Конспект урока "Воздух и его свойства" с применением ИКТ
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Воздух и его свойства3 класс с применением ИКТ А. Платонов "Цветок на земле" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру с применением информационно-коммуникационных технологий.

Автор: Харитонова Л.Е. (МОУ Акатьевская  ООШ)

Класс: 3 класс

Тема: Воздух и его свойства.

Цель: сформировать знания о свойствах воздуха как природного тела

Задачи: 

  • образовательная – познакомить со свойствами воздуха и использованием их человеком;
  • развивающая – формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, проводить опыты, печатать на компьютере и делать выводы;
  • воспитательные – развивать познавательные способности и воспитывать навыки информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник по окружающему миру за 3 класс «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова, материалы для эксперимента.

Используемый медиа-ресурс: программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, проигрыватель WindowsMedia.


План-конспект урока.

Этап урока

Прод-ть

Орг.форма

Содержимое деятельности

Предполагаемы результат

Используемые ИКТ средства

Актуализация знаний

5 мин.

Фронтальная

1.Отгадывание загадки учителя.

2. Заполнение левой части таблицы «Что мы знаем о воздухе».

Систематизация уже имеющихся у учеников знаний.

Презентация PowerPoint

Постановка цели урока

5 мин.

Фронтальная

1.Формулирование проблем: «Какие еще есть свойства воздуха, неизвестные учащимся» и «Как человек использует эти свойства» - заполнение правой части таблицы.

2.Формулирование темы урока - «Как человек использует свойства воздуха»

Интерес к теме

Презентация PowerPoint

Объяснение нового материала

по ходу:

Самост. работа

25 мин.

Фронтальная

Парная (1 пара работает на компьютере – заполняет скелет) и индивид. при определении пятого свойства воздуха.

1.Комментарий учителя по заполнению скелета (Прием «Фишбоун»).

2. Проведение опыта – формулирование первого свойства – расширение при нагревании.

3.Отгадывание загадки учителя – формулирование второго свойства – движение воздуха – просмотр видеосюжета.

4.Формулирование третьего свойства – плотность воздуха.

5.Формулирование четвертого свойства – способность сохранять тепло – работа с учебником.

6.Формулирование пятого свойства – упругость – самостоятельная работа с учебником.

 

1.Получение новых знаний о свойствах воздуха как природного явления.

2.Работа с текстом учебника.

3.Работа с компьютером при заполнении скелета.

4.Интерес к теме.

1. Презентация PowerPoint

2.Скелет в электронном и распечатанном виде Microsoft Word

3. Учебник по окружающему миру за 4 класс «Человек и природа» (часть 2)

4.Материалы для эксперимента

Подведение итогов

5 мин.

Фронтальная

1.Формулирование вывода – «Воздух играет важную роль в жизни человека и др. организмов. Люди научились использовать свойства воздуха» - заполнение скелета.

2.Проверка заполнения скелета на примере скелета, получившегося у паря за компьютером.

1. Презентация PowerPoint

2.Проектор

Рефлексия

5 мин.

Фронтальная

Составление совместного синквейна

Проектор


Ход урока

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Опыт:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Информация:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

СЛАЙД:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Учитель и ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

- Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

- Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.

- Правильно. А что мы знаем о воздухе?

1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы - СЛАЙД

2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)

3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы - СЛАЙД

4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) - третья строка левой части таблицы – СЛАЙД

5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) - четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД

- Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД

- А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…

- Заинтересованно: А что это значит? - И проч.

- Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?

- Соглашаются.

- Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?...

- Не знаем.

- Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» - СЛАЙД

- Начнем…

- По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», - которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.

- Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.

- Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.

- На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.

Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.

- Подумайте – почему образуется фонтанчик?

- Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.

- Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)

- Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

- А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)

- Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.

- Заполняют верхние веточки «скелета».

- О каком природном явлении идет речь в загадке?

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его.

- Что это такое? (Ветер)

- Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.

- Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.

Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

- Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)

- Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

- Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.

- Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.

Плотность воды – 1000 кг/куб.м

Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м

- Что плотнее - воздух или вода?

- Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.

- А можно опереться на воздух?

- Нет.

- А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?... Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?

- Самолеты и вертолеты.

- Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.

- Самостоятельно формулируют и записывают.

- А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?

- Рассуждают вслух.

- Учебник – стр.26 (2 абзац)…

- Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.

- Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».

- Заполняют.

- Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.

- Какой вывод? (стр.27)

- Как называется это свойство? (Упругость)

- Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)

- Заполняем пятый уровень «скелета».

- Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?

- Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.

- Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».

- Записывают.

- Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.

- Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.

- Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.

- Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:

Воздух.

Невидимый, полезный.

Перемещается, расширяется, греет.

Очень интересная и полезная информация.

Жизнь.

- Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...

Конструируем. Находим фигуры. Конспекты уроков по математике с применением ИКТ. Начальная школа XXI века.

Конспекты уроков по математике: Конструируем, Находим фигуры. По УМК "Начальная школа XXI века". Презентация "Написание цифр". В архиве материал к уроку для Интерактивной доски Promethean....

Прибавление числа 4. Конспекты уроков по математике с применением ИКТ. Начальная школа XXI века.

Конспект урока по математике "Прибавление числа 4". По УМК "Начальная школа XXI века". В архиве материал к уроку для Интерактивной доски Promethean....

Конспект урока окружающего мира с применением технологии РКМЧП

Тема: «Тела и вещества» Цели урока:развивающие:- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия c применением игр В. Воскобовича «В гостях у Филимона Коттерфильда»

Логопедическре занятие с использованием развивающих игр В. Воскобовича для детей с ОВЗ....