Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Кутугина Наталья Николаевна

    Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Автор: Кутугина Наталья Николаевна

    Предмет: окружающий мир

    Класс:  1

    УМК «Школа России»:   «Мир вокруг нас». 1 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса Автор-составитель: А.А. Плешаков  /М. Просвещение, 2013

    Тема урока: «Почему идет дождь и дует ветер?»

    Тип урока: урок открытие нового знания.

    Цели урока:  расширить знания о дожде и ветре,  значении этих явлений для жизни растений, животных и человека;

    объяснять причины возникновения ветра и дождя.

    Планируемые результаты:

    предметные:

    научиться объяснять причины возникновения природных явлений – дождя и ветра; уметь отличать  их разновидности

    метапредметные:

    личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

    регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

    познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

    структурирование знаний;

    коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах  и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

    Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

    Ресурсы:

    информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру;

    технические: аудиозапись  звуков ветра и дождя, учебный видеофильм по теме урока;

    демонстрационные: индивидуальный  раздаточный материал, презентация к уроку.

    ХОД УРОКА:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Слайд 1

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Все ль  на месте?

    Всё ль  в порядке,

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    - У нас урок окружающего мира.

    Давайте вспомним, какой мультфильм мы смотрели вчера.

    - Какова главная мысль этой сказки?

    Давайте на уроке своей работой, ответами, поведением порадуем друг друга, чтобы у каждого было хорошее настроение.

    Проверяют, садятся.

    Крошка Енот.

    Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться.

    Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде

    2. Актуализация знаний

    - Давайте вспомним, о чем говорили на прошлых уроках. Отгадайте загадки:

    Слайд 2

    1. Ты весь мир обогреваешь,

         И усталости не знаешь,

         Улыбаешься в оконце,

         И зовут тебя все….. 

     Слайд 3

    2. Белые цветочки

        Вечером расцветают,

        А утром увядают.      

    Слайд 4

    3. В голубой станице

        Девица круглолица.

        Ночью ей не спится-

        В зеркало глядится.   

    - Итак, мы вспомним изученную информацию о Луне, Звёздах и Солнце.

    1. Работа в парах.

    Две пары хорошо читающих детей получают карточки (нужно вставить вместо точек недостающие слова)

    2. Аукцион знаний  о Луне (для остальных детей)

    - Здесь у нас аукцион,

    Подведет итоги он.

    Кто Луну всех лучше знает,

    Тот награду получает.

    - Ваша задача – назвать по 1 предложению о Луне. За ответы вы будете получать фишки.

    - Что такое Луна?

    - Какую форму имеет Луна?

    - Что больше: Земля или Луна?

    - Светит ли Луна?

    - Почему Луна выглядит по-разному?

    - Что означают светлые и темные пятна на поверхности Луны?

    - Есть ли вода в Лунных морях

     - Как изучалась луна?

    - Сколько длятся день и ночь на Луне?

    - Живут ли на Луне люди? Почему?

    - До какой температуры нагревается и охлаждается Луна?

    - За какое время Луна совершает один круг вокруг земли?

    Слайд 5

    - Посмотрите на слайд и скажите, какие фазы Луны на них изображены? Как вы догадались?

    Награждение победителя аукциона.   Победителю вручается медаль   « Лучшему знатоку Луны».

    3. Проверка работы в парах

    Слайд 6,

     Слайд 7

    Текст 1.

    Солнце – это огромный пылающий …  .        

    Солнце – это ближайшая к Земле … .                          

    Оно создает нам …..

    По размерам Солнце ….(больше) Земли.

    Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …

    Текст 2.

    Звезды – это огромные пылающие …

    Они кажутся нам маленькими …, потому что находятся  ….

    Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру).

    Звезд на небе очень много, и люди объединили их в ….

    На небе можно увидеть большой ковш – это

    Дети отгадывают загадки

    (Солнце)

    (Звезды)

    (Луна)

    Дети выполняют задание

    Дети говорят предложения о Луне.

    - Спутник Земли

    - Форму шара

    - Земля в 6 раз больше Луны

    - Нет, она отражает свет Солнца

    - Потому что Солнце по-разному освещает её. Нам кажется, что её форма меняется

     Светлые – лунные моря , темные – суша

    - Нет

    - Люди посылали луноходы и управляли ими с земли по радио. Луноходы делали фото, исследовали грунт

    - По 2 недели

    - Нет воды, воздуха

    - температура днем 130 жары, ночью минус 170 мороза)

    - за 1 месяц

    - Растущая, полная, убывающая

    объясняют

    Дети читают тексты, подставляя пропущенные слова.

    (шар)

    ( звезда)

    (свет, день)

    ….(больше)

    …(далеко от Земли).

    …..(шары)

    (точками)

    …(далеко от Земли)

    …(цвету) и по …(размеру).

    (созвездия)

    …(созвездие Большой Медведицы).

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

    Познавательные: анализ, синтез, обобщение

    Физминутка

    В небе плавает луна

    В облака зашла она

    1,2,3,4,5

    Можем мы луну достать

    6,7,8,9,10

    И пониже перевесить

    10,9,8,7

    Чтоб луна светила всем!

    Дети показывают движения, в соответствии с текстом

    3.  Определение темы и задач урока

    - А сейчас сядьте за парты. Опустите головы на руки и послушайте….

    Аудиозапись звука дождя

    - Что это было?

    - Ещё раз закройте глазки…

    Аудиозапись звука ветра

    - А это что?

    - Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

    - Откройте учебники на с. 36. Прочитайте тему.

    - Чему мы научимся? (слова около Муравьишки)

    Дождь.

    Ветер.

    О погоде, о дожде и ветре.

    Дети читают

    Читают: научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра

    Регулятивные: самоопределение; целеполагание

    4. Совместное открытие нового знания

    Слайд 8

    - Ребята,  вспомните, на Луне бывает дождь? Почему?

    -А почему идет дождь на Земле?

    - Как зависит наличие воды от того, что идёт дождь? Какие у вас предположения?

    Результаты заложенного опыта

    - Вспомните, что мы сделали 1 марта?

    - Что вы можете сейчас сказать о количестве воды в стакане?

    - Что значит испарилась ?

    - Вода испарялась медленно целых 15 дней, потому что её в стакане много, а если капелька маленькая, то испаряется она быстрее.

    - Проведем небольшой опыт

    Опыт №1

        (проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают)

    Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза 

    (2 лужи) 

    (одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)

    – Куда делись капельки воды? 

    – Мы видели, как испарялась вода?

    – Какая лужа испарилась быстрее?

    – Почему?    

    – А что в природе  нагревает воду? 

    - А если солнца нет, то вода не будет испаряться?

    Опыт №2

    Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату       ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

    -Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Откуда будет вода попадать в облако?

    А в нашем опыте вода в облако набирается из блюдца с водой.

    Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

    -Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…

    - Вот так появляется дождь.

    - Кто может рассказать о том, как появляется дождь?

    Слайд 9

    Слайд 10

    Вывод

    Работа с учебником, с. 36        

    - Прочитайте задание №1

    - Выполните в парах

    - Проверка

    Принести сито, показать как идет дождь – ситничек

    Дети высказывают свое мнение.

    - Там нет воды.

    - На земле много воды.

    Дети рассказывают, что налили воды в стакан.

    - Она испарилась.

    - Улетучилась.

    Дети наблюдают

    Отвечают:

    - Испарились

    - Нет

    - Которую сушили феном

    - Горячий воздух быстрее сушит

    - Солнце

    - Будет, только медленнее.

    Наблюдают

    - Из рек, озер, морей

    (Дети отвечают хором – дождь)

    Ученик рассказывает

    Читает сильный ученик. Или по 1 предложению .

    Находят информацию в учебниках, читают

    Первая пара, которая готовы, выходят  к доске отвечать, остальные проверяют их по с. 87, «Проверь себя»

    Познавательные: определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний

    Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

    Физминутка

    (под музыку «Злая тучка»

    Дети выполняют движения под музыку

    5. Открытие нового знания (продолжение)

    Слайд 11

    Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

    -Что такое ветер? (предположения детей)

    - Ребята, а мы можем сами получить ветер?

    -Давайте попробуем

    Опыт №3

    Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

    -Откуда он взялся?

    - Значит что такое ветер?

     (смотрим фрагмент видео)

    - Почему же дует ветер?

    Слайд 12

    - Ветер может быть другом человеку, а может быть и врагом.

    Прочитайте информацию на листочках, на своих партах.

    -  Попробуйте объяснить,  когда ветер друг, а когда враг?

    - А теперь рассмотрите рисунки в  учебнике с.37

    - А может ли человек создать искусственный ветер?

    - Зачем создают искусственный ветер?

    Ответы детей

    Предположения детей

    (ответ детей)

    - Ветер

    - Мы заставили рукой двигаться воздух

    Вывод: ветер – это движущийся воздух.

    Ответы детей

    Читают со слайда вывод

    Дети читают

    - Друг: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очищает города от пыли и копоти. Приносит тепло и холода

    - Враг: обрывает провода, срывает крыши с домов

    рассматривают

    - (вентилятор, сквозняк, веер)

    - Чтобы человеку было комфортно по температуре

    Личностные: смыслообразование.

    Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    Физминутка

    Ветер дует нам в лицо

    Закачалось деревцо

    Ветер тише- тише, тише

    Деревцо все выше – выше

    Дети выполняют упражнения

    6. Включение в систему знаний повторение

    Работа с тетрадью, задание 1, стр. 23 - самостоятельно.

    -Проверим. Если у вас такой же ответ – хлопайте, если нет – поднимайте руку

    Дети решают кроссворд

    Игра «Хлопай…»

    Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия.

    7. Подведение итогов урока

    - Какова была тема урока?

    -  Ответили ли мы на вопросы урока?

    Слайд 13

    - Почему же идёт дождь?

    - А почему дует ветер?

    - Прочитайте ещё раз об этом в учебнике на стр.37

    Дети отвечают

    Читают вывод (по одному предложению)

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - За что вы можете сегодня похвалить себя?

    - Чем интересен был урок?

            

    -Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. Какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам или тучкам  Если на уроке вам было интересно и все понятно раскрасьте  веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно, непонятно – раскрасьте  грустную тучку. 

    - Повесьте на доску свои рисунки

    Дети отвечают

    Дети раскрашивают

    Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

    Познавательные: рефлексия способов и условий действий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"

    Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...

    урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?

    урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...

    УРОК. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ТЕМА: ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?

    ТИП УРОКА: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.формирование представления о таких природных явлениях как ветер и дождьразвитие познавательных способностей учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой де...

    Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс Школа России

    Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс  Школа России...

    конспект урока по окружающему миру 1 класс "Почему идёт дождь и дует ветер?"

    технологическая карта проведения урока по окружающему миру в 1 классе...

    Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс

    Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

    Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечива...