Внеурочное занятие в 3 классе по теме: «Старинные промыслы нашего края.Тульский самовар"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Гринева Галина Ивановна

Внеурочное занятие - проектная деятельность - в 3 классе по теме: «Старинные промыслы нашего края.Тульский самовар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_-_samovary.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

                                                                  Внеурочное занятие

                          проектной деятельности     в 3 классе

Тема:

«Старинные промыслы нашего края.

Тульский самовар».

                                                                           Учитель начальных классов: Гринёва Галина Ивановна

                                               Цели и задачи занятия.

Учитель:

Пробуждает интерес к решению выдвинутой проблемы.

Контролирует детей:

  1. Умения решать проблемы – планировать, организовывать свою работу, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  2. Информационные умения – получать и обрабатывать информацию из разных источников;
  3. Коммуникативные умения – сотрудничать и взаимодействовать в группе, делать устные и письменные сообщения;
  4. Личностные – развитие независимости, изобретательности и мотивации к творчеству.

Дети:

Учатся планировать, организовывать свою работу,

сотрудничать и взаимодействовать в группе,

преобразовывать и передавать полученную информацию.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование;

- презентация «Старинные промыслы нашего края. Тульский самовар»;

-  диск с песнями о самоварах;

- выставка самоваров;

- народные костюмы для инсценировки;

- выставка книг на тему: «Народные промыслы»;

- ролик "Как делают самовары";

- образцы росписей: хохломской, городецкой, гжельской, Полхов-Майдана;

- шаблоны самоваров для раскрашивания.

                                                                              Ход занятия

Дети сидят вдоль стен класса.

Этапы занятия

Действия учителя

Действия обучающихся

Подготовительный этап.

Мотивация.

Выбор темы.

Цели и задачи.

Планирование работы

Выбор источников информации.

Результаты и выводы.

Защита проекта.

Рефлексия

- У меня есть друг зеркальный:

Сроду не был он печальный.

И хотя он очень рыжий,

Он не немец, не поляк –

В мире нет мне друга ближе:

Он из Тулы, он – туляк!

Говорят, ему сто лет,

Но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат

Как сто лет тому назад!

Все его, кто с ним знаком,

Почитают остряком:

Кто взглянуть в него захочет

Непременно захохочет.

Ну-ка, быстро посмотри:

Узнаёшь себя внутри?

Если нос у вас курнос –

Расплывётся, как поднос!

Ну, а если длинный нос –

Он повиснет, как вопрос.

Узнаёте эти груши

Не пугайтесь – это уши.

Вы на друга дуться бросьте:

Заходите чаще в гости!

Все мальчишки здешних мест

Знают, что он шишки ест!

Он сперва воды напьётся

А потом глотнёт огня.

А потом вдруг как займётся

На крылечке у меня –

Засипит и забормочет,

Запоёт и закипит!

Всех, кто чаю выпить хочет,

Он от пуза угостит.

Утром чай,

В обед и в ужин –

Вот каков его товар!

Он всегда нам очень нужен

Это       …

Дублирует записью на доске.

- Давайте посмотрим, что же у вас получилось?

Для того, чтобы задать настроение нашему занятию, я хочу прочитать вам стихотворение:

                          - Стоит на свете Тула – городок.

                         Стоит не шибко низок, не высок.

                              Но только тот, кто в Туле не бывал,

                         Тот матушку – Россию не видал.

                          Самовар поёт - слышно за версту.

                          Пряник, словно мёд,

                          Тает сам во рту.

                          Коробейники

                          Всё дадут за грош.

                          Оружейники

                          Смастерят, что хошь.

                          Есть и краше города,

                          Но нигде и никогда

                          Не забуду Тулу я,

                         Тула – Родина моя.

-Родятся в Туле чудо-мастера,

Работа им любая, что игра.

И чёрта, если надо, подкуют,

А если надо спляшут и споют.

- Какими изделиями славится Тула?

- Как называется производство этих изделий?

- Что же такое промысел?

Я думаю, что в значении этого слова нам поможет разобраться группа филологов.

- Молодцы!

- Вика, а ты всё-таки узнала, как объяснить,  значение слова самовар?

- Почему же самовар тульский?

- Молодцы! Большое спасибо. А теперь обратимся к нашим вопросам.

- Как вы думаете, какая группа поможет сделать наш проект интереснее и красочнее?

_ Молодцы, ребята.

Артисты сумели перенести нас в прошлое. А значит, подошло время ответить на вопрос:

- Откуда появился и кто изобрёл самовар?

Слово предоставляется историкам.

Когда же придумали это чудо

Какие же они, самоварных дел мастера?

- Ребята, вы меня увлекли своей работой, и я тоже захотела принять участие в проекте

Мне очень захотелось узнать: где, как и из чего изготавливают этот агрегат?

Показ ролика.

- Посмотрите, какая трудоёмкая работа.

И у нас работа кипела. Слово предоставляем создателям выставки «Самовары».

- Ребята, рассмотрите самовары. Что интересного вы заметили?

Нам очень повезло. У нас есть самовар фабрики Баташовых. Этому самовару почти 150 лет. Попробуйте догадаться, где он?

- Как вы узнали нужный нам агрегат?

- Чем же различаются старинные и современные самовары?

 У меня для вас есть сюрприз.

(Открывает расписные самовары.)


- Почему у вас возникла такая реакция?

- Хорошо, сейчас я предлагаю вам устроить мастерскую по расписыванию самоваров.

Как называется профессия людей, которые занимаются расписыванием изделий?

- С какими росписями знакомы наши художники?

- Давайте вспомним, чем характерны эти росписи?

- Давайте вспомним, где мы видели, как работают художники?

Для каждой нам знакомой росписи мы открываем художественную мастерскую.

(Первая занимается хохломской росписью, вторая – гжелью, третья – городецкой, а четвёртая расписывает самовары узорами Полхов – Майдана.)

Практическая работа.

(под запись с песнями о самоваре)

Выставка получившихся изделий.

- У вас на столах есть чайные чашки. Кому очень захотелось попить чайку из наших самоваров, прикрепите свою чашку. Ну, а если самовары не очень понравились, останьтесь на своём месте.

- Давайте обратимся к вопросам, которые вы поставили ранее. На все ли вопросы мы смогли найти ответы?

- Спасибо! Скажите, а всё ли мы узнали о самоварах?

- А сможем мы это сделать сейчас?

- Ну что же, значит нам будет чем заняться в ближайшее время.

- Спасибо всем огромное!

Вика: - Однажды Галина Ивановна загадала нам загадку:

Тульский самовар,- ответили мы хором, а я задумалась: что обозначает «Самовар»? И почему он тульский?

Мы решили как можно больше узнать об этом. Выбрали вид деятельности – проект и назвали его «Старинные промыслы нашего края. Тульский самовар».

Конечным продуктом нашего проекта будет сборник с одноимённым названием.

Наташа: - Нам стало интересно:

  1. Откуда появился самовар?

Кирилл:

  1. Кто его изобрёл?

Ана-Мария:

  1. Где, как и из чего изготавливают этот агрегат?

Маша:

  1. Чем различаются старинный и современный самовары?

Вика: - Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы решили разделиться на группы:

(Дети рассаживаются по группам).

1 Историки.

2 Филологи.

3 Артисты.

4Создатели выставки «Самовары».

- Источниками информации для нас были: энциклопедии, словари, Интернет, телепередачи.

- Тульским пряником, тульским самоваром, оружием, тульской гармошкой.

- Промысел.

Вика: - Я обратилась к интернету, где говорится, что промысел – это занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.

Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой.

Вадим: - В словаре С. И. Ожегова о промысле говорится, что это мелкое ремесленное производство, подсобное хозяйство при основном.

Юля: - Академик Ушаков определяет промысел как занятие, ремесло, производство – источник для добывания средств существования.

Ваня: - Толковый словарь на сайте - «potomu ru» - характеризует промысел как добывание чего-нибудь.

Совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата.

Народный промысел – район, где преобладает распространение определённого вида народного искусства.

Вика: - Да, самовар – это тонкостенный металлический сосуд, внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки. Топка крепится к нижней части самовара. Через решётку в трубе создаётся тяга в топке. В деревенских домах трубу самовара соединяли с дымоходом. Если тяги не хватало или погода была сырая, то дополнительно её создавали при помощи сапога, который одевали на трубу. При закипании воды, на конфорку самовара устанавливали заварочный чайник. Тяга замедлялась, вода закипала медленнее, а чай заваривался и настаивался.

Кирилл: - В интернете  говорится, что самовар – это устройство для кипячения воды и приготовления чая.

 Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубу, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров – керосиновые, электрические и прочие. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит.

Самовар является, в некотором роде, знаком русской самобытности.

Вадим: - В словаре Даля говорится: самовар, самоварец, самоварщик, самоваришка, самоварища.

Водогрейный для чаю сосуд, модный, с трубою и жаровнею внутри.

Шуточное: самодур, самограй;

Ярославское название – самогар;

Вятское – самогрей;

Курское – самокипец.

- Его изготовили в Туле.

- Артисты.

Сценка:

Появляется соседка.

- Здравствуй, Пантелеевна!

Хозяйка: - Здравствуй, Патрикеевна! Милости просим к столу.

С: - Что ж, ребята, посидим,

Друг на дружку поглядим.

Х: - Поняла намёк, подружка!

Вот медок, баранки, сушки,

Пряники, варенье…

Чем, не угощенье?

С: - Пряник, больно уж сухой…

Размочить бы хоть водой…

Х: - Что ж, немножко погоди,

Да тихонько посиди,

Принесу тебе питьё.

С – Что же это за питьё,

Пантелеевна, твоё?

Х: - Ну, подруженька, встречай!

С: - Батюшки, да это ж чай!

Х: - Чай горячий, ароматный.

И на вкус весьма приятный,

Он усталость прогоняет

И недуги исцеляет.

Стук в дверь. Х: - Кто там к нам пришёл?

Иван (вбегает)

- Спрячь меня, хозяйка,

У барина длинная палка!

Х: - Да ты расскажи толком, что случилось?

Иван:

- Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял ведро, налил водички,

Всыпал я весь чай в горшок

И приправил перцу, луку

И петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко –

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел.

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

    Долго думал, удивлялся –

    Чем я мог не угодить?

    А потом -  то догадался:

    Чай забыл я посолить.

С: - Эх ты, Иван, не знаешь ты, что такое чай. Этот напиток сродни сбитню, который приготовлялся на Руси из трав и мёда.

Х: - Так: сперва китайцы пили,

        Вслед индейцы подхватили

        Моду пить напиток этот –

        И пошёл гулять по свету!

        После к немцам корабли

        Это зелье привезли…

        Нынче на Руси народ

        Сей напиток шибко пьёт!

Мы решили сделать свой отчёт в виде презентации.

                                   Презентация

Слайд 1

 - Русский самовар впервые упоминается в 1730 году, А первые документальные сведения о производстве их в Туле относятся к 70-м годам 18 столетия.

В 1778 году в нашем  губернском городе уже существовало заведение братьев Лисицыных по изготовлению самоваров.

Слайд 2,3,4

- Особенно ценились самовары братьев Баташовых.

На всероссийских и всемирных выставках они получили более 20 наград.

 А на всемирной Парижской выставке 1889 года с восторгом встречались самовары братьев Шемариных.

Слайд 5

На фабриках его только собирали, а детали изготавливали по домам. В начале 20 века производство самоваров укрепляется, позже оно сосредотачивается на машиностроительном заводе «Штамп».

Слайд 6

Размеры и формы его самые различные: от маленького сувенирного до 45-литрового гиганта, от простого до произведения высочайшего мастерства и подлинного художественного творчества.

Слайд 7

  • Давно на белом свете

Живёт годами стар,

Поэтами воспетый,

Пузатый самовар.

Слайд 8

  • Сиянье излучая,

Морозным зимним днём,

Он сердце согревает

Особенным теплом.

Слайд 9

- Знатоки, а особенно пожилые люди, наши бабушки и дедушки уверяют, что чай, приготовленный в самоваре, отличается особыми свойствами. Он и на вкус приятен, и остывает медленнее, и «пьётся легче». Можно бесконечно долго блаженствовать за самоваром, разливая желанный напиток по блюдечкам и ведя неторопливую беседу

Слайд 10

Исстари повелось: если зовут кого-то «на чаёк», это значит – заходи, мил человек, поговорим о житье – бытье, потолкуем по душам, вспомним быль – небыль…

Слайд 11

Этого никто не знает. Для туляков вопрос о месте происхождения самовара имеет однозначный ответ «Родина самовара – Тула», - утверждают они

Слайд 12

Лучшим подтверждением может служить чудом сохранившийся до наших дней самовар, находящийся в Государственном историческом музее в Москве. На позеленевшей от времени меди хорошо видна подпись «Иван Лисицын в Туле». Датируется изделие последней четвертью 18 века (1778 год).

Слайд 13

Самовар Ивана Лисицына мог бы рассказать многое о своём создателе. Нам же сегодня известно только то, что Иван Лисицын был основателем первой тульской самоварной фабрики, открытой им на улице Штыковой в конце 18 века. Что он -  бывший слесарь – оружейник, один из немногих, ставший владельцем собственного производства

Слайд 14

Фабрикой его заведение можно назвать, конечно, абсолютно условно. Это была примитивная кузница, с небольшим количеством мастеров, обрабатывающих металл вручную.

Но она положила начало тульским самоварным фабрикам.

  Примеру Ивана Лисицына последовали многие ловкие предприниматели.

Слайд 15

   И сейчас в Туле живут и трудятся Самоварных дел мастера. Завод «Штамп» выпускает самовары жаровые, электрические, комбинированные, ёмкостью от 1,5 до 45 литров.

Маша: - Мы решили углубить свои знания о самоварах и посетили «Музей самоваров» в Туле. Воодушевлённые увиденным, мы тоже решили создать выставку самоваров.

Для этого мы обратились к родственникам,  к знакомым, сделали объявление в школе.

Посмотрите, какие удивительные экземпляры к нам попали.

- Все самовары разные по форме; одни старинные, а другие современные.

Указывают  на самовар.

- На этом самоваре есть клеймо  фабрики и наградные медали.

Различаются внешним видом.

Старинные самовары разжигают углями, шишками, а современные работают от электричества.

(Удивление, восхищение.)

- Нам очень понравились самовары.

-  Они очень красивые.

- Хочется самим попробовать расписать самовары.

- Художник.

- Мы знаем: гжельскую, городецкую, хохломскую и роспись Полхов-Майдана.

- В городецкой росписи обязательно присутствует

белая оживка, гжель выполнена бело-синими тонами, секрет хохломы заключается в том, что деревянные изделия после особой обработки кажутся золотыми, в росписи Полхов-Майдана рисунок обведён чёрной краской.

- За этой работой мы наблюдали в художественной мастерской «Фабрики ёлочной игрушки».

Мы смогли ответить на вопросы.

- Хочется в самоварах вскипятить чайку.

- Электрический самовар сможем вскипятить, а жаровый нет, потому что из трубы пойдёт дым. Это нужно делать на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеурочного занятия по курсу "Доноведение" "Таганрогская старина"

Материал занятия основан на исторических фактах о городе (П.П. Филевский. Книга "История города Таганрога", материалы периодической печати) - крупном центре юга России, одной из лучших гаваней Европы ...

Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".

Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...

конспект урока по технологии в начальных классах на тему: "Народные промыслы России. Гжель."

Дети знакомятся с историей возникновения промысла, географией, особенностями . Несложная в выполнении работа  будет интересна младшим школьникам...

Животноводство в нашем крае. Тульская область.

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" в 4 классе.(А.Плешаков. "Школа России"). Основные направления животноводства в Тульской области. Животноводческие предприятия....

Технологическая карта. Внеурочное занятие. Клуб любителей чтения. Книги о братьях наших меньших

Внеурочное занятие.Клуб любителей чтения.Технологическая карта урока.Книги о братьях наших меньших. Художники- офомители....

Разработка внеурочного занятия музейного урока по теме "Народные промыслы России (глиняные игрушки)."

В конспекте урока представлено краткое описание каждой глиняной игрушки и даётся матер-класс по её изготовлению....

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «КАКИЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЕСТЬ СИМВОЛЫ?» 28.11.22

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символам государства (герб, флаг, гимн), знакомство с гербом, правилами его составления. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколе...