Урок природоведения "Кто и как весну встречает"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок окружающего мира 2 класс на тему "Кто и как весну встречает" . ( Птицы, звери, насекомые, человек)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodovedeniya.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс, окружающий мир.

Тема: «Кто и как весну встречает».

ЦЕЛИ:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, живым существам, любовь к родному краю.

2.Развивать общеучебные умения, логическое мышление, устную речь, навыки коллективной работы; вырабатывать внимание и наблюдательность.

3. Дать представление о том, как изменяется жизнь диких животных с приходом весны.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Интерактивная доска, презентации, Красная книга Ростовской области, карточки, жаворонки из теста.

I.Организационный момент (создание эмоционального настроя).

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я  всем желаю, чтобы доброе утро и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

  • Ребята, посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробуждаются от зимнего сна. Греет солнышко.
  • А что еще изменилось с приходом весны? (Стало тепло, тает снег, поют птицы.)

Правильно, а ещё день стал длиннее, появляются первые весенние цветы, прилетают с юга птицы. - Сегодня мы станем участниками  телепередачи  «Диалоги о животных»,  посвященной  приходу весны.?  ( выведение целей и задач.) Что весной происходит в живой  природе? Предположите над чем мы будем работать на уроке? (Над сезонными изменениями весной)Какую цель поставим? ( узнать как ведут себя животные весной).

Это стихотворение относится  к первой странице нашей телепередачи:  «Поэтической».  Кто  из вас желает прочитать стихотворение о весне?

Слайд 2

 - Молодцы, замечательные стихи!   А теперь давайте вспомним, как к нам  приходит весна.

Слайд 2

Март – первый месяц весны. На земле ещё кое-где лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. А выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло. Лучи солнца уже сильней греют лицо и руки...  Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки. Ещё, как говорится,  зима не далеко ушла. А птицы, насекомые, животные начинают готовиться уже к встрече весны. (Презентация –фото)

II.В эфире программа «В гостях у птиц».

 - Приглашаю  вас в гости к моим ученикам  на урок  окружающего мира. Они подготовили для вас загадки, и просят их  отгадать. (Видеоролик )

(Дети отгадывают загадки)

  1. Алёна.: Непоседа пёстрая –
    Птица длиннохвостая.
    Птица говорливая.
    Самая болтливая.
    (
    Сорока.)
  2. Саша: Видали вы его не раз.
    Он скачет в двух шагах от нас.
    Чик-чирик, не робей.
    Я бывалый…
    (
    Воробей.)
  3. Артем: Чёрный, 
    Проворный.
    Кричит: «Крак!».
    Червякам враг.
    (
    Грач.)
  4. Таня: Спереди шильце.
    Сзади вильце.
    Сама мала.
    А за морем была.
    (
    Ласточка.)
  5. Арман: На шесте дворец.
    Во дворце певец.
    (
    Скворец.)

Работа с классом.

 Как называются птицы,  которые остаются на зиму?
А которые возвращаются к нам весной из тёплых стран?
- Расскажите, где строят гнёзда перелётные птицы? 
- Почему человек делает скворечники? (кормушки зимой)
- Какие важные изменения происходят весной в жизни птиц?
- Почему именно весной птицы выводят птенцов? 
- Чем они их кормят?

Слайд 3, 4, 5.

Птицы – первые вестники весны. Их поведение связано с оживлением природы.  - Первые спутники весны скворцы. И вот, когда заметишь на вершине  дерева  чёрные фигуры - побольше воробья, поменьше галки, когда донесётся  художественный  свист, - это уже настоящая весна!  Скворцы прилетают к нам  в конце марта и показываются у скворечников  в первый тёплый вечер или рано утром. Возвращаясь на родину, скворцы-самцы опережают скворчих. Если внимательно понаблюдать за этими птицами, то  можно заметить, что  птицы годами гнездятся в одном и том же  домике несколько лет подряд. Можно встретить скворца, знакомого по повадкам и песне. Как известно, скворцы подражают самым разнообразным звукам, но у каждого скворца есть свой излюбленный «коронный номер», кого – либо передразнить! ( фонограмма). - Настоящая суматоха начинается с прилётом самочек. Выбор  жилища, строительство  гнезда, насиживание яиц (13-14 дней). В это время песня скворца звучит гораздо спокойнее, тише. А с появлением птенцов она и вовсе умолкает. Отцу семейства уже не до песен! Нешуточное дело – в продолжении трёх недель выкармливать прожорливых детей, около 200 раз в день приносить корм,  следить  не подкралась ли к домику кошка или ворона! - Всю весну эти весёлые  и полезные птицы  рядом с нами. Как же не называть скворца спутником весны! -   Мы с вами познакомились, на примере скворушки, как птицы встречают весну.

( Презентация о птицах) -Как мы должны относиться к птицам?

(Учитель  предлагает группам детей  выполнить задания по карточкам.)

Под музыку П.И.Чайковского. Март.

1) Выберите  карточки с названием  зимующих у нас птиц. (1, 3 гр.)
2) Выберите  карточки с названием  перелётных птиц. (2, 4 гр.)

 (Дети называют птиц указанной группы и отвечают на вопросы.)

- Как изменилась жизнь зимующих птиц?
- Какую пользу приносят нам птицы?

III.Следующая страница нашей передачи: «Репортажи из леса».

1.

- Угадайте, с кем встретился наш корреспондент Сорока?

Пушистый хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ... 
(
Белка.)

2.

- Итак, посмотрите репортаж.

(Дети показывают сценку.) шапочки на голове.

Белка и Сорока

Сорока. - Здравствуй, Белка, с весной тебя поздравляю!

Белка. - Спасибо! И я тебя поздравляю.

Сорока. - Зачем нераскрывшиеся шишки собираешь?

Белка. - Позавтракать собралась. Под чешуйками в шишках вкусные семена.

Сорока. - А ты, что покрасилась? Шерстка у тебя разноцветная.

Белка. - Я ведь 2 раза в год линяю. Весной меняю свой серый зимний наряд на рыжий летний. А осенью наоборот. Увидишь меня через недельку, другую, я вся рыжая буду.

Сорока. - А можно посмотреть на твоих малышей?

Белка. - Пока они у меня голенькие, слепые и беспомощные. Прилетай через месяц, тогда и увидишь моих бельчат.

Сорока. - А не холодно им голеньким-то?

Белка. - Что ты, я их молоком накормлю, теплом своим согрею, а потом ещё тёплой подстилкой укрою. А в тёплую погоду вынесу малышей своих на солнышко погреться. Ну, заболталась я с тобой, тороплюсь ведь, не привыкла я долго без дела сидеть.

3. Слайд 6, 7, 8.

- Ребята, а вы встречали белок? Где?
- Где устраивает белка своё гнездо?
- Почему белок называют хорошими хозяйками?
- Почему нельзя взять маленького бельчонка и принести его домой?

4. А сейчас закрыли глазки и представили себе то, о чём я скажу.

  • Мы идем с вами в самую гущу леса. Под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас. Мы идем по тропинке, специально выложенной для нас.  Кое-где проглядывают голубые глазки подснежников. С каждым днем в лесу  все меньше снега. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы и остановимся. Откройте глаза. Посмотрите на изображение животных.

Слайд9 На переднем плане - картинка с изображением медведя с детенышем.

  • К кому из животных мы пришли в гости? (К медведю.)
  • В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека. А вообще медведь – всеядное животное.

Как вы думаете, что значит всеядное? (Он питается всем.)

  • А вы знаете, что особенно любит медведь? (Ягоды, мед.)
  • Да, он любит и мед, и ягоды. Медведь может питаться травой, всходами, корнями и грибами. Из животной пищи он ест рыбу, насекомых, птиц. В конце зимы, в феврале, в самую лютую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих детенышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм.

Слайд 10 О ком еще вам интересно узнать? (Выставляет картинку с изображением ежа.)

Кто видел ежика? Какой он? Что делает зимой? (Спит.)

  • Рано весной просыпаются ежи. За время спячки они быстро худеют. Весной ежи кормятся насекомыми – кузнечиками, сверчками, разными жуками. Ежи поедают даже дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей. Потомство ежи выводят весной. У самки рождается от 3 до 8 детенышей.
  • Как зовут детенышей ежей? (Ежата.)
  • Ежиха готовит для ежат хорошо выстланное травой гнездо. Она кормит своих детенышей молоком. Когда они перестают сосать молоко, мать приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежей на охоту.

 Слайд 11 Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя и ежа? (Зимой спят. Детенышей кормят молоком.)

Верно, и медведи и ежи зимой спят, кормят своих детенышей молоком.

 

IV. ФИЗМИНУТКА

- А сейчас реклама на нашем телеканале. Мы предлагаем вам отправиться за здоровьем и проведем физминутку. (Барбарики)

V. Групповая работа с текстом.

  •  Знаете ли вы еще какого-нибудь зверя, который меняет окраску? (Заяц.)
  • Верно, это заяц и многие другие животные.
  •  Слайд 12. -Что вы знаете о зайце?

Работа с карточками.

  • Прочтите текст.

«В поле еще снег не сошел, а у зайчихи уже родились зайчата. Хоть и маленькие, но пушистые, зрячие. Зайчиха покормила их и ускакала. Зайчата сразу, как появятся на свет, умеют бегать. Наевшись материнского молока, они прячутся под кустиками. Лежат тихонько – не пищат, чтобы их не заметили враги. Проходит день, другой. Зайчиха давно уж про них и забыла. А зайчата всё лежат. Но тут мимо пробегает другая зайчиха; заметила голодных малышей  и  покормила  молоком. А молоко у зайчих жирное и очень сытное. А мама-зайчиха  тоже увидела чьих-то голодных зайчат и покормила их. Так уж у зайцев заведено: покормит зайчиха новорожденных и оставляет одних, чтобы своим запахом не привлекать врагов, знает, что детки голодными не останутся. Пока малыши сидят неподвижно, от них зайчатиной не пахнет, а густая трава укрывает их от хищников. Пройдет несколько дней, и зайчата начнут, есть траву».

Вопросы по тексту:

  • Когда у зайчихи появляется потомство? (Весной.) 
  • А почему мать-зайчиха, покормив их один раз, убегает от своих зайчат и больше не кормит их? (Чтобы спасти их от врагов.)
  • Что же помогает зайчатам выжить? (Теплая шубка, а также вкусное молоко своей мамы и других зайчих).
  • А чем питаются зайчата, когда подрастут? (Травкой.)

Да, когда зайчата подрастают, то начинают есть травку, морковку, капусту, корни и почки деревьев и кустарников, клевер, молодые побеги других растений.

Давайте вспомним все, что мы узнали об этих животных.

 - Какие изменения происходят весной в жизни животных?
- Почему весной запрещена охота на зверей и птиц?
- Почему у большинства зверей именно весной появляются детёныши?
- Что такое линька?
- Какие животные меняют окраску?
 

Видеоролик о зверях.

Слайд13

  • Вывод потомства
  • Линька
  • Зимняя спячка
  • Изменение окраски. 

Физминутка для глаз «Цветик-семицветик».

IV. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Открываем последнюю страничку нашей передачи, которая называется «Красная книга».

- Что это за книга, которую так и называют «Красная книга»?

(Ученикам предлагается презентация «Красная книга «Ростовской области»

Наша Ростовская область имеет большую территорию. По ней протекает много рек, растёт большое количество кустарников, лесонасаждений. Всё это создаёт условия для обитания самых разных животных.

Раньше животный мир нашей области был очень богат. Но строительство больших городов, ведение сельского хозяйства и другая деятельность человека сильно изменили природные условия, что привело к уменьшению численности и даже полному уничтожению некоторых животных.

Исчезли рыси, медведи, шакалы, тарпаны. Реже стали встречаться орлы, коршуны, сайгаки, косули.

они занесены в «Красную книгу».

Этих животных надо знать и оберегать.

( Показываю 2 книги) и презентацию.

Рядом с нашим городом находится заказник «Горный лес». В нём многие растения и животные под охраной государства и даже  размножаются благородный олень, лань, косуля. (фото) Кто-нибудь там бывал? Я вас приглашаю на экскурсию.

Как нам, людям нужно охранять природу, чтобы растения и животные всегда вместе с нами встречали весну? Выслушать и подвести под определение. Зачитать из презентации (8042) правила охраны природы.

Сейчас мы с вами сравним совпадают ли наши правила с общепринятыми. Похожи? Чем? Чем не похожи?

Слайд.

 Ну вот мы с вами узнали о том, как встречают весну звери, птицы. А кто ещё очень-очень ждёт весну? А вы? Вы разве не ждете? Мы ждем весну? Значит и человек тоже ждет весну. В древности даже новый год начинался не 1 января, а весной 1 марта. А как человек весну встречает? ( одежду меняет, семена готовит, убирает улицы, дворы, моет окна) А ещё праздники весёлые проводит. Какие? (Масленицу, Сороки… )  А во время праздников люди что делают? Танцуют и поют. (Барыня?) А на память об уроке вам подарки – птички-жаворонки.  

 Какую цель ставили? Какие задачи ставили перед собой? Справились? Что помогло?

Солнышки -  Было интересно и вы все поняли на уроке, тучки -  если вас что-то тревожит, осталось непонятно.

Слайд.

«Я узнал…»

«Я удивился…»

«Я запомнил…»

«Я хочу узнать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Как животные весну встречают»

Дидактический материал: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009 Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хр...

Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают

Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....

презентация к уроку окружающего мира "Как животные весну встречают"

Презентация содержит фотографии животных, необходимые для урока и является наглядным дополнением к хрестоматии....

урок во 2-ом классе по окружающему миру "Кто как весну встречает"

В ходе урока учащиеся знакомятся с жизнью диких животных с приходом весны....

Урок окружающего мира по УМК "ПНШ" в 1классе "Как животные весну встречают"

 Конспект урока окружающего мира с презетацией по теме "Как животные весну встречают"в 1классе по УМК "ПНШ". Урок ОНЗ (открытия новых знаний).Цель: познакомить учащихся с изменениями в жи...

Конспект урока окружающего мира "Как животные весну встречают"

Урок открытия новых знаний . Конспект урока с презентацией по УМК "ПНШ" в 1 классе....

Технологическая карта урока по предмету «Ознакомление с окружающим миром» во 2 классе "Кто как весну встречает" по ФГОС

Конспект урока окружающего мира во втором классе "Кто как весну встречает" представлен в технологической карте с учетом требований ФГОС....