Технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Каледина Лариса Григорьевна

Класс: 3 класс

УМК: Школа 2100

Предмет: Окружающий мир

Тема: Я – гражданин России.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении раздела «Современная Россия». Часть 2 «Мое Отечество»

Цели:

1.      Ознакомить учеников с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами. Ознакомить с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.

2.       Создать условия для определения понятий «гражданин», «права», «обязанности»; сравнения современной карты Российской Федерации и карты СССР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.rar31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Каледина Лариса Григорьевна

Класс: 3 класс

УМК: Школа 2100

Предмет: Окружающий мир

Тема: Я – гражданин России.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок в изучении раздела «Современная Россия». Часть 2 «Мое Отечество»

Цели:

  1. Ознакомить учеников с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами. Ознакомить с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.
  2.  Создать условия для определения понятий «гражданин», «права», «обязанности»; сравнения современной карты Российской Федерации и карты СССР

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научатся:

- объяснять значение понятий «государство», «демократия», а так же правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан.

- получат возможность научиться участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.

Совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы (задачи); в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы,  умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре и в группах.

Оценивают жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учатся отделять поступки от самого человека; объясняют с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І 

Организационный

момент

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

- Сегодня мы начинаем изучение раздела «Современная Россия».

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II

Актуализация знаний.

Беседа на тему «Советска Россия».

- Перечислите по порядку разные времена в истории нашего государства.

- Каких успехов в науке добился советский народ в послевоенное время?

- Какими успехами своей страны гордились советские люди?

- О каких профессиях мечтали ваши сверстники в СССР?

Организует беседу по вопросам.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои выводы.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

III

Формулирование проблемы, планирование деятельности

– Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Прочитайте, что написано на обложке свидетельства о рождении. (Один из учеников читает вслух – СССР.)

На доске появляется запись:

Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР.

– Прочитайте, что написано на обложке паспорта. (Один из учеников читает вслух – Российская Федерация.)

На доске появляется запись:

Паспорт выдан гражданину Российской Федерации.

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт – гражданину другого).

– Какой возникает вопрос?

– Посмотрите на Реку времени на с. 26–27. Что вы заметили? Какие у вас будут предположения по проблеме урока? (Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР. 1991 г.». Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются, начинаются времена «Современная Россия». Можно предположить, что государство СССР распалось, а новое государство стало называться Российская Федерация (как написано на паспорте). Возможно, будут и другие предположения.)

– Составим план урока.

План (примерный)

Учитель вместе с детьми составляет план.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

- Сформулируйте тему и цели урока.

(Перед началом урока раздать ксерокопии обложек свидетельства о рождении советского образца и российского паспорта (по одной на парту или группу).

Проблему урока учитель записывает на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

Создает условия для того, чтобы ученики самостоятельно составили план решения проблемы.

На основе актуализации знаний составляет вместе с детьми план.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?

Дети формулируют тему и цели урока. Отвечая на наводящие вопросы учителя, составляют план решения проблемы.

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других, доносить свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока;

III

Поиск решения проблемы (совместное открытие знаний).

1. Изменения в государстве (СССР –> РФ).

– Посмотрите на карту на с. 95 учебника. СССР – это одно государство или много? (Одно.) Какую схему мы использовали для обозначения СССР? (Ученики вспоминают схему-дом).

Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик.)
Какая республика была самой большой? (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика).

Итак, до 90-х годов XX века наши старшие родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.

– Посмотрите на карту на с. 111. Что изменилось? Найдите в тексте после карты, как расшифровывается аббревиатура СНГ.

Ученики перечисляют ряд признаков, среди которых необходимо отметить, что:

– бывшие республики СССР стали отдельными государствами (в том числе и РСФСР);

– не все бывшие республики вошли в состав СНГ (только 12 из 15).

– Жителями какого государства мы теперь являемся? (Жителями России, Российской Федерации.) Какой схемой мы обозначим современную Россию? (Рисуем схему-дом, аналогичную схеме СССР, только чуть меньше.) Остальные государства разместим рядом. Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.

– О чём вам говорит слово «содружество»? (Ученики отвечают.) Как вы думаете, с какой целью государства объединились в содружество? (Ученики высказывают предположения.)

– В тексте на с. 110 учебника найдите, когда произошли эти изменения в жизни нашего государства. Подумайте, чем ещё можно дополнить схему, чтобы показать, что связь между народами осталась.

Ученики находят дату – 1991 г., предлагают каким-то образом объединить государства на рисунке. Учитель вносит дополнения в схему. В итоге должен получиться примерно такой рисунок:

2. Государственные символы современной России.

Практикум .

3. Обновленному государству – обновленные законы (Конституция 1993 г.).

– Русский поэт Некрасов написал такие строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что значит быть гражданином своего государства?

Проверка предположений проводится по фрагменту «…гражданином быть обязан» до слов «…обязан их знать».

– Мы выяснили, что в 1991 г. наше государство изменилось. А законы могут остаться прежними?

Проверка предположений проводится по фрагменту «…гражданином быть обязан» от слов «Ну а если…» (с. 113, абзац о Конституции 1993 г.)

4. Групповая игра «Узнай свои права».

Таким образом, многократное повторение позволит лучше запомнить основные права граждан России.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

1. Знакомит с текстом учебника.

Организует работу по ознакомлению с текстом учебника о определению стран СНГ на карте.

С помощью беседы создает условия для решения проблемы урока.

2. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию, делает уточнения по теме урока.

3. Проводит физкультминутку.

Создает условия для того, чтобы ученики самостоятельно пришли к выводу.

Проводит беседу по вопросам.

Используя различный раздаточный материал, учитель проводит практикум

«Государственные символы современной России».

Учитель делит класс делится на группы, каждой из которых раздаёт список основных прав граждан России: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на свободу слова, право на образование, на труд, на отдых, на медицинское обслуживание.

Читают текст, отвечают на вопросы, сравнивают свои выводы с предложенным вариантом авторов учебника.

Смотрят презентацию.

Выполняют физические упражнения.

На основе актуализации знаний совместно с учителем составляют план.

Находят ответы по иллюстрации учебника.

Делают выводы и сравнивают с выводами авторов.

- ученики тренируются узнавать государственные символы современной России среди символов других стран;

– ученики пробуют объяснить значение элементов современного герба, цветов флага России;

– ученики сравнивают тексты гимна СССР и современного гимна России.

Каждая группа должна выбрать, какое право она будет показывать. После чего по очереди каждая группа без слов должна показать выбранное ими право, а остальные участники игры – отгадать.

Личностные:

определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии народов, культур и религий, самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; работают по плану, сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя; вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и рассказа учителя; добывают новые знания: извлекают новую информацию, представленную в разных формах (схеме, иллюстрациях); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своей Родине; сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.

Коммуникативные: доносят свою точку зрения до других: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы; слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения.

IV

Самостоятельное применение знаний

1. Работа в группах.

 – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

2.Беседа по вопросам 1–8 после текста. (Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом).

3.Работа в рабочей тетради.

Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1. Оказывает помощь, чтобы ученики пришли к правильному выводу, что  гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками.

2.Поясняет задания, оказывает индивидуальную помощь и контроль.

3.Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.

1. Совещаются в группах, представители от групп выражают свой вариант решения проблемы.

Самостоятельно выполняют задания в рабочих тетрадях.

Проводят самооценку работы.

Регулятивные: развивают умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют познавательную и личностную рефлексию. Ориентируются в учебнике и тетради.

Коммуникативные: доносят свою точку зрения до других: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы; слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения; договариваются с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы.  

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск информации (из материалов учебника, рассказа учителя).

V

Итог урока.

Рефлексия.

-Какими символами современная Российская Федерация отличается от других государств?

- Для чего гражданам государства необходимо знать и соблюдать Конституцию?

- Перечислите известные вам права и обязанности граждан России.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Проводит беседу по вопросам.

Побуждает к умозаключениям по теме урока.

Побуждает к анализу урока, к самоанализу.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Домашнее задание

Обязательное задание для всех:

1. Прочитать Тему 3 в учебнике.

2. Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе.

По желанию творческое задание:

1. Нарисуй, какой ты видишь свою Родину.

2. Подбери пословицы, связанные с понятием «Родина».

Обязательное задание для всех:

1. Прочитать Тему 22 в учебнике.

2. Выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 22, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. По желанию творческое задание:

– Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, ты можешь объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой с рассказом о твоих приключениях.

Организует, конкретизирует и контролирует запись домашнего задания.

Самостоятельно записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...