Конспект урока на тему "Реки и озёра"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Дрокина Жанна Васильевна

Урок составлен  в технологии деятельностного типа.

Тип урока: открытие нового знания.

Тип знаний: определения (река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши; водосборный бассейн - участок суши, с которого вся вода собирается в одну реку, исток – начало реки, устье – место впадения реки в водоём), закономерности (почему вода в реке не кончается м постоянно течёт, круговорот воды в природе, реки изменяют поверхность земли), природоведческие факты (реки и озёра – источники пресной воды, виды озёр).

Цели:

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся любовь к родной природе, экологическую культуру, чувство взаимовыручки и терпимости, целеустремлённость;

развивающие:

  • развивать логическое и творческое мышление учащихся, память, внимание, умение оценивать собственную деятельность и деятельность других (навыки самоконтроля), развивать адекватную самооценку учащихся;

образовательные:

  • создать условия для творческого усвоения знаний учащихся о водоёмах, их отличительных признаках, об особенностях рек и озёр, причинах течения рек, видах озёр;
  • раскрыть смысл круговорота воды в природе;
  • научить находить важнейшие реки и правильно их показывать на карте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
на тему:
«Реки и озёра».

Автор: Дрокина Жанна Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.

Г. Ковров

Тема урока: «Реки и озёра».

Программа: «Школа 2100».

Класс: 2- ой.

Тип урока: открытие нового знания.

Тип знаний: определения (река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши; водосборный бассейн - участок суши, с которого вся вода собирается в одну реку, исток – начало реки, устье – место впадения реки в водоём), закономерности (почему вода в реке не кончается м постоянно течёт, круговорот воды в природе, реки изменяют поверхность земли), природоведческие факты (реки и озёра – источники пресной воды, виды озёр).

Цели:

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся любовь к родной природе, экологическую культуру, чувство взаимовыручки и терпимости, целеустремлённость;

развивающие:

  • развивать логическое и творческое мышление учащихся, память, внимание, умение оценивать собственную деятельность и деятельность других (навыки самоконтроля), развивать адекватную самооценку учащихся;

образовательные:

  • создать условия для творческого усвоения знаний учащихся о водоёмах, их отличительных признаках, об особенностях рек и озёр, причинах течения рек, видах озёр;
  • раскрыть смысл круговорота воды в природе;
  • научить находить важнейшие реки и правильно их показывать на карте.

Оборудование: карта полушарий, мультимедийная презентация к уроку, учебники «Окружающий мир» (авт. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан) 2 класс, М.:«Баласс», 2008г., рабочие тетради к учебнику.


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Цели этапа: самоопределение в деятельности, положительный настрой на работу, создание условий психологической комфортности, выделение области «могу» и «хочу». Фронтальная работа в кругу.

- Начинаем урок окружающего мира. Сегодня вы узнаете много нового и интересного, поработаете в группах, в парах и самостоятельно, поэтому начнём урок в группах со стихотворения С.Маршака «Дорога».

- Вспомните правила взаимодействия в группах (слайд).

Взаимовыручка и дружба помогут вам справиться с трудными заданиями, а усердие и трудолюбие станут помощниками в выполнении индивидуальных заданий. Я уверена, что у вас всё получится. Желаю вам успеха. Пожелайте друг другу удачи, пустив по кругу «ласковушечку» (лёгкое пожатие руки), начиная с лидера группы.

Читают стихотворение С.Маршака, держась за руки в группах:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,

Пока идёшь за кем-то вслед

Дорога не запомнится,

Зато куда б ты ни попал и по какой распутице,

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

Правила работы в группах:

  1. Прочитайте задание.
  2. Подумайте над выполнением.
  3. Выслушайте мнение каждого.
  4. Найдите общее решение.
  5. Доложите о выполнении.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Цели и формы: подготовка мышления учащихся к открытию и воспроизведению нового знания на базе ЗУН, достаточных для этого, проверка домашнего задания, отработка умений работать с картой. Активизация памяти, мышления, внимания. Фронтальная работа.

- Озвучьте Закон притяжения Земли.

- Что на карте обозначают синим цветом? (Слайд)

- Какие водоёмы являются хранителями водных запасов планеты?

- Как называются большие участки суши, окружённые со всех сторон океанами? Сколько их на планете Земля?

- Отгадайте, о каких материках идёт речь, покажите их на карте и назовите омывающие их океаны (слайд):

  1. Название этого материка в переводе с латыни означает «Южный»;
  2. Материк, на просторах которого живут пингвины.
  3. Материк, известный самой большой рекой Амазонкой.
  4. На этом материке находится знаменитый водопад Виктория.
  5. Самый большой материк, который населяют люди двух частей света.

  1. Самый жаркий материк на планете.

- Сформулируйте тему урока, отгадав загадки (слайд).

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь. (Река)

Стоит корыто

Полно воды налито. (Озеро)

- Изучение темы разделим на две части. В первой части узнаем о реках, а во второй части – об озёрах. Прочитайте, как в народе говорят о реке (слайд): «Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Какие вопросы у вас возникают? (отмечает на доске, открывает слайд) Эти вопросы и станут планом наших открытий.

 - Что поможет нам ответить на поставленные вопросы?

- Все предметы притягиваются друг к другу.

- Водоёмы.

- Океаны.

- Материки. 6.

-  Австралия, омывают Индийский и Тихий океаны.

- Антарктида, Индийский, Тихий и Атлантический океаны.

- Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами.

- Северная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами.

- Евразия, омывается 4-мя океанами: с севера Северно-Ледовитым, с юга – Индийским, с запада – Атлантическим, а с востока – Тихим океаном.

- Африка, омывается Индийским и Атлантическим океанами.

- Река, озеро.

- Реки и озёра.

- Куда течёт река?

- Почему вода в реке не кончается? (Откуда берётся вода в реке?)

- Есть ли у неё начало и конец? Из каких частей состоит река?

- Карта, текст учебника, опыты.

Совместное «открытие» знаний.

Цели: создание условий для совместного открытия знаний; развитие логического и творческого мышления, речи учащихся. Фронтальная, парная и индивидуальная работа.

 - Поработайте в парах. Посмотрите на карту полушарий и найдите реки. Скажите, как и в виде чего они обозначены?

- Можно ли выделить какие-либо части реки? - Какой возникает вопрос?

- Почему течёт вода? (если версии одинаковые, учитель высказывает ошибочную версию сквозного героя Лены: река течёт потому, что дует ветер)

- Вопрос один (почему течёт вода?), а мнений сколько? Почему?

- Давайте разберёмся, проведя наблюдение. У каждой пары на столе есть кюветы (или глубокие тарелки) и стакан воды. Осторожно полейте воду из стакана в кювету, что нужно сделать для того, чтобы вода начала двигаться в кювете. Куда движется вода? Какой закон действует на воду?

- Права ли Лена (или кто оказался прав?)

- Рассмотрите рисунок бассейна реки на  экране (слайд). Какие части реки вы видите?

- Где находятся истоки в горах или низинах? Исходя из того, что мы узнали ранее, предположите, исток – это начало реки или конец (слайд).

- Как называется место сбора всех вод реки?

- Найдите место впадения реки в другой водоём. Как оно называется?

- Откуда и куда течёт река? Где она берёт начало?

- Найдите на карте (стр. 130-131) реку, названную женским именем. Что это за река?

- Определите по карте, где будет находиться высокое место, т.е. – исток?

- Проведите указкой от истока и найдите место окончания реки. В какой водоём она впадает?

- Почему исток находится на возвышенностях?

- Как определить правый и левый берега?

- На какие вопросы мы ответили?

(гиперссылка «План», гиперссылка «Почему вода в реке не кончается?»)

- Откуда в реке берётся вода?

 (Слайд). Расскажите о том, что происходит с водой по схеме на слайде (можно по наводящим вопросам учителя, с. 105).

- Как называется это явление природы?

- Может ли кончится круговорот воды в природе? Сделайте вывод: почему вода в реке не кончается (слайд).

- Откройте учебник на стр.106, посмотрите на рисунок крыши. Почему вода на крышу падает каплями, а из водосточной трубы течёт струёй?

- А сколько воды соберётся со всего водосборного бассейна реки? (слайд)

- Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. (Учитель показывает опыт, с. 106).

- Откуда ещё берётся вода в реке? (слайд)

- Почему река всегда течёт? (гиперссылка «Вопросы», гиперссылка «Домик»

- Может ли маленький ручеёк изменять земную поверхность?

- Послушайте сказку (с. 108) и ответьте на поставленный вопрос. Дополнительное задание: показывать действия героев пантомимой. (Физминутка)

- Что такое река? (слайд)

- Что такое озеро?  Проверьте предположения (Проверка по слайду).

 - Как образуется озеро? Проверьте предположения по учебнику, прочитав текст на с. 109.

- Что ещё узнали об озёрах? Назовите их виды.

(слайд) – Какое озеро называется проточным, а какое – бессточным.

- Работа в парах. Прочитайте текст на с. 109 и ответьте, пресная или солёная вода в озере.

- В виде синих ленточек, полосок.

- Да, у реки есть начало, конец.

- Где именно начало и конец у реки, из каких частей состоит река?

-Дети высказывают свои версии.

- Много. Мы не знаем, почему течёт река?

- Приподнять один край кюветы (наклонить кювету)

- Вода движется сверху вниз, на неё действует закон притяжения И. Ньютона.

- Мы видим истоки, берега, устье, притоки.

- В горах.

Исток – начало реки.

- Место сбора всех вод - водосборный бассейн реки.

- Место впадения реки в озеро называется устьем.

- Река течёт от истока к устью. Река берёт начало в горах, на возвышенностях.

- Лена.

- В горах, обозначенных коричневым и жёлтым цветом.

Выполняют задание.

- Лена впадает в Северный Ледовитый океан.

- Река всегда течёт вниз по склону (притяжение Земли).

- Если плыть по течению, то слева будет левый берег, а справа – правый.

-Из каких частей состоит река, куда она течёт.

- Наверное, когда идёт дождь, когда тает снег и т.д.

- Из-за круговорота воды в природе.

- После выпадения дождя, капли собираются в ручьи и реки, по течению они несут воду в моря, в виде пара вода попадает в облака, которые ветер переносит на сушу, где вода выпадает в виде осадков. Круговорот воды.

Круговорот происходит всё время, поэтому вода в реке не кончается.

- Вода собирается в трубу со всей площади крыши.

- Много, поэтому вода в реке не кончается.

- Из подземных источников.

- Вода в реку собирается с большой площади из ручейков, речушек, добавляют осадки, постоянный круговорот воды в природе.

Предположения детей.

Выполняют действия героев. Садятся, отвечают на вопрос: « Теперь мы знаем, что ручеёк сильный, может менять земную поверхность».

- Водоём с постоянным течением от истока к устью.

Предположения детей.

- Водоём со стоячей водой.

Предположения детей.

- Озеро образуется в углублениях на земной поверхности при впадении в него реки.

- Проточные и бессточные.

- Проточное – озеро, в котором вода находит выход и течёт дальше, а из бессточного озера вода не вытекает.

Читают текст на с. 109. Проверка по контрольной паре: в умеренном поясе вода в озёрах пресная, а в жарком – солёная.

Закрепление изученного материала.

Цели и формы: практическое применение полученных знаний, развитие речи, оценочных действий, воспитание толерантности. Фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

- Назовите и покажите лазерной указкой части реки. (Проверка по слайду)

- Выполните задание №5 в рабочих тетрадях самостоятельно. Какое озеро проточное, какое – бессточное? (Проверка по слайду).

- Поработайте в группах. Отгадайте кроссворд (№6, с. 34)

(Проверка – слайд)

Показывают части реки, оценивают с помощью «семафоров».

Выполняют задание. Проверяют, сигналят семафорами.

Выполняют задание.

Проверяют, «семафорят».

Итог урока. Рефлексия.

Цели и формы: развитие оценочных умений, самооценка результатов учебной деятельности. Фронтальная, индивидуальная работа, мини-опрос с обобщением новых сведений, рефлексия деятельности.

- Назовите тему нашего урока. (слайд) На какие вопросы ответили? (слайд)

- Оцените уровень своих знаний по каждому вопросу. Где пригодятся знания?

- Какие задания не вызвали затруднений? В чём были затруднения?

- Оцените уровень собственной деятельности в парах…, в группах ….

- Как вы работали самостоятельно?

Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают свою деятельность семафорами и хлопками на разном уровне.

Приложение №1

Опыт №2.

В ёмкость с песком медленно полить из лейки воду. После того, как вода начинает сочиться, перестать поливать. Вода будет продолжать сочиться сквозь песок.

Вывод: земля впитывает и задерживает воду. Реки питаются из подземных источников.

Приложение №2

Электронное приложение - мультимедийная презентация к уроку окружающего мира на тему: «Реки и озёра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Моря,реки и озёра России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе ....

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива") 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Озёра-краса Земли" (УМК "Перспектива")...

Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные:     ·        ...

Конспект урока Окружающий мир (2-й класс). Тема: Реки и озёра.

Конспект урокаОкружающий мир (2-й класс).Тема: Реки и озёра....

Конспект урока окружающего мира с презентацией для 4 класса по теме "Моря, озёра, реки России"

Раздел "Природа России". Урок по теме "Моря, озёра, реки России". Помогает сформировать представление о морях, озёрах, реках России, знакомит с их местонахождением, формирует умени...

Конспект урока окружающего мира "Дары рек и озёр"

Цели деятельности учителя:- повторение прежде изученный материалов о реках и озерах;                   - ...