Вода и её свойстсва
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме

Вода это основной источник жизни на земле, поэтому надо знать её состав и свойства. Ученики начальных классов с интересом этому учаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_i_eyo_svoystva.pptx1.83 МБ
Файл seminar.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода и её свойства Подготовила учитель начальных классов Соколова С.В.

Слайд 2

Свойство - отношение между людьми Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь

Слайд 3

Лаборатория - учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Слайд 4

Николас Спаркс «Наблюдая за водой, человек может узнать так много…»

Слайд 5

Цель: узнать свойства воды. План. Провести наблюдение Определить свойства воды Оформить таблицу

Слайд 6

ИССЛЕДОВАНИЯ Без формы Текучая Бесцветная Прозрачная Безвкусная Растворитель Без запаха

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 8

Эталон

Слайд 9

Масару Эмото



Предварительный просмотр:

          Муниципальное общеобразовательное учреждение

                           «Волжский городской лицей»

                                 Межрегиональный семинар

 

         «Методика проектирования современного урока      

                                            в условиях реализации ФГОС»                                            

                                                             Открытый урок по окружающему миру

                                                    «Вода и ее свойства»

                                              Провела учитель высшей категории

                                                                  Соколова Светлана Вячеславовна

                                                           

                                                             Волжск

                                                                2016

Цель: 

формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности, по отношению новых знаний о свойствах воды, через практическую работу.

Задачи:

 познакомить со свойствами воды

формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по их результатам

развивать наблюдательность, умение анализировать, классифицировать, сравнивать и фиксировать, работать в группах.

продолжать развивать умения и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу.

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и бережного отношения к воде, прививать интерес к предмету и активизации познавательной активности.

Оборудование:

сосуды различных размеров и форм, подносы с лабораторным оборудованием: стакан с водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги, ложки, сахар и соль, две лабораторные пробирки с пробками, отмеченные разными изолентами, вода, молоко и уксус, маршрутный лист.

Тип урока:

открытие нового знания

Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая и индивидуальная

Планируемые результаты: 
личностные: 
- формировать мотивацию к изучению свойств воды посредством наблюдений и исследований в процессе опытов
- сформировать  умение самоконтроля и самооценки в ходе изучения новой темы.

регулятивные: 
- закреплять умение  ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного; 
- учить самостоятельно определять цель учебной деятельности 
-закреплять умение  планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий 
-закреплять умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль); 
познавательные: 
-научить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 
-научить проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде простых таблиц и  самостоятельно делать выводы; 
коммуникативные: 
-закреплять  умение работать в группе и адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 
метапредметные: 
-сформировать представление о воде и ее свойствах и умение определять понятия, создавать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно следственные связи 
- закреплять умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

-закреплять умение коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации

                                                        Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

(Пролить, как бы нечаянно, стакан воды.)

-Ой! Ребята! Прошу прощения!

-А как так могло произойти - вода только что имела форму стакана, а сейчас это лужа на полу.

(предположения  детей)

- А может быть сегодня об это и поговорим?

-Тема нашего урока: «Вода и ее свойства».

-В самой теме все ли вам понятно?

(непонятно слово свойства, ваши предположения)

- Я попросила ребят узнать в словаре, что означает это слово.

Толковый словарь Ожегова:

1)Свойство- отношение между людьми…

2)Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого -чего-нибудь.

Например: Химические свойства вещества.

(зачитывает подготовленный ученик)

-Какое определение нам подходит больше?

(второе)

-Значит, сегодня мы будем химиками и будем говорить о свойствах воды.

-А где работают химики?

(в лаборатории)

-Что означает это слово?

(предположения детей)

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

(подготовленный ученик: учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы)

- Отправляемся в одну из учебных лабораторий, где исследуют воду. Вы тоже сегодня станете помощниками в этой лаборатории.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения.

1)Актуализация знаний о воде.

-Что вы знаете о воде?

- Почему нам надо знать свойства воды?  

(могут пригодиться в жизни…)

-Я предлагаю обозначить имя урока словами американского писателя Николаса Спаркса.

-«Наблюдая за водой, человек может узнать так много».

2) Задание на пробное действие.

Раздаю детям карточки с разными свойствами жидкостей.

-Сейчас вы будете работать в группах. Для этого надо вспомнить правила работы в группе:

(правила на плакате на доске)

-в группе должен быть ответственный

-работать должен каждый на общий результат

-один говорит, другие слушают

-свое несогласие высказывай вежливо

-если не понял, переспроси

- Кого вы выбираете ответственным?

(мнения детей)

-Перед вами на столе карточки со свойствами жидкостей. Выберите  те, которые относятся к воде.

( имеет определенную форму, бесформенная, текучая, вязкая, голубая , бесцветная, мутная, прозрачная, вкусная, безвкусная, растворитель, ароматная, без запаха)

-Покажите карточки с вашими ответами.

(прикрепляют карточки к доске)

3)Выявление причины затруднения.

-Вы уверены в своем выборе?  

(нет эталона)

-Молодцы, вы поняли, в чем ваша трудность и зафиксировали свое затруднение.

4)Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель мы ставим на уроке?  

(Узнать свойства воды)

-Что нам поможет ее достичь?  

(план)

(предлагает ученик)

План.

1.Провести наблюдение.

2.Определить свойство воды.

3. Оформить таблицу.

3. Реализация построенного проекта. 

Инструкция по технике безопасности

-Можно ли сразу приступить к работе с лабораторным оборудованием?

(нет)

Для этого необходимо соблюдать технику безопасности.

(на столе и на слайде)

-изучите эти правила:
• Будьте осторожны с оборудованием. 
• Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. 
• После проведенного исследования подготовьте вывод. 
• Запрещается пробовать на вкус любые вещества. 
• С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т.к, если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость. 
• Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой. 
• Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками. 
(во время опытов я и ответственный внимательно следим за соблюдением данной инструкции)

-Каждый, кто будет активен, кто будет соблюдать все правила и инструкции в конце урока сможет получить дополнительную искорку в копилку вашей звёздочки и порадовать своих одноклассников.

(время каждого опыта четко регламентируется)

ОПЫТ 1(2мин)

- На моем столе стоят различной формы сосуды (стакан, колба, пипетка, блюдце) наполненные водой.

-Рассмотрите, какой формы вода?

-Какой можем сделать вывод?

(после каждого опыта делается запись в таблицу)

-Где в жизни человек применяет это свойство?

( Наливает в ведро для полива, в чашку для чаепития…)

ОПЫТ 2 (3 мин)

-Как вода попала в сосуды?

(вы ее налили туда)

-Значит, какое еще свойство воды доказывает опыт №1?

( текучесть)

-А как вы можете по-другому, это доказать?

(налить из стакана в стакан, из пипетки на стекло, из ложки в стакан)

-Когда человек использует это свойство?

(моется, ест, пьет…)

ОПЫТ 3 (2 мин)

(у каждого одна полоска своего цвета и стакан с водой)

-Возьмите полоски цветной бумаги и приложите их к стакану с водой.

-Какого цвета вода?

-Вода бесцветная.

-Где применяется это свойство?

(пьем чай, рисуем, готовим пищу…)

ОПЫТ 4 (2 мин)

-Опустите ложку в стакан с водой, что наблюдаете?

- Я опускаю ложку в стакан с молоком. Что наблюдаете сейчас?

( в стакане с водой ложку видно, значит вода прозрачная)

-Когда люди используют это свойство воды?

(наблюдают за рыбками, рассматривают камешки на дне реки)

ОПЫТ 5 (4 мин)

-Опустите в один стакан кусок сахара и попробуйте на вкус.

(каждый пробует своей ложечкой )

-Попробуйте воду из другого стакана?

-Что можете сказать о вкусе воды?

( она не имеет вкуса)

-Где это свойство воды применяется?

( Когда готовят пищу…)

ОПЫТ 6 (2 мин)

- Посмотрите на жидкость, которая получилась.

- Куда делся сахар?

-Что можем сказать про нее?

(прозрачная, сахар весь растворился)

- Какой делаем вывод?

- Вода растворитель.

-Когда человек применяет это свойство?

( при стирке, при рисовании , при приготовлении пищи…)

Опыт 7 (5 мин)

- У меня в руках две пробирки. В них жидкости. Чем они похожи?

(прозрачные, бесцветные)

-Можем ли мы предположить, что это вода?

(нет)

-Какое исследование можно еще провести?

(понюхать)

-Можно ли нюхать жидкости близко поднося к носу?

(нет, могут быть яды, поэтому издалека, помахивая ладонью, осторожно подносим к носу)

- В первой пробирке уксус, а во второй вода.

- У воды нет запаха.

-Когда применяют это свойство?

(когда надо отличить одну жидкость от другой)

Физкультминутка

«Капельки прыг-прыг»

4.Первичное закрепление во внешней речи.

- Можем ли мы сейчас сформулировать свойства воды?

(да)

-Подойдите к доске и проанализируйте ту работу, которую вы сделали в начале урока. Почему сейчас мы сможем это сделать?

(у нас есть эталон)

(дети у доски исправляют ошибки, сделанные в начале урока)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

-А сейчас нужно поработать самостоятельно. Я предлагаю емкости с жидкостями, вы должны определить из них емкость с водой и доказать, что это вода.

-Что вам поможет безошибочно выполнить работу?

(таблица, которую мы составили)

Раздаю детям для анализа работы.

-В ней для удобства можно ставить +.

(на столах емкости с водой, березовым соком, молоком, подсолнечным маслом)

(Проверяем работу, дети доказывают свой выбор.)

6.Включение в систему знаний.

- Ребята, а как вы думаете, зачем вам нужно все это знать?

(чтобы быть образованными, чтобы учиться дальше, чтобы применять в своей жизни…)

- В Японии живет Масару Эмото. Он тоже учился в школе, изучал многие науки, в том числе и химию, где изучал свойства воды. Это его так заинтерисовало, что он стал исследователем воды. Ему стало интересно, изменяется ли структура воды от слов: плохих и хороших, добрых и злых. Масару Эмото брал воду, говорил ей определенное слово и тут же замораживал ее. Рассматривал замороженную льдинку под микроскопом. На добрые слова вода реагировала красивыми снежинками, а на злые…

-Предлагаю вам необычное домашнее задание. Оформить работу, вместе с родителями, как вы думаете, почему так происходит? Ваше мнение.

7.Рефлексия деятельности на уроке.

- Какую цель перед собой ставили?

(узнать свойства воды)

-Достигли ли вы этой цели? Докажите.

(у нас есть эталон)

-Вспомните, какие основные этапы были на уроке?

-Кому уз вас удалось выполнить все этапы учебной деятельности?

-Я предлагаю вам оценить свою работу. Поработаем с «лесенкой успеха»

-Что мы можем оценить с помощью этой лесенки?

(на сколько хорошо поняли тему, и умеем её применять)

(на доске ступеньки, к ним дети прикрепляют капельки)

1 ступенька - ничего не понял, сидел и скучал

2 ступенька – понял не, все были ошибки

3 ступенька – все понял, но была ошибки

4 ступенька – понял всё, ошибок не было

(дети подходят к доске и оценивают свою работу)

-Кто хочет объяснить свой выбор?

(желающие объясняют свой выбор)

- За активную и правильную работу вы получаете искорки.

-За самостоятельную работу- оценки получают…

-Молодцы сегодня вы хорошо поработали.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Вода, вода, кругом вода...

Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность,  умение работать в команде...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...

Спортивное мероприятие "Вода, вода, кругом вода!"

Проводится мероприятие на улице в тёплое время года с использованием воды....