«Проектная деятельность как способ развития универсальных учебных действий.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Вилочкова Лариса Ивановна

Мастер - класс с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс

«Проектная деятельность как способ развития универсальных учебных действий.

«Использование ИКТ технологий в проектной деятельности младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО».

Урок окружающего мира.

Тема: Проект «Экосистема леса Саратовской области»

Цели:

  • Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
  • Учить детей устанавливать закономерности в природе.
  • Формировать у детей экологическую культуру.
  • Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение.
  • Совершенствовать умение активно взаимодействовать со сверстниками, воспитывать культуру общения.
  • Развивать умение работать в группе.
  • Развивать общеучебные умения и навыки: классификация объектов, выделение главного в тексте, установление связей между объектами.
  • Воспитывать любовь к природе, любовь к родному краю, аккуратность в выполнении работ.

Задачи: 
- закрепить знания об экосистемах озера, болота, луга, леса;

- развивать речь, внимание, память, логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение; развитие умения работать в группах.

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным, растениям, заботу о природе. 

Оборудование:

  • Компьютерная презентация "Экосистема леса".
  • Плакаты с опорными словами: тема урока "Экосистема леса"; лес; экосистема; "производители" - растения; "потребители" - животные; разрушители - жуки, черви, грибы, микробы; цепи питания; круговорот веществ;
  • Три конверта с фотографиями (картинками) представителей трех "профессий" экосистемы леса
  • Кроссворды с заданиями
  • Фильм об изготовлении бумаги.
  • Лист самооценки учащегося.
  • Компьютерная газета "Вести из лесного дома".

Содержание:

1. Актуализация знаний (звучит музыка Гимн Саратовской области )

(слайд 1)

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

-О чём это стихотворение? 

Учащиеся: Это стихотворение о родном крае, месте,  где мы родились

Учитель:

-Все мы любим свою землю, природу, а особенно,  тот край, в котором родились. Какой Юбилей отмечает  наша область в этом году?

Учащиеся:

Нашей области в 2016 году исполнилось 80 лет.

Слайд 2 (карта Саратовской области)

Учитель:

 Какова особенность нашего края?

Учащиеся:

1 группа

Учащиеся: Саратовская область – единственная в России, соединяющая в себе 3 природно-климатические зоны: лесостепь, степь, полупустыня.

Учащиеся: Большая часть области (80% территории) расположена в степной зоне.

Учащиеся: Естественные леса и лесопосадки занимают 5,5 процента территории области.

2 группа

Учащиеся: Леса  занимают 5% территории и расположены в основном на северо-восточном побережье, а также в поймах рек. Поймой реки называют территорию реки, которую она заливает в это время половодья.

3 группа

Учащиеся : Есть леса, охраняемые государством.

Учащиеся: Хвалынский национальный парк, Саратовский заказник, Дьяковский лес, Арзянский бор.

Учитель:

Я предлагаю сегодня поучаствовать в создании проекта

О какой экосистеме мы будет проект?

Учащиеся:

Мы предполагаем, что проект будет об экосистеме  леса, болото, луг, озеро

Учитель: проверьте свои предположения. Разгадайте кроссворд

Слайд 3 кроссворд  ключевое слово лес.

Учащиеся разгадывают кроссворд

Учитель:

Определите тему проекта

Учащиеся: Экосистема леса Саратовской области (Вывешиваю тему)

Учитель:

Спланируйте работу над проектом

  1. Планирование

Учащиеся:

Повторяем то,  что знаем

Повторить,  что называется экосистемой

Какой процесс происходит внутри экосистемы?

Какие "профессии" участвуют в круговороте веществ?

Работа над проектом

  • Узнать,  выяснить какие представители разных «профессий»  обитают в лесах Саратовской области.

  • Выяснить,  как человек может сохранить экосистему леса, можем ли мы быть участниками этого процесса?

  • Представить итоги своей работы

Повторение изученного материала

Учитель:

Соедините карточки так, чтобы высказывания стали верными

1 группа

Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором организмы разных "профессий" способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ

2 группа

Круговорот веществ – это цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.

3 группа

Цепи питания – цепочки из поедающих друг друга живых организмов.

Обобщение:

В экосистеме         существуют представители разных «профессий»: Производители, потребители и разрушители

Учитель:

Молодцы! Давайте вспомним, что может произойти с течением времени с этими экосистемами?

Учащиеся: незамкнутый круговорот веществ в природе,  приводит к смене экосистемы.

Учащиеся составляют цепочку перехода экосистем

Озеро         болото,              луг,               лес

Слайд 3

  1. Групповая работа

Составление проекта «Экосистема леса Саратовской области»

1 группа – проект плакат

Проект с презентацией

2 группа  презентацию проекта

Используют программу Power Point

3 группа проект слайд шоу

  1. Защита проектов

Выступление групп с подведением итогов

1 группа

Учащиеся:

Работая над проектом,  мы выяснили, что в экосистеме леса Саратовской области из представителей «профессии» производителей встречаются разнообразные растения. Самые лесные районы области: Балтайский (21,7%), Вольский (20,7%), Воскресенский (16,5%), Базарно-Карабулакский (16,4%). В Заволжье лесов практически нет.

Учащиеся:

Преобладающей породой в лесах является дуб (36,8%). Мягколиственные породы (береза, липа, осина) занимают 14,6% от площади лесов, хвойные породы (лиственница, сосна) - 6,7%.

Учащиеся:

Видовой состав леса разнообразен. Леса области многоярусны. Светолюбивые береза, дуб, липа, осина, клен составляют их основу - первый верхний ярус. Второй ярус более теневыносливый - рябина, черемуха, боярышник, дикие груши и яблони. Подлесок состоит из лещины, крушины, калины, бересклета, шиповника. Под пологом деревьев и кустарников стелются травы, мхи, папоротники.

Учащиеся: Можно сказать, что растительный мир лесов Саратовской области очень богат

2 группа Потребители

Учащиеся:

Мы узнали, что  животный мир области  значительно изменился за последние несколько десятилетий. Фауна обогатилась несколькими ценными промысловыми видами (кабан, сибирская косуля, ондатра, енотовидная собака, пятнистый олень, бобр и др.). Другие виды стали редкими и требуют неотложных мер для их сохранения. Фауна млекопитающих и птиц обогатилась новыми видами, а пресмыкающихся и земноводных - наоборот сократилась. Редкими можно назвать 23 вида млекопитающих, 32 вида птиц, пресмыкающихся и земноводных - 7 и 4 вида. В наиболее угрожающем положении находятся пресмыкающиеся и земноводные. 

Учащиеся:
Признанным красавцем леса считается лось — великан с ветвистыми рогами на горбоносой мощной голове. Лоси водятся в лесах  Аркадакского, Турковского, Хвалынского, Вольского, Базарнокарабулакского районов, в поймах Волги, Медведицы, Хопра и в Заволжье.
Непуганые, они не боятся человека и порой заходят к фермам полакомиться сеном, появляются даже у окраин Саратова.
Хорошо прижились завезенные в леса по Медведице заяц-беляк, благородный олень, косуля. По рекам Большому Иргизу и Большому Камелику ради ценного меха разводят ондатру.
В лесах Правобережья встречаются куница, горностай, крот, заяц-беляк, соня лесная и соня-полчок.

Учащиеся:

Водятся у нас глухари и тетерева — крупные и красивые лесные птицы. Их не так много в лесах Правобережья. Это оседлые птицы, на зиму они не улетают. Глухарь, крупная сильная птица, держится в сумрачных местах леса, около болотистых низин, а тетерев любит березовые рощи, где лакомится почками берез.
Очень красив лесной кулик — вальдшнеп. Из пернатых хищников обитают черный коршун, ушастая сова, болотная сова и филин.

Учащиеся: Мы можем сказать, что животный мир области тоже очень разнообразен
3 группа  Разрушители

Учащиеся:

В ходе поиска информации мы отметили, что её   практически нет. Мы создали  слайды с изображением тех представителей «профессии» мусорщиков, которые по нашим наблюдениям обитают в лесах Саратовской области.

  1. Показ ролика фильма Производство бумаги. 

Учитель: Как вы думаете, влияет ли человек на экосистему леса?

Учащиеся:

Люди, отдыхая в лесу,  часто оставляют после себя мусор, для разведения костров рубят деревья, Очень опасны лесные пожары в засушливое лето, занимаются браконьерством

Учитель :

К величайшему сожалению, экосистемы Саратовской области, особенно в Заволжье, разрушены как ни в какой другой области

Учитель:

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и подумать, что ещё является причиной гибели лесов.

Просмотр видеоролика

Учащиеся: Ещё леса исчезают из – за вырубки. Из ролика мы узнали, что  для изготовления бумаги необходима древесина.

Учитель:

Можете ли вы – дети, помочь сохранить леса?

Учащиеся:  Мы собирали макулатуру. Это вторичное сырьё поможет в производстве новых бумажных изделий. Используя вторичное сырьё,  мы сохраняем леса, таким образом,  мы вносим посильный вклад в сохранение экосистемы леса

Учитель:

По итогам этой акции наш класс занял 2 место и награждён грамотой.

Обобщение:

Учащиеся: Необдуманное использование лесов человеком приводит к нарушению экосистемы. В результате происходит экологическая катастрофа, леса гибнут. Человек, перегрузив, естественные экосистемы, разрушил механизм регулируемых потоков веществ и энергии, происходящих в окружающие среде. Чтобы сохранить лес нужно выполнять правила поведения в лесу, использовать лесные богатства рационально, сажать деревья

  1. Обобщение. Подведение итогов проектной работы

Учитель:

Что интересного вы сегодня для себя открыли?

Чему вы учились?

Что будет результатом вашей работы над проектом?

Учащиеся: Из нашего материала можно создать электронную газету и разместить на сайте нашей школы. Можно принять участие в дистанционном конкурсе и опубликовать в интернете, можно выступить перед учащимися 3 – 4 классов нашей школы.

Учитель

Спасибо за работу оцените её.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»

Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....