Воздух и его свойства
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Яруллина Ольга Николаевна

Урок проведен во 2 классе (1- 4) по учебнику А.А.Плешакова.

Цели: - познакомить учеников с богатством природы – воздухом, его       свойствами,

          - учить наблюдать, делать выводы, обобщать,

          - воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: воздушный шарик, шарик – плакат (Состав воздуха), для опыта: мелкие бумажки, картонки, одноразовые стаканчики, трубочки, кусочек почвы, блюдце, бумажка, банка; таблички: кислород, углекислый газ, азот; картина “Тополь”, магнитофон, кассета с музыкой, альбомные листы для детей, кроссворд, фото Галилео Галилея, ребусы, рабочие тетради у детей и учебники, картины с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_i_ego_svoystva.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воздух и его свойства.

Учитель: Яруллина Ольга Николаевна

Урок проведен во 2 классе (1- 4) по учебнику А.А.Плешакова.

Цели: - познакомить учеников с богатством природы – воздухом, его       свойствами,

          - учить наблюдать, делать выводы, обобщать,

          - воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: воздушный шарик, шарик – плакат (Состав воздуха), для опыта: мелкие бумажки, картонки, одноразовые стаканчики, трубочки, кусочек почвы, блюдце, бумажка, банка; таблички: кислород, углекислый газ, азот; картина “Тополь”, магнитофон, кассета с музыкой, альбомные листы для детей, кроссворд, фото Галилео Галилея, ребусы, рабочие тетради у детей и учебники, картины с природой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительная беседа.

- Сегодня, когда я шла в школу, я увидела, что за ветку дерева зацепился воздушный шарик. Я решила отцепить его, и вдруг он со мною заговорил…(воздушный шарик)

- Привет! – сказал он мне.

- Меня зовут Воздушный Шарик. Я очень люблю путешествовать. Хотите, я скажу, какая у меня фамилия?

- Отгадайте его загадку:

                                  Через нос проходит в грудь

                                  И обратный держит путь.

                                 Он невидимый, а всё же

                                  Без него мы жить не можем. (воздух)

- Слово “воздух” происходит от слов “вздохнуть”, “вдыхать”.

Воздух – это то, чем мы дышим.

- Послушайте стихотворение “ Воздух”. Что можно узнать о воздухе из стихотворения? (читают стихотворение подготовленные ребята)

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

- В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

 Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье. (таблички с именами на доске)

3. Новая тема.

- Итак, тема сегодняшнего урока “ Воздух и его свойства”. (тема на доске)

Практическая работа: (у каждого ученика на столе лежат подносы, на которых есть картонки, мелкие кусочки бумаги, стаканчики с водой, трубочки).

Возьмём картонки и махнём ими перед своим лицом. Что вы почувствовали? (ветерок)

Положите на стол несколько мелких кусочков бумаги. Махнём над ними картонкой. Что произойдёт с кусочками бумаги? (перелетели на другое место или даже слетели со стола).

Бумажки столкнул воздух, который пришёл в движение от взмаха картонкой.

Возьмём стаканчики с водой и трубочки и попробуем подуть в трубочку. Что произойдёт? А теперь опустим в стаканчик с водой кусочек почвы. Что мы наблюдаем?

Следовательно, вокруг нас находится воздух. Почему мы его не видим?     (потому что он бесцветный, прозрачный, невидимый), (таблички на доске)

- Какими же свойствами обладает воздух?

Попробуйте правильно ответить на мои вопросы.

  1. Какого цвета воздух? (бесцветный).

Действительно, шкаф коричневый, классная доска зелёная, комнатные растения тоже зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета. Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. Сравните: дверь, книга - непрозрачны. Через них мы не видим другие предметы.

  1. Имеет ли воздух запах? (не имеет запаха).

- Вы наверно замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздухом, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.

3. Есть ли у воздуха вкус? (не имеет вкуса).

4. Физкультминутка.

Под музыку из мультфильма “ Паровоз из Рамашкино” выполняем физкультминутку.

  1. Продолжение новой темы.

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут.

- Ну-ка, попробуйте сделать вдох и задержать в себе воздух. Долго ли мы можем не дышать? (очень мало). Вам непременно захотелось глотнуть свежего воздуха. Человек без воздуха может прожить, самое большее, 5 минут. Более длительная задержка дыхания приводит к смерти.

Без воздуха на Земле не может обойтись всё живое. Без воздуха жизнь невозможна. Сегодня посмотрим, как воздух влияет на растительный и животный мир, человека, и что загрязняет воздух.

- А сейчас Шарик хочет с вами ещё поговорить.

- Что внутри меня? (воздух).

- Это удивительный газ, но не простой, это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.

(У детей на парте лежат нарисованные шарики, цветные карандаши).

- А теперь снимем с невидимки “ волшебную шапку”, возьмите цветные карандаши и свои шарики.

Азот (жёлтый) – его в воздухе больше всего (78%)

Кислород (зелёный) – он самый главный, когда мы дышим, то лёгкими мы вылавливаем его из воздуха (21%).

Углекислый газ (сиреневый) очень важен для растений. Его мы при дыхании выдыхаем. (1%).

Кроме того, в воздухе есть инертные газы, водяные пары и пыль.

- Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы дышим кислородом).

- Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день!

А вот растения, наоборот, поглощает углекислый газ, а выделяют в атмосферу кислород.

- Проделаем опыт. (опыт проделывает учитель)

- Смотрите, я зажигаю свечку. Горит?  (горит).

- А теперь накрываю её банкой. Раз, два, три.. погасла.  Почему?

Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода.

Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится все больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Всё живое давно бы задохнулись, если бы не растения. И дуб – великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

Не зря растения называют зелёными планеты.

(рассказывает подготовленный ученик).

Какой чудесный воздух в лесу! Густой, целительный настой. В нём много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами, загрязнен частицами копоти и пыли, ведь в городах много машин есть фабрики и заводы. Дышать таким воздухом для человека вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья и кустарники: липы, тополя, сирень.

- Ребята, чаще других деревьев сажают в городе тополя. (картинка дерева тополя). Во-первых, потому что, они прекрасно очищают городской воздух от пыли копоти, во-вторых, они выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья.

Один тополь выделяет столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Но и это ещё не всё. Тополя неприхотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево.

5. Физкультминутка.

Ветер дует к нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

6. Продолжение.

- Послушайте загадку: По полю рыщет,

                                       Поёт да свищет,

                                       Деревья ломает,

                                       К земле приклоняет. (ветер)

Ветер - это движущий воздух.

Ветер колышет листья на деревьях, летом он приносит прохладу и свежесть. Осенью дуют сильные, порывистые ветры, они срывают пожелтевшие листья, качают ветви деревьев.

 - Зимою ветры кружат снежинки и наметают высокие сугробы. Мы   говорим, что метёт снежная метель, а снежную бурю называем пургой или бураном.

     7. Чистый и загрязнённый воздух. Охрана воздуха.

Чистый, свежий воздух нужен всему живому: и растениям, и животным, и человеку.

а). Работа с учебником.

- Откроем учебник на странице 39.

- Рассмотрите рисунок в учебнике и объясните значение схемы.

- Вспомните, отчего загрязняется воздух?

(Бесчисленные фабрики, заводы загрязняют воздух. Ежедневно выбрасывают они из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух ядовитым угарным газом и автомашины. Загрязняется воздух во время лесных пожаров.)

- Прочитаем вслух вывод по учебнику (с.39).

б). Работа в тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 17. Выполним задание №2. Возьмём два цветных карандаша – красный и зелёный. Отметим красным карандашом то, что загрязняет воздух, зелёным – то, что не загрязняет.

- Что нужно делать, чтобы в помещении было меньше пыли, чтобы было легче дышать?

(Нужно ежедневно проводить влажную уборку, стирать пыль с окон, комнатных растений и других предметов. Чтобы воздух класса содержал больше кислорода, нужно проветривать помещение – открывать форточки в перемены).

- Как сберечь чистоту воздуха?

В законе об охране природы сказано, что каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки – уловители пыли и вредных газов. Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют для получения цемента, красок, а из газов делают многие химические вещества, необходимые в народном хозяйстве. Отлично очищают воздух растения. Поэтому в городах и вокруг них создаются пояса садов, парков и лесов. Чем больше зелени в городе, тем чище и здоровее воздух, которым мы дышим.

8. Релаксация. Значение воздуха.

Сейчас, вы под музыку будете рисовать. Вы должны нарисовать рисунок, которым вы покажите о значении воздуха для растений, животных, человека.

(Воздухом наполняют надувные матрацы, подушки, лодки, мячи, детские игрушки. Люди используют силу ветра в хозяйстве. Они строят ветряные мельницы, ветряные электростанции.)

9. Занимательная минутка.

- А сейчас, чтобы продолжить дальше урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочтём фамилию известного учёного. (кроссворд на доске).

1. Его выдыхают животные и люди, от него гибнет всё живое                       ( углекислый газ )

2. Его в воздухе больше всего, 78% (азот)

3. Его выделяют растения (кислород)

4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы)

5. Мельчайшие частицы, носящиеся в воздухе (пыль)

6. Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер)

7. Люди, создавшие особую систему, оздоравливающая дыхание (йоги) Люди, которые как ни в чём не бывало ложатся на торчащие из доски гвозди.

у

г

л

е

к

и

с

л

ы

й

г

а

з

а

з

о

т

к

и

с

л

о

р

о

д

м

и

к

р

о

б

ы

п

ы

л

ь

в

е

т

е

р

й

о

г

и

- Это Галилео Галилей (фото). 300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов учёный не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше.

9. Закрепление.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое воздух?

- Какие его свойства вы запомнили?

- Из каких газов состоит воздух?

- Почему деревья называют зелёными лёгкими планеты?

10. Ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздух и его свойства

Этот материал можно использовать для проверки знаний  учащихся по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства".Материал поможет учителю разнообразить урок и сделать его интересным ...

Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства"

Открытый урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Гармония». Тема: Воздух и его свойства. Цель: Выявление свойств воздуха и его важности для всего живого....

Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха

Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...

Презентация к уроку "Воздух и его свойства"

Он такой большой, Что занимает весь мир, Он такой маленький, Что в любую щель пролезет...

Конспект урока "Воздух и его свойства" с применением ИКТ

Воздух и его свойства3 класс с применением ИКТ А. Платонов "Цветок на земле" 3 класс...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его свойства. Охрана воздуха"

Данный методическая разработка урока  по окружающему миру позволит на этапе изучения нового материала дать представление о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах и  составе....