Тема урока: Водные богатства 2 класс УМК «Школа России»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Главатских  Светлана  Геннадьевна

Урок  разработан  по  учебнику  Плешакова А.А. в технологии  развития  критического  мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_uroka.docx108.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О педагога   Главатских  Светлана  Геннадьевна Должность  учитель  начальных  классов

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования)  муниципальное  бюджетное  образовательное  учреждение  Июльская  средняя  школа

Образовательная область  окружающий  мир Тема  водные  богатства  2  класс  Программа: школа  России

Характеристика группы: дети  учатся  во  втором  классе. Дети  с  разным  уровнем  развития  предметны  УУД.  Есть  дети,  заинтересованные  в  обучении,  есть  равнодушные  к  процессу.  В  классе  есть  ученик,  который  поступил  в  класс  только  в  этом  учебном  году.  Он  еще  не  освоился,  не  привык  к  коллективу,  новому  темпу  работы.

Предварительная работа: посещение  уроков  с  целью  знакомства  с  детьми

Оборудование: интерактивная  доска,  ключевые  слова  для  формулировки  целей  «Водные  богатства,  происхождение,  части  реки», «Критерии  для  самооценки»,

«море»,  раздаточный  материал: карточки  «да-нет-не знаю», «Виды  искусственных  водоемов», «Виды  водоемов», «Схема реки»,  ножницы,  клей, магниты, ручки,  учебник  «окружающий  мир» А.А.Плешакова,  презентация  «Водные  богатства»

Цели непосредственно образовательной деятельности:

В образовательной области

Формируемые

предпосылки к учебной деятельности

Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

социально-коммуникативное развитие

  • Умение работать по инструкции взрослого;
  • Умение работать по образцу;
  • Умение оценить свою работу;
  • Умение работать в паре (взаимодействие);
  • Умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

  1. Регулятивные  УУД: целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Второй тип — принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
  2. Личностные  УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  3. Коммуникативные  УУД: понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

готовность к обсуждению разных точек зрения; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом; умение устанавливать взаимосвязи  между  деятельностью  человека  и  ее  влиянием  на  экологию; формирование основ экологической культуры.

познавательное развитие

  • Умение видеть ошибки и исправлять их с помощью взрослого;
  • Умение ориентироваться в учебной книге,  учебном  тексте.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательных  задач;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • рефлексия способов и условий действия;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-     смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

-   извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

-        контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

речевое развитие

Расширение  словарного  запаса  учащихся

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

План  урока:

  1. Орг.  Момент
  2. Стадия  вызова

А) Чтобы  назвать  тему  урока,  предлагаю  отгадать  загадки:

2. В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место. (Вода)  слайд  1

1. То,  о  чем  мечтают  люди,  которые  желают  разбогатеть.  (Богатство)  слайд 2

Б) Назовите  тему  урока. (Водные  богатства) Слайд 3

  1. Ориентировочный - соотношение  знаний -  незнаний,  проблема ПМИ  (плюс-минус-интересно) (стадия  вызова):  слайд  6

Давайте  проверим,  что  вы  знаете  по  теме  урока. Я  вам  предлагаю  таблицу  «Да-нет-не  знаю»,  поставьте  знаки  в  колонке ответ   «ДА»,  если  согласны  с  ответом,  «НЕТ»,  если  не  согласны  и  в  колонке  «НЕ ЗНАЮ», если  затрудняетесь  с  ответом.  

Систематизируют  знания,  находя  области  незнания. Слайд  4.

  1.  Самостоятельная  работа  -  дети  читают,  ставят  знаки.
  2. Проверка:  Зачитываю  утверждение,  спрашиваю  ответ  у  конкретных  детей  -  жду  противоречий,  разные  ответы. Говорю: «Возникли  противоречия,  значит  что  нам  надо  выяснить  сегодня  на  уроке? В  чем  сомнения,  богатства  ли  это  или  нет?»  Вывешиваю  цель  на  доску.

Что  нужно  узнать  в  этом  противоречии?  (происхождение)

( с какой  целью  создают  водоемы?)

В  чем  сомнения?  (Это  части  реки  или  нет)  

Работа  на  1  поставленной  целью.

Итак, у  нас  получилось  с  вами  4  задачи  на  урок.  Я  предлагаю  выяснить,  почему  водные  богатства  и  что  входит  в  это  понятие.

Просмотр  видео  ролика  или  чтение  стихотворений.

Я  прочитаю  вам  стихотворения,  а  вы  найдите  доказательства  того,  что  вода  -  это  БОГАТСТВО.

Берегите воду

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда. ©

Что такое вода? Стихи о воде для детей

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.©

Итак,  почему   реки, моря, озера, океаны,  пруды,  водохранилища  являются  водным  богатством?  (Потому,  что  на  земле  остается  мало  запасов  пресной  воды,  а  потребность  в  ней  увеличивается.) Мы  нашли  ответ  на  первый  вопрос. Ребята ,как  нужно  сохранить  воду  -  наше  богатство.  Я  предлагаю  фразы,  в  которых  не  хватает  слов  в  конце  хорошо  - плохо.  

Строительство очистных сооружений  это…

Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов…

Контролировать качество воды

Не уничтожать животный мир рек

Закрывать крепче кран

Сделать провоз нефтепродуктов более безопасным

Не купаться

Ловить больше рыбы

 Какой  вопрос  следующий?  (Происхождение)

Слайд 5.

Назовите  всё  это   одним  словом.  (водоемы).  

Водоемы  делятся  на  две  группы.  Есть  предположения    на  какие? (На  искусственные  и  естественные) 

Слайд  6.

Что  значит  искусственный    и    естественный?

Слайд  7.

Давайте  еще  раз  вернемся  к  видам  водоемов.  У  вас  на  столах  есть  карточка  №2  «Водные  богатства».  В  ней  две  колонки.  Какие?  Что  нужно  сделать?  (Распределить  данные  водоемы  на  две  колонки.)

Водные богатства

естественные

искусственные

Самостоятельная  работа.

Проверка  по  слайду  8. Проверьте  результаты  вашей  работы,  если  есть  неточности,  исправьте.

Вывод:  Пруды,  каналы  и  водохранилища  имеют  искусственное  происхождение.

Ребята,   для  чего  людям  искусственные  водоемы,  если  на  земле  много  естественных? На  какой  вопрос  нам  предстоит  найти  ответ  сейчас?  (На  третий  -  для  чего?)

А) Работа  по  карточкам (Цель:  выяснить.  Какие  виды  водоемов  существуют, для  чего  нужны  искусственные  водоемы)

Самостоятельная  работа  по  учебнику (№-4  мин)

Впс  слово  подход  по  сыслу.  Найти  и  подчерк  ответ  на  вопросдля  чего

Пруды,  каналы  и  водохранилища  имеют  искусственное  происхождения.  

Когда-то  здесь  был  овраг,  по  дну  которого  протекал  ручей.  Люди  построили  запруду.  И  на  этом  месте  появился  _____________. Теперь  в  нем  разводят  рыбу  и  водоплавающую  птицу. А  еще  небольшие  их  делают  для  украшения  сада  или  участка  около  домов,  с  небольшими  фонтанчиками,  водопадами  и  украшают  их  водяными  растениями.

Между  двумя  реками  люди  прорыли  углубление  (длинную  яму)  и  пустили  по  нему  воду. Так  появился  _____________.  Теперь  из  одной  реки  можно  проплыть  на  теплоходе  в  другую,  сократив  путь  и  использовать  воду  для  полива  полей.

 Люди  перегородили  реку  большой  плотиной  в  том  месте,  где  были  высокие  берега.  Получилась  большая  и  глубокая  яма,  которая  постепенно  заполнилась  водой.  Так  появилось  _____________________,  воду  из  которого  люди  используют  для  нужд  народного  хозяйства  (например,  пустили  ее  по  трубам  домов  большого  города, чтобы  в  каждой  квартире  была  вода).  

Проверка:

- Пруд (сл.10).  сразы  для  чего конкретных детей  опрос

- Канал (сл.11)

- Водохранилище  (слайд 12)

Вывод:  для  чего  люди  создают  искусственные  водоемы?  (Для  хозяйственных  нужд)  

Итак,  водоемы  есть  искусственные  и  естественные.  Естественные  - моря,  озера,  реки.  Давайте  научимся   схематически  изображать    водные  богатства  для  того,  чтобы  уметь  находить  их  на  картах  и  понимать,  где  они  берут  начало,  а  где   у  них  конец.

У  нас  схема  реки.  Каким  цветом  изображены  на  географических  картах  реки? (синим).  Приготовьте  синий  карандаш  или  фломастер  и  раскрасьте  речку.   Отложите  карандаши.  Возьмите  ручки.  Сейчас  я  буду  читать  вам  текст.  В  моем  рассказе  будут  части  реки  ваша  задача  по  ходу  моего  рассказа   найти   и   подписать  их.  Если  сомневаетесь  или  не  знаете  куда  писать,  то  просто  запишите  их

Б)  учитель  читает  текст.  Дети  в  процессе  чтения  отмечают (подписывают)  части  реки,  раскрашивают  поверхность  суши  и  реки:  слайд 13

Углубление,  по  которому  течет  река,   называется  РУСЛО.  Обычно  на  картах  русло  реки  отмечено  синим  цветом. Река  всегда  течет  в  сторону  озера  или  моря.  СТРЕЛКОЙ  указывают  направление  течения  реки. Начало  реки  называют  истоком.  Исток  -  то  место,  где  река  начинается.   Место,  где  река  впадает  в  другую  реку,  озеро  или  море,  называют  устьем.  Обычно,  это  самое  широкое  место  реки.  Если  смотреть   по  стрелке   течения  реки,  то  справа  будет  правый  берег,  а  слева  -  левый. В  реку  обычно  впадают  реки  -  это  притоки.  На  левом  берегу  левый  приток

Исток, русло,  берега,  устье  -  части  реки.

 Б) Теперь  нам  нужно  проверить?   Как   проверить? (Открыть  учебник  и  проверить  по  нему)  Стр. 83

  1. Практический (соотнесение  своих  схем  со  схемой  в  учебнике  « Где  можно  проверить? Все  ли  совпало?»),  вырезать  схемы,  наклеить  на  общую,  расположив  по  отношению  к  морю.

а) Проверка  по  учебнику.  Нахождение  несоответствий.  Исправление  неточностей.

г)  А  сейчас  переверните  листочки  и  давайте  еще  раз  повторим.   Закрепление  по  презентации  (слайд  13)

б) Вот  у  меня  есть  водоем.  На  что  похоже.   Чего  ей  не  хватает?  (рек,  без  них  водоем  пересохнет) Вырежьте   по  контуру  ваши  реки,  оставив  надписи,  приклеить  на  мою  схему  так,  чтобы  показать  как  реки  питают  водоемы.

в) Составление  коллажа – общей  схемы  частей  реки.

Теперь  мы  узнали  части  реки?  (да)  Сможем  найти  по  карте  ее  части.

а) Возвращение  к таблице  «ПМИ»: проверка  выполнения  задания  в  начале  урока.

1.Самостоятельная  работа :

 Еще  раз  прочитайте  определения,  если  нужно  устранить  неточности.

2.  Проверка  по  слайду:

Утверждение

На конец  урока

да

нет

Водные  богатства  - это  реки, моря, озера, океаны,  пруды,  водохранилища

+

Пруды,  каналы  и  водохранилища  имеют  естественное  происхождение

+

Водохранилище  создают  для  накопления  и  хранения  воды  с  целью  ее  использования  в народном  хозяйстве

+

Исток,  русло,  берега,  устье и  притоки  -  части  реки

+

 Вывод: Смогли  ли  мы  с  вами  ответить  на  поставленные  в  начале  урока  вопросы.  Оцените  свою  работу    на  уроке.

Возьмите  рыбку, прикрепить  на  доску:   все  правильно,  все  понял,  много  узнал -  знания  влились  в  уже  имеющиеся -  море;  1-2  неточности,  много  нового  узнал,  но  не  все  понял  -  русло;  ошибок  больше  половины,  многое  не  понял – исток,  ты  еще  в  начале   пути.  Я  приглашаю  1  ряд.  Есть  у  кого-нибудь  желание   обяснить,  почему  именно  сюда? 

 в) Обобщение:  у  нас  3  человека  на  истоке  и  2  человека  на  русле,   значит  остались   вопросы.  Для  устранения  этого  и  для  закрепления  я  предлагаю  вам  дома  выполнить  домашнюю  работу:  учебник  стр.  82-85,  рабочая  тетрадь  стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 1 класс 1 четверть "ШколаРоссии"

Контрольная работа представлена в 2 вариантах .  Составлена  на основе пособия "Четвертные контрольные работы 1-4 кл." Авторы: Узорова, Нефёдова  с добавлением задания геометрического м...

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Планирование по математике 1 класс "ШколаРоссии"

Подробное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с САНПиНОМ 1 класс по программе " Школа России"  для работы с указанием УДД, планируемыми результатами, что необходимо уча...

"СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ"2 классУМК ШКОЛА РОССИИ

Урок-обобщение "Зарубежная литература"....

Темаурока: Whatareyourfavoriteanimals? («Какиетвоилюбимыеживотные?»)

Дата:Класс: 4 «_» класс.Длительностьурока: 40 минутТемаурока: Whatareyourfavoriteanimals?  («Какиетвоилюбимыеживотные?»)Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока:тренировать на...

Конспект урока рефлексии. Математика. 4класс. УМК "ШколаРоссии".

Конспект урока рефлкексии.Математика.4 класс. УМК. "Школа России". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....