Конспект урока. Тема "Мастера печатных дел" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шабанова Татьяна Сергеевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

Выполнила студентка 41 гр.

Ф.И. Шабанова Т.

Проверил: Согрина Е.Г.

Отметка:_______________

Дата: 16.03.18

Челябинск, 2018

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Д»

Тема урока: «Мастера печатных дел»

Цель урока: сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Планируемые результаты:

• Предметные

- познакомить с историей появления книгопечатанья на Руси;

- расширить знания учащихся о развитии книгопечатанья;

- проверить знания учащихся по теме «Куликовская битва»

• Личностные

- строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

- воспитывать любовь к истории

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: приветствие

2 мин

Перед вами лежат смайлы. Чего им не хватает? Дорисуйте ту эмоцию, которую вы испытываете сейчас. А теперь повернитесь к соседу и изобразите её.

Настраиваться на урок

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

II. Актуализация к деятельности и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: тестирование

5 мин.

Посмотрите внимательно на доску. Какое историческое событие изображено?

Картина "Утро на Куликовом поле" принадлежит кисти русского художникаАлександра Павловича Бубнова.  

Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины...

-А кто изображён на этом рисунке?

Иван III сделал гербом своего государства византийский герб – двуглавый орел, а себе взял титул «Государь всея Руси». При нём сложилось единое независимое государство, появилось название Россия, освободились полностью от ордынской зависимости.

-Так, что же мы проходили на предыдущих двух уроках?

-А сейчас мы с вами проведём тестирование и проверим насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

-Тест, взаимопроверка, оценивание.

1. Сражение на Куликовском поле состоялось…

а) 8 сентября 1380 года

б) летом 1380 года

в) осенью 1480 года

2. Около  какой реки происходила Куликовская битва?

а) Угра

б) Дон

в) Волга

3. Зависимость Руси от Орды закончилась…

а) в 1480 году

б) в 1380 году

в) в 1242 году

4.  При каком князе Русь полностью освободилась  от зависимости  Орды?

а) Иван Калита

б) Иван III

в) Дмитрий Донской

5. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь

б) Грановитая палата

в) Успенский собор

Оценивание теста:

без ошибок

5

1 ошибка

4

2 ошибки

3

3 ошибки и более

2

Отвечать на вопросы.

выполняют тест на карточках

Взаимопроверка в парах

Л:мотивировать к новому

учебному материалу.

III. Постановка учебной задачи

5 мин

- Вы сегодня принесли свои любимые книги. Посмотрите и ответьте кто их автор? Где напечатана (издана)? Какого года издания?  Из какого материала она сделана?

- Назовите материалы, из которых делали древние книги? (Глина, шёлк, папирус, железо, пергамен, береста, воск)

- Как назывались книги написанные пером и чернилами? (Рукописными)

- Кто записывал, переписывал рукописные книги? (Записывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

- Какие ещё мастера трудились над созданием книги? (Переписчики текста, художники, переплётчики)

- А как вы считаете, а когда была издана первая напечатанная книга? О чём она была (содержание)? Кто был её автором?

- На эти все вопросы мы с вами ответим при изучении новой темы. И какая у нас новая тема? Цель?

-«Мастера печатных дел», сформировать представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Внимательно слушать

Формулировать тему урока

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Работа с учебником. Поисковое чтение

Работа с учебником

Словесный: учебный диалог

10 мин

Книга – это настоящая драгоценность, над её созданием в течение долгих 10 и более лет трудилось столько людей.

- А зачем нужны были книги?

- Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошло, что одна книга тысячу людей учит.Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточки красной краской – вспомним выражение «писать с красной строки». Потом листы сшивали и одевали в деревянные переплёты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными камнями. Можно представит, как мало было книг и как дорого они стоили.

- Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги; их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота) Благодаря Ивану Фёдорову книга стала доступна, пришла в каждый дом. Книг становилось всё больше и больше.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Что такое типография?

  • Типография - полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты.
  • Первопечатник - состоит из двух корней. Каких? ( первый + печатание)
  • Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания? (1445г)
  • Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (немец Иоганн Гуттенберг:Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешёвыми, более доступными, как ускорить процесс создания книги. В XV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге.)

А  теперь перенесемся в Россию XIV века. Кто же здесь начал книгопечатание?

        

Откройте учебник на странице 82, найдите ответы на вопросы:

  • Кто был первым книгопечатником на Руси?

Ответы детей: Иван Федоров- первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславцев. Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол» (слайд). А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников.

  • Давайте подробнее узнаем об этом удивительном человеке:

Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров.  Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов.

  • Найдите в учебнике на странице 83 ответ на вопрос:

- Какую первую книгу он выпустил?

- Сколько времени её печатали? Опишите её.

- Что ещё напечатал Иван Фёдоров?

- Как он был составлен?

-Где расположен памятник Ивану Фёдорову?

Участвовать в диалоге

Внимательно слушать

Осознавать новый материал темы урока

Выдвигать свое мнение

Внимательно слушать

Искать ответ на вопрос

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе

П: дополнять и расширять

знания;

V. Динамическая пауза

2 мин

Видеофрагмент

Выполнять движения

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

10 мин

Работа в группах:

1 группа – Оформить плакат на тему «Техника безопасности в весенний период».

2 группа – Представить, что вы оказались на месте Ивана Фёдорова и создайте свою первую книгу, о чём она будет.

3 группа – «Берегите книгу» сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Фёдорова о бережном отношении к книге.

4 группа – Изобразить пословицу «Слово – ветер, а письмо век»

  • Представление работ

Работать в парах Выделять важную информацию

П: дополнять и расширять

знания;

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

Брейн-ринг:

Слушайте вопросы по новому материалу, за ответы получаете жетоны

  • Кто повелел открыть в Москве первую типографию? (Иван Грозный)
  • Где она находилась? (около стен Китай-города)
  • Кто был русским первопечатником? (Иван Федоров)
  • фамилия его помощника (Мстиславец)
  • Как называлась первая книга? (Апостол)
  • Что еще напечатал Федоров? (Первый русский букварь)
  • Где расположен памятник Федорову? (в Москве, недалеко от места расположения первой типографии)
  • Кого обучали чаще всего? (мальчиков)
  • Как бедняки использовали свои знания грамоты? (за плату писали письма, составляли документы)
  • Кто был автором первой русской Азбуки? (Василий Бурцов)
  • Кто был автором русской грамматики? (МетелийСмотрицкий)
  • какой русский позднее учился по этой Грамматике? (Ломоносов)
  • В каком году была издана первая печатная книга? (в 1564 году)

Работать по заданию

П: построить усн. высказываний;

VIII. Рефлексия деятельности

2 мин

  • Какая тема урока?
  • Добились ли поставленных целей?
  • Что нового мы узнали на уроке?  (познакомились с первым русским печатником книг Иваном Федоровым и с другими мастерами печатниками)
  • Для чего нужно было книгопечатание?  (раньше книги писали от руки, это был очень тяжелый труд, не один год уходил на переписывание книг)
  • Великую пользу принесло печатное дело. В России стало больше книг, а значит грамотных людей. Сейчас очень много печатается книг. Но мы должны помнить труд людей, который трудились над этими книгами и бережно относится к их труду.
  • Чем мы можем помочь? (бережно относится к учебникам)

Анализировать свою деятельность

 

Отвечать на вопросы

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....