Урок по окружающему миру "Транспорт"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Яруллина Ольга Николаевна

Тип урока: Урок освоения нового материала (формирования знаний).

Цели: Познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения и назначения; с историей возникновения транспорта; повторить правила дорожного движения, влияние транспорта на жизнь человека и окружающую среду.

Задачи:

Обучающие - познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначение транспорта, учить высказывать свое мнение, учить обобщать, анализировать.

Развивающие - развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся.

Воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_transport.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Транспорт.”

Тип урока: Урок освоения нового материала (формирования знаний).

Цели: Познакомить с классификацией транспорта в зависимости от места движения и назначения; с историей возникновения транспорта; повторить правила дорожного движения, влияние транспорта на жизнь человека и окружающую среду.

Задачи:

Обучающие - познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначение транспорта, учить высказывать свое мнение, учить обобщать, анализировать.

Развивающие - развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся.

Воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к работе.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование ответственного отношения к учению, развития опыта участия в социально значимом труде. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослым в процессе деятельности.

Формирование основ экологической культуры и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Метапредметные:

-Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания.

Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, уметь осуществлять рефлексию способов действий.

Предметные

Знать понятие «транспорт», виды транспорта.

Понимать роль транспорта и принципы его классификации,

понимать влияние транспорта на окружающую среду.

Применять правила безопасного поведения при переходе через дорогу и

при езде на транспорте.

Задачи урока:

-познакомиться с разными видами транспорта (наземный, воздушный, водный)

-проанализировать полученную информацию и сделать вывод об основных функциях транспорта (перевозка грузов и пассажиров, транспорт специального назначения)

- вспомнить основное правило дорожного движения

Ресурсы урока:

 -основные: Учебник Окружающий мир 3класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд.-М.: Просвещение, 2013.

Тетрадь Окружающий мир 3 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждения в 2-х частях, Ч.1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая  изд.-М.: Просвещение, 2015.

Компьютер и интерактивная доска.

-дополнительные

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал (карточки с заданием).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

  1. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку и назовите тему нашего урока.

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (транспорт)

- Для чего человеку нужен транспорт? (передвигаться)

- Как вы думаете, что такое транспорт?

Слово транспорт пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает “перемещать”. Позже слово транспорт стало означать “доставка чего-либо”.

  1. Работа по теме урока.

Много-много лет назад

Человек коню был рад.

Чтобы не ходить пешком,

Ездил на коне верхом.

И в телеге, и в арбе

Тоже ездил на коне.

Пешеходы не ругались –

Ведь коней-то не боялись.

Вот года текли, летели,

Люди вскоре поумнели.

Посидели, посчитали

И машины делать стали.

Звучит музыка “Автомобили, автомобили, буквально все заполонили…”

- Ребята, посмотрите, письмо какое-то на столе лежит. Кто поможет мне его прочитать?

“Мы жители Страны Транспортляндия” находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе –Неумехе. И теперь в стране происходят постоянные недоразумения, аварии. Помогите нам!!!”

Тут, наверно, скажет кто-то:

“Это что за колдовство?

Это что за волшебство?

Не случилось ничего!

Ну, исчезли переходы-

Не заплачут пешеходы:

Сами выберут пути,

Где дорогу перейти!

Светофор не светофорит.

Ну, какое в этом горе?

Красный свет,

Зелёный свет…

Может, в нём и толку нет?”

- Ребята, а вы как думаете? Нужны ли правила уличного движения, светофор?

- Зачем они нужны?

- Ребята, поможем жителям страны Транспортляндия? (Да)

- Тогда отправляемся в путешествие.

Звучит песня “Весёлые путешественники” слова С.Михалкова, музыка Старокадомского.

- Итак, мы в древнем городе.

- Какой транспорт вы увидите на улицах города? (Лошади, запряженные в телеги, кибитки, кареты.)

- Почему в этом городе мало транспорта? (Город небольшой, можно пройти и пешком. А если нужно было ехать, хватало небольшого количества карет.)

- Смогли бы мы сейчас обойтись только лошадьми? (Нет. Расстояния стали большими, людей в городах много.)

- Какой транспорт сейчас перевозит людей по городу? (Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро)

- А грузы? (Грузовые машины)

- Что общее объединяет весь транспорт, о котором мы говорили? (Он движется по земле.)

Такой транспорт называется сухопутным.

Сценка.

Выходит дорожный знак.

Я – дорожный знак. Меня заколдовала Помеха-Неумеха. Я никому не могу показать правила уличного движения. Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки.

Неширока в ширину,

Но зато длинна в дину,

Где вода и глубина –

Деревянная она. (дорога)

Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (автобус, троллейбус)

В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (улица)

Дорожный знак: - Узнаёте меня? Где вы можете встретить этот знак? (поворот)

Дорожный знак:  На двух колёсах я качу,

                                 Двумя педалями верчу,

                                 За руль держусь:

                                 Гляжу вперед.

                                 И вижу – скоро поворот.

- Ребята, мы приглашаем Дорожный знак путешествовать с нами и попросим нам помогать.

- Ребята, у нас в городе много транспорта? (Да)

Много машин и людей в городе. Как им существовать, не мешая друг другу? (Соблюдать правила дорожного движения.)

В наше время автомобили могут принести, кроме пользы, и много несчастья, если не знать правила дорожного движения.

По городу, по улице

Не ходят просто так –

Когда не знаешь правил,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Чтоб жить, не зная огорченья,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Ты должен правила движенья

Всегда и всюду соблюдать.

- Следующая остановка нашего путешествия – дорожные знаки.

Послушайте стихотворение.

На машине мчусь стрелой,

Глядь: кирпич передо мной.

Ехать дальше не велит.

Тотчас торможу

И захожу на разворот.

Почему, друзья, хочу

Угодить я кирпичу?

- Как вы ответите на этот вопрос? (Это запрещающий движение дорожный знак.)

- Как выглядит запрещающие дорожные знаки? (Белые круглые знаки, обведенные красной каймой.)

- Найдите среди знаков на доске запрещающие дорожные знаки. Что они запрещают? (Дети показывают знаки, объясняют их.)

- Какие ещё группы знаков вы знаете? Как они выглядят?

Предупреждающие – жёлтые и белые треугольники, обведённые красной каймой.

Предписывающие -  в синих кругах.

Информационно- указательные – в синих треугольниках.

- Найдите среди всех эти знаки и скажите, что они обозначают?

Игра.

- Отгадайте, о каком знаке говорит загадка. К какой группе он относится? Найдите его среди знаков на доске.

Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход наземный,

Похожий на зебру. (Знак “Пешеходный переход” – предупреждающий знак)

Круглый знак,

А в нём окошко.

Не спеши тут сгоряча,

А подумай-ка немножко,

Что тут? Свалка кирпича? (Знак “Въезд запрещён” – запрещающий)

Я – знак дорожных правил,

Я машину поставил

На стоянку у ограды,

Отдыхать ей тоже надо. (Знак “Место стоянки” – информационно-указательный)

Лена с Настенькой в тревоге –

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом –

Помощь близко,

Доктор – рядом. (Знак “Медицинская помощь” – знаки сервиса)

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то. (Знак “Осторожно, дети!”- предупреждающий)

Шли из школы мы домой,

Видим – знак над мостовой,

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет. (Знак “Велосипедное движение запрещено” – запрещающий)

Машины мчат во весь опор,

И вдруг навстречу знак:

Изображён на нём забор –

Я тру глаза, смотрю в упор. (Знак “Железнодорожный переезд со шлагбаумом” – предупреждающий)

- Молодцы, вы справились и с этим испытанием. Движемся дальше.

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, что является прообразом машин? Где человек подсмотрел формы для их создания? Предлагаю прочитать текст (учебник с.36 первый абзац) и назвать то, что помогает человеку. (природа)

- Действительно, природа даёт человеку множество примеров для технических изобретений. Этим занимается наука, которая называется бионика.

- Ребята, скажите, зачем человек изобрёл транспорт? (Чтобы быстрее двигаться, перевозить грузы.)

- А где впервые мы встречаемся с мечтой человека быстрее передвигаться? Кто на чём перемещается? (в сказках)

(Карлсон, Баба-Яга, Избушка на курьих ножках, Алладин, Маленький Мук)

(Карлсон- у него пропеллер.

Баба-Яга – на ступе.

Алладин – на ковре самолёте.

Избушка – на курьих ножках.)

- А зачем сказочным героям транспорт? (Чтобы передвигаться по сказке.)

Любопытство повело людей дальше. Они не могут плавать, как рыбы, но умеют мыслить. Появился транспорт для передвижения по воде.

- Как называется такой транспорт? (водный)

- Прочитайте абзац о водном транспорте. (учебник с. 37)

- Что можно назвать первым водным транспортом? (Брёвна, тростниковые плоты.)

- Что такое челн? (Лодка из бревна с выдолбленным углублением.)

- Какие необычные плавательные средства ещё существовали?

- Отгадайте загадки про современный водный транспорт. Найдите изображение.

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей. (катер)

Ходит город-великан

На работу в океан. (корабль)

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили. (челн)

Маленькая площадка

Сто человек перевозит. (паром)

От ветра он не прячется,

А грудь подставив, катится. (парусник)

Не корабль и не лодка,

Нет ни вёсел, ни паруса,

А плывёт – не тонет. (плот)

Под водой железный кит –

Днём и ночью кит не спит,

Днём и ночью под водой

Охраняет твой покой. (подводная лодка)

- Сделайте вывод. Что общего у этого транспорта? (передвигается по воде).

Работа по учебнику.

Сбылась мечта человека о полёте. Существует транспорт, который передвигается по воздуху.

- Как называется этот вид транспорта? (воздушный)

- Назовите воздушный транспорт.

- Прочитайте статью об этом транспорте в учебнике.(с. 38)

Творческая работа.

На столах в конвертах у вас материал для творчества. Назовите геометрические фигуры, с которыми вы будете работать. (Ромб, квадрат, круг, прямоугольник.)

- Предлагаем вам создать модель удивительного воздушного транспорта будущего.

- Как называется транспорт для полёта в космос? (космический)

- Назовите космический транспорт. (Ракеты, спутники, грузовые корабли, челноки)

- Сделайте вывод. Что общего у этого транспорта? (Передвигается в космосе.)

Игра “Четвёртый лишний”.

-Ребята, возьмите со своих столов конверты, в этих конвертах вас ожидает очередное задание. Каждый из вас хотя бы раз играл в игру «Четвёртый лишний», вот и сейчас вы держите перед собой несколько карточек, одна из них явно лишняя, найдите её и объясните, почему она лишняя. (Выполняется работа в группах)

Грузовик, молоковоз, бетономешалка, скорая помощь.

Техпомощь, пожарная машина, автобус, поливальная машина.

Самолёт, поезд, грузовик, трамвай.

Работа в рабочей тетради.

с. 28 № 2 (Распредели средства передвижения по видам. Сухопутный транспорт отметь красным кружком, водный транспорт – синим кружком, воздушный транспорт – жёлтым кружком. Какие из этих средств передвижения старинные, а какие – современные? Ответь устно.)

Он стоит на перекрёстках,

Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,

На дороге пострадает!

У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,

Всем знакомый…(светофор).

Слово светофор составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет”- это всем понятно.  А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор”, значит носитель света, “несущий свет”. Он и верно несёт свет трёх разных цветов: красного цвета, жёлтого цвета и зелёного цвета.

Светофор не всегда был таким, как сейчас. Светофоры появились на улицах не так давно, всего 40 лет назад.

Выглядели они так. Со всех четырёх сторон на них были 3 цветных стекла (зелёное, жёлтое, красное), а по ним медленно ползла большая чёрная стрелка. Такие светофоры были неудобные. Перекрёсток свободен, а ты жди, пока стрелка доползёт до зелёного цвета. Современные светофоры – автоматы намного удобнее!

Сценка.

Появляется дорожный знак “Дети”.

- Ребята, какой это знак пришёл к нам? (Знак “Дети”)

Шоссе шуршало шинами,

Бегущими машинами,

Но возле школы сбавьте газ –

Висит, водители, для вас

Особый знак здесь: “Дети”.

За них мы все в ответе.

И вы при этом знаке тоже,

Ребята, будьте осторожны!

Появляется кот.

- Кто ты?

- Я ученик светофорных наук – Кот.

- Раз светофорных наук, то скажи нам, пожалуйста, как надо переходить улицу?

- Как? На четырёх лапах.

- Ребята, правильно он ответил?

- Нет!

- А как надо?

Пешеход, пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, надземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасёт.

- Правильно! А тебе, Кот, второй вопрос. Как обходить троллейбус спереди или сзади?

- А зачем его обходить? Можно и перепрыгнуть. А ещё проще пролезть между колёсами.

- Ребята, поможем Коту. Он совсем запутался. (Дети отвечают.)

- А теперь ответь на последний вопрос. Можно ли играть на мостовой?

- Смотря во что. В шахматы – нельзя.

- А почему?

- Машины все фигуры сбивают, а в мячик можно. Ещё как!

- А вы, ребята, согласны с Котом?

- Нет!

- Почему?

Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из правил движенья

Знать, как таблицу должны умноженья:

На мостовой – не играть, не кататься,

Если хотите здоровым остаться!

Помеха-Неумеха подслушивает и вбегает в класс. Обращается к Коту.

- Не слушай их, не слушай! Здорово, да ещё как здорово играть на мостовой. Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они все тебе вопросы задают, а сами то они знают что-нибудь?

- Конечно, знаем, да и Кот убедился в этом.

- Уходи, Помеха-Неумеха! Мне с ребятами очень интересно, они много знают, например, про светофор.

Помеха-Неумеха тащит Кота.

- Пойдём со мной аварии делать. С ними не интересно. (уходят)

Слышится грохот.

- Ребята, это, наверное, авария. Может быть, нужна наша помощь?

Вбегает Кот с перевязанной лапой.

- Что случилось?

- Я попал в аварию, повредил лапу.

-Ребята, возьмите меня к себе. Я понял, что это очень плохо – не знать правил дорожного движения. Помогите мне. Помогите! Я хочу с вами учиться. Я открою вам одну тайну: как спасти дорожные знаки.

- Как же их спасти?

- Нужно сказать несколько волшебных слов: “Знаки, знаки! Отзовитесь! К нам скорее возвратитесь!” (Дети повторяют эти слова.)

Появляются дорожные знаки.

- Ребята, где вы видели такие знаки?

- Может быть, кто–нибудь из вас знает, что они означают?

Помеха-Неумеха: - Всё! Пропала я! Моё колдовство теперь бессильно. Все против меня. Ухожу от вас. (уходит)

- Мы совершили сегодня большое дело: спасли от Помехи-Неумехи дорожные знаки и светофор. На улицах Страны Транспортмания не будет больше беспорядка.

И теперь на перекрёстках нам мигает светофор.

Для тебя горят они, светофорные огни:

Красный – стой, жёлтый – жди, а зелёный – проходи.

Это должен каждый знать,

Обязательно на “пять”!

Повторение.

- А теперь давайте ещё раз вспомним, а для чего же транспорт нужен нам с вами? (Передвигаться на большие расстояния самим и перевозить грузы, ездить быстрее из одного места в другое.)

- А это хорошо или плохо? (Хорошо)

- А как ещё можно заменить это слово? (Полезно)

- Правильно, транспорт нам полезен. А всегда ли он нам полезен? (Нет)

- Что же не полезного есть у транспорта? (Он загрязняет окружающую среду.)

- В чём заключается вред транспорта для окружающей среды? (Выхлопные газы – загрязняют воздух, бензин – воду, землю, шум – пугает зверей.)

- А есть ли транспорт, который не загрязняет окружающую среду? Какой? (Да, это велосипед, аэроплан, экомобиль.)

- Учёные все ещё разрабатывают более экологические виды транспорта, может кто-то из вас в будущем этим и займётся.

Рефлексия

-Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, и теперь я прошу вас оценить урок и нашу с вами работу на уроке. (Каждый ученик получает карточку, на которой изображено три смайлика: веселый и грустный, ученики обводят тот смайлик, который соответствует их настроению)

- А теперь звенит звонок, всем спасибо за урок!

Д/з – учебник с. 36-39 – пересказ, р.т. с.29-31 № 3(проект “Любознательный пассажир”)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....