Биоадекватная методика как поисково-технологическая модель инноваций
статья по окружающему миру на тему

Комаровских Марина Витальевна

Статья содержит характеристику биоадекватной методики как поисково-технологической модели инноваций, историю ее развития, структурное содержание биоадекватной  технологии. Приводится пример использования данной методики на конкретном уроке окружающего мира. Раскрывается значение здоровьесберегающих элементов урока и их роль в создании естественных условий для раскрытия внутренних ресурсов личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комаровских Марина Витальевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 218 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

«Биоадекватная методика как поисково-технологическая модель инноваций»

Статья содержит характеристику биоадекватной методики как поисково-технологической модели инноваций, историю ее развития, структурное содержание биоадекватной  технологии. Приводится пример использования данной методики на конкретном уроке окружающего мира. Раскрывается значение здоровьесберегающих элементов урока и их роль в создании естественных условий для раскрытия внутренних ресурсов личности ученика.

Искусство жизни состоит в стремлении к личному духовному совершенствованию, и помогает в этом внутренний учитель, имя ему - Природа. Не случайно основу любого урока составляют природные образы. Природа создаёт красоту и вызывает ощущение цельности, единства.

Биоадекватная технология органично объединила в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее. Однако данная методика ориентирована на развитие целостного мышления человека, на формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом. Биоадекватная методика является частью биоадекватной технологии, направленной на визуализацию информации, работу со знаковыми системами внутри самого человека. Целью данной образовательной технологии является раскрытие потенциальных возможностей и творческих ресурсов личности как условие развития целостного мышления  педагогов и школьников. Целостный экологически здоровый тип мышления основан на осознанном совокупном владении логическим и образным мышлением. Этот тип мышления может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем  в период перехода к устойчивому развитию общества.

 Биоадекватная технология преподавания позволяет использовать на уроке все эти мыслительные процессы, кроме этого используется режим «комфортной работы», когда в процесс познания включаются центры удовольствия человеческого организма на новом этапе урока - релаксации. Это состояние глубинного человеческого размышления благоприятно для восприятия информации. Изменения в содержании и организации образования направлены на поиск новых способов структурирования его системы, обновленных методов преподавания, опирающихся на самостоятельную познавательную активность учащихся, направленных на приобретение способности самостоятельной обработки иных взглядов, хода мысли, самостоятельной постановки и решения проблем, прежде всего, в коллективной работе, групповой дискуссии и т.п.

 Учёные-физиологи доказали, что в процессе релаксации, являющейся неотъемлемой частью биоадекватной технологии, биоритм головного мозга составляет 10-12 колебаний в секунду – максимально благоприятный режим периода для восприятия информации. Восприятие учебной информации закрепляется в активном режиме – это следующий этап в процессе познания. Релаксационно-активная методика базируется на естественных для человека принципах усвоения информации.

На первом этапе сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления, апеллирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз.

Визуализация - это символьный этап урока, когда у ученика происходит «свертывание» чувственно-логической информации путем наложения ее на некий образ. Особенность использования биоадекватной методики состоит в том, чтобы совместить обобщенные представления ученика о художественном образе и индивидуальные образные ассоциации относительно внутреннего мира художника, его видения, его взгляда на эпоху.

Образное мышление включает в себя три мыслительных процесса:

  1. Процесс создания образа;
  2. Процесс оперирования им;
  3. Процесс ориентации в пространстве.

На третьем этапе – логическом - следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На четвёртом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности.

Биоадекватная технология преподавания впервые была описана в начале 90-х годов XX века. На современном этапе ученые выделяют традиционные, развивающие и инновационные системы преподавания.

При традиционном преподавании предлагаются готовые знания, основное внимание уделяется развитию логического мышления учащихся. При развивающем преподавании (а именно, при проблемном) не сообщаются готовые знания, учитель предлагает учебно-проблемную задачу. Такое преподавание предполагает интенсивное развитие общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся. Однако не каждый человек может заниматься по этой системе. Инновационные системы преподавания ориентированы на личность ученика. Здесь выделяют технологическую модель (инновации-модернизации), поисковую модель (инновации-трансформации), поисково-технологическую модель (которая учитывает и рациональную, и эмоциональную стороны познания).

Биоадекватная технология относится к поисково-технологической модели инноваций.

Биоадекватная  технология ориентирована на развитие целостного мышления человека, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания результативным. В ней органично объединены духовные и материальные начала, логика и образ, дух и разум.

Многие известные ученые и представители искусства используют такие методы в своей работе. Многие педагоги интуитивно пришли к пониманию необходимости использования образного видения материала. Привлечение личного жизненного опыта учащихся в осмыслении новой информации давало замечательные результаты.

Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой следствие из развития философской, научной мысли, познавательной и педагогической практики. Появление ее и востребованность продиктованы временем.

Среди западных педагогов, активно обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, выделяют Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Г. Лозанова. В отечественной методике XIX века впервые высказал мысль о целостном формировании человеческой личности К. Д. Ушинский. В начале XX века большее внимание уделялось вопросам воспитания средствами языка, акцент делался на развитии логического мышления. В середине XX века впервые в отечественной педагогике заговорили о необходимости опоры на образную память учащихся.

При инновационном преподавании у наглядности появилась новая функция – управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций и ощущений. При биоадекватном преподавании ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создает в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности.

Биоадекватная методика преподавания является частью биоадекватной технологии, которая является частью концепции ноосферного образования, разработанной и обоснованной академиком РАЕН Н. В. Масловой. Эта методика представляет собой совокупность скоординированных действий, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по какой-либо учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.

Можно много лет изучать какой-либо предмет, но не уметь применять полученную информацию, так как "лоскутное одеяло" из правил и отрывочных сведений многим не под силу соединить в цельное знание. В биоадекватной методике поставлена цель - смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика. Необходимо также научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, то есть сделать его творческой, подвижной микрострукрурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов.

Биоадекватная методика объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное, систематическое применение ассоциативных образов во всех учебных дисциплинах создаёт системное ассоциативное мышление, то есть природосообразное мышление.

Самая важная задача природосообразной технологии - мотивировать биоадекватный метод мышления у человека, ибо правильный (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских объёмов информации, ибо такой метод приводит к ценнейшим открытиям.

Ещё в наставлении родителям и педагогам М.В. Ломоносов писал: "Каждому подобает знать, что школяр есть существо, которому надобно удивляться, как естеству необычному, оное желает выразить себя - какой есть я!". Педагоги, работающие по биоадекватной методике, имеют возможность не просто удивляться каждому "естеству необычному", они вооружают каждого ученика адекватным знанием механизма мышления человека и практическим умением работать в системе природосообразного здоровьесберегающего мышления.

По форме данная методика - релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). Биоадекватный метод состоит в разумном расчленении учебного материала и создании целостной системы знаний по конкретной дисциплине.

В биоадекватном уроке присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой и хорошо известны:

  1. Приобретение знаний.
  2. Формирование умения использовать знания.
  3. Закрепление навыка использования знаний.

Однако эти педагогические этапы проходят в определённом режиме.

Первый этап (приобретение знаний) проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией.

Второй этап (формирование умения использовать знания) проходит в состоянии активности. Во время этого этапа происходит "выведение" образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.

Третий этап (закрепление навыка использования знаний). Во время этого этапа происходит "отрыв" учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими (проверочными) повторениями и корректировкой примеров. Домашнее задание является продолжением третьего этапа. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём, полученную на уроке информацию. Опыт показывает: учащиеся любят создавать свои образы. Многие из них желают "одухотворить" образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.

Для примера предлагаю фрагмент урока окружающего мира по теме: «Водоемы. Строение реки» с использованием биоадекватной технологии.

Первый этап (приобретение знаний, создание мыслеобраза):

Звучит тихая спокойная музыка.

Релаксация "Река. Строение реки"

Сядьте удобно, пусть ничто вам не мешает. Закройте глазки. Сделайте вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Представьте себя около родника, который бьёт из-под земли. Посмотрите, что вас окружает? Какая вода в роднике? Родник, источник - это место начала реки - исток. В родничок  постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте. И стекает в какую-нибудь сторону. Образуется ручеёк, который сливается с другими ручейками. Так маленький ручеёк превратился в речку. Воды её пополняют дожди и снега. Углубление, дорожка, которую проложила речная вода, называют руслом реки.

Ярко светит солнышко. Ласковый теплый ветерок обдувает вас. Вы на лодочке плывёте вниз по течению реки. Рассмотрите эту лодочку. Какая она? Посмотрите вниз. Представьте себе, как сквозь прозрачную воду видны камушки и речной песок, промелькнула серебристая рыбёшка. Лодочка плавно скользит по воде. Посмотрите на правый берег. Какие деревья, кусты, травы вы увидели? А что еще вы заметили на берегу? А теперь посмотрите на левый берег. Он покрыт золотистым песком, давайте причалим и походим босиком по теплому песку. Что вы ощущаете? Сядем в лодочку и продолжим наше путешествие. Куда течет река? Предадимся медленному, спокойному течению реки.

Посмотрите, множество лесных ручейков и речушек впадают, вливаются в реку. Она становится все глубже и шире, воды в ней становится все больше. Реки поменьше отдают ей свои воды. Это притоки. Реки, впадающие справа, - правые притоки, слева, - левые...

И вот уже наша лодочка покачивается на волнах широкой полноводной реки. Впереди раскинулось море... Посмотрите, какое оно? Множество рек впадают в море. Место впадения реки в море называют устьем. Здесь мы и закончим наше путешествие.

Вдох, выдох, потянитесь и медленно открывайте глазки. Мы с вами в классе.

Второй этап (процесс оперирования мыслеобразом, формирование умения использовать знания):

- Расскажите, что вы увидели. Нарисуйте. Покажите ваши рисунки. (Учитель показывает свой рисунок на доске). Назовите части реки.

- Как называется место начала реки? (Исток) От слова «Источник» (ключ, родник).

Сюрприз: родниковая вода. «Сюрпризы» готовятся, исходя из темы урока. Их задача помочь принять и запомнить информацию, полученную на уроке, посредством подключения ещё одного  чувства - вкуса. Сравнение пресной и соленой морской воды.

Третий этап (процесс ориентации в пространстве, закрепление навыка использования знаний): Домашнее задание: на своих рисунках подпишите части реки.

Биоадекватный урок подразумевает использование ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей, структурированной информацией на основе личного опыта ученика. Использование всех шести чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, где каждое чувство работает как определенная линза процесса чувственного восприятия, через которую камера нашего сознания записывает свои переживания и хранит свои воспоминания. Все это гармонизирует глаз, мозг и душу, несет эффект оздоровления всего организма человека. Так создаются естественные условия для раскрытия внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Объединяясь в личности ученика, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал, являются инструментом гармонизации его личности. Использование биоадекватной технологии  возможно на всех этапах обучения и по всем учебным дисциплинам.


Список источников

  1. В.И. Вернадский. Мышление как планетарное явление. – М: «Наука» 1980
  2. М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т.7.Труды по филологии. М: «АН СССР» 1952
  3. Е.А. Марковская. Образовательные технологии – АППО, кафедра инновационных технологий, 2010
  4. Н.В Маслова. Ноосферное образование: монография – М.: Институт холодинамики, 1999
  5. Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. – М: «Просвещение» 1980

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НОШ»

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат ...

Биоадекватная методика в ноосферном образовании.

Доклад на тему: «Биоадекватная методика в ноосферном образовании» предложен  для ознакомления с биоадекватной методикой,  как альтернативная ...

биоадекватная методика преподавания

Отчет по теме самообразования "Изучение биоадекватной методики преподавания". возможности применения методики в начальной школе....

Модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные).

Модель непрерывного образования с включением «Методик с доказанной эффективностью»  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (легкие, умеренные).8 стратегий поддержки:Поощрение...

«Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ: содержание, модели, методики»

Воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида проходит в осложненных условиях: необходимо решать как общепринятые в системе образования воспитательные задачи в соответствии с ФГ...

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены результаты анализа организации образовательной деятельности в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Данным исследованием определена доминирующая...