Урок окружающего мира по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Кутугина Наталья Николаевна

Это урок был проведен в 3 четверти, как открытый. структура урока соответствует уроку по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор: Кутугина Наталья Николаевна

Предмет: окружающий мир

Класс:  1

УМК «Школа России»:   «Мир вокруг нас». 1 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса Автор-составитель: А.А. Плешаков  /М. Просвещение, 2013

Тема урока: «Почему идет дождь и дует ветер?»

Тип урока: урок открытие нового знания.

Цели урока:  расширить знания о дожде и ветре,  значении этих явлений для жизни растений, животных и человека;

объяснять причины возникновения ветра и дождя.

Планируемые результаты:

предметные:

научиться объяснять причины возникновения природных явлений – дождя и ветра; уметь отличать  их разновидности

метапредметные:

личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (под руководством учителя);

регулятивные – организация обучающимся своей учебной деятельности, формирование элементов самоконтроля (под руководством учителя);

познавательные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска (под руководством учителя); определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы;

структурирование знаний;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение продуктивного взаимодействия в парах  и сотрудничества со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя).

Формы работы: фронтальная, работа в парах, метод информационного поиска; метод контроля и самоконтроля, частично-поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ресурсы:

информационные: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру;

технические: аудиозапись  звуков ветра и дождя, учебный видеофильм по теме урока;

демонстрационные: индивидуальный  раздаточный материал, презентация к уроку.

ХОД УРОКА:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль  на месте?

Всё ль  в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- У нас урок окружающего мира.

Давайте вспомним, какой мультфильм мы смотрели вчера.

- Какова главная мысль этой сказки?

Давайте на уроке своей работой, ответами, поведением порадуем друг друга, чтобы у каждого было хорошее настроение.

Проверяют, садятся.

Крошка Енот.

Крошка Енот советует нам чаще улыбаться, и тогда день станет светлее, и все будет получаться.

Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, о чем говорили на прошлых уроках. Отгадайте загадки:

Слайд 2

1. Ты весь мир обогреваешь,

     И усталости не знаешь,

     Улыбаешься в оконце,

     И зовут тебя все….. 

 Слайд 3

2. Белые цветочки

    Вечером расцветают,

    А утром увядают.      

Слайд 4

3. В голубой станице

    Девица круглолица.

    Ночью ей не спится-

    В зеркало глядится.   

- Итак, мы вспомним изученную информацию о Луне, Звёздах и Солнце.

1. Работа в парах.

Две пары хорошо читающих детей получают карточки (нужно вставить вместо точек недостающие слова)

2. Аукцион знаний  о Луне (для остальных детей)

- Здесь у нас аукцион,

Подведет итоги он.

Кто Луну всех лучше знает,

Тот награду получает.

- Ваша задача – назвать по 1 предложению о Луне. За ответы вы будете получать фишки.

- Что такое Луна?

- Какую форму имеет Луна?

- Что больше: Земля или Луна?

- Светит ли Луна?

- Почему Луна выглядит по-разному?

- Что означают светлые и темные пятна на поверхности Луны?

- Есть ли вода в Лунных морях

 - Как изучалась луна?

- Сколько длятся день и ночь на Луне?

- Живут ли на Луне люди? Почему?

- До какой температуры нагревается и охлаждается Луна?

- За какое время Луна совершает один круг вокруг земли?

Слайд 5

- Посмотрите на слайд и скажите, какие фазы Луны на них изображены? Как вы догадались?

Награждение победителя аукциона.   Победителю вручается медаль   « Лучшему знатоку Луны».

3. Проверка работы в парах

Слайд 6,

 Слайд 7

Текст 1.

Солнце – это огромный пылающий …  .        

Солнце – это ближайшая к Земле … .                          

Оно создает нам …..

По размерам Солнце ….(больше) Земли.

Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …

Текст 2.

Звезды – это огромные пылающие …

Они кажутся нам маленькими …, потому что находятся  ….

Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по …(размеру).

Звезд на небе очень много, и люди объединили их в ….

На небе можно увидеть большой ковш – это

Дети отгадывают загадки

(Солнце)

(Звезды)

(Луна)

Дети выполняют задание

Дети говорят предложения о Луне.

- Спутник Земли

- Форму шара

- Земля в 6 раз больше Луны

- Нет, она отражает свет Солнца

- Потому что Солнце по-разному освещает её. Нам кажется, что её форма меняется

 Светлые – лунные моря , темные – суша

- Нет

- Люди посылали луноходы и управляли ими с земли по радио. Луноходы делали фото, исследовали грунт

- По 2 недели

- Нет воды, воздуха

- температура днем 130 жары, ночью минус 170 мороза)

- за 1 месяц

- Растущая, полная, убывающая

объясняют

Дети читают тексты, подставляя пропущенные слова.

(шар)

( звезда)

(свет, день)

….(больше)

…(далеко от Земли).

…..(шары)

(точками)

…(далеко от Земли)

…(цвету) и по …(размеру).

(созвездия)

…(созвездие Большой Медведицы).

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение

Физминутка

В небе плавает луна

В облака зашла она

1,2,3,4,5

Можем мы луну достать

6,7,8,9,10

И пониже перевесить

10,9,8,7

Чтоб луна светила всем!

Дети показывают движения, в соответствии с текстом

3.  Определение темы и задач урока

- А сейчас сядьте за парты. Опустите головы на руки и послушайте….

Аудиозапись звука дождя

- Что это было?

- Ещё раз закройте глазки…

Аудиозапись звука ветра

- А это что?

- Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Откройте учебники на с. 36. Прочитайте тему.

- Чему мы научимся? (слова около Муравьишки)

Дождь.

Ветер.

О погоде, о дожде и ветре.

Дети читают

Читают: научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра

Регулятивные: самоопределение; целеполагание

4. Совместное открытие нового знания

Слайд 8

- Ребята,  вспомните, на Луне бывает дождь? Почему?

-А почему идет дождь на Земле?

- Как зависит наличие воды от того, что идёт дождь? Какие у вас предположения?

Результаты заложенного опыта

- Вспомните, что мы сделали 1 марта?

- Что вы можете сейчас сказать о количестве воды в стакане?

- Что значит испарилась ?

- Вода испарялась медленно целых 15 дней, потому что её в стакане много, а если капелька маленькая, то испаряется она быстрее.

- Проведем небольшой опыт

Опыт №1

    (проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают)

Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза 

(2 лужи) 

(одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)

– Куда делись капельки воды? 

– Мы видели, как испарялась вода?

– Какая лужа испарилась быстрее?

– Почему?    

– А что в природе  нагревает воду? 

- А если солнца нет, то вода не будет испаряться?

Опыт №2

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату       ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

-Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Откуда будет вода попадать в облако?

А в нашем опыте вода в облако набирается из блюдца с водой.

Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…

- Вот так появляется дождь.

- Кто может рассказать о том, как появляется дождь?

Слайд 9

Слайд 10

Вывод

Работа с учебником, с. 36        

- Прочитайте задание №1

- Выполните в парах

- Проверка

Принести сито, показать как идет дождь – ситничек

Дети высказывают свое мнение.

- Там нет воды.

- На земле много воды.

Дети рассказывают, что налили воды в стакан.

- Она испарилась.

- Улетучилась.

Дети наблюдают

Отвечают:

- Испарились

- Нет

- Которую сушили феном

- Горячий воздух быстрее сушит

- Солнце

- Будет, только медленнее.

Наблюдают

- Из рек, озер, морей

(Дети отвечают хором – дождь)

Ученик рассказывает

Читает сильный ученик. Или по 1 предложению .

Находят информацию в учебниках, читают

Первая пара, которая готовы, выходят  к доске отвечать, остальные проверяют их по с. 87, «Проверь себя»

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Физминутка

(под музыку «Злая тучка»

Дети выполняют движения под музыку

5. Открытие нового знания (продолжение)

Слайд 11

Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

-Что такое ветер? (предположения детей)

- Ребята, а мы можем сами получить ветер?

-Давайте попробуем

Опыт №3

Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

-Откуда он взялся?

- Значит что такое ветер?

 (смотрим фрагмент видео)

- Почему же дует ветер?

Слайд 12

- Ветер может быть другом человеку, а может быть и врагом.

Прочитайте информацию на листочках, на своих партах.

-  Попробуйте объяснить,  когда ветер друг, а когда враг?

- А теперь рассмотрите рисунки в  учебнике с.37

- А может ли человек создать искусственный ветер?

- Зачем создают искусственный ветер?

Ответы детей

Предположения детей

(ответ детей)

- Ветер

- Мы заставили рукой двигаться воздух

Вывод: ветер – это движущийся воздух.

Ответы детей

Читают со слайда вывод

Дети читают

- Друг: опыляет растения, приводит в движение механизмы, очищает города от пыли и копоти. Приносит тепло и холода

- Враг: обрывает провода, срывает крыши с домов

рассматривают

- (вентилятор, сквозняк, веер)

- Чтобы человеку было комфортно по температуре

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише- тише, тише

Деревцо все выше – выше

Дети выполняют упражнения

6. Включение в систему знаний повторение

Работа с тетрадью, задание 1, стр. 23 - самостоятельно.

-Проверим. Если у вас такой же ответ – хлопайте, если нет – поднимайте руку

Дети решают кроссворд

Игра «Хлопай…»

Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, самостоятельное заполнение таблиц, обобщение, аналогия.

7. Подведение итогов урока

- Какова была тема урока?

-  Ответили ли мы на вопросы урока?

Слайд 13

- Почему же идёт дождь?

- А почему дует ветер?

- Прочитайте ещё раз об этом в учебнике на стр.37

Дети отвечают

Читают вывод (по одному предложению)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- За что вы можете сегодня похвалить себя?

- Чем интересен был урок?

        

-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. Какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам или тучкам  Если на уроке вам было интересно и все понятно раскрасьте  веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно, непонятно – раскрасьте  грустную тучку. 

- Повесьте на доску свои рисунки

Дети отвечают

Дети раскрашивают

Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Почему идёт дождь и дует ветер"

Урок окружающего мира по теме "Почему идет дождь и дует ветер", проведенный в 1 класс, УМК "Школа России"...

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?

урок окружающего мира 1 класс . почему идёт дождь и дует ветер ?...

УРОК. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ТЕМА: ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?

ТИП УРОКА: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.формирование представления о таких природных явлениях как ветер и дождьразвитие познавательных способностей учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой де...

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс

Презентация к уроку окружающего миру по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?" 1 класс...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Это урок новых знаний.Выбранная структура урока рациональна для решения поставленной цели, т.е. объяснения причин возникновения природных явлений, что обеспечива...

Конспект урока по окружающему миру .Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

од урока1.Орг. момент.Заливистый школьный звонокПозвал нас на урокБудьте внимательны,А ещё старательны....

Технологическая карта урока окружающего мира "Погода. Почему идет дождь и дует ветер?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урока:Д...