Конспект урока + презентация по окружающему миру "Полезные ископаемые " (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_1.pptx2.26 МБ
Microsoft Office document icon poleznye_iskopaemye.doc91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полезные ископаемые

Слайд 2

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Слайд 3

Гранит

Слайд 4

Мел

Слайд 5

Песок

Слайд 6

Нефть

Слайд 7

Руда

Слайд 8

Глина

Слайд 9

Известняк

Слайд 10

Уголь

Слайд 11

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Слайд 12

Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Слайд 13

Применение Глина является основой гончарного , кирпичного производства.

Слайд 14

Известняк Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде .

Слайд 16

Гранит Грани́т ( итал . granito , — зерно) —Состоит из кварца , калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Слайд 19

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали .

Слайд 20

Нефть Нефть ( греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

Слайд 21

Нефтепровод

Слайд 22

Загрузка нефти в танкер

Слайд 23

Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ( папоротников , хвощей и плаунов ). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Слайд 24

Шахта

Слайд 25

Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое ископаемое? 3. Прочное или хрупкое? 4. Определить цвет, прозрачность. 5. Где можно использовать, применить.

Слайд 27

1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ

Слайд 28

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ 4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых? а) строители б) геологи в) шахтёры

Слайд 29

5. Большинство полезных ископаемых: а) жидкие б) твердые в) газообразные 6. Нефть и газ добывают а) на суше б) на море в) и на суше, и на море



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «б»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели деятельности учителя:

- познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением. 

Планируемые результаты:

предметные:

- разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

- научатся различать образцы полезных ископаемых;  

- сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

 личностные: 

- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

- нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2012г.

Этап, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

1

- Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

- Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Приветствовать;

Настраиваться на урок;

Л: формировать положительное отношение к урокам;

2.

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

Практический:

формулирование темы и цели урока;

5

-Отгадайте загадки:

.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, 

Оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе, 

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком 

Расцветает от спички. (Газ)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

- Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

- Верно, молодцы!

Отвечать на вопросы;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

3.

Решение частных задач

Словесный:

учебный диалог;

Словесный:

ответы на вопросы;

Практический: 

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

10

7

5

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.

 Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- А почему они полезные? (Ответы детей)

- Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

- Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючиерудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

- Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

- Молодцы. Перейдём к третьей группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?

- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

- А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

- Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

Высказывать свои предположения;

Отвечать на вопросы

Анализировать;

Высказывать свои предположения;

Выполнять практическую работу в группах

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К:аргументация своего мнения и позиции;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П: извлечение необходимой информации;

К: высказывать своё предположение;

 

П: поиск и выделение необходимой информации;

Р:учиться высказы вать 

своё предположение;

П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Дин.пауза

2

Динамическая пауза. Видеоролик.

Выполнять физ.упр.

Практический: 

тестирование;

7

- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)

- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

- Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Выполнять тестирование

П: поиск и выделение необходимой информации;

4.

Итог урока.

Рефлексия.

Словесн.: ответы на вопросы;

3

Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

- Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Записывать д.з

Отвечать на вопросы;

Подводить итог урока;

Р: осуществлять итоговый контроль

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Мы – зрители и пассажиры.»

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Мы – зрители и пассажиры.»Цели урока: Познакомить с правилами поведения в общественных местах (кинотеатр, театр, общественный транспорт).Планируемые рез...

Учебно - методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему "Экономика и экология", УМК "Школа России"

Учебно - методический комплект по окружающему миру (конспект урока + презентация) на тему "Экономика и экология", УМК "Школа России"...