урок окружающего мира по теме "Четыре царства живой природы" 3 класс УМС "Планета знаний"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Струганова Алевтина Владимировна

Технологическая карта урока оружающего мира 3 класс УМС "Планета знаний" по теме "Четыре царства живой природы"  с применением системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_uroka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель (ФИО) Струганова Алевтина Владимировна

Предмет   окружающий мир                       Класс          3

Тема урока  Четыре царства живой природы

Технологическая карта  урока

Ф.И.О. учителя: Струганова А.В.

Предметная область: окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: Окружающий мир 3 класс  УМС «Планета знаний», автор Г.Г.Ивченкова

Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом

Тема урока: Четыре царства живой природы

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи

в природе.

Средства (оборудование):

1)  учебник по окружающему миру (УМС «Планета знаний»Г.Г.Ивченкова);

2)  карточки с заданиями;

3) слайдовая презентация

4)  листы  самооценки.

Основные понятия          -   «Царства», «бактерии», «ботаника», «биология», «зоология», «микроскоп»

Межпредметные связи   -  литературное чтение

Организация пространства -  работа с классом фронтальная, в малых группах, индивидуальная 

Технологии, используемые на уроке:  компьютерные (информационные), игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, кейс – технология.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.  Орг. момент

 Цель: самоопределение к деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной  творческой работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

 Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

       

II этап.   Актуализация к учебной деятельности

Цели и задачи, которые хочет достичь учитель:

выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.

Методы: слайдовая презентация,   загадки  для мотивации, наводящие вопросы

Наш урок предлагаю начать такими словами:  

                     

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.

- Любите ли вы путешествовать?   Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать.

- Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте,  куда мы отправимся  путешествовать.

 

Учитель читает загадку, Слайд №1  « Природа»

Посмотри,  мой  милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг …(природа)

 - А что такое природа?

-  Какая бывает природа?

- А живем мы с вами на планете?

Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. На этой планете есть царства – государства и каждое из них особенное.  

- А вы, хотите побывать в этих царствах?

- Как вы думаете,  с какой целью мы отправимся в путешествие?

- Какой будет тогда  тема нашего урока?

 Слайд 2 Тема урока « Царства живой природы»

На доске открывается карточка с надписью

« Царства живой природы»

Сегодня мы побываем в этих царствах, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название

Приветствуют учителя, гостей.

Настраиваются на работу.   ( коммун.УУД)

Вступают в диалог с учителем.

Аргументируют свои ответы:

Дети смотрят на  слайд

Дети: Природа.

 Природа – это все, что нас окружает.

Живая и неживая.

Земля.

Выдвигают предположения о теме урока.

Да

Узнать эти царства

  • Сколько царств в природе?
  • Кто населяет эти царства?
  • Как живется их обитателям!

III этап. Изучение нового материала

 

 Цель: открытие нового знания,

организация

учебной деятельности.

Учебная цель перед обучающимися: познакомиться с царствами природы,  уметь выделять его обитателей, понимать их роль и значение.

Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель:

исследовать   царства живой природы, выделить основные понятия.

Задачи:

Умение аргументировать свои ответы;

развивать  коммуникативные компетенции, творческое воображение и внимание;

устанавливать связь между представителями этих царств;

самостоятельно находить ответ на заданные вопросы,  строить диалог;

формирование умения взаимодействовать в группе на основе сочетательного диалога;

уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Методы стимулирования: похвала, одобрение.

Формы и методы изложения нового материала:

беседа,  сообщение с демонстрацией при устном изложении изучаемого материала;

самостоятельная  работа   обучающихся   по осмыслению и усвоению нового материала;

 работа с таблицей и текстом учебника, выбор подходящих ответов;

Физминутка

Работа по учебнику

Цель:  найти ответы на вопросы с помощью прочитанного текста.

Основные формы и методы организации фронтальной,  индивидуальной и групповой деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа в группах по составлению правил поведения в природе,

Методы стимулирования: похвала, одобрение.

IV этап.  Закрепление  изученного материала

Учебная  цель  перед обучающимися:проверить усвоение темы

Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: проверить усвоение темы с помощью самостоятельной работы и самопроверки по эталону

 

Начнем наше   исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. А помогут вам ваши знания.  Слайд 3  Загадка

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем!

 Слад 4  «Лес»

-  Какие растения леса вы знаете?

 - На какие группы они делятся?

-  Какую пользу они приносят?

 - Какое название дадим этому царству? ( Растения)

Дополняем таблицу на доске царства «Растения»

Слайд № 5 Отличие растений от животных

Для кого в природе  лес служит домом ? 

- На какие группы делятся животные?

 - В чем их отличие? (по месту обитания)

- По способу питания?  

- Какое название мы дадим  этому царству ?   ( Животные)

Слайд.  № 6 « Животные»

Дополняем таблицу на доске «Животные»

  В лесу  животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу?

     Эту осень  можно назвать «грибной», грибов было очень много.

  - А вы собирали грибы?

 -  Какие грибы есть в нашей местности?

Все ли грибы  можно употреблять в пищу? Почему?

- Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?

 Слайды  № 7-8 - 9 «Грибы»

Дополняем таблицу на доске царства «Грибы»  

 

- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.

 ( Чтение отрывка  стихотворения « Мойдодыр»)

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

-Кто написал эту сказку и как она называется?

-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?

-Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии.

 Слайд  №  «Бактерии»

 Сообщения детей  ( 2 ученика)

 

-Какое же название дадим этому  царству?  (Бактерии)

Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии»

 -  Сколько же царств, у нас получилось?

Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы.

                 Эти царства хранят много тайн и загадок.

                 Их изучением занимаются различные науки

 Слайд № Царства природы

-Давайте встанем и  немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам  птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

Откройте учебник на с.79  Посмотрите на таблицу

- Что означают стрелки  между царствами?

Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества)

Живые вещества  отвечает  за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания.

-Узнайте, какие среды  обитания  населяют живые существа?

Прочитайте последний абзац текста на с. 78

- Представители, какого царства готовы отвечать?

 

Вывод: чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.

- Чем различаются условия  жизни в этих средах?

Работа в группах:

 1. Какие правила охраны  нужны для этого царства ?

 Слайд   № Игра «Четвертый лишний»

  1. Мухомор,  лисичка, подберезовик, белый гриб.
  2. Волк, олень, лев, тигр.
  3. Кошка, леопард, собака, корова.
  4. Кит, слон, жираф, муравей.

Слайд № Проверка

  1. Мухомор  (несъедобный гриб)

      2. Олень       (растительноядный)

      3. Леопард   (дикое животное)

      4. Муравей  (насекомое)   Кит (водная среда обитания)

 (Регул и личн. УУД)

Читают про себя загадку

Отгадка. Лес

Дуб, береза, рябина, цветы

 Деревья, кустарники, травы.

 Дают кислород, защищают от солнца

 Растения

Лес - это дом для ….. (  животных)

 

  Дикие и домашние

 Дикие живут в лесу, домашние рядом с человеком

Хищные и растительноядные

 Животные

Цветы, ягоды, грибы.

 

Маслята, шампиньоны, грузди,опята

Нет

Съедобные и несъедобные.

Ответы детей

 

Грибы

( К. Чуковский, « Мойдодыр»)

 Сообщения детей о бактериях

  1. ученик Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые,  установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой 

Ученица Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся   в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль  «Чистильщиков» или «санитаров»  нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

Бактерии

В природе существуют 4 царства.

 

Выполняют упражнения по команде учителя

Связь между собой

Читают текст  в учебнике про себя

 наземно- воздушную  ( птицы)

водную (рыбы),

почвенную  (черви),

 Болезнетворные бактерии в других живых существах.

Условия жизни в разных средах разные, поэтому представители каждого царства приспосабливаются к ним.

Дети составляют правила охраны

Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом.

(  познават. И  регул. УУД )

  V этап  Рефлексия деятельности 

(итог урока)

Цель: осознание обучающимися своей  учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы

Цель-  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

VI этап  Задание на дом.

Цель самостоятельной работы обучающихся: подготовить сообщение о любом царстве по выбору.

Цель, которую хочет достичь учитель: формировать умение подбирать интересный и познавательный  материал, развивать   творческие способности обучающихся.

Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

- Какие задачи на урок мы ставили?

- Все ли мы исследовали в этих Царствах?

Дискуссия. А как вы думаете,  какое царство главное?

- Я согласна с каждым из вас. Каждое царство можно назвать главным.

 Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.

6. Рефлексия.

Игра «Определи царство». Сейчас  предлагаю вам немного поиграть.

Возьмите в кейсе набор цветных карточек. Я называю живое существо – вы показываете карточку, соответствующего царства.

Прикрепите свои цветочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше.

 Это и будет вашим творческим домашним заданием.

Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом.

- Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках.

Предлагает закончить предложения:

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………

Творческое

Подготовить сообщение о понравившимся царстве

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 Узнать, какие царства природы есть

 Нет

Ответы детей

Дети показывают карточки соответствующего цвета.

Дети выходят доске и определяют цветочек в понравившееся царство.

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.  ( регулятивные ууд

Карточки для записи предложений

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Грибы - особое царство природы" 3 класс

Урок на тему « Грибы – особое царство природы» - урок изучения нового материала. Его цель – ознакомление учащихся с грибами как самостоятельным царством живых организмов. В ходе урока ученики по...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."

Внеклассное мероприятие по окружающему миру   «Путешествие в царство живой природы»       Классный руководитель:  Смыкова В.И ...

Урок окружающего мира по теме «Царство бактерий».( 2 класс)

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (УМК "Начальная школа XXI века")...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Конспект урока окружающего мира: "Как люди познают мир", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как люди познают мир», 2 класс "Планета знаний"...