Исследовательская работа по ОРКСЭ "Святая вода"
опыты и эксперименты по орксэ (4 класс) по теме

Нефедова Валентина Викторовна

    Тема исследования: Святая вода.

    Предмет исследования: вода, набранная в день Крещения Господня и водопроводная.

    Гипотеза исследования: свойства святой воды отличаются от свойств простой воды.

    Цель исследования: изучение свойств воды, выявление отличий Святой воды от воды из водопровода.

    Задачи:

·        изучить научную, художественную литературу, периодическую печать и сайты Интернета по теме исследования;

·        узнать о значении Святой воды в жизни человека;

·        провести исследование свойств Святой воды;

·        сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyataya_voda.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»

Исследовательская  работа

Святая вода

Автор: учащаяся 4 класса,

                                                                Собачкина Д. С.

Руководитель: учитель

начальных классов Нефедова В.В.

Анжеро-Судженск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………....

3

Глава 1. Теоретические основы изучения святой воды…………………..

5

  1. Роль воды в мировых религиях……………………………………..

5

  1. История христианской святой воды………………………………..

8

  1. Святая вода и открытия ученых……………………………………

12

Глава 2. Экспериментальная проверка свойств святой воды………….

15

  1. Опытно-экспериментальная исследовательская работа………….

15

Заключение……………..…………………………………………………...

17

Список источников………………………………………………………...    

18


ВВЕДЕНИЕ.

   Человек состоит из воды на 80 %. Круговорот воды в природе. Эти факты нам известны из естественных наук.

   Однако, зная это, мы не можем сказать, что мы знаем всё о воде. Эта стихия остается для нас таинственной и даже непонятной. То она спокойная, то гневная. То лёд, то пар. А побежит - не угонишься. Без воды – жизни конец, а порою от неё самой надо спасать все живое. Поэтому в сказах и присловьях народов мира о воде говорят с большой осторожностью и с великим почтением. То живой называют - жизнь возвращающей, то мёртвой, а то и заговоренной – околдовывающей, открывающей прошлое и грядущее. Испить водицы – другим человеком стать, а то и облик человеческий потерять, в другой мир попасть.

    В практике мировых религий вода священна, обладает чудодейственной, целебной, очищающей силой, дающей человекублагословение Бога.

Но бывает она губительна, даже коварна. Вода ядовитая, заговоренная отнимает у человека силы и жизнь. Старинные писания говорят о том, как эта бушующая стихия затопила всю землю, нещадно погубив почти всё живое. Отголосками той древней катастрофы цунами подкрадываются к городам, реки выходят из берегов, и далеко не всегда это оборачивается человеку на пользу.

    Мы хотим провести настоящее исследование воды.

    Тема исследования: Святая вода.

    Предмет исследования: вода, набранная в день Крещения Господня и водопроводная.

    Гипотеза исследования: свойства святой воды отличаются от свойств простой воды.

    Цель исследования: изучение свойств воды, выявление отличий Святой воды от воды из водопровода.

    Задачи:

  • изучить научную, художественную литературу, периодическую печать и сайты Интернета по теме исследования;
  • узнать о значении Святой воды в жизни человека;
  • провести исследование свойств Святой воды;
  • сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯТОЙ ВОДЫ

  1. Роль воды в мировых религиях

       Наше сегодняшнее восприятие воды даже отдаленно не напоминает то, как относились к ней наши предки. А относились они к ней уважительно, благоговейно, воду почитали как источник жизни, символ женского начала, дающего жизнь всему живому. [1]

       Практически во всех культурах и религиях существует своя мифология воды. Но все учения и религии объединяет одно: вода — это сущность, которая очищает и освящает тело. Два этих свойства придают воде важный, почти священный статус. Именно поэтому она стала ключевым элементом во многих религиозных церемониях и ритуалах. Вода не просто смывает физическую грязь — она избавляет и от духовных тягот. Соприкоснувшись с водой или погрузившись в воду, верующий очищает себя от грехов, от духовной нечистоты или просто символически обозначает освобождение от мирской жизни перед тем, как приобщиться к религиозному, духовному измерению. Во всем мире распространены традиции омовений перед священными обрядами — бракосочетанием, отпеванием, молитвой. [6]

       Нет ни одной религии на свете: ни древней, ни современной, которая бы не почитала воду.

       Древние славяне поклонялись богине Мокше, которую можно было видеть, когда шел дождь. Дождевые струи считались волосами Мокши. Мокша была для них праматерью всего живого — и человека, и зверя, и хлебного колоса.

       Египтяне боготворили Изиду — богиню водной стихии, считали ее матерью всех людей. Ацтеки были убеждены, что праведная душа после смерти возвращается в материнское лоно, или тлалокан: Тлалока — таково было имя бога воды.

       Во всем Ветхом завете отразилась вера в то, что вода обладает мистической силой и, соединившись с Богом, способна очистить грехи и нечистоту, тем самым открывая путь к перерождению человека. Религиозная символика жизни распространяется на воду. Христос говорил, что в Царствии Небесном вода — средство перерождения. Вода — символ благодати в религиозном смысле этого слова: она очищает тело, Дух очищает душу и, таким образом, идея купания перекликается с идеей омовения человеческой души в водах Духа.

       Большое значение воде придается и в исламе. Перед тем как обратиться к Богу с молитвой, мусульманин обязан пройти через ритуальное омовение. В некоторых мечетях существуют специальные внутренние дворики с бассейном или фонтаном посередине, хотя чаще всего ритуал омовения совершается за стенами мечети. Мечеть Кааба в Мекке построена прямо над древним священным источником. Ислам — религия, зародившаяся в аравийских пустынях, поэтому неудивительно, что в исламе вода приобрела дополнительное значение: если человека постоянно окружают пыль и сухость, то очищение водой становится событием исключительным, которое можно приравнять к духовному очищению.

       Особое место вода занимает и в индуизме. Для индуса священна любая вода, особенно речная; в Индии поклонением пользуются семь священных рек: Ганг, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада, Синдху и Кавери. И хотя индуизм вобрал в себя множество религиозных течений, у них всех есть нечто общее: стремление сохранить чистоту и избегать соприкосновения с обыденным или вредоносным как в физическом, так и в духовном смысле.

       В буддизме принято оставлять воду на могилах — сначала воду для омовения, потом — для питья. На буддистских похоронах воду наливают в кувшин, который ставят перед монахом и перед умершим.

       В иудаизме ритуальное омовение считается средством для восстановления и сохранения чистоты. Омовения могут ограничиваться мытьем рук и ног, а могут заключаться в погружении в «живую воду» — то есть или бассейн с проточной водой, так называемую микву, или естественный водоем: море, реку или ручей. [1]

        Основа синтоизма, исконной японской религии, — почитание ками, бесчисленных божеств, населяющих горы, деревья, скалы, ручьи и другие природные объекты. Водопады в синтоизме считаются священными, и считается, что, постояв под водопадом, человек очищается от духовной нечистоты.

       Во многих китайских храмах по традиции строят водоемы, через которые перебрасывают зигзагообразные мосты, чтобы по ним не смогли пройти духи: согласно учению фэн-шуй, духи могут пересекать воду только по прямой линии.

       Когда римляне захватили кельтские земли во Франции, Германии и Великобритании, они часто находили на дне рек и озер монеты и браслеты, которые местные жители бросали в воду, чтобы умилостивить или поблагодарить богов, ведь, по представлениям кельтов, боги обитают именно в воде.

       Следует помнить, что вода соотносится не только с рождением, жизненной силой и изобилием, но и со смертью. Нехватка воды убивает быстрее любой болезни, наводнение или засуха одинаково опасны для человечества. Вода — это символ и жизни и смерти, и вполне естественно, что она во всем мире используется в погребальных ритуалах. Во многих традициях при помощи воды очищают не только тело покойника перед переходом к загробной жизни, но и живых людей, дотрагивавшихся до мертвеца: после соприкосновения с миром мертвых человек должен «заново родиться» в мире живых. В этом проявляется еще одно очень важное свойство воды — исцелять.

       Начиная с древнейших времен целительные культы были связаны с источниками воды.

       У всех без исключения земных народов вода является чем-то сакральным, удивительной сущностью. [1]

 

  1. История христианской святой воды

       История христианской святой воды начинается с ветхозаветной религии, в которой освященная вода использовалась в качестве средства очищения. Для её приготовления требовалось принести в жертву и сжечь вне стана рыжую телицу. Вода, к который был добавлен пепел телицы, разбрызгивалась иссопом и обладала силой очищать прикоснувшихся к мертвым. Именно эта вода имеется в виду в известных строках 51 псалма «Окропи меня иссопом и очищуся ...». [4]

      Первая рациональная концепция святой воды в христианском контексте была предложена Тертулианом в начале 3 века н.э. в его сочинении «О крещении», которое содержит несколько принципиально важных положений. Освящение воды Тертулиан интерпретирует как проникновение в воду флюидов Божественной Благодати и сравнивает освящение воды с  действием ангела на купальню у овечьих ворот). Он также подчеркивает способность воды впитывать и переносить демонические воздействия.

Освящение воды осуществлялось не только в связи с крещением. Широко известно свидетельство Иоанна Златоуста о том, что вода, почерпнутая в день Богоявления, не портится: «Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею». [3]

       Возникали правила для периодических освящений воды в течение церковного года. Так, константинопольский собор 691 г. издал чин на освящение воды, который должен был использоваться в начале каждого лунного месяца. В византийских церквах была введена должность «гидрокомета», который обрызгивал входящих в церковь освященной водой.       Обычай освящения святой водой при входе в церковь сохранился в католической традиции окунать пальцы в чашу со святой водой, расположенную у входа в храм, перед совершением крестного знамения. Окропление святой водой верующих во время литургии по-видимому начинается около 9 века.

    Рассказы об исцелениях освященной водой известны на Востоке с 4 века. Согласно Епифанию, епископу саламинскому, жившему в конце 4 века, некий Иосиф из Тивериады изгнал злых духов из сумасшедшего, полив его водой, освященной крестным знамением. Апамейский епископ Маркелл исцелил лошадь императора, напоив её освященной таким же образом водой. На Западе подобные рассказы появляются с 6 века. Григорий Турский пишет об отшельнике, который исцелял больных лихорадкой, давая выпить освященной им воды. Первое упоминание об исцелении святой водой в Англии находим у Достопочтенного Беде, который пишет, как Джон, епископ йоркский (706-721), послал монаха с благословленной им водой к больной женщине. Женщина выпила воды, омыла ей больные части тела и исцелилась. Как будет видно из дальнейшего, святая вода в христианской традиции воспринималась (вне контекста крещения) в первую очередь именно как лекарство и средство практической помощи в борьбе со злом.

В средневековом христианстве целительная способность сосредоточилась в святой воде, в то время как обычная вода стала рассматриваться как потенциально опасная среда, «зараженная» демоническими воздействиями греховного мира. Если святая вода была носителем благодати, то «профанная» стала носителем греха и духовных опасностей. [3]

     Чистота душевная считалась важнее телесной и даже ей противопоставлялась. Церковь никогда не вводила полного запрета на мытье, но относилась к нему как к необходимому злу, дозволенному «чем реже, тем лучше», и уж заведомо осуждала баню ради удовольствия.

     Если обычная вода была открыта демоническим воздействиям и была потенциально опасной, то святая вода, впитавшая в себя церковную благодать и переносившая её в каждый крестьянский дом, стала идеальным орудием защиты от бесов: её пили как лекарство, ею окропляли скот и посевы. Её благодатные свойства изучались в богословских трудах. Хуан Тарквемада, испанский богослов 15 века, приводил 10 полезных применений святой воды, к которым, в частности, относились излечение бесплодия людей и животных и защита от болезней. При освящении воды в нее, как правило, добавляли соль. Существовал также отдельный обычай освящения соли. И  соль и святую воду могли использовать при приготовлении пищи, а освященную соль также ставили на стол. [4]

    Монахам рекомендовалось ежедневно окроплять святой водой свою келью и постель. Существовало несколько разновидностей святой воды, различаемых по дням освящения и имевших разные специализации. Так, воду, освященную в день св. Власия, давали пить скоту для защиты от болезней и волков). Для защиты от порчи святую воду, регулярно освящаемую на воскресных мессах, хранили в монументальных купелях, которые закрывались тяжелыми крышками, чтобы предотвратить проникновение внутрь бесов.

    Церковная святая вода была отменена в одночасье и объявлена чуть ли не сатанинским орудием, простые верующие вдруг лишились привычного средства борьбы со злом. Однако в их распоряжении осталась природная святая вода, интерес к которой не только не уменьшился, но даже и возрос.

С колодцами связываются легенды, в которых их возникновение или появление целительных свойств обусловлено прямым участием святых, как правило, местных отшельников периода раннего средневековья. В одних легендах, колодец возникает по молитвам святого или на месте, освященном его мученичеством, его кровью, или просто его пребыванием или посещением. В других – святой благословляет существующий источник, который до этого или не был целительным или даже был одержим бесами.

Колодцы не только исцеляли, но и могли предсказать будущее или «вывести на чистую  воду» обманщика или вора. Некоторые святые источники реагировали на просьбы путем испускания пузырьков или движениями  живущих в них рыб.

    Отмечены также случаи, когда во время ритуала в колодец окунали статую святого. Окунание в колодец статуэтки святого напоминает об известном обычае освящения воды путем омовения чудотворных икон. Высшей точкой освящения воды в христианском мире является православный обряд водосвятия распятием в день Крещения.  [1]

   Праздник Крещение Господне отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих, согласно официальному современному календарю. Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

   В церквях в этот день освящают воду. Раньше её брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели псалмы. После всех этих действ вода в реке считалась крещённой. Её набирали в различные сосуды и несли домой. Верили, что такая вода лечит от различных недугов, придаёт бодрость и здоровье, поэтому был распространён обычай окунаться в проруби. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер – экология не та. Её сразу разливают после богослужения около церкви. Обычай окунаться в прорубь сохранился и до нашего времени. [6]

  1. Святая вода и открытия ученых.

   История хранит великое множество примеров исцеления святой водой. Согласитесь, не могут же все эти случаи быть результатом некоего «психологического воздействия на верующих», на которое так любили ссылаться лет 30-40 лет назад приверженцы атеизма. Сегодня наука располагает удивительными данными о качествах святой воды и о том, как самая обычная вода «реагирует» на крестное знамение. [7]

   Известно, что вода может воздействовать на человеческий организм различными способами. Например, механически, как, скажем, душ, массирующий тело. Вода может воздействовать своим химическим составом, что очень ярко проявляется при употреблении минеральной воды. Может вода воздействовать электромагнитным излучением или полем. Тут уместно вспомнить эффект так называемой «магнитной воды». Так к какому же из этих типов надо отнести воздействие святой воды. Или, может быть, это вовсе неизвестный нам пока феномен?

   Ответ могут дать опыты, проведенные сотрудниками Московского института информационно-волновых технологий (МИИВТ). Эти исследования показали, что у разных образцов святой воды одинаковое электромагнитное излучение (ЭМИ). Оно очень сильно отличается от излучения простой воды и даже от так называемой «серебряной воды». Надо пояснить, что длительное время считали, будто бы святая вода обладает всего лишь одним свойством — обеззараживающим. И объясняли это присутствием в воде серебра. Но, согласитесь, это никак не объясняло, почему святая вода совершает чудесные исцеления. Опыты в МИИВТе дали ответ на многовековую загадку.

   Оказалось, кривая на экранах приборов, регистрировавших электромагнитное излучение святой воды, полностью совпадает с ломаной линией, которая появляется при диагностике совершенно здорового органа. Тот же результат был получен при исследованиях простой воды, в которую добавили святую. Стало ясно, что святая вода на самом деле чудо, природа которого совершенно непонятна и которое предстоит еще долго изучать. Она передает человеческому организму здоровое электромагнитное излучение, как бы исправляя больные частоты нездоровых органов и таким образом их излечивает.

   Опыты показали, что если в емкость объемом 60л добавить одну ложку святой воды, то обычная вода начинает излучать такие же ЭМИ, как и святая.

   Еще более сенсационные результаты были получены физиками одного из санкт-петербургских НИИ. Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробов и изменяет оптические свойства воды. «Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье имеет глубокий смысл, — рассказывает физик Ангелина Малаховская. — Еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит каждый день».

   Исследования проводились по благословению Церкви почти 10 лет. Огромная серия экспериментов многократно перепроверялась, перед тем как обнародовать результаты. Сами эти результаты поистине феноменальны. Были выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего — преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.

   Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов — колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержалась кишечная палочка, золотистый стафилококк. Оказалось, если прочитать «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в семь, 10, 100 и даже более чем в тысячу раз! По условиям эксперимента молитву читали и верующие, и неверующие, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольными образцами.

   Было доказано благотворное влияние молитвы и крестного знамения и на человека — у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивительно, но факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении. У гипотоников давление повышалось, у гипертоников — понижалось. При этом было отмечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.

   Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. Выяснилось, что оптическая плотность воды после освящения повышается. Вода как бы насыщается светом. Человек увидеть эти целительные изменения или уловить не может, но спектрограф показывает это совершенно объективно. Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. При этом оптическая плотность водопроводной воды, над которой совершает крестное знамение обычный верующий, мирянин, повышается почти в 1,5 раза. А при освящении священником — почти в 2,5 раза! Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком. Оказалось, вода «различает» даже степени веры — оптическая плотность изменялась только на 10 процентов. [7]

   Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

   

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СВОЙСТ СВЯТОЙ ВОДЫ

2.1. Опытно-экспериментальная исследовательская работа

    Для того чтобы проверить нашу гипотезу, что свойства святой воды отличаются от свойств обычной водопроводной воды. Мы провели три экспериментальных исследования разные по своей цели и временной продолжительности.

Опыт №  1

Цель: Проверить физические свойства воды (содержание кислорода).

        1) Налили в стаканчики простую воду и святую.

         2) Положили в стаканчики металлические предметы (скрепки).

         3) Убрали стаканы в темное место.

         4) Через два дня увидели, что в стакане со святой водой ржавчины намного больше, чем в стакане с простой водой.

         Вывод: Святая вода содержит в себе больше кислорода.                  

Опыт № 2

Цель: Проверить антибактериальные свойства святой воды.

         1) Налили в два стаканчика молоко.

         2) В одном стаканчике молоко разбавили святой водой и оставили при комнатной температуре 18-22 градуса.

         3) Молоко в первом стаканчике прокисло через 18 часов, молоко - разбавленное святой водой через 23часа.

            Вывод: Святая вода помогает сохранять качество продуктов дольше.                        

Опыт № 3

   Цель: Проверить влияние святой воды растения.

         1) Взяли два одинаковых цветка герани.

         2) Каждые пять дней поливали их 1-святой водой, 2 – водой из водопровода.

         3) Через 2 месяца у герани, которую поливали святой водой, появился цветок.

            Вывод: Святая вода благотворно влияет на цветение растений.

  Опыт №1 и опыт №2 доказали что свойства святой воды отличаются от свойств обычной воды. А опыт №3 доказывает, что святая вода благотворно влияет на растения. Наша гипотеза подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   

        Человек – часть этого мира. Принадлежа душой к миру небесному, духовному, своим телом человек всецело принадлежит миру материальному, миру, в котором так важна вода, которая присутствует везде, где встречается жизнь любом ее проявлении.

       В данном исследовании  произошло знакомство со Святой водой; были выявлены  исторические корни её возникновения; рассмотрена роль воды в жизни человека во всех мировых религиях; найдены научные факты изучения Святой воды.

      Через проведенные опыты,  убедились в том,  что свойства святой воды отличаются от свойств воды из водопровода. Святая вода содержит больше кислорода, обладает антибактериальными свойствами, благотворно влияет на цветение растений.

       Феномен святой воды до конца не изучен, и исследователям, похоже, еще не скоро удастся разгадать ее секрет. Святая вода не проходила научные исследования, которым подвергают лекарственные средства, и никаких медицинских заключений о свойствах крещенской воды пока нет.

     Но чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Все о воде. Москва, 2013
  2. Детский православный календарь. Москва, 2009.
  3. А. Охоцимский «Святая вода и Реформация».Москва, 2014
  4. Православие. Полная энциклопедия. Санкт-Петербург, 2007.
  5. Православные Святыни России. Минск, , 2006.
  6. Протоиерей Максим Козлов «Святая вода: церковные традиции и около церковные суеверия освящения воды». Православный мир,2006
  7. Сестра Стефания, Большая книга целебных свойств воды. «Издательство АСТ», 2011
  8. http://www.pravmir.ru/
  9. http://www.watermap.ru/
  10. http://azbyka.ru/
  11. http://otherreferats.allbest.ru/
  12. http://www.openclass.ru/
  13. http://religiocivilis.ru/
  14. http://www.proza.ru/
  15. http://pravsobor.kz/1_shagi_v_hrame/pro_prazdnik/dvunadesyatie_prazdniki/Kreshenie/Nayka_sv_voda.html
  16. http://www.da-voda.com/da-voda-tv/voda-v-religiyah-mira/#sthash.jvFhtYBf.dpuf
  17. http://info.magik-shop.ru/
  18. http://ortdx.narod.ru/
  19. https://ru.wikipedia.org/
  20. http://pravsobor.kz/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательскаяработа на тему:"Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"

Исследовательская работа на тему: "Влияние школьного завтрака на здоровье учащихся"....

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Вода, вода, кругом вода...

Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность,  умение работать в команде...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...