Как жили наши далекие предки.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шаркова Светлана Александровна

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_sharkovoy_s.rar43.81 КБ
Файл prezentatsiya_zhizn_drevnih_slavyan.rar2.66 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 3

Конспект урока окружающего мира

 в 3 «В» классе

«Как жили наши далекие предки»

подготовила и провела учитель начальных классов

Шаркова Светлана Александровна

г. Сасово, 2017 г.

План-конспект урока окружающего мира в 3 «В» классе

«Как жили наши далекие предки».

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о том, кто были наши предки славяне, как была организована жизнь наших далеких предков.

Задачи:

Предметные:

- формировать общее представление о наших предках;

- рассмотреть характерные качества славянина.

Личностные:

-формировать интерес к познанию окружающего мира;

-воспитывать предпосылки готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности;

- воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ.

Метапредметные:

1) регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи;

2) коммуникативные: учить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

3) познавательные: создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку Power Point.

Ход урока.

 Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие.

У. – Ребята, зачем вы сюда пришли?

Д.

– Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

У. – Я рада этому, но чтобы ваши старанья не пропали даром, нам нужно подготовиться к работе. Сели за партой удобно, настраиваемся на работу.

1. Актуализация знаний.

Этап проверки выполнения домашнего задания.

- А теперь, давайте проверим домашнее задание.

1) Почему листья осенью меняют свою окраску?

2) Почему опадают листья?

3) Как осенью меняется жизнь животных и птиц?

4) Как звери проводят зиму?

5) Что нужно делать в случае обморожения?

6) Как меняется жизнь животных и растений весной?

7) Составь несколько пищевых цепей.

2. Постановка проблемы и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь» .

Под большим шатром 
Голубых небес –
Вижу - даль степей 
Зеленеется,

Это ты, моя 
Русь державная, 
Моя родина 
Православная!

Уж и есть за что, 
Русь могучая, 
Полюбить тебя, 
Назвать матерью,

Стать за честь твою 
Против недруга, 
За тебя в нужде 
Сложить голову!

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Вы правы, речь пойдет о жизни людей нашей страны в былые времена.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое.

-Знаете ли вы,  как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

- Как вы думаете, а нужно ли нам потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

Целевая установка.

- Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

-        Прочитайте название темы.( «Как жили наши далекие предки».)

Цель нашего урока - узнать, как жили наши далекие предки.

Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд)

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? (Где они жили?)

Какие? (Какие они были?)

Как? (Как вели своё хозяйство?)

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

- Ребята, а как вы думаете, как мы поймем, что достигли цели? (Если мы сможем ответить на поставленные вопросы).

3.Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа в группах.

- С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

Задание 1:(Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

-В слове «предки», корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.

В слове «современники» корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове «потомки» корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.

Задание 2: На линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. (Слайд)

2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне.

       (Видеофрагмент)

- Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд)

 Изучение нового материала.

1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте.

...Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

     В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд)

- Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием.

...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян?

Учитель  раздает детям карточки с заданиями изобразить виды деятельности славян:

Женщину, которая шьет,  лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц;

Мужчину, который: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, пашет землю. Один учащийся изображает, а остальные называют эти занятия.

(Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки.

Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

- Прикрепите карточки в соответствии с занятием.(Развешиваются по классу).

- Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян.        

 Игра.

- Одним из основных занятий древних славян было земледелие. Как каравай попадал на стол? Давайте составим цепочку из картинок в таком порядке, какой потребуется, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай.

(Колос, серп, мельница, мука, вода, дрожжи, соль, печь, дрова, каравай)

-        Что нужно земледельцу из предложенных предметов? (Серп.)
Земледелец. Я в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

-        Что нужно мельнику? (Мельница.)
Мельник. Не молол я чепуху,

                              А смолол зерно в муку.

-        Что нужно пекарю? (Печь, квашня, вода, мука, дрожжи, соль дрова.)

Пекарь. Я не грел у печки бок - каравай ребятам пек.

В печь - перепелкой, из печи - коростелкой.

Пекарь, мельник, землепашец (вместе).

Мы работы не стыдились.

Мы работою гордились.

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай!

Задание. Опираясь на рисунки, смоделируйте типичный вид славянина.

- (Слайд) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого,  широки в плечах.

- У вас на столах детали одежды, которую носили древние славяне. Рассмотрите. Что вы можете сказать?

 Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к вопросам, которые  задали в начале урока. Мы ответили на них? (Слайд)

-Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

-Встаньте те, кто доволен своей работой.

Перспектива.

-  Ну а те, у кого сегодня не все получилось, не расстраивайтесь. У нас впереди еще много уроков, и я уверена, что вы покажете себя с лучшей стороны. Всем большое спасибо.

Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас будет творческим.

- Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь.

- Наш урок я хотела бы закончить такими строчками:

« Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С. Пушкин.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

История-это не только дела давно минувших дней. Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее. Встреча с историей.

Слайд 2

Жизнь наших далёких предков Кто? Как? Где? Какие? Кто были наши предки? Как вели своё хозяйство? Где они жили? Какие они были?

Слайд 3

ПРЕДКИ СОВРЕМЕННИКИ ПОТОМКИ

Слайд 4

Проверь себя! Время жизни наших предков и потомков . 2017 год предки потомки

Слайд 5

Расселение древних славян

Слайд 6

Поселение древних славян

Слайд 7

Задание. Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Слайд 8

Жилища древних славян Топилась изба по - чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Слайд 10

Предметы быта Посудой служили глиняные горшки и чашки

Слайд 11

Занятия древних славян.

Слайд 13

Смоделируйте типичный вид славянина.

Слайд 14

ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯН Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Слайд 15

рубаха

Слайд 16

понёва

Слайд 17

лапти

Слайд 18

Праздничный девичий сарафан

Слайд 19

Свадебный костюм

Слайд 20

Украшения

Слайд 21

повторил знаю узнал задумался удивился Я

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как жили наши предки

Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины...

тест по окружающему миру ( ПоглазоваО) "Как жили наши предки?"

Тест даёт возможность проверитьзнания учащихся по теме "Как жили наши предки"....

Конспект урока Как жили наши далёкие предки

Конспект урока "Как жили наши далёкие предки" с использованием групповой работы. Урок окружающего мира, 3 класс...

Обобщающий урок по разделу «Как жили наши предки»

урок по окружающему миру  УМК "Гармония"...

Урок кубановедения 2 класс "Дом, в котором жили наши предки"

Открытый урок по кубановедениюЦели  урока: - познакомить с историей и культурой Кубани,  бытом кубанского      казачества на основе изучения внутреннего убранства ха...

Урок окружающего мира «Как жили наши далёкие предки»

Урок был составлен на основе учебника Окружающий мир Дмитриевой системы Занкова. Содержание материала учебника по теме использовалось при конструировании компетентностно - ориентированных заданих. В т...