Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" 2016-2017 уч.год
    рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Терехова Марина Николаевна
    Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.
    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.
    Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МОУ СОШ с.Запрудное».
    1. Цели и задачи программы:
    Цель кружка «Мир вокруг нас» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
    Задачи:
    Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
    Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц. 
    Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер. 
    Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:
    —развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
    —формирование представлений о природе как универсальной ценности;
    —изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
    —развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
    —развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
    —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
    —вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
    Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
    Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок,  водоём и т. п.).
    Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_mir_vokrug_nas_avtor_terehova_m.n.docx38.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное

     Питерского района Саратовской области»

    «Рассмотрено»

    Руководитель ШМО

    _______/Беляева Г.А./

    Протокол №_____ от «____»

    ______________ 2016г.

    «Согласованно»

    Зам. дир. по ВР

    _______/Байгалиева Ю.Ю./

    Протокол №_____ от «____»

    ______________ 2016 г.

    «Утверждено»»

    Директор МОУ «СОШ

    с. Запрудное»

    _________/Панфиленко А.Ю./

    Приказ №______ от «____»

    ______________ 2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    КРУЖКА «МИР ВОКРУГ НАС»

    ДЛЯ  1-5  КЛАССОВ

    Учитель: Терехова Марина Николаевна

    высшая квалификационная категория

    2016 – 2017 учебный год

    Пояснительная записка

    Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

    Программа  имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с  современными требованиями дидактики начального обучения, учёта психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

    Основная идея курса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир вокруг нас» разработан с экологических позиций.

    Основная задача – научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека, передавать красоту окружающего мира используя различные техники декоративно-прикладного искусства.

    Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника.

    Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также особенностью организации учебного процесса в МОУ СОШ с.Запрудное».

    1. Цели и задачи программы:

    Цель кружка «Мир вокруг нас» - воспитать гуманного, творческого, социально-активного человека, уважительно и бережного относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

    Задачи:

    Воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развития интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

    Цель занятий состоит в освоении практического применения знаний и умений при изучении различных растений, животных, птиц.

    Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельный и развивающий характер.

    Ценностными ориентирами содержания программы в начальной школе являются:

    —развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

    —формирование представлений о природе как универсальной ценности;

    —изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

    —развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

    —развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

    —формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

    —вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

    Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

    Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок,  водоём и т. п.).

    Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

    Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция программы заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения программы будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

    Актуальность и новизна. Данный курс  вводит детей в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, позволяет расширить знания и представления учащихся о природе, жизни животных и птиц, раскрыть тайны окружающего мира, привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастья открытий.

    Занятия в кружке «Мир вокруг нас» проводятся один раз в  неделю по 45 минут. Срок реализации программы - 1 год.

    Занятие по теме состоит из двух частей:

    1. теоретической - знакомство с отдельным представителем флоры или фауны России.
    2. практической - выполнение изученного объекта различными средствами в выбранной технике декоративно - прикладного искусства.

    Состав групп постоянный, количество учащихся –15 человек.

    Основные принципы организации  деятельности учащихся:

    • Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
    • Принцип научной организации
    • Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
    • Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
    • Принцип целостности
    • Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
    • Принцип личностно-деятельностного подхода
    • Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
    • Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
    • Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
    • Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
    • Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
    • Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей.

    Принципы отбора содержания.

    1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
    2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
    3. Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
    4. Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
    5. Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

    Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

    К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

    • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;
    • умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
    • коммуникативных и информационных умений;
    • системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

    К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

    • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
    • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
    • индивидуальные личностные характеристики.

    Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

    • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
    • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    • любящий свой край и свою Родину;
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
    • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    Классификация результатов внеурочной деятельности

    Содержание

    Способ достижения

    Возможные формы деятельности

    Первый уровень результатов

    Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

    Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

    Беседа

    Второй уровень результатов

    Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

    Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

    Дебаты, тематический диспут

    Третий уровень результатов

    Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

    Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

    Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

    Личностными результатами освоения программы являются:

    —развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

    —развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

    —воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

    —формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

    Метапредметными результатами являются:

    —овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

    —формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков ;

    —развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

    Предметными результатами являются:

    —в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

    —в трудовой сфере - владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

    —в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

    —в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

    Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

    Введение 1 час

    Как нам жить в дружбе с природой.

    Времена года. Осень.   11 часов

    Экскурсия. Сбор природного материала. Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья» Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Осеннее оригами. Лесные великаны – лоси. Подружка осени – лиса. Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем. Хлеб всему голова. Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье. Лесные великаны-зубры. Золотая Хохлома краски осени взяла.

    Времена года. Зимушка – зима. 11 часов

    Здравствуй, зимушка-зима! Новый год петух несёт, гость с семьёю к нам идёт. Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод. Ель. Сказочный лес. Еловая ветка. Совушка - мудрая головушка. Белка. Красногрудый снегирь. Морж. Кони - молодецкие, кони городецкие. Северное сияние. Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

    Времена года. Весна - красна. 11 часов

    Уж тает снег, бегут ручьи. Весенний букет - для мамочки привет! Исследовательская работа «И это всё о радуге» В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя. Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай. Божьи коровки. Проект. Цветы для ветерана. Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года. Красавица Весна. Мы цветы сажаем планету украшаем. Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

    Тематическое планирование

    Название раздела (главы) кол-во часов

    Название темы

    Количество часов

    Дата

    По плану

    фактически

    1

    Введение 1 час

    Как нам жить в дружбе с природой.

    1

    2

    Времена года. Осень.  

    11 часов

    Экскурсия. Сбор природного материала.

    1

    3

    Познавательно-игровая программа «Деревья - наши друзья»

    1

    4

    Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев.

    1

    5

    Осеннее оригами.

    1

    6

    Лесные великаны – лоси.

    1

    7

    Подружка осени – лиса.

    1

    8

    Мы корзиночки берём за грибами в лес пойдем.

    1

    9

    Хлеб всему голова.

    1

    10

    Сапожок, витушки, перья – прояви своё уменье.

    1

    11

    Лесные великаны-зубры.

    1

    12

    Золотая Хохлома краски осени взяла.

    1

    13

    Времена года. Зимушка – зима. 11 часов

    Здравствуй, зимушка-зима!

    1

    14

    Новый год петух несёт, гость с семьёю к нам идёт.

    1

    15

    Откуда снежинки? Снежинки водят хоровод.

    1

    16

    Ель. Сказочный лес. Еловая ветка.

    1

    17

    Совушка - мудрая головушка.

    1

    18

    Белка.

    1

    19

    Красногрудый снегирь.

    1

    20

    Морж.

    1

    21

    Кони - молодецкие, кони городецкие.

    1

    22

    Северное сияние.

    1

    23

    Мы зиму провожаем, солнышко встречаем.

    1

    24

    Времена года.

    Весна-красна. 11 часов

    Уж тает снег, бегут ручьи.

    1

    25

    Весенний букет - для мамочки привет!

    1

    26

    Исследовательская работа «И это всё о радуге»

    1

    27

    В царстве подводном – загадки особые. О чем расскажет рыбья чешуя.

    1

    28

    Проект. Пей чай не скучай, медведя в гости приглашай.

    1

    29

    Божьи коровки.

    1

    30

    Проект. Цветы для ветерана.

    1

    31

    Проект. Сказка «Дюймовочка» и времена года.

    1

    32

    Красавица Весна.

    1

    33

    Мы цветы сажаем планету украшаем.

    1

    34

    Выставка детских работ. Викторина «Знатоки природы».

    Утверждаю»

    Директор  МОУ

    «СОШ с.Запрудное

     Питерского района

    Саратовской области »

    __________/Панфиленко А.Ю./

                                                                                                           ФИО

    Список членов кружка « Мир вокруг нас»

    на 2016-2017 уч.год

    1. Бозина Лиана
    2. Газизова Сабина
    3. Гнедюк Виктория
    4. Дадонова Кристина
    5. Джангалиев Нурлан
    6. Имангалиев Арман
    7. Исаков Дамир
    8. Крутько Кристина
    9. Леванов Владимир
    10. Манашев Кирилл
    11. Османова Анжелика
    12. Панкова Наталья
    13. Рахметов Владимир
    14. Рахметова Алина
    15. Сергиенко Диана
    16. Тельгариев Расул
    17. Харике Максим


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

    Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

    Вокруг света с фотоаппаратом

    Это презентация о странах, городах и их достопримечательностях....

    Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

    Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

    Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

    Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

    «Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

    Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...