«Иван Третий»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Абдулин Радмир Зарифович

Цель: сформировать у учащихся представление о личности князя Ивана III 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr2.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Школа:Таукаевская ООШ

Класс:4

Кабинет:

Дата: 14. 03.17.

Методист: Горячева С.Л.

Студент: 43 группы

Абдулин Радмир

Учитель: Мухомедова Г.Т.

«Иван Третий»

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать у учащихся представление о личности князя Ивана III

Планируемы результаты:

  • предметные:      

           - формирование представления об освобождении Руси от монголо-татарского ига;

           -закрепление и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;

  • личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент.

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

Мотивационный этап

2 мин

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Высказывать свое мнение по пословице

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Ребята, Вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Вы рассматривали эту тему на прошлом уроке. Сейчас мы  выполним тестовую работу. Каждый выполняет самостоятельно!

Тест:

1.Дмитрий Донской был:

А) внуком Ивана Калиты

Б) сыном Ивана Калиты

В) правнуком Ивана Калиты

2.Куликовская битва произошла на реке:

А) Дону

Б) Волге

В) Днепре

3.Князь Дмитрий Донской сражался с войсками:

А) Чингисхана

Б) Батыя

В) Мамая

4.Богатырь Пересвет был:

А) военным

Б) монахом

В) князем

5.Из предложенных выберите дату Куликовской битвы

А)1240

Б)1242

В)1380

Взаимопроверка:

1-А, 2- А, 3- В, 4- Б, 5- В.

Вывод: Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

по окончании правления Дмитрия Донского Русь оставалась разрозненным государством, находящимся под гнетом Орды.

Принимать задачу

Выполнять тестирование

Делать вывод по Куликовской битве

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

Как зовут князя? Как Вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Предположите, что мы будем делать на уроке по данной теме. Какие цели перед собой поставим?

Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля.

Слушать.

Решать кроссворд

 Называть тему урока. Ставить цели.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

Решение частных задач

20 мин

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

(На экране иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III)

Иван III поставил себе цель: объединить и усилить Московское княжество, а Москву сделать одной из красивейших столиц Европы.

До Ивана III самой крупной территорией Руси, оставшейся независимой от власти Московского княжества, было Новгородское княжество. Жизнь в Новгороде была устроена таким образом, что все главные вопросы по управлению решало народное собрание, новгородское вече. На нем из бояр выбирали посадника (от слова посадить) наместника князя, которому новгородцы доверяли от их имени и в их интересах решать важные дела, выбирали князя, который заботился о безопасности Новгорода. Как правило, князей приглашали из других земель. Так, в 1236 году князем в Новгороде стал Александр, которого позже прозвали Невским.

Вспомните, за что Александр получил такое прозвище?(Он одержал победу над шведами на реке Неве в 1240 году).

Новгородцы гордились своим управлением, считали себя свободными и независимыми, а потому бережно охраняли свои порядки.

Поэтому добровольно присоединиться к Московскому княжеству они не захотели. Тогда Иван III собрался походом, и в 1471 году на реке Шелонь произошло сражение новгородцев с москвичами.

Слайд “Расширение земель”.

О том, как происходило сражение, нам расскажет ученик-ИМЯ.

(“Новгородцы смешались: народ был к бою непривычный: плотники, горшечники, гончары, кожевники; на конях отроду не сиживали, пороху не нюхивали. Поднялась давка, сумятица, теснили одни других; кони, взятые от сохи, не слушались, сбивали с себя всадников. Новгородцы побросали на землю оружие и доспехи и пустились в бег, врассыпную...”)

Окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 году.(Слайд “Колокол”).

Из города был вывезен вечевой колокол — символ новгородской независимости - в Москву. По легенде, обиделся могучий новгородец-колокол: не хотелось ему покидать родной город, ударился оземь и разбился на множество маленьких колокольчиков.  Вместе с колоколом потерял Новгород и свою свободу

В конце правления Иван III присоединил Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли.Образовалось крупнейшее в Европе государство, которое стало именоваться Россией.

Ребята, а как вы думаете, что мешало окончательному объединению русских земель?Под каким гнетом находилась Русь? (монголо-татарское иго).

Покончив с Новгородом, Иван III решил покончить и с татарами (да и орда была уже совсем не та, что прежде).

А сейчас давайте узнаем, как это произошло.

Самостоятельная работа.

Предлагаю самостоятельную работу. У каждого на столе текст для самостоятельного чтения. Внимательно прочитайте, а затем ответьте на мои вопросы.  (Слайд “Стояние на реке Угре”.)

Текст для самостоятельного чтения.

Иван III отказался платить дань Золотой Орде. Когда прибыли к нему за данью послы от хана Ахмата, он на глазах у всех растоптал ханскую грамоту — басму и сказал: «Ступайте и объясните хану, что случилось с его басмой. То же будет и с ним самим, если он не оставит нас в покое!».

Разгневанный Ахмат послал на Русь свои войска. Сошлись они с русскими в 1480 году на реке Угре. Несколько дней простояли войска друг против друга, но так и не рискнул хан начать сражение. Поглядел на русских ратников, повернулся и ушел восвояси.

И считается этот год концом зависимости Руси от Золотой Орды.

Вопросы:

1. Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?

2. Где произошла встреча русских и татарских сил?

3. Почему это событие получило название “стояние на Угре”?

4. Чем оно закончилось?

5. Какое значение это событие имело для Руси?

И вот теперь Иван III стал называться не только великим Московским князем, но и “государем всея Руси”.

А как вы думаете, без чего не может обойтись ни одно государство? (без государственной символики).

И, действительно, женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван Васильевич стал пользоваться и его двуглавым орлом — гербом Византийской империи.

А что обозначает двуглавый орел? Что вы можете сказать о нашем гербе? (показать герб).

Итак, Московское княжество стало, благодаря Ивану III сильным независимым государством, собрав большую часть некогда разоренных земель и избавившись от монгольского ига. Иван III начинает преображать Кремль, чтобы еще больше поднять престиж русского государства.

Просмотр ролика «Московский кремль. История основания и строительства. Док.фильм» (0:10-1:10)

Давайте узнаем для чего Иван III решил преобразить Кремль. Прочитайте с. 76-78.

Слушать.

Слушают.

Слушать сообщение ученика

Слушать

Отвечать на вопросы

Слушать

Выполнять задание на карточках

Отвечать на вопросы

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осмысленно слушают.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

В чем же заслуга “государя всея Руси”?

Завершилось объединение русских земель вокруг Москвы.Свержение монголо-татарского ига.Появился новый герб.Москва приобрела новый облик, стала православным центром.

Расширяются связи России с другими странами.

Итак, Москва становится центром православия. Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Да и сами русские все больше интересовались миром. Московское княжество так возвысилось, что нас стали признавать во всей Европе.

Слайд “С птичьего полета”.

Москва — это сердце России, а Кремль — сердце Москвы. Это памятник истории и культуры пленяет вечной красотой и вот уже 5 веков хранит память о далеком прошлом, и в этом заслуга Ивана III. Нам есть чем гордиться. Наша страна — великая держава, у

нас есть любящий свою страну народ. И ваша задача: вырасти достойными гражданами своего государства.

Отвечают на вопросы.

Слушать

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

Рефлексия

3 мин

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают!

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание:

Р. т. с.26-28, № 1-5.

*Написать мини-сочинение, “Каким я представляю себе Ивана III”.

Задание под * является дополнительным для тех, кому это интересно.

Спасибо! До свидания!

Осуществля-ют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иван Третий. Иван Четвертый

Окружающий мир. 4 класс. "Школа России"...

Презентация Иван Третий

Окружающий мир 4 класс...

Конспект урока "Иван Третий" Школа России 4 класс

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его ...

Конспект урока для 4 класса "Иван Третий"+презентация

Цель: сформировать у учащихся представление о личности князя Ивана IIIПланируемы результаты:предметные:                  - формиро...

Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Иван Третий" Школа России 4 класс...