Главные вкладки

    Конспект урока по естествознанию в 8 классе VIII вида : "Китообразные"
    план-конспект урока по окружающему миру по теме

    Гарипова Эльмира Мансуровна

    Конспект урока по естествознанию в 8 классе VIII  вида 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_estestvoznaniya_v_8_klasse_8_vida6_kitoobraznye.docx28.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход урока:

    I.Организация начала урока.

    Цель: настроить учащихся на работу на уроке.

    1.Сверить количество обучающихся по списку.

    2.Проверить готовность обучающихся к уроку.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    Цель: активизировать деятельность учащихся на уроке.

    Учитель: - Тема нашего урока «Китообразные». Сегодня мы познакомимся с китообразными млекопитающими и их характерными особенностями.

    III. Повторение материала по теме «Экологические группы млекопитающих животных».

    Цель: обобщить и повторить материал по теме «Экологические группы млекопитающих животных».

    Учитель: - Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

    («Ластоногие»)

    - Мы познакомились с разными группами млекопитающих.

    Давайте вспомним эти группы животных.

    Задание: Самостоятельная работа по карточкам (по количеству учащихся).

    Выбери правильный ответ на каждый вопрос.

    1. Конечности ластоногих превратились в … (плавники, копыта, ласты)

    2. Ластоногие добывают пищу … (на суше, в воде, в воздухе)

    3. Все ластоногие прекрасные … (пловцы, скакуны, бегуны)

    4. Моржи и тюлени размножаются … (на суше, в воде)

    Задание: - Назовите животных, которые относятся к изученным группам

    млекопитающих.

    Грызуны - …

    Зайцеобразные - …

    Хищные звери - …

    Домашние хищные звери - …

    Пушные звери -…

    Ластоногие - …

    IV. Обобщение темы. (вывод учителя)

    Учитель: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал по теме

    «Экологические группы млекопитающих животных».

    Мы повторили с вами характерные особенности и

    представителей млекопитающих животных.

    (Оценить ответы учащихся)

    V. Изучение нового материала.

    Цель: организовать познавательную деятельность учащихся,

    познакомить их с китообразными млекопитающими.

    Учитель: - На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в водный мир. Более 2/3 поверхности Земли покрыто морями и океанами. В них встречаются микроскопические организмы, организмы среднего размера, а также самые крупные млекопитающие…

    Тема нашего урока: «Китообразные» (Слайд 1).

    Сегодня наша с вами цель – познакомиться с особенностями строения китообразных и их приспособлением к водному образу жизни.

    1. Запись в тетрадях числа и темы урока (учащиеся списывают со слайда).
    1. Объяснение учителя.


    Учитель: - К китообразным относятся разные виды млекопитающих: синий кит, кашалот, касатка, дельфин-белобочка и другие. (Слайды 3, 4, 5, 6)

    ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ.

    Эти животные никогда не покидают воду. Они хорошо приспособились к жизни в водной среде. По внешнему виду китообразные похожи на на рыб. Голова у них неподвижно соединена с туловищем. Туловище постепенно переходит в хвост. Передние конечности превратились в ласты. Задние конечности отсутствуют. Вместо них – длинный хвост. Он заканчивается плавником с двумя лопастями, расположенными горизонтально. (Слайд 7)

    Китообразные не имеют шерсти, ушных раковин. При безволосой, гладкой коже уменьшается трение о воду. В результате увеличивается скорость передвижения животного. От холода китообразных защищает толстый слой подкожного жира. У крупных китов он может быть толщиной от 20 до 45 см.

    ДЫХАНИЕ.

    Китообразные дышат атмосферным воздухом. Каждые 10-15 минут они поднимаются на поверхность. Легкие у кита очень большие.

    ПИТАНИЕ.

    По способу питания китообразные делятся на зубатые киты (дельфины, касатки, кашалоты) (Слайд   ) имеют множество зубов. Они питаются рыбой. И беззубых (усатых) китов (синий кит) (Слайд      ) на месте зубов развит цедильный аппарат – китовый ус. (Слайд      ) Он состоит из роговых пластин, свешивающихся сверху в ротовую полость. Усатые киты питаются мелкими ракообразными, моллюсками, рыбой. Раскрытой пастью кит набирает в рот вместе с водой огромное количество этих животных. Вода процеживается через роговые пластинки, а пища остается во рту.

    РАЗМНОЖЕНИЕ.

    Китообразные, как и все млекопитающие, выкармливают своих детенышей молоком. У них рождается по одному детенышу. (Слайд         )

    ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА.

    Учитель: - Как вы думаете, какое значение имеют китообразные для человека? (Ответы учащихся)

    В недавнем прошлом значение китообразных для человека было довольно велико. Практически все органы китов использовались для выработки пищевых и технических продуктов. Например, мясо в консервированном, засоленном или свежем виде употреблялось как пищевой продукт. Амбра, извлекаемая из кишечника кашалотов, высоко ценится в парфюмерной промышленности как закрепитель духов.

    Добыча китообразных в больших количествах привела их к грани исчезновения. Многие китообразные занесены в списки Международной Красной книги. В настоящее время промысел китов запрещён и в ограниченных объёмах ведётся только Норвегией, Исландией и Японией, а также некоторыми коренными северными народами в качестве одного из традиционных занятий.

    Учитель: - Давайте запишем отличительные признаки китообразных в таблицу. (Таблица лежит на партах у учащихся)

    (Слайд 14) Таблица вклеивается в тетради учащихся.

    Отличительные признаки китообразных.

    Признаки китообразных

    Описание

    1.Образ жизни.________________

    Водный

    2.Приспособления к водному образу жизни.

    Обтекаемая форма тела, передние конечности в виде ласт, длинный хвост, подкожный жир.

    3.Размеры, самый крупный представитель.

    Синий кит, длина 33 м.

    Масса = 150 т.

    4. Чем питаются.

    Рыба, мелкие ракообразные, моллюски.

    5.Особенности размножения.

    Размножение 1 раз в 2 года. Половозрелость в 4-6 лет.

    6. Значение

    Амбра, жир, китовый ус,

    VI. Физкультминутка

    VII. Закрепление.

    Учитель: (Слайд 16-22)

    1. Выполнение тестового задания с ключевым словом.

    Тест.

    1. Какое млекопитающее является самым большим на Земле?


    А) Уссурийский тигр

    К) Синий кит

    В) Африканский слон

    1. Чем дышат киты?


    О) Жабрами

    А) Легкими

    Г) Кожей

    1. Что помогает киту сохранить тепло?


    Н) Волосатая кожа

    Л) Высокая температура тела

    Ш) Толстый слой жира

    1. Кто из китообразных питается теплокровными животными?


    О) Дельфин

    А) Касатка

    И) Кашалот

    5. Как долго кит может пробыть под водой?


    Л) 45 минут

    Й) 5 часов

    О) Он может там находиться постоянно

    1. Что представляют собой пластины китового уса?


    Н) Щупальцы

    П) Клешни

    О) Фильтр


    7. 
    Чем питаются детеныши китообразных?


    А) Тем же, чем и взрослые животные

    Ы) Водорослями

    Т) Молоком матери

    Ключевое слово: КАШАЛОТ. 

    V.Обобщение и систематизация знаний и умений.

    Тест – игра «Верно ли утверждение?» (Учитель читает утверждения, а учащиеся в тетрадях проставляют цифры от одного до десяти и напротив каждой цифры ставят «+», если утверждение верно и  « - », если утверждение не верно.

     

    Вопросы:

    1. Киты и дельфины – млекопитающие животные.

    2. Тело дельфинов покрыто мелкой шерстью.

    3. Хорошо плавать китообразным помогает мощный хвост.

    4. Каждый вдох – выдох у китообразных происходит через ноздрю – дыхало с промежутком 15 -20 минут.

    5. Китообразные, как и рыбы, откладывают икру.

    6. Детёнышей китообразные выкармливают молоком.

    7. Во рту у синего кита имеются роговые пластины – китовый ус.

    8. Кашалот – это кит, который имеет зубы.

    9. Дельфин крупнее синего кита в два раза.

    10. Китообразные – ценные животные, от них можно получить много мяса и жира.

    Слайд выбери китообразных, исключи лишнее.

     VIII. Домашнее задание. (Слайд 24)

    Учебник с. 220-223.

    XI. Подведение итогов урока.

    Цель: Привитие учащимся навыки самоконтроля.

    Учитель: - К концу подходит наш урок,

    Давайте подведем итог.

    - Итак, ребята, какую тему изучали на уроке?

    - Какие животные относятся к китообразным?

    - Перечислите общие признаки китообразных.

    - Чем китообразные отличаются от ластоногих?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

    Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

    Конспект урока по естествознанию на тему: "Хороший день". 1 класс. УМК "Планета знаний".

    Конспект урока по естествознанию на тему: "Хороший день". 1 класс. УМК "Планета знаний". Могу скинуть презентацию и видео на вашу почту, т.к. здесь размер ограничен....

    Конспект урока для специальной (коррекционной) школы VIIIвида. Окружающий мир, 3 класс+презентация. Дикие животные.Ёж.

    Данный материал может быть интересен учителям начальной школы, обучающим ребят с ОВЗ. Позволяет выявить имеющиеся знания о диких животных, ознакомить учащихся с особенностями ежа, его образом жизни, с...

    конспект урока по естествознанию

    конспект урока по естествознанию на тему "Россия в ХХ веке. События начала века"...

    Конспект урока по естествознанию по теме "Глобус"

    Конспект урока по естествознанию предназначен для 1 класса. На уроке используются новые подходы в обучении. Применяются активные формы работы.Оценивание проводится в виде формативного оценивания....