Мастера печатных дел» («Школа России»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Абдулин Радмир Зарифович

Цель: создание условий для формирования представлений о роли книгопечатания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr3.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: Таукаевская ООШ

Класс:4

Кабинет:

Дата:

Методист: Горячева С.Л.

Студент: 43 группы

Абдулин Радмир

Учитель: Мухомедова Г.Т.

Мастера печатных дел»

(«Школа России»)

Тип урока: комбинированный

Цель: создание условий для формирования представлений о роли книгопечатания.

Планируемы результаты:

  • предметные:      

  - формирование представление о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания;

  • личностные:          

       развивать устную речь;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Понятия: книгопечатание, первопечатник

Оборудование: презентация, карточки


Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент.

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

Мотивационный этап

2 мин

Русь

…И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого        

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…

                                             (И. С. Никитин. 1851.)

 Сегодня мы снова совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории.

Эмоциональ-ный настрой на урок

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Ребята, чтобы «машина времени» запустилась, нам необходимо проверить знания по предыдущей теме.

Тест

 1. Где произошла встреча русской рати с войском Ахмата?

1) на реке Непрядве

2) на реке Дон

3) на реке Угре

4) на реке Неве

2. Какой символ появился на печати Ивана Третьего?

1) Георгий-Победоносец

2) двуглавый орел

3) медведь

4) щит и меч

3. Как стала называться наша страна при Иване. Третьем?

1) Московия

2) Русь

3) Россия

4) Россь

4. Кто из правителей стал первым царем на Русской земле?

1) Иван Третий

2) Иван Грозный

3) Иван Калита

4) Дмитрий Донской

Выполнять тестирование

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Хотите узнать тему урока? Отгадайте загадку!

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Да, мы сегодня будем говорить про книги, но что именно, узнаем, если соберете слово из рассыпанных букв (книгопечатание)

Скажите, что такое книгопечатание?  Предположите, о чем мы узнаем в нашем путешествии?

Какие цели перед собой поставим?

Сегодня мы совершим путешествие в первую московскую типографию и узнаем, когда же на Руси стали печатать книги.

Отгадывать загадку

Собирать слово

 Называть тему урока. Ставить цели.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

Решение частных задач

20 мин

Еще в древности у человека появилась потребность передать свой опыт, знания последующим поколениям. Устно они могли поведать о своих деяниях только своим детям и внукам. А как сделать слово вечным? Несколько тысячелетий назад появилась письменность.

Известно, что раньше люди писали книги вручную. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.

Сообщение ученика

Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами (древний или средневековый рукописный свиток), выводя замысловатые буквы.

Буквицы, или инициалы - начальные буквы, чаще писали красного цвета киноварью, отсюда и название "красная строка". Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо

Перепись книги была очень трудоёмкой и длительной работой.

Каким цветом писали начальные буквы?

Что можно было разглядеть в орнаменте?

Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатанья. (1445 год)

Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг)

Как назывались металлические буквы? (Литеры)

А теперь перенесемся в Россию XVI века. Кто же здесь начал книгопечатанье?

На Руси первый печатный станок сделал тоже Иван. В историю он вошёл как первопечатник Иван Фёдоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах подписывался как Иван Фёдорович Москвитин.

Сообщение ученика

Будущий русский первопечатник Иван Фёдоров родился около 1510 года.

Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

Как зовут нашего первопечатника? От кого он узнал о печатных станках?

Сообщение ученика

19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.

Правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал. И, решив не отставать от Европы, повелел Иван Грозный построить Государев Печатный двор.

Когда Иван Фёдоров открыл первую «печатню»? Кто правил в то время?

Сообщение ученика

Стоял Печатный двор в Москве, в Китай-городе. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Фёдоров, будущий первопечатник.

Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год!

Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.

Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги.

Шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.  

Где стоял Печатный двор? Как называется первая печатная русская книга? Кто работал над этой книгой?

Сообщение ученика

Позднее, в1574 году в Львове,  Иван Федоров напечатал первый русский букварь.

Иван Фёдоров создал букварь, используя славянские буквы. Он был составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. Этот букварь напечатали, и стали по нему учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки. Приводились на страницах и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения.

 Но не умерло его дело – свидетельство тому, книга, которую вы держите в руках.

Ивану Фёдорову был установлен памятник во Львове и  в Москве, неподалеку от места расположения первой типографии.

 

Как Вы думаете, с какими словами о бережном отношении к книге обратился бы Иван Фёдоров к нам?

Слушать

Слушать.

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Слушать.

Отвечать на вопросы

Слушать.

Слушать.

Отвечать на вопросы

Слушать.

Отвечать на вопросы

Слушать.

Формулировать правила обращения с книгой

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Что нового мы узнали на уроке? (познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками).

Кто такие первопечатники?

Для чего нужно было книгопечатание? (раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг.)

Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей). Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.

Чем мы можем помочь? (бережно относится к учебникам, собирать макулатуру)

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

Рефлексия

3 мин

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают!

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание:

Р. т. с.28-30, № 1-4.

* Создай свою страницу букваря так, как это сделали бы авторы букваря в ХVII веке.

 Задание под * является дополнительным для тех, кому это интересно.

Спасибо! До свидания!

Осуществля-ют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Тема урока: «Мастера печатных дел»

Сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья....

Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Мастера печатных дел" Школа России 4 класс...

Мастера печатных дел.Урок окружающего мира .4класс.Школа России.

Мастера печатных дел.Урок окружающего мира .4класс.Школа России....

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Мастера печатных дел». УМК "Школа России"

Тема: «Мастера печатных дел».Цели деятельности учителя: формирование представлений о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.Планируемые результаты:Предметные:познакомить с...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мастера печатных дел» 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия: книгопечатание, первопечатники. Каково ...