Главные вкладки

    Тема урока: «Как животные весну встречают»
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

    Дидактический материал:

    Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009

    Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хрестоматия. – М.: Академнига, 2009 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Как животные весну встречают»

    Тип  урока:  открытие  новых  знаний.

    Метапредметные цели урока:

    1. формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
    2. формирование навыка чтения;
    3. формирование умения оценивать свою работу;
    4. формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
    5. развитие процессов мышления, памяти, внимания.

    Личностные цели урока: воспитание самостоятельности, организованности.

    Предметные цели урока: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной; формирование первичных представлений о связях между животными.

    Дидактический материал:

    Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009

    Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хрестоматия. – М.: Академнига, 2009

    Наглядные пособия:

    иллюстративный материал птиц, насекомых; таблицы цепочки питания.

    Оборудование: презентация*, компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, записи голосов птиц.

    * использование презентации на данном уроке обязательно (см. диск)


    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    1.    Самоопределение к деятельности (Организационный  момент)

    - По какой теме мы работаем?

    - С чем мы ждём весну? (с теплом, с солнышком, с дождичком, с травкой зелёной, с листочками душистыми, с песнями птичьими)

    - Что нового мы узнали?

    Сложно работать?

    Мы справляемся?

    - Что не получается? Сможем ли мы сегодня решить эту задачу?

    Эмоциональный настрой Личностные УУД:

    - создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)

    - устанавливаются тематические рамки («могу»)

    2. Актуализация знаний

    Откроем учебник на стр. 50

    - Какие изменения происходят в живой природе с наступлением весны?

     -  Рассмотрим с высоты нашу землю? Дружно садимся в вертолёт  (стр. 50)  

    - Что мы видим с вертолёта?

     - А что наблюдают Маша и Миша?

     - А что вы знаете об изменениях в жизни животных весной?

    - Вы очень много рассказали!

    лес, деревья, пашни

    Природу весной, животных (проснулись лягушки, змеи, ежи, медведи барсуки; белка, заяц сменили  шубку)

    Работа с презентацией

    Познавательные УУД: (общеучебные)

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

    3. Постановка учебной задачи.

    - Ребята, вы действительно очень хорошо знаете, как изменилась жизнь зверей: медведя, ежа, зайца.

    - А о каких животных готовятся рассказать Маша и Миша?

     - А вы можете сразу рассказать об этом?

    (вариант: - А какие животные первые реагируют на изменения весной? Почему именно они?)

    - Что мы сможем сегодня выяснить вместе с Машей  и Мишей?

     - Итак, какая перед нами стоит задача? В конце урока нам с вами нужно будет решить – смогли ли мы узнать о изменениях в жизни животных, связанных с приходом весны.

    Рассуждения детей о весенних изменениях в жизни животных

    Познавательные УУД:

    Формирование умения ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

    Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

    Регулятивные УУД:

    (целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

    4. Открытие нового знания.

    Беседа с учащимися

    - Прочитайте тему:

    Как животные весну встречают

    - Что мы уже знаем из названия?

    - Ответьте, что изменилось в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем?

    - Что влияет на изменения в неживой природе?

    Работа с таблицей-цепочкой

    - Что происходит в живой природе?

    - Кто весной появляется первым?

     -Посмотрите как богат и разнообразен мир насекомых  (работа по таблице «Насекомые»)

    -Как зимовали насекомые? Как меняется их жизнь с приходом весны?

     - Где их сейчас больше всего?

    - Почему?

    - Каких насекомых вы  уже видели?

    стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды

    Работа с презентацией

    Потепление – проталины /Потепление – проталины – насекомые

    Оживают деревья, насекомые,  прилетают птицы, просыпаются животные

    насекомые

    на проталинках, на припеке

    Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет

    бабочек, жуки, комары, божьи коровки, муравьи

    Регулятивные УУД

    (оценка):  выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения

    Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст

    Маленький комарик по лесу летел,

    Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з)

    Жук на ветке сидя, бросив все дела,

    Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж)

    И змея тихонько на пенёк вползла

    И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш)

    На лесной полянке хор такой звучит,

    Песенка так льётся, за собой манит.

    Слушание и исполнение песни насекомых, выполнение движений

    1) Разговор  о комарах

    - Кто его убьет, то свою кровь прольет? И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров надо уничтожить?

    - Комары необходимы природе. Кто знает зачем?

    - Взрослыми комарами питаются птицы, а личинки живут в воде и служат кормом для рыб.

    - Продолжим наш путь.

    2) Разговор о муравьях

    - Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок.

    Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (муравейник)

    Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище.

    - Какую роль выполняют муравьи в природе?

    - Как надо относиться к муравьям? Почему?

    Работа по развитию речи (в парах)

    - Составьте предложение из отдельных слов, которые написаны на карточках

    (Не разрушайте муравейники!)

    Комар

    Работа с презентацией

    Комарами питаются стрекозы, хищные мухи, осы, муравьи, ласточки, летучие мыши. Личинок поедают пиявки, водяные науки, жуки-плавунцы и другие, а также рыбы и

    водоплавающие птицы. 

    Работа с презентацией

    Муравьи поедают многих вредных насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту, применяемую в медицине.

    Работа с презентацией

    Познавательные УУД (общеучебные):

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

    Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания,

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

    5. Первичное закрепление.

    Работа с хрестоматией. Выборочное чтение

    - А каких бабочек можно увидеть ранней весной вы узнаете, прочитав рассказ из нашей хрестоматии (с.52 - 53) (чтение по абзацам). При чтении попытайтесь выделить отличительные черты разных бабочек.

    - Каких бабочек вы уже видели? (рассматривание иллюстрации в хрестоматии)

    - Что нового узнали о бабочках?

    Чтение текста

    Составление вывода

    Работа с презентацией

    Познавательные УУД (общеучебные): осуществлять смысловое чтение

    Релаксация

    Легли на парту,

    Положили голову на руки,

    Послушаем, как птицы весну встречают…

    Беседа о птицах.

    - Откуда возвращаются птицы?

    - Правильно ли, что птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно?

     - Строят ли наши птицы гнезда в дальних странах?

    - Как называют этих птиц?

    - Когда же они возвращаются?

    - С прилётом каких птиц считается, что весна начинается?

    - Кто видел грачей?

    - Когда прилетели?

    - В каком порядке прилетают птицы?

    - Кто знает приметы, связанные с ласточками? Кто может их объяснить?

     

    - Почему поздно прилетает кукушка?

    Дополнить схему

    с юга

    нет, они улетают из-за недостатка корма

    нет

    перелётными

    когда тепло и достаточно корма

    грачи

    грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, кукушки

    перед дождём летают низко

    насекомые летают низко, воздух влажный, крылья намокают

    появляются мохнатые гусеницы на листьях, которыми она питается

    Потепление – проталины – насекомые – птицы

     

    Познавательные УУД (общеучебные):

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

    Познавательные УУД (информационные): запись, фиксация информации об окружающем мире через заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст

    Работа с иллюстративным материалом (виды гнезд)

    - Без рук, без топоренка построена избенка.

    - Откроем учебник на стр. 51. Посмотрите, какие разные у всех птиц гнезда. А ведь это птичий дом.

    Рассказ учителя о птичьих гнездах.

    - А где вьют гнезда скворцы?

    - Как они называются?

    - Какую пользу приносят птицы?

    - Нужно ли беречь птиц? Почему? Как?

    Физминутка

    Гнездо

    в домиках, которые для них сделал человек

     скворечник

    6. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

     Работа над развитием речи в парах

    - Составьте предложение из предложенных слов на карточках

    Не разоряйте гнезда птиц!

    Не бери  птенцов из гнезда!

    Познавательные УУД (общеучебные): применять правила составления высказывания,

    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

    Работа в парах

    В  тетради для самостоятельных работ, задание 34. (найти парные картинки – птиц и их гнезд, сравнить с данными таблицы)

    - Проверка (слайд)

    - Попробуем оценить свою работу самостоятельно.

    - Какие критерии нам необходимы при оценивании выполнения этого задания?

    Учащимся даётся карточка-таблица с критериями оценивания своей деятельности

    Общеучебные УУД (информационные):

    сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)

    Коммуникативные УУД (управление  коммуникацией):

    определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль.

    Регулятивные УУД:

    (контроль и самоконтроль) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; (оценка) устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

    7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Игра «да» - «нет» - не говорить!

    1. Ты видел перелетных птиц?
    2. Можно ли разорять гнезда птиц?
    3. Кукушка вьет гнездо?
    4. Перелетные птицы уже все прилетели?
    5. Помогал ли ты зимой птицам?
    6. Скворцы живут только в скворечниках?
    7. Ты наблюдаешь за птицами?
    8. Птицы приносят пользу человеку?
    9. Птицы кормятся только комарами?
    10. Должны ли мы охранять птиц?

    Полные ответы учащихся

    Регулятивные УУД (целеполагание):

    формулировать и удерживать учебную задачу

    Познавательные  УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    8. Рефлексия.

    -Какую цель мы ставили в начале урока?

    - Справились ли с поставленной целью?

    - Что нового вы узнали о жизни животных весной?

    Саморегуляция:

    концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

    9. Домашнее задание

    Совместно с родителями выбрать животное (это может быть насекомое, птица и т.п.) и в течение недели понаблюдать за его жизнью. Подготовить рассказ по своим наблюдениям.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа" Окружающий мир 1 класс "Как животные весну встречают"

    Конспект урока по ФГОС  по предмету " окружающий  мир" в 1 классе  УМК "Перспективная начальная школа"...

    Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают

    Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....

    Урок окружающего мира по теме : " Как животные весну встречают".

    Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 3 при изучении темы "Весенние изменения в природе". Урок закрепления пройденного материала тесно связан с предыдущим и последу...

    Конспект урока по окружающему миру Тема: «Как животные весну встречают»

    Предмет: Окружающий мирКласс: 1 «г»Тема: «Как животные весну встречают»Цель: Формировать целостное представление об изменения в жизни животных весной.Планируемые результаты: Предметные: ·...

    Конспект урока окружающего мира на тему "Как животные весну встречают"

    Урок окружающего мира на тему "Как животные весну встречают" (ПНШ)...

    Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: " КАК ЖИВОТНЫЕ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Как животные весну встречают»

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...