Конспект урока: "День рождения. Правила этикета".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волосенко Елена Игоревна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon om_15-03.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.03.2017                                                                                                                            Учитель школы: Мамлеева Л. Г.

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                                           Методист: Лебедева Е.Ю.

Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е. И.

Урок: 4                                                                                                                                                                                              Группа: 46

Кабинет: 3        

Конспект урока по окружающему миру

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: «День рождения. Правила этикета».

Цели деятельности учителя: познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.

Планируемые результаты

Личностные: воспитать доброжелательные отношения между обучающимися, начальные навыки адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Предметные: учить использовать «вежливые слова» в общении с другими людьми; обсудить вопрос о культуре поведения; учить правильно приглашать к себе в гости и правильно вести себя в роли хозяина.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник УМК Школа России Окружающий мир 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь УМК Школа России Окружающий мир 2 класс 2 часть, презентация, карточки.


Этап урока:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

Организационный;

мотивационный этап.

Словесный: приветствие.

1 мин.

 - Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок  - начинается урок. Поприветствуйте улыбкой друг друга. Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок!

Приветствовать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: стихотворение.

2 мин.

-  Ребята, а вы любите ходить в гости?

-Отгадайте загадку, чтобы узнать, куда мы сегодня отправимся:

 Торт, веселье,

Поздравленья …

Это праздник … (День рождения).

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (День рождения. Правила этикета).

-Какие цели поставим? (Узнать правила, как себя вести в гостях и т.д.).

Анализировать, отгадывать загадку, делать выводы.

Выдвигать предположения, формулировать тему урока и ставить цели.

П: формулируют ответы;  строят речевое высказывание.

Л:самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Решение частных задач.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: работа с понятием.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: работа с пословицами.

Практический: работа в группах.

Практический: анализ стихотворения.

Игровой: угадывать предметы одежды.

Физминутка.

Практический: анализ стихотворения.

Практический: кроссворд.

Практический: работа со столовыми приборами.

Игровой:

Игра “Комплименты”.

16 мин.

1 мин.

18 мин.

 -Сегодня, друзья, я предлагаю вам отправиться в путешествие на день рождения. Мы с вами любим ходить в гости и приглашать к себе гостей. Только давайте задумаемся: умеем ли мы это делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя за столом, что подарить, чем угостить. Приобрести эти знания нам помогут занятия “В гостях у дедушки Этикета”. А знаете ли вы, что такое этикет? (Слайд 1: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения). Первая остановка в нашем небольшом путешествии будет называться “Пригласительный Этикет”. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме.

-Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)

-Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

-Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

-Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

-Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

– Какие бывают гости? (Приглашенные, неожиданные, приехавшие из далека, ранние, поздние, надоевшие, засидевшиеся).

-Вспомним русские пословицы о гостях. Объясните:

Незваный гость хуже татарина. Незваные гости с пиру долой. Самый желанный гость тот, кого пригласили. 

А теперь послушайте правила приглашения, которые вам предлагает запомнить Дедушка Этикет и его помощники.

Правила приглашения:

Приглашая к себе друзей, вы должны быть уверены, что в вашем доме их примут приветливо, поэтому следует предупредить родных, что приедете с друзьями.

Родители должны знать, куда пошли их дети, иначе они будут волноваться. Поэтому, когда приглашаете к себе друзей, обязательно спросите, предупредили ли они домашних.

Если кто-то пришел к вам в первый раз, обязательно покажите, где находится туалет, ванная, какая дверь куда ведет.

Если дома есть кто-то из взрослых, обязательно представьте им своего друга.

Если хотите, чтобы друзья бывали у вас часто, постарайтесь быть к ним очень внимательными, не оставляйте гостя одного.

-Поработаем в группах. Только сначала повторим правила работы в группах. Молодцы!

Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге.

-Итак, приглашение получено. Теперь, нужно подобрать подарок, следующее задание посвящено подарочному этикету. И следующая остановка: “Подарочный этикет”.

(На свободной парте лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).

– Вы видите на столе много подарков. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

-Скажите, что вы сами больше всего любите, когда гости приходят к вам, например, на День рождения? (Получать подарки). А нравится ли вам делать подарки другим? Вот, как один мальчик решил это сделать: “Подружке подарю машину, 
Сестре отдам я автомат, 
Отцу – модели бригантины 
И клюшку – деду. Будет рад! 
Для бабушки припас я гири, 
Для мамы – видеоигру. 
Мой принцип – самый лучший в мире: 
Что нужно мне – то и дарю!”

Вы придерживаетесь такого же мнения?

Советы от Дедушки Этикета и его помощников.

Как выбрать подарок?

Подарок должен выбираться с уважением, с любовью, к тому, для кого он предназначен.

Он должен соответствовать интересам, возрасту, того, для кого вы выбираете.

Подарок должен быть не только красивым, изящным, но и полезным, чтобы человек тепло и часто вспоминал о вас.

Никогда не называйте цену подарка, не говорите, как трудно вам было его найти или сколько времени понадобилось вам, чтобы его изготовить.

Никогда не дарите домашних животных, если вас об этом не просили или точно не знаете, что подарку будут рады.

Помните, подарок должен быть упакован. Упаковка должны быть красивой и оригинальной. Не заворачивайте подарок в газету.

Всегда хороший подарок – цветы. Цветы можно дарить всем и по любому поводу

Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!

Назовите правила внешнего вида воспитанного человека.

Одежда должна быть чистой.

Волосы должны быть уложены в прическу.

Одежда должна быть скромной, неброской.

-Сейчас вопросы для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадывайте, что на самом деле я имею в виду:

сапоги-теплицы (унты, валенки);

дубленки для сторожа (тулуп);

головной убор для дурака (колпак);

безрукавка с подолом (сарафан);

бабочка на косе(бант);

зонтик для носа (козырек);

стрелочники (брюки);

дамская треуголка (косынка);

защитная одежда стряпухи (фартук);

сверх обувь (галоши);

кистяное изделие (шаль).

Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости.

- Только сначала мы немного отдохнем!

 -Вы в гостях. Знаете ли вы правила поведения для хозяев?. Как вы понимаете значение слова “Гостеприимство”? Давайте посмотрим, как ведет себя герой стихотворения О.Григорьева “Гостеприимство”.

Встаньте с этого дивана, 
А не то там будет яма. 
Не ходите по ковру — 
Вы протрёте в нём дыру. 
И не трогайте кровать — 
Простынь можете помять. 
И не надо шкаф мой трогать 
У вас слишком острый ноготь. 
И не надо книги брать — 
Их вы можете порвать. 
И не стойте на пути… 
Ах, не лучше ль вам уйти?

-Можно ли назвать хозяина дома гостеприимным? Что бы вы ему посоветовали? Теперь послушаем советы Дедушки Этикета и его помощников. Правила поведения для хозяев:

Приветливо встретить гостей, даже если они пришли без приглашения.

Пригласить гостей за стол, угостить чем-нибудь.

Позаботиться о развлечении гостей, сделать так, чтобы всем было интересно.

Следить за тем, чтобы гости не ссорились, чтобы им было приятно вместе.

Поблагодарить гостей за приход, подарки.

-Приятно ли обедать за чистым, аккуратным, хорошо сервированным столом или главное, чтобы еда была вкусной, а все остальное неважно? Ответ мы узнаем, если отгадаем кроссворд.

Что говоришь, когда выходишь из-за стола? \спасибо\

Что находится между ртом и желудком ? \пищевод\

Что переваривается в желудке? \пища\

Что находится после пищевода ? \желудок\

Куда первоначально попадает пища ? \рот\

Где происходит впитывание питательных веществ? \кишка\

Что мы стелим на стол? \скатерть\

Какое слово получилось по вертикали? (аппетит). Обратите внимание как оно пишется.

Убранство стола и вид приготовленных блюд может вызвать аппетит и положительные эмоции. Теперь послушаем советы Дедушки Этикета и его помощников. Как правильно покрыть стол?

Скатерть должна опускаться с каждой стороны стола на 20-30см.

Приборы ставят по числу обедающих.

Вначале ставится самая широкая из всех, подставная тарелка, которая защищает стол от горячего. Эта тарелка убирается только перед подачей чая.

На нее ставится тарелка из которой едят, на этой тарелке размещают салфетку из ткани. Во время еды эту салфетку сложенную вдвое кладут на колени, она защищает одежду.

Левее подставной тарелки и вилок ставится мелкая тарелка для хлеба, если ее не поставили, хлеб можно положить на бумажную салфетку.

Слева от подставной тарелки-вилки, по числу блюд, зубцами вверх.

Справаот подставной тарелки-ножи по числу блюд, лезвием к тарелке и ложка выпуклой стороной вниз.

Перед ножами и ложкой ближе к центру стола-слева большие бокалы для воды, справа-маленькие для крепких напитков.

При наличии десерта, перед подставной тарелкой ближе к центру стола располагается прибор для десерта: вилка зубцами вверх, ложка выпуклостью вниз, ручкой вправо, нож лезвием к подставной тарелке, ручкой вправо.

Справа от бокалов-маленький бокальчик, с бумажными салфетками, можно положить салфетки рядом со столовым прибором.

Принято нож держать в правой руке, а вилку в левой.

Сервировка стола.

Чашку с блюдцем ставят напротив сидящего на расстоянии4-5смот края стола, ручка чашки смотрит вправо, чайная ложка лежит под ручкой чашки на блюдце, выпуклостью вниз, ручкой к сидящему.

Нож для масла кладут слева от чашки с блюдцем или на десертную тарелку для торта, стоящую правее чашки с блюдцем, розетка для варенья левее тарелки для торта.

Стаканы в подстаканниках ставят на десертную тарелку.

-Расположите на обеденном столе столовые приборы.

Взаимопроверка.

- Знаете ли вы правила поведения за столом? Правила поведения за столом, которые предлагает Дедушка Этикет и его помощники.

Не тянитесь через весь стол или через соседа за каким-либо блюдом, попросите его вам передать это блюдо.

Не говорите громко, старайтесь не привлекать к себе всеобщего внимания.

Не обращайтесь через весь стол к кому-либо, разговаривайте с соседями по столу.

Ешьте не торопясь.

Не говорите о том, что то или иное блюдо не очень вкусное – все блюда надо похвалить.

Не говорите с набитым ртом.

Говорите, прежде всего, о том, что интересует хозяина, именинника, пригласившего вас.

-На день рождения гостей надо развлекать. Музыка, песни, игры, танцы, смех– это признаки веселого праздника.

-Давайте немного поиграем!

Дети передают друг другу воздушный шарик. Как только музыка остановится, то игрок, у которого оказался в руках шарик, должен сделать комплимент тому, от кого он получил шарик. (Примеры комплиментов: “Ты отлично выглядишь!” “Какая у тебя замечательная улыбка !” “ Как мне нравится твоя стрижка!” “Тебе очень идет эта заколка!”).

-Время в гостях прошло быстро, вам пора прощаться. Что нужно не забыть перед уходом?

Дедушка Этикет и его помощники советуют:

Перед уходом не забудьте попрощаться. При прощании обязательно еще раз поблагодарите за приглашение, скажите о том, как приятно было провести это время, вечер в этом доме, поблагодарите родителей вашего друга (подруги) за праздник, устроенный для вас.

Не забудьте пригласить товарища к себе в гости, договоритесь о следующей встрече– этого требует этикет.

Анализировать, размышлять, отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Работать с пословицами.

Запоминать.

Работать в группах, составлять открытку, писать, затем зачитывать приглашения.

Показывать подарок и объяснять свой выбор.

Отвечать на вопросы.

Анализировать, рассуждать, отвечать на вопросы.

Запоминать.

Запоминать.

Отвечать на вопросы, угадывать.

Выполнять физические упражнения.

Анализировать, отвечать на вопросы.

Запоминать.

Разгадывать кроссворд.

Запоминать.

Практическая работа со столовыми приборами.

Проверять друг друга.

Отвечать на вопросы.

Запоминать.

Играют.

Запоминают.

П: осуществляют поиск необходимой информации; осмысленно читают; осмысляют уч. материал.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы.

2 мин.

- Какая тема была? (День рождения. Правила поведения).

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Чему мы сегодня учились на уроке? (Быть вежливыми хозяевами и гостями)

- Какие задания были самыми интересными? Что больше всего понравилось? Что запомнилось?

Делать выводы. Анализировать. Размышлять.

Отвечать на вопросы.

Оценивать себя.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "День Знаний - 1 сентября"

Урок составлен на основе разных материалов из интернет-ресурсов. Веселые задания. Интересное воображаемое путешествие надолго запомнится детям....

конспект урока "День рождения"

урок-игра с использованием презентации...

Конспект урока "День Знаний во 2 классе"; тренажёр по математике

День Знаний во 2 классе.Цель урока: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность...

конспект урока "День знаний. Урок победы и мира" в 3 в классе, 2019-2020

Данный классный час призван-учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;-Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: па...