Конспект урока по окружающему миру «Откуда берется снег и лед». 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Загородняя Анастасия Константиновна

Конспект урока по окружающему миру  «Откуда берется снег и лед». 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        29.11.2021                                                                                                                        ФИО учителя Радченко О.А

Школа: № 13                                                                                                                                    ФИ студента Загородняя А

Класс: 1А                                                                                                                                ФИО методиста Андреева Т.С.

Кабинет: 14

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЩАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Откуда берется снег и лед?»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
  • получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями;
  •  понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска; ИКТ «Как образуется снег» - источник Электронный учебник для 1 класса «Окружающий мир»; Окружающий мир: Учебник для 1 кл. начальной школы/ А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.; Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. 1 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2017; Цветные карандаши.

Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканах, стаканы с водой, ложки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (организационное начало)

Цель:  эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку

- Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Ребята, сегодня утром  приходила сказочная гостья и принесла вам необычные подарки, я попрошу каждого из вас взять из шкатулки одну снежинку

( в шкатулке снежинки разного цвета)

-Выберите себе снежинку и займите место за столом, с такой же, как у вас снежинкой.

- Такими небольшими группами мы с вами будем сегодня учиться работать.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку, садятся группами за парты по шесть человек

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов

Коммуникативные: планирование  совместной деятельности с учителем и со сверстниками.

II этап. Постановка учебной задачи.

Цель:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Зачитывает загадки про снег и лёд, подводит к теме урока.  

-К нам на урок пришел наш друг муравьишка Вопросик  и приготовил для вас загадки. Если мы их отгадаем, узнаем тему  урока. Готовы?

- Всё зиму смирно лежит, а весной убежит. (снег)

- Не драгоценный камень, а блестит. (лёд)

- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

 - Попробуйте определить сегодняшнюю тему.

Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые,  будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения,  доказывать или опровергать их. Проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

- Кто из вас знает, что такое снег и лед?

- Раз снег и лед – это замершая вода, то они должны быть одинаковые?

-Чем различаются снег и лед?

- Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?

- Как мы можем это проверить?

.

- Давайте мы попробуем узнать, чем различаются снег и лед, как они образуются, и определим, какими свойствами они обладают?

.

  

Отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы (предположения)

 Тема «Откуда берётся снег и лёд?».

 Дети убеждаются в правильности собственного предположения.

 (замершая вода)

 Дети высказывают предположения.

- Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Коммуникативные:

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли.

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

III Открытие нового знания

Цель: в ходе исследовательской деятельности познакомить обучающихся со свойствами снега и льда

Организует работу в группах, в ходе диалога  задает вопросы, знакомит с новыми понятиями.

 - Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же, быть очень внимательными.

- Откройте учебник на странице 68 для изучения свойств снега и льда.

 - Откройте рабочую тетрадь на с. 45 для ознакомления с планом работы

- План нашего действия при выполнения опыта будет следующим: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод.

 Учитель раздает задания для групп

Для 1 группы «Знатоки природы»

Цель эксперимента: «Изучение свойства снега и льда»

Гипотеза: «Снег и лед: одно и то же».

2 группа «Исследователи»

Цель: «Изучить вкусовые качества снега и льда и определить на запах»

Гипотеза: «У снега и льда нет ни запаха, ни вкуса»

3 группа «Экологи».

Цель: «Исследовать чистоту снега»

Гипотеза: «Снег и лед грязный, его есть нельзя»

Работа в группах Обсуждают, высказывают своё мнение, определяют пути решения, выполняют действия по алгоритму, представляют результат работы.

Дети знакомятся с планом

Мы приготовили 2 стакана.

Опыт 1. Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Пронаблюдали, и снег и лед растаяли, только снег растаял раньше, а лед позже.

Опыт 2.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый, а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно.

Опыт 3.Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался. Лед - хрупкий, а снег – рыхлый.

Вывод:

Снег          Лед

Тает           тает

белый прозрачный

рыхлый хрупкий

Вывод 1 гр.: «Мы опровергаем, что снег и лед одно и то же»

Опыт 1.Мы попробовали кубики льда из воды и сока. Кубик изо льда и снега – не вкусно. Кубики льда из сока были вкуснее. Мороженое нам понравилось больше всего. Кубики льда и снега-запаха не имеют.

Вывод: лед и снег запаха и вкуса не имеют. Мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными , вкусными ,только если сделаны руками человека.

Снег                Лед

без вкуса          без вкуса

без запаха       без запаха.

Мы согласны с гипотезой. «У снега и льда нет ни запаха ни вкуса»

Опыт 1. Мы положили в стакан ком снега с парка, появился темный осадок. Через марлю перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь. Тоже самое, сделали со снегом, взятым около дороги. По нашим наблюдениям снег в парке чище, чем около дороги.

Вывод: Мы считаем, что снег бывает разным, где-то грязнее, где-то чище. Мы согласны с гипотезой, что снег и лед в любом случае грязный.

Личностные:

- Проявление интереса к поставленной проблеме.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.

 .

IV Физкультминутка–Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой.

Проводит физминутку с показом упражнений под музыку.

-Давайте немножко отдохнем вместе с весёлыми снежинками.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой.
Ветер дунул, загудел —

Рой снежинок вверх взлетел.

Ветер с ними кружится,
Может быть, подружится.

Выполняют движения, соответствующие заданию.

-Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

-Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны

-Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки

-Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть

-Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх.
-Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя.


Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

  V  Первичное закрепление.

 Цель: организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения

-  Ребята, посмотрите, что же случилось со снегом и льдом, пока мы с отдыхали?  (лёд и снег растаяли)

- Из чего состоит снег и лед?

- Снег – это вода, лёд – это тоже вода.  Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться.

 - Как из воды можно получить лед?

- А вот как образуется снег. ( ИКТ «Как образуется снег» - источник  Электронный учебник для 1 класса «Окружающий мир»)

    Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

- А к какому выводу мы пришли?

-Послушаем теперь Мудрую Черепаху и прочитаем вывод на странице 69 учебника.

Работа в группах Обсуждают, высказывают своё мнение, делают выводы. Работа с электронным учебником.

Личностные:

-ответственное отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение вести самостоятельный отбор информации;

- умение выполнять учебное действие.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение работать индивидуально.

Предметные:

- исиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

  VI .Самостоятельная работа с самопроверкой

в классе.

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести коррекцию

Организует деятельность по применению новых знаний.

- На странице 46, задание № 2 в рабочей тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие – снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.

Слайд 1

-Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.

- Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку, а третья группа - третью снежинку.

-Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе достижений: да – зелёный кружочек, если отвечаете нет- красный, не знаю –синий.

-Поменялись листочками достижений, проверили по таблице002 

-нарисуйте смайлик, поменяйтесь тетрадями и посмотрите свои результаты.

Читают и выполняют задания в рабочей тетради; на листе достижений, обсуждают, высказывают своё мнение, оценивают работу   одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

- выполнение работы по образцу.

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

-знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»

VII Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Организует рефлексию.

Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение.

Слайд  2

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я удивился...

Самое интересное задание для меня было…

-Я предлагаю вам построить снежную крепость для Муравьишки. У вас на партах три снежных комочка, выберите один, с таким же настроением как у вас и прикрепите на доску. Сначала первая группа, затем вторая и третья.

У нас получилась крепкая веселая снежная крепость.

Муравьишка Вопросик на память о нашем уроке приготовил для вас раскраски, на которых вам нужно дорисовать снежинки, но чтобы не было более двух одинаковых.

-Я  вами довольна. Вы настоящие исследователи. Давайте скажем друг другу – СПАСИБО!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Степень их соответствия.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь?"

Урок по окружающему миру "Откуда в снежках грязь составлен с применением элементов проектной технологии....

конспект урока по окружающему миру "Откуда берется снег и лед"

Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойства снега и льда. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на осн...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Школа России....

Конспект урока по окружающему миру "Откуда берется и куда девается мусор?", 1 класс

Открытый урок в рамках проведения межпредметной недели, посвященной году экологии в России...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?" 1 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру  "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?" 1 класс...