Урок окружающего мира по теме: " Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык-орган вкуса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Мягченкова Светлана Николаевна

Преподавание окружающего мира ведётся в 4-ом классе по УМК " Перспективная начальная школа".В соответствии с требованиями ФГОС сформулирована следующая цель: создать условия для уточнения представлений об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный. Задачи: формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека, формировать ЗОЖ, развивать интеллектуальные и практические умения детей, развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье, бережное отношение к своему здоровью, учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы, воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_yazyk.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа № 25 им.Н.К.Крупской"

          Урок окружающего мира

            «Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык- орган вкуса»

                                                          Учитель начальных классов

                                                      Мягченкова Светлана Николаевна

         

                                             Ульяновск 2017 г.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем;.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека; формировать ЗОЖ;

- Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; бережное отношение к своему здоровью;

- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;

- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Методы:

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.

Материалы и оборудование:  ПК,  видео, тарелки, стаканчики, салфетки, корзина, толковые словари, конверты с заданиями, сахар, яблоко, колечки лука, напитки, шоколадка, зеркало, лупа, памятка (стоматит), 3 стакана с водой

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:  урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств

Форма работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемый результат  :  

Знать

 - названия органов чувств;  

- признаки органов чувств

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

   Ход урока

  1.Организационный момент

- Наш урок мне хочется начать с замечательного слова "Здравствуйте". Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте,  дорогие ребята. Здравствуйте - какое слово чудесное, доброе, красивое, чуточку нежное. Здравствуйте скажем новому дню, здоровья желаем всем и всему!

- Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир», о котором было объявлено заранее. На прошлом уроке мы разделились на группы. Начинаем урок окружающего мира.

-А что вы ожидаете от урока?

-Тогда я желаю вам интересных открытий.

-Прежде, чем нам двигаться вперед , давайте вспомним тему, над которой мы начали работать.

( человеческий организм)

-Зачем нам нужны знания о нашем  организме?

-На какие вопросы мы можем дать уже научные ответы?

(как устроен организм человека, о клетках, из которых состоит человеческий организм)

2. Исследование органа вкуса.

А)  Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыт. На столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, сразу определить, в каком стакане сладкая, солёная и простая вода?

– А что для этого нужно сделать? (Нужно попробовать).

–   Какой орган вы подключите к выполнению задания? (Язык)

 (вызываются  3 ученика для проведения опыта)

–  Какая вода находится в каждом из стаканов?

- Как вы считаете, от чего зависит такая разная реакция человека на еду или напитки? От вкуса того, что он ест или пьет.

-Какой орган помог определить вкус?   (Язык)

-Дайте научное определение этому органу.   (Орган вкуса)

3. Постановка учебной задачи

Поставьте цели на урок. Что нам нужно узнать?

– Как мы будем это делать? (Будем работать в группах)

– Для чего нам это нужно? ( дети отвечают, на доску –слова Что?, Как?, Для чего?)

На доске появляется тема : ОРГАН ВКУСА , рядом с картинкой - изображением рта с высунутым  язычком.

Проблемный вопрос: - Имеет ли орган вкуса память?

 -  А чтобы ответить на многие вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

Для начала выясним, ДЛЯ ЧЕГО человеку дано ощущать вкус?

Когда вы были совсем-совсем маленькими, вы были настоящими исследователями. Всё, что привлекает внимание младенцев, незамедлительно попадает в рот

Б) Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования?   (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5.  Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

 (« Корзина идей»)

- Зачем ещё человеку нужен язык? Какие функции выполняет язык человека?

( значение слова ЯЗЫК) Составление ассоциаций.

Учащиеся с помощью учителя составляют ассоциации к слову «язык» и выявляют его многозначность.

Язык:

1)        у животных и человека - орган вкуса;    

2)        пламя - у костра;

3)        средство общения;

4)        национальный: казахский, русский, английский и т.д.

4. НОВАЯ ТЕМА

А)РАБОТА С ЛУПОЙ

 – Возьмите зеркала в руки, рассмотрим наш язык.

-Рассмотрите язык в зеркало. Что вы заметили?( фрагмент видео) Б)Коллективная работа . Работа с толковым словарём. ( работа в интернете)

Новое слово «дегустатор». (Дегустатор – специалист, который определяет качество продукта на вкус)

– Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

–  Что происходит? (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

–  Почему так произошло?

– У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Психологическая разминка: “Можно ли тренировать орган вкуса?”

- Какое еще значение имеет язык?

Чувство вкуса может нарушаться, если горло и нос поражены инфекцией. Поэтому, чтобы не болеть простудными заболеваниями  чаще гуляйте на свежем воздухе, укрепляйте свой организм, избегайте сквозняков.

В) Работа в группах

 (группа  № 1) Лаборатория №1

Выполните опыты: Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?

Вывод: Сухой язык вкуса не ощущает.

 Опыт №2.Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? (Сахар растворяется и ощущается сладкий вкус)

Вывод:  Вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости.

– Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный

Опыт №1. ( Группа №2)

Съешь кусочек яблока, держа под носом колечко лука.

Поделись своими впечатлениями. Сделай вывод, что помогает определить вкус?

Вывод: _______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Центр вкуса тесно связан с центром обоняния, который расположен в височных долях мозга, поэтому мы лучше воспринимаем вкус вместе с запахом, а если у человека насморк — пища кажется безвкусной.

(группа № 3) Лаборатории №2

Выполните опыты:

Опыт №1

Перед вами несколько различных пищевых продуктов и напитки. Необходимо попробовать каждый продукт.

В ходе проведения опыта вам необходимо ответить на вопросы:

1.        Сколько разных вкусов вы почувствовали? ________

2.        Запишите эти вкусы _________________________________________________________________________

Опыт №2

Поставьте пред собой зеркало. Приготовьте ватные палочки и стаканчики с напитками. Смочите ватную палочку в растворе № 1, поочередно прикладывайте палочку к разным зонам (частям) языка. Постарайтесь запомнить ваши ощущения. Проделайте опыт с каждым из предложенных напитков.  Для каждого раствора используется новая, чистая палочка.  

В ходе проведения опыта необходимо ответить на вопросы:

1.        Какие зоны языка лучше воспринимают различные вкусы: горький - _______________часть языка, сладкий - ___________часть языка, кислый - _______________части языка, соленый - _______________часть языка.

2.        Обобщите полученную в ходе опытов информацию, сделайте и запишите вывод.

Вывод: _______________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 ЧЕЛОВЕК РАЗЛИЧАЕТ 4  ВКУСА: СЛАДКОЕ, ГОРЬКОЕ, КИСЛОЕ, СОЛЁНОЕ.

Сосочки отвечающие за разные вкусы расположены в разных частях языка:

За сладкий вкус отвечают сосочки на кончике языка

За кислый — боковые поверхности ближе к корню

За соленый — боковые поверхности ближе к кончику

За горький — сосочки у корня языка.

4 группа  Лаборатория №4

 Опыт 1

  -Возьмите кусочек шоколада, поднесите к носу, понюхайте его, а затем съешьте.

-А теперь, крепко зажав нос, попробуйте шоколад ещё раз.

- Опишите свои личные впечатления, полученные в результате эксперимента с кусочком шоколада, который вы пробовали, зажав ноздри. 

ТАБЛИЦА ДЛЯ ГРУПП

1)Мы исследовали орган __________________________

2)Нам предлагалось (описать опыт, что делали)

_____________________________________________

3)В результате проделанного опыта мы определили:

____________________________________________

4)Вывод:

Орган______________________

Председатель заседания объявляет об окончании практической работы в группах и предоставляет слово для отчета (по порядку номеров групп с 1 по 4)

Физкультминутка для язычка.

Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной.

1.        Чистим зубки язычком.

2.        Футбол.

3.        Цоканье.

4.        Надувание щечек.

5.        Рычание

Органом вкуса является язык. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень – горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

Почему язык называют « сторожем» организма?

- Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Ребята, давайте сделаем вывод:

 -Какую роль выполняет орган вкуса – язык? Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир. Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?

Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.

Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».

Язык - зеркало здоровья

Старая поговорка утверждает, что язык никогда не врет, только необходимо научиться его понимать. По внешнему виду и цвету языка можно многое узнать о здоровье человека.

Я приглашаю следующего нашего гостя, врача- педиатра

Г) Выступление врача

Снаружи  язык открыт бесчисленным множеством сосочков.

В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое –боками, а горькое –корнем. Язык – это орган вкуса.

Наш рот выстилает слизистая оболочка. При ее воспалении появляется заболевание –стоматит. На слизистой рта появляются язвочки, начинает течь слюна , появляется боль при жевании и даже появляется температура.

Стоматит – это болезнь грязных рук. Поэтому необходимо соблюдать правила личной гигиены  и забыть о таких вредных привычках, как кусание  ручек, ногтей. Врач назначает больным кварц, мази, присыпки ,полоскание.

-А что нам посоветует при этом заболевании народная медицина?

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ( памятки)

Хорошо помогает при стоматите свежий куриный белок. Им надо аккуратно смазывать во рту. А еще надо взять 10 гр. цветков календулы (ноготки лекарственные)залить 1 стаканом  кипятка, настоять 10-15 минут и полоскать рот утром и вечером, предварительно помассировав- Подумайте, какие должны быть правила ухода за полостью рта и языком?

Это интересно: – Как надо пить таблетку, чтобы не почувствовать ее горький вкус? (Надо поместить таблетку на середине языка.) 

 Мини-эксперимент (работа с конфетой “Шипучка” - постепенно включаются в работу все органы чувств: глаза – кожа – ухо – нос- язык. Т.е. дети сначала рассматривают конфету в упаковке, затем называют признаки, взяв её в руки, отмечают, какие звуки можно услышать, потом раскрывают упаковку, определяют запах, а после определяют вкус конфеты).

5.ИТОГ. Рефлексия.

И все же ученые говорят : «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а

Мозг!»

-Как же это понять?

-Оказывается, человек видит,  слышит, чувствует запах и вкус только тогда,

когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам ,необыкновенно быстро. Мы дотрагиваемся пальцами,

например, до книги и сразу чувствуем ее. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи пальцев успел «добежать» до головного мозга.

-Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг

друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из нас ел яблоко и его вкус

не спутает со вкусам огурца. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге- это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.

-Смогли ли мы ответить на наш главный вопрос?

СИНКВЕЙН « УРОК»

6. Домашнее задание. Творческая работа.

1)Сообщение, презентация ( Язык животных) 

2)Написать памятку “Как сберечь орган вкуса?”