

Октябрь

Я и мое имя

 Д/ «Полное и неполное имя»

Д/и «Назови ласково»

Изготовление именных карточек на шкафчики»

Ноябрь

моя семья

С/р «Семья»

Пальчиковые игры «Семья» и др.

Д/и «Чья мама»

д/и «Чьи вещи»

Рисование «Моя семья»

 Праздник «Мамочка любимая моя»

Декабрь

Традиции моей семьи

С/р игра «Отмечаем праздник»

Муз.игра «Мама пироги печет»

Новогодний утренник , выпуск мини-газет «Праздник в моей семье», «Как я провожу выходные дни»

Январь

Бабушки и дедушки

С/р «В гостях у бабушки»

д/и «Чьи вещи»

Составление генеалогического древа «Моя семья»

Февраль

Моя группа

д/и «Режим дня»

знакомство со схемами и опорными сигналами «Мытье рук», «Правила поведения в группе» и др.

Лепка «Моя любимая игрушка»

Спортивное развлечение «Мама, папа и я – спортивная семья»

Март

Мой любимый детский сад

С\Р игры «Детский сад», «Повар», «Врач» и др

д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др.

Совместное развлечение «Моя мама – лучше всех», аппликация «Открытка для мамы»

Апрель

Мой адрес

п/и «автомобиль»

д/и «найди и назови», «разрезные картинки» и др

Составление маршрута от дома до сада

Май

Мониторинг знаний  

Перспективное  планирование работы по краеведению                                                                                                                с детьми средней группы  по теме «Мой район»

Цель. Создание условий для возбуждения познавательного интереса к городу Пушкину, восхищение им.

Задачи. 

1.  Познакомить  с названиями улиц города

2. Знакомство с вокзалом и  главной улицей города.

3. Значение разных профессий и профессий родителей.

Месяц

Тема

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Участие родителей

Итог, результат работы

Сентябрь

Моя семья

с/р «Семья»

пальчиковые игры «Семья» и др.

д/и «Чьи вещи

Изготовление визитной карточки «Моя семья

Создание макетов

«Здание вокзала»

«Привокзальная площадь»

Оформление альбомов

«Улицы нашего города»

Октябрь

Софийский бульвар – улица, на которой стоит наш детский сад

д\и «Собери картинку», «Чего не стало», «Продолжи описание», «Закончи предложение» и др.

Рисование «Листопад»

Коллективный коллаж «Софийский бульвар»

Экскурсия «В гости к золотой осени»

Ноябрь

Улица,  на которой я живу

д/и «Где я живу?», «Чей дом?»

«Найди и назови», «Разрезные картинки» и др

Аппликация «Моя улица»

Декабрь

Улицы родного города (микрорайона)

д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию»

Экскурсии по улицам: Широкая, Привокзальная

Январь

Февраль

Достопримечательности, расположенные в микрорайоне

д\и «Собери картинку»,  «Найди отличия»

игра «Заколдованный город»

Рисование «Что больше всего запомнилось»

Посещение вокзала, близлежащих памятников

Март

Апрель

Витебский вокзал – Царское Село (первая железная дорога)

С - Р.И. «Железнодорожники» д/и «Найди отличия», «Узнай по описанию»

Конструирование железнодорожных путей и железнодорожной станции

Поездка на электричке.

Посещение Витебского вокзала.

Рассмотреть с детьми паровоз и вагоны.

Май

Мониторинг знаний

Перспективное  планирование работы по краеведению с детьми старшей группы  по теме «Удивительный город детства моего»

Цель. Воспитание у детей уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города.

Задачи. 

  1. Формировать эстетическое и нравственное восприятие города.
  2. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию, пробудить ответственность за его судьбу.
  3. Формировать основы городской культуры. 

4.   Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой город, любви к прекрасному.

Месяц

Тема

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Участие родителей

Итог, результат работы

Сентябрь

Как возник наш город Дворцовая слобода

д/и «Узнай и назови»

мозаика «Герб города»,

д/и «Собери и назови»

Рисование по впечатлениям

Посещение Историко-литературного музея города Пушкина

Создание мини музея «Мой город»

Альбом фотографий «Ворота» (постройки из различных видов конструктора)

Возложение цветов к монументу «Ополченцы»

Альбом фотографий «Сказочный дворец» (постройки из различных видов конструктора)

макета «Город будущего»

Октябрь

Садовая - первая улица города

д/и «Найди и назови», «Разрезные картинки» и др

д/и Тематические кубики

Экскурсия-прогулка

Ноябрь

«От кареты до ракеты…»

д/и «Раз, два, три собери», «Разрезные картинки», «Найди отличия»

Совместная конструктивная деятельность «карета»

Интерактив «Дворцовый экипаж»

Декабрь

Ворота нашего города

д/и  «Узнай и назови»

д/и «Путешествие по Царскому Селу»

Ворота, такие разные» (конструктивная деятельность)

Эксурсия-путешествия «Ворота нашего города»

Январь

«Героическое прошлое Царского Села»

д/и  «Узнай и назови»

д/и «Путешествие по Царскому Селу» Разрезные картинки «Памятники, возрождённые из руин и пепла»

Составление рассказа о героях в моей семье

Посещение Историко-литературного музея города Пушкина

Февраль

Екатерининский дворец

Конструирование «Создай свой дворец»

д/и  «Царскосельская мозаика» (по залам Екатерининского дворца)

Сказочный дворец (пластилинография)

Игра-путешествие «В стране сказок»

Посещение Екатерининского дворца

Интерактив «В гостях у сказочной феи»

Март

Екатерининский парк

Д.И. «Узнай и назови»

Д.И. «Путешествие по Царскому Селу»

Д.И. «Царскосельская мозаика»

Создание своего вензеля (рисование)

Экскурсия в Екатерининский  парк

Апрель

Александровский дворец и  парк

Д.И. «Узнай и назови»

Д.И. «Путешествие по Царскому Селу»

Д.И. «Царскосельская мозаика»

Весенний пейзаж (гравюра на картоне) Интерактив «На детской половине»

Посещение Александровского дворца и парка

Май

Мониторинг знаний

Перспективное  планирование работы по краеведению с детьми подготовительной группы  по теме «Царское Село – жемчужина России»

Цель. Обогащение и закрепление знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах.

 Задачи. 

  1. Формировать у детей потребность в получении новых знаний о родном городе, научить видеть и понимать красоту и величие своего города.
  2. Вызвать интерес к новой информации и желание "добывать" сведения об известных и незнакомых культурных и исторических ценностях родного города.
  3. Развивать у детей инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению.
  4. Развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.

Месяц

Тема

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Участие родителей

Итог, результат работы

Сентябрь

Осень в Царском Селе Памятники А.С.Пушкину в нашем городе

д/и «Узнай и назови», кроссворды, ребусы

Осенний пейзаж (гравюра на картоне)

Экскурсия к памятнику А.С.Пушкину у Египетских ворот, в Лицейском садике

Посещение парков

Конкурс чтецов Стихи А.С.Пушкина об осени

Составление альбома-путеводителя «Любимый уголок нашей семьи в родном городе»

Альбом «Город, в котором мы

живем» (фотографии и рассказы о родном городе)

Театрализованный досуг «Карнавал в Царском Селе»

(июнь)

Октябрь

Императорский Царскосельский Лицей

19 октября – День Лицея

Лицейское братство

д/и «Собери герб лицея»

«Объясни значение», кроссворды, ребусы

Викторина «Царскосельский Лицей»

Ноябрь

Лицейские места

д/и «Узнай и назови»

д/и «Путешествие по Царскому Селу»

д/и«Царскосельская мозаика»

Составление рассказа и рисование  по впечатлениям о посещении Лицея

Экскурсия в Царскосельский Лицей Посещение экскурсии

Декабрь

Сказки А.С.Пушкина

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Д.И. «Из какой сказки?» (предметы, отрывки из сказок)

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина

(выставка работ)

Сочинение сказки

«Вечер пушкинских сказок» (театрализованный досуг совместно с родителями)

Создание «Книги сказок» (создание совместно с родителями иллюстраций к сказкам)

Январь

Экскурсия

Дача Китаевой

Февраль

Зима в Царском Селе

«Взятие снежной крепости» (развлечение на улице)

Зимний пейзаж

(выставка детских работ)

Прогулки с детьми по заснеженным паркам

«Парк, воспетый поэтом…»

Март

Знаменитые люди нашего города

Д.И. «Узнай и назови»

Д.И. «Путешествие по городу»

Д.И. «Мой город»

Д.И. «Царскосельская мозаика»

 Фотоколлаж «Знаменитые люди нашего города»

 Встреча с интересными людьми, внесшими вклад в развитие города»

Апрель

Современный город

«Город будущего»

(постройки из различных видов конструктора)

Краеведческая - игра «Удивительный город»

Рассказ родителей и ребенка о любимом уголке родного города.

Изготовление макета «Город будущего»

Составление рассказов «Каким я вижу родной город в будущем»

Традиции Царского Села

Д.И. «Узнай и назови»

Д.И. «Путешествие по Царскому Селу»

Д.И. «Царскосельская мозаика»

Д.И. «Мой город»

Изготовление карнавальных костюмов

Организация выставки «Карнавальных костюмов»

Май

Мониторинг знаний

Планируемые результаты освоения программы

К концу 2 младшей группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.

1. знает свое имя, возраст, пол

2. называет членов своей семьи, их имена

3. знает название своего города

К концу средней  группы дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.

1. знает свое имя, фамилию, возраст, имена членов своей семьи

2. знает семейные традиции

3.  знает свой домашний адрес, название города в котором живет

К концу  старшей  группы   дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.

1. знает свое имя, отчество и фамилию, имена и отчества родителей

2. может рассказать об улице, на которой живет

3. может рассказать о своем родном городе, назвать главные улицы города

К концу  подготовительной группы  дети должны владеть следующими знаниями и представлениями.

1. знает как называется наша страна

2. знает как называется город, в котором ты живет

3. знает кто основал наш город. Сколько городу лет

4. может назвать  главные улицы и площади  

5. знает как называется улица, на которой живет. Почему она так называется

6. может назвать памятники,  знаменитым людям, прославившим наш город

Используемая литература:

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (пособие по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе) 2007,М., ООО «Издательство Скрипторий 2003»
  2.  «Мой родной дом» составитель Н.А. Арапова-Пискарева, М.,2004
  3. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников (из опыта работы).  Блоки: «Здравствуй, это я», «Вместе дружная семья» (средняя, старшая, подготовительная группы) – гербы, родословная, малая родина и т.д. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 1, 2007, с. 38.
  4. Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста. (ж-л «Справочник старшего воспитателя» № 2, 2007, с. 4)
  5.  «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской, творческий центр «Сфера», М., 2003