конспект урока по окружающему миру "Откуда берется снег и лед"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойства снега и льда.

 Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.

Определить значение снега и льда для человека.

Показать необходимость в самостоятельном поиске информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

Предмет: Окружающий мир

Тема: « Откуда берутся снег и лёд?»

Тип урока: Урок постановки учебной задачи.

Цель: познакомить со свойствами снега и льда; продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений; формировать экологическую культуру учащихся.

Задачи:

1. Путем практического исследования и моделирования природных

объектов и явлений вывести свойства снега и льда.

2. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.

3. Определить значение снега и льда для человека.

4. Показать необходимость в самостоятельном поиске информации.

Планируемые результаты:

ЛУУД: самообразование: развитие познавательных интересов, самоопределение

ПУУД: умение осуществлять анализ объектов ,овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, умения структурировать знания, умения осознано и произвольно строить речевые высказывания ,рефлексия, обшеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

РУУД: целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий ,адекватно воспринимать оценку товарища, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,  умения в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания, умение формулировать собственное мнение, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Оборудование:

  1. Конверт с загадками (конверт украшен снежинками),
  2. Снеговик – рисунок; бумажные снежинки;
  3. Карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный, тает, вода.
  4. Форма для льда; стаканы со снегом, стаканы со льдом;
  5. Листы цветной бумаги;
  6. Молоток.

Ход урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадки:

                Без досок, без топоров

                Через речку мост готов.

                Мост – как синее стекло:

                Скользко, весело, светло.  (лёд)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (снег)

II. Актуализация знаний (звучит музыка из цикла Чайковского  «Времена года» - Январь).

                          Наступили холода

                          Обернулась льдом вода

                          Длинноухий зайка серый

                          Обернулся зайкой белым

                          Перестал медведь реветь

                          В спячку впал в бору медведь

                          Кто скажет, кто знает,

                          Когда это бывает?

 «картина зимы»

        - Назовите, ребята, зимние месяцы

        - О каком из них так говорят?

        /Год кончает, зиму начинает (декабрь)

        /Зиму замыкает, а новому сезону дорожку показывает (февраль)

        - А какой это новый сезон после зимы наступит?

        /Году начало, а зиме середина (январь)

        - А какой сейчас месяц?

        III. Работа над новым материалом

1. Вступительная беседа:

      -Кто сегодня принёс нам конверт с загадками? Отгадайте.

Меня не растили,

 Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза-угольки,

Руки-сучки.

Холодный, большой-

Кто я такой?              (Снеговик)

Появляется рисунок  Снеговика с конвертом со снежинками.

А в конверте – загадки.

«…….»

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.      (снег)

                                            Рыбам зиму жить тепло:

                                            Крыша – толстое стекло.     (лёд)

Появляются карточки:     СНЕГ  и  ЛЁД.

Откуда же берутся  СНЕГ и ЛЁД?

Снеговик предлагает нам помочь ему  изучить свойства снега и льда.

  1. Практическая работа.     (учебник с.46)

На доске карточки -  слова-помощники:

ТАЮТ      ВОДА    БЕСЦВЕТНЫЙ    ПРОЗРАЧНЫЙ    ХРУПКИЙ

Работа проводится по заданиям учебника .

Учитель сам проверяет лёд на хрупкость, разбив его молотком.

*Рассмотрите снег и лёд . Попробуйте из снега сделать горку, А ямку?

А теперь тоже самое со льдом.

Что вы заметили?

Значит, снег рыхлый.

Проверим лёд на хрупкость.

Лёд  хрупкий.

*А теперь проверим  второе свойство.

Какого цвета снег?  А лёд? Сравните его с листами цветной бумаги.

Что заметили?

Снег белый, а лёд прозрачный.

*А теперь положите  снег в один стакан с водой, а лёд в другой стакан с водой.  Что вы заметили? Что происходит со снегом и льдом?

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

А почему же снег и лёд зимой на улице не тают?

Верно, Зимой на улице холодно. Даже муравьишке  пришлось тепло одеться.

У каждого из вас лежат на парте по два  листочка.  Нужно отметить свойства снега и льда.

 ЛЁД                                                 СНЕГ

  1. Хрупкий                                   1. Хрупкий
  2. Тает                                           2. Тает
  3. Белый                                       3. Белый
  4. Рыхлый                                    4. Рыхлый              
  5. Прозрачный                             5. Прозрачный
  6. Без запаха                                 6. Без запаха
  7. Бесцветный                              7. Бесцветный
  8. Непрозрачный                         8. Непрозрачный

Делаем выводы:

(На доске под карточками СНЕГ и ЛЁД появляются  соответствующие признаки).:

 

       СНЕГ                                                             ЛЁД

БЕЛЫЙ                                                          БЕСЦВЕТНЫЙ

НЕПРОЗРАЧНЫЙ                                        ПРОЗРАЧНЫЙ

РЫХЛЫЙ                                                      ХРУПКИЙ

ТАЕТ                                                              ТАЕТ

БЕЗ ЗАПАХА                                                 БЕЗ ЗАПАХА

 Снеговик благодарит вас за работу и дарит  снежинки тем, кто  правильно выполнил работу.

3. Работа в тетради

с. 20 №2

-Отгадайте загадку:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.        (снежинка)

Какие красивые снежинки подарил нам Снеговик! Рассмотрите их.

Сколько лучей имеет каждая снежинка?        (шесть)

Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Нужно ему помочь! Дорисуйте.

с.20 №3

Что построили ребята на рисунке? А вы строили  крепости из снега?

Представьте, что это ваша крепость. Дорисуйте её!

А что можно ещё слепить из снега? Нарисуйте!

Учащиеся показывают свои рисунки.

Физкультминутка

Солнце небо греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом белоснежным серебром.

IV.Рефлексия деятельности

1. Беседа о том  откуда берутся снег и лёд.

-Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?

-Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд  при таянии превращаются в воду).

-Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует?  (лёд)

-Где вы видели лёд? (На реке, в луже)

-Можно ли дома увидеть  лёд? Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру).

-Рассмотрите рисунок на с.47, внизу. Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру. (демонстрируется форма для льда)

-А когда из воды образуется  снег? (Зимой. Это снежинки, которые падают с неба)

Снежинки образуются высоко над землёй, в облаках. Когда их накапливается в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.

2. Работа по учебнику (с.47)

-Прочитайте загадки. Отгадайте.

-Прочитайте вывод, с которым нас хочет  познакомить Мудрая Черепаха. (с. 47)

-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?  (Для художника снежинка – это девушка. Она очень красивая, весёлая).

-Придумайте загадку о снежинке, сказку. Нарисуйте свою девочку-снежинку.  

-А кого ещё изобразил художник? (На веточке сидят снегири.)

-Когда к нам прилетают снегири? (Зимой)

-А что ещё нам показывает Мудрая Черепаха?

-Отгадайте загадку:

                                     Я живу под самой крышей,

  Даже страшно глянуть вниз.

                                     Я могла бы жить и выше,

                     Если б крыши там нашлись.   (Сосулька)

-Где вы видели сосульки?

-Когда они появляются?

-Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)

-А какое явление природы  можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы мсможете ответить на вопрос.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин  Нина,

У неё теперь ангина.  (град)

Конкурс «Отгадай-ка»

  1. С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними  скроется

Чёрная земля.    

                          Много-много звёздочек-

                         Тонких, как стекло.

                         Звездочки холодные,

                          А земле тепло.    (Снежинки)

  1. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идёт.     (Снег)

  1.                          На всех садятся

                             Никого не боятся.     (Снежинки)

  1. По снегу покатите – я подрасту.

На костре согрейте – я пропаду.      (Снежный ком)

(Победители получают приз от Снеговика – его портрет.)

 V.Итог урока:

-Назовите основные свойства  снега и льда.

-Что такое СНЕГ и ЛЁД?

-Задание: в Рабочей тетради  задание №3 с.20.

Самоанализ урока  окружающего мира в 1 классе по теме

«Откуда берутся снег и лед?»

(УМК «Школа России)

        Цель: познакомить со свойствами снега и льда; продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений; формировать экологическую культуру учащихся

          Задачи урока:

  1. Определить свойства снега и льда путем практического исследования, моделирования природных объектов и явлений, показать значение снега и льда для человека.
  2.  Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения сравнения, анализа, обобщения.
  3. Учить самостоятельно  находить информацию в разных дополнительных источниках.
  4. Способствовать сохранению здоровья детей.

                Данный урок - урок изучения и первичного закрепления знаний – является первым по теме «Человек и природа». Опыт у ребят в этой области уже есть. На уроке изобразительного искусства мы рисовали снеговика и говорили о том, в какую погоду  лепится снег, на уроке технологии вырезали шестигранные снежинки, на уроках обучения грамоте читали стихи о зиме, о первом снеге и говорили о признаках наступления зимы, о зимних месяцах.

                При подготовке урока кроме образовательных, воспитательных и развивающих задач мною была поставлена и задача здоровьесбережения  учащихся. До  начала урока хорошо проветрен класс, спланированы динамические паузы, одна из которых  направлена на активизацию биологически активных точек.

                При планировании урока  учитывался  состав класса. По результатам входной диагностики 6 ребят показали высокий уровень развития, 12  - средний, 6 - низкий. Эти показатели  были учтены при формировании пар. Шесть пар сформированы по принципу «сильный – слабый».

                По способу восприятия информации большинство в классе - это  визуалы - 14 ребят, кинестетиков – 6, аудиалов – 4. Это также повлияло  на отбор форм и методов (мультимедийная презентация, раздаточные карточки, проведение опытов).  

Этапы урока

                1.Организационный момент - пожелание взаимного доброго утра, работа над загадками – позволил настроить ребят на положительные эмоции.

                2.Актуализация знаний – использовалась  аудиозапись из цикла П.И. Чайковского «Времена года», стихотворение – загадка, слайд с изображением зимы, мыслительная гимнастика по определению зимних месяцев. Результат  – подготовка базы для вхождения в новые знания.

                3. Постановка учебной задачи -  проблемная ситуация в виде письма от Снеговика. Результат - формирование внутренней позиции – желание помочь Снеговику.

                4.Открытие нового знания - использование проблемного метода.

             С целью:

- разрешение проблемной ситуации (поиск в виде опытов)

- анализ полученных результатов (узнали свойства снега и льда)

- вычленение общего свойства

В результате сделали вывод, позволяющий установить свойства снега и льда, откуда они берутся. Итог:

- освоение нового знания большинством класса

-удовлетворенность в эмоциональном плане «Смогли помочь!»

                  5.Первичное закрепление - работа в парах. Это помогло ребятам с низким уровнем развития быть уверенней, многократно повторить изученное за короткий отрезок времени.

               6.Применение новых знаний в сочетании с уже имеющимися знаниями. Это способствовало расширению и  углублению знаний.

              7.Этап рефлексии. Цель  – осознание детьми собственной познавательной деятельности.

         В процессе урока чередовались виды деятельности: слушание, чтение,

практическая исследовательская работа. Интерес к изучаемому материалу поддерживался логикой построения урока, ярким наглядным  материалом,  проблемными вопросами, театрализацией эпизода.

 Во время самостоятельной работы дети использовали самоконтроль и самопроверку. Ее результатом стало:

- фиксация в сознании учащихся нового знания

- адекватный самоанализ своих успехов

- создание ситуации успеха

В заключении хочется отметить, что все учащиеся класса работали с удовольствием, в хорошем темпе и закончили урок с чувством удовлетворения, это показала психологическая релаксация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса:"Откуда берется и куда девается мусор"

Данный материал можно использовать как на уроках так и на внеклассных занятиях. Материал содержит много интересных фактов....

Конспект по окр. миру "откуда берется снег и лед"

Конспект и презентация к уроку по окр. миру "откуда берется снег и лед"...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда берется и куда девается мусор?", 1 класс

Открытый урок в рамках проведения межпредметной недели, посвященной году экологии в России...

Конспект урока по окружающему миру «Откуда берется снег и лед». 1 класс.

Конспект урока по окружающему миру  «Откуда берется снег и лед». 1 класс....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему "Откуда берется и куда девается мусор?"

Представлен конспект  по окружающему миру для 1 классапо УМК "Школа России"...

Конспект урока с презентацией "Откуда берется и куда девается мусор?"

На уроке по окружающему миру  с учащимися говорим о проблемах загрязнения нашей планеты, о том, как люди, загрязняя природу, приносят вред не только окружающему миру, но и  себе. Челове...