"Разнообразие растений"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс по программе ПНШ "Разнообразие растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_raznoobrazie_rasteniy.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: перспективная начальная школа

Предметная область: окружающий мир

Класс : 2

Тема "Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения"

Тип урока: проектно-исследовательский

Цель: систематизировать и расширить знания об основных группах растений; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Задачи урока:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий

Познавательные УУД: искать  и выделять необходимую  информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица); собирать, обрабатывать и передавать информацию.

Коммуникативные УУД: оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в группе. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов: ввести понятие «цветковые» растения, исследовать, чем отличаются цветковые растения от хвойных растений.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, картинки гербарий, энциклопедии, презентация, фломастеры,  карандаши, шишки, спилы деревьев.

Этапы урока

Содержание этапа. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 (вид УУД с расшифровкой)

Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные: учение вести диалог с учителем, выслушивать мнение одноклассников.

Личностные: анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Как называется, человек, который занимается исследованием, изучением чего либо.

- Мы сегодня с вами побудем в роли исследователей.

-Исследователи много знают и умеют.

Отвечают на вопросы

-  Ученый, исследователь

Познавательные: анализ объектов, умение ориентироваться в своей системе знаний и умений.

Коммуникативные: восприятие и обсуждения различных точек зрения 

Проверка домашнего задания

- Давайте проверим, что знаете и умеете вы.

Энциклопедия "Кирилл и Мефодий" 2 класс урок №14 вопросы 2,3,4,6,7.

Работают с ЭОР

Познавательные: анализ объектов, умение ориентироваться в своей системе знаний и умений.

Актуализация знаний

- Посмотрите на картинки (слайд 1).

-На какие группы можно разделить эти растения. Почему? Назовите признаки, по которым вы их разделили?

- Как называют ученого, который занимается изучением растений?  

Ученые ботаники делят царство растений на такие группы

1. водоросли

2. мхи

3. папоротники

4. хвойные

5. цветковые

На земном шаре насчитывается примерно 500 тысяч видов растений.

Многообразие растений изучает наука  БОТАНИКА.

Делят растения на группы

Ботаник

Познавательные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

Подведение к проблеме

- Как вы думаете, почему на ваших столах стоят разные букеты?

- Какие растения мы будем изучать?

- Чем они отличаются?

- А как предполагаете, как называются растения, которые цветут? (цветковые)

- Определите тему нашего исследования.

Высказывают сои предположения,

чем отличаются хвойные растения от цветковых.

Определяют тему урока и цель

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке

Выдвижение гипотезы

- Чем отличаются хвойные от цветковых растений, сделайте свои предположения.

Выдвигают гипотезу: «У хвойных вместо листка хвоинки, нет плода, есть шишки, нет цветов.

Познавательные: установление причинно-следственных связей

Составление плана исследования

-Напомните, как проходит работа учёного-исследователя.

*Определение темы, проблемы исследования.

*Выдвижение гипотезы.

*Выбор методов исследования.

* Составление плана исследования.

*Сбор, обработка информации.

*Анализ и обобщение полученных материалов.

*Подготовка отчёта исследования.

*Защита сообщений.

*Обсуждение итогов завершения работы.

-Вы уже не раз выполняли задания, как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование. О каких этапах нельзя забыть? Что может помочь в исследовании?

- Для того, чтобы ответить на наш вопрос выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанную гипотезу.

1.Подумать и задать себе вопрос.

2.Спросить у взрослых.

3.Понаблюдать.

4. Провести эксперимент.

5.Посмотреть в книге, компьютере, справочной литературе

       План исследования.

Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?

Каков же наш план исследования?

*Подумать и задать себе вопрос.

*Спросить у взрослых.

*Посмотреть в справочной литературе, компьютере.

Вспоминают, как проводится исследование, какими методами необходимо воспользоваться

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Проведение исследования

Работа в группах

Сбор и обработка информации.

- Отгадайте растение по описанию и распределите их по группам. (слайды 14-21). Ребятам раздаются листочки с изображением растения, на обратной стороне начерчена таблица.

- Подчеркните в тексте отличительные особенности растений.

Ель

Сосна

Лиственница

Кедр

Рябина

Смородина

Дуб

Яблоня

Собирают и обрабатывают информацию

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

умение вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнеров;

работать в группах.

Музыкальная физкультминутка

"Елочки, пенечки"

Продолжение исследования

- Запишите название растения, которое вы будете изучать, в таблицу.

- Посмотрите на его строение, какие части есть у вашего растения, отметьте их крестиком в таблице.

- Где находятся семена, рассмотрите шишку, плод яблока.

- Докажите, что все эти растения относятся к живой природе. Запишите в таблицу.

Работают с таблицами, картинками, гербариями, заполняют таблицу.

Записывают в таблице (дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)

Познавательные :

выбор оснований и критериев для сравнения;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

умение вести наблюдения, проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации

Коммуникативные:

умение выполнять различные роли в группе;

совместно договариваться о правилах работы и общения в группе;

вырабатывать и принимать коллективные решения.

Регулятивные:

умение работать по предложенному учителем плану;

прилагать усилия для преодоления трудностей.

- Как растение может рассказать о своем возрасте?

Обратимся за помощью к консультантам.

- Ответ запишите в таблицу.

- На столах у вас лежат спилы деревьев. Определите возраст растения. Это дерево старше вас или младше?

- Вернитесь к нашему вопросу "Как можно отличить хвойные от цветковых растений". Понюхайте спилы деревьев, как они пахнут?

Рассказ ученика "Как определить возраст растения по годичным кольцам"

Считают годичные кольца

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников

- Как определить растения зимой. Запишите в таблицу

По оставшимся листьям, по почкам, по плодам, шишкам, по стволу.

Регулятивные: умение высказать свои мысли на основе ранее изученного материала

- Где использует человек растения. Запишите свои выводы в таблицу.

Рассказ консультантов об использовании цветковых растений и хвойных

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников

Анализ и обобщение полученных материалов

-Посмотрим, нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, того, что к теме нашего исследования не относится. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.

- Какие растения называются хвойными? Прочитайте в словаре.

- Какие растения называются цветковыми? Прочитайте в словаре.

Читают в толковом словаре определение.

Познавательные:

Сравнивать

Группировать

Классифицировать факты

Обобщать

Подготовка отчёта исследования.

- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей, презентаций.

Готовят выступления

 

Коммуникативные:

участие в коллективном обсуждении,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Подведение итогов исследования

Защита сообщений

Цветковые растения.

Вершины своего развития  достигли цветковые растения. Они  очень многочисленны и разнообразны. Есть среди них деревья, кустарники, травы. Основной орган размножения этих растений – цветок.

Узнать цветковое  дерево легко. У него есть корень, стебель, лист. Без них дерево не смогло бы дышать, не смогло бы и пищу себе готовить, не смогло бы жить!

Форма листа разнообразна. Есть резные, зубчатые, а есть такие, которые состоят из нескольких мелких листочков.

У цветковых растений есть цветок, из которого вырастает плод, внутри плода созревают семена.

Распространяются плоды и семена путем разбрасывания, при помощи ветра, воды, птиц и зверей. Попадая в благоприятные условия, семена прорастают и дают начало новым растениям.

Использование растений тоже разнообразно. Из древесины изготавливают для инструментов, поделки, мебель, плоды используют в пищу, делают заготовки на зиму. Применяют в медицине, в строительстве.

Определение цветковых на с. 127  учебник Окр. Мир 1 часть О.Н. Федотова

Сейчас на Земле господствуют цветковые растения. Их так называют потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами.

Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений. На Земле распространено 350 тыс. видов растений.

Растения встречаются повсюду.

Хвойные растения.

"Окружающий мир" Хрестоматия О.Н. Федорова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов стр.43-44

Выступление учащихся от каждой группы.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли

Коммуникативные:

умение доносить информацию до других,

владеть приемами монологической и диалогической речи,

умение слушать других.

Познавательные:

представление информации в разных формах (рисунок, схема, таблица опорный конспект),

передача информации в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу)

- Какова наша тема?

- Что мы пытались изучить?

- К какому выводу пришли?

- Чем отличаются хвойные растения  от цветковых растений?

- Возникали затруднения?

- Как мы вышли из затруднительного  положения?

- Где нам может пригодиться заполненная таблица?

- Давайте скрепим наши листочки под обложку "Хвойные растения", а другие - под обложку "Цветковые растения".

Оценивают свою работу. Делают самооценку

Можно создать справочник растений, сделать книжку.

Регулятивные:

умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы и в целом класса на уроке;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех по достижению общей цели;

осознавать причины своего и общего успеха или неуспеха.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Вот и подошёл к концу наш урок. Мы хорошо потрудились: молодцы  и исследователи, и те кто проводил консультации. Исследование помогло нам решить проблему нашего урока. Однако тот, кто по-прежнему сомневается в верности нашего вывода, может дома продолжить исследование по данной проблеме, используя другие методы для сбора информации. Ваши отчёты мы выслушаем на следующем уроке.

Прогнозируемый результат: научиться искать необходимый материал в разных источниках, работать с разными источниками информации; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; приблизиться к пониманию, что разные точки зрения имеют разные основания; научится распределять работу между соседом по парте, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Используемая литература:

Окружающий мир учебник 1часть 2 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов- М.: академкнига/ Учебник

Окружающий  мир хрестоматия 2 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов - М.: академкнига/ Учебник

Окружающий мир 2 класс Методическое пособие О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов – М.: академкнига/ Учебник, 2012

Энциклопедия "Кирилл и Мефодий" 2 класс урок №14 вопросы 2,3,4,6,7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

"Разнообразие растений. Группы растений."

Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Разнообразие растений. Культурные растения.

Самостоятельная работа  по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения"  (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...