Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру по теме : "Словообразование"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Митясова Елена Ивановна

На уроке продолжается работа по формированию экологической культуры,закрепляются знания о неживой и живой природе, развивается речь обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 КЛАСС

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Природоведение: неживое и живое в природе, природные сообщества.

Цели урока:

1. Продолжить развитие умений работать с орфографическим словарём.

2. Упражнять в подборе однокоренных слов.

3. Учить нахождению частей слова.

4. Развивать речь учащихся.

5. Закрепить знания о неживой и живой природе; растениях и животных природных сообществ.

6. Продолжить формирование экологической культуры.

Оборудование: плакаты чудо - дерева и луга; карточки с рисунками животных и растений; карточки с однокоренными словами.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну «Грамматика». Как в любом путешествии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Вам предстоит вспомнить о признаках неживого и живого в природе, названия растений и животных, обитающих в природных сообществах.

II.Словарная работа.

Первая остановка в нашем путешествии - станция «Словознайка».

-        На доске написаны части слова:

...реза, ...ведь, ...гурец, ...сина, ...ловей, ...рона, ...тофель, ...тух, за...ц, ...бака.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

И в норку быстро утащили.

-        Запишите словарные слова в тетрадь.

Вторая станция - «Проверяйка».

- Прочитайте слова. На какие две группы можно разделить их, поставив вопросы что? или кто? (Неодушевлённые и одушевленные существительные.)

- Назовите имена существительные, обозначающие растения? (Берёза, огурец, осина, картофель.)

- Найдите растения, относящиеся к природному сообществу - лес. (Осина, берёза.)

- В какой тип леса они входят? (Смешанный лес.)

- Назовите имена существительные, обозначающие животных. (Медведь, соловей, заяц, петух, ворона, собака.)

- Найдите животных, обитающих в лесном сообществе. (Медведь, соловей, заяц.)

III. Наблюдение над ролью окончаний.

Третья станция - «Думайка».

На доску вывешивается репродукция картины «Лес весной».

- Какое время года изображено на картине?

- Назовите слова, характеризующие признаки весны. (Лужи, трава, солнце, птицы и т. д.)

Учитель вызывает к доске детей, назвавших однокоренные слова (травяной, травка, солнечный).

- Как называются такие слова? (Однокоренные.)

Какой «секрет» у однокоренных слов? (Они имеют одинаковый корень и близки по смыслу)

Четвёртая станция - «Наблюдайка».

На доске написано слово «весна». В тетрадях ученики склоняют это слово.

-        С помощью, какой части изменяется слово «весна»? (Окончание.)

- Что показывает окончание? (Число, род, падеж)

- Меняет ли окончание смысл слова? (Нет.)

- Получаются ли однокоренные слова при склонении существительных? (Нет, меняется форма одного и того же слова.)

- Что заложено в окончании? (Грамматическое значение слова)

- В какой части слова заложено его лексическое (смысловое) значение?

-        На этот вопрос нам предстоит ответить, а для этого все должны стать на время исследователями.

IV. Наблюдение над однокоренными словами и их образованием.

1. Грамматическая сказка.

-        Много-много лет назад появилось на свет маленькое слово сад, нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». Подумав, они посадили это слово на лист бумаги. Когда вспомнили о нём, то увидели, что оно разрослось.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Учитель открывает плакат, на котором нарисовано дерево с разветвлённым стволом, на ветвях в виде плодов прикреплены однокоренные слова.

-        Посмотрите, ребята, что за чудо-дерево выросло? Как называются части у этого необычного растения? (Корень, стебель, плоды.)

Чудо-слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло,

Стало много новых слов.

- Внимательно посмотрите на чудо-дерево. Что же выросло на нём? (Слова)

- Назовите эти слова. Что у них общего? (Корни)

- Такие слова называются однокоренными.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадка рядом.

Вот идёт и садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно гулять

В саду словесном.

- Назовите однокоренные слова. (Сад, рассада, посадка, садовод, садовник)

- Как же случилось, что у одного слова появилось много родственников? (Использовали приставки и суффиксы.)

- На какие группы по способу образования можно разделить эти слова? (На доске даётся «шпаргалка»)

В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнёздами, а процесс образования новых слов в русском языке называется словообразованием.

2. Работа с учебником.

-        Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите их основы. Влияют ли на смысл слова приставки и суффиксы? (Изменяют смысл слова.)

3.Закрепление.

Пятая станция - «Упражняйка».

А) Добавьте приставки к корню -лет- (отлёт, полёт, прилёт, вылет и т. д.).

-        Подберите к придуманным словам имена существительные, обозначающие живое в природе. (Отлёт птиц, полёт шмеля, вылет пчёл и т. д.)

-        Сделаем вывод: различаются ли однокоренные слова по смыслу? (Да.)

Б) Учитель показывает картинки животных: волка, козы, верблюда, слона.

- На какие группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие.)

- Напишите названия детёнышей этих животных. (Волчонок, козлёнок, верблюжонок, слонёнок.)

- При помощи какой части слова образованы эти слова? (Суффикса -онок.)

- Какое значение придают словам суффиксы -онок, -енок? (Уменьшительно-ласкательное.)

В) Можно ли предложенные слова назвать однокоренными? Лето - летать, подводят - вода? (Нет. Доказать.)

4.Шестая станция - «Выбирайка».

На доске вывешивается картина «Цветущий луг».

- Что такое луг? (Сообщество травянистых влаголюбивых растений.)

- Какие растения растут на лугу? (Клевер, тимофеевка, мятлик, лютик и др.)

У Машиной мамы сегодня день рождения. Рядом с домом цветущий лужок (как на картинке). Маша пошла на луг и нарвала букет полевых цветущих растений, которые подарила маме. Как вы считаете, правильно ли поступила Маша? Почему? Как бы вы поступили? (Обсуждаются поставленные вопросы.)

- Выписать в тетрадь однокоренные слова.

- Разобрать по составу слова: луг, лужок, луговые.

5. Седьмая станция - «Поиграйка».Игра «В гости к родственникам».

Пять карточек ведущим устанавливается на доске, парте с главным словом гнезда родственных слов. Остальным участникам вперемежку - карточки с родственными словами пяти групп.

Вода и т. д.

Земля, земляной, землянка, подземный, землистый, землица, земляк,  и т. д.

Ветер, ветерок, ветреный, заветрило и т. д.

Трава, травушка, травинка, травянистый, травяной и т.д.

Солнце, солнечный, солнышко, солнцепек и т.д.

Выигрывает та группа, которая быстрее соберётся около ведущего.

-        Молодцы, ребята! Никто не заблудился, каждый нашёл своё словесное гнездо.

V. Подведение итогов.

6. Восьмая станция - «Отвечайка».

- Как можно получить новые слова?

- Для чего нужны новые слова?

- Какая часть придаёт слову новое значение? Что такое «Словесное гнездо»?

-        Что понравилось на уроке, что было новым, интересным?


         
VI. Задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"

Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему "Масленица"

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему  "Масленица"...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему:  «Письмо заглавной буквы «П»...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Заглавная буква. Домашние и дикие животные»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 классана тему:«Заглавная буква. Домашние и дикие животные»...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Спряжение глаголов в стране Пожарной безопасности"

- Сегодня наш разговор посвящен важной теме. А какой, назовёте, отгадав загадку.«Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?»...