Рабочая программа по живому миру 6 класс с ТМНР
рабочая программа по окружающему миру на тему

Хандажапова Сэсэг Баторовна

  Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir_6_g_klass.docx69.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Живой мир»

Класс: 6 г

Учебный год: 2016-2017

Общее кол-во часов __68_____, кол-во часов в неделю_2__

РАССМОТРЕНО

на  методическом  объединении

учителей средних и старших классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Живой мир» (6 класс)

  Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей средних и старших классов 29.08.16 г., согласована заместителем директора по УВР 29.08.16г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.16г.

Цели программы обучения:  

- формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;

-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2016- 2017 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

1уровень (с направляющей помощью учителя).

- Правильно и точно называть или показывать изученные объекты, явления, их признаки;

- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,

- Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- Определять по сезонам изменения времен года;

- Сравнивать и различать растения сада и леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, называть и показывать;

- Сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки и образ жизни;

- Соблюдать правила питания, приготовление и хранение пищи, различать и называть, показывать распространенные овощи и фрукты;

- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

- Называть и показывать части тела человека.

- Называть и показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила, правила приема пищи.

- Называть и показывать органы пищеварения, элементарные представления.

- Называть и показывать органы дыхания, элементарные представления.

- Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.

2 уровень (с помощью и под контролем учителя).

- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки;

- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,

- Определять по сезонам изменения времен года;

- Сравнивать и различать, показывать растения сада, леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, показывать 2-3 растения;

- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты, где они растут.

- сравнивать и показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, птиц своей местности;

- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила;

- Показывать органы пищеварения и дыхания, элементарные представления;

- Профилактика простудных заболеваний.

3 уровень (с максимальной помощью учителя).

- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки.

- Различать и показывать объекты живой и неживой природы.

- Различать и показывать времена года;

- Выделять части растений, показывать 2 растения;

- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты;

- Показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, рыб;

- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол (с помощью и под контролем учителя);

- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила.

Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является выполнение практической работы, наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения) по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Рабочая программа по предмету «Живой мир» составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011 год.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на экскурсии.

Рабочая программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять новыми сведениями.

«Живой мир» в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

В программе «Живой мир» представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

Живой мир как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ученику предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект: Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова. Живой мир 3  класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва, «Просвещение», 2012г

Цель программы обучения:

- формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;

-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Задачи программы обучения:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
  • выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания с помощью учителя;
  • сформировать знания учащихся о природе своего края;
  • сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • формировать представление о частях собственного тела, их назначении, расположении;
  • развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы);
  • формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

Курс «Живой мир» включает разделы.

Сезонные изменения в природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Название времен года, месяцы.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.  

Продолжение наблюдений за погодой, за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Календарь. Знакомство с календарем. Название месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница), изменение окраски листьев, листопад, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев.

Птицы зимующие и перелетные, наблюдение и описание: клест, снегирь, соловей.

Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года.

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.

Термометр (элементарные представления).

Изменение температуры воздуха.

Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Общие представления о мире животных, их разнообразии.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик, внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и отличия: кабан-свинья, заяц-кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Внешний облик человека, строение человека. Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.

Органы пищеварения. Элементарные представления.

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Приготовление и хранение пищи.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- развитие коммуникативно – речевых умений;

- воспитание терпения, усидчивости.

- правила поведения на уроке.

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

1уровень (с направляющей помощью учителя).

- Правильно и точно называть или показывать изученные объекты, явления, их признаки;

- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,

- Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- Определять по сезонам изменения времен года;

- Сравнивать и различать растения сада и леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, называть и показывать;

- Сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, описывать их повадки и образ жизни;

- Соблюдать правила питания, приготовление и хранение пищи, различать и называть, показывать распространенные овощи и фрукты;

- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

- Называть и показывать части тела человека.

- Называть и показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила, правила приема пищи.

- Называть и показывать органы пищеварения, элементарные представления.

- Называть и показывать органы дыхания, элементарные представления.

- Профилактика простудных заболеваний. Окружающая среда и здоровье человека.

2 уровень (с помощью и под контролем учителя).

- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки;

- Различать и показывать объекты живой и неживой природы,

- Определять по сезонам изменения времен года;

- Сравнивать и различать, показывать растения сада, леса, грибы, орехи, плоды. Выделять части растений, показывать 2-3 растения;

- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты, где они растут.

- сравнивать и показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, птиц своей местности;

- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила;

- Показывать органы пищеварения и дыхания, элементарные представления;

- Профилактика простудных заболеваний.

3 уровень (с максимальной помощью учителя).

- Правильно показывать изученные объекты, явления, их признаки.

- Различать и показывать объекты живой и неживой природы.

- Различать и показывать времена года;

- Выделять части растений, показывать 2 растения;

- Различать, показывать наиболее распространенные овощи и фрукты;

- Показывать наиболее распространенных диких и домашних животных, рыб;

- Называть свое имя, фамилию, возраст, пол (с помощью и под контролем учителя);

- Показывать органы чувств человека, выполнять элементарные гигиенические правила.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 2 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
  • Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 3 класс. Москва, «Просвещение» 2013.
  • С.В.Кудрина. Окружающий мир, 2 класс. Москва, «Владос» 2015.
  • С.В.Кудрина. Окружающий мир, 3 класс. Москва, «Владос» 2015.
  • демонстрационный материал «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Кустарники»,  «Животные», «Птицы», «Времена года», «Человек».
  • сюжетные картины,
  • плакат «Сад и огород», «Растения», «Времена года».
  • муляжи овощей, фруктов, грибов,
  • набор деревянных овощей, фруктов, грибов в мешочках,
  • набор разрезных овощей и фруктов,
  • тематические пазлы и разрезные картинки,
  • тематические трафареты,
  • игра «Часть и целое».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I четверть

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

1

Живая и неживая природа.  Солнце в разные времена года. 1ч.

- повторить и расширить представления о живой и неживой природе;

-учить выделять и различать объекты живой и неживой природы,

-  представления о влиянии солнца на смену времен года.

Называние объектов живой и неживой природы. Работа с учебником. Просмотр презентации.  Сравнение положения солнца Рисование (раскрашивание) солнца, луны, растения и т.д. Игра «Живое-неживое».

Учебник, иллюстрации, презентация, карточки с изображением объектов живой и неживой природы

2

Восход и закат солнца. 1ч.

-дать элементарные представления о влиянии солнца на смену времен года,

- уточнить и расширить понятие «сутки», восход, закат, части суток, день, ночь.

Работа с учебником, иллюстрациями (определение времени года, называние характерных признаков, сравнение положения солнца). Просмотр презентации.

Выделение частей суток. Работа со схемой суток, дополнение недостающей части суток. Сравнение. Коллективное составление рассказа по опорным картинкам о занятиях людей в течение суток.

Учебник, иллюстрации, презентация, детали схемы суток

3

Времена года.

Осень. Признаки. 1

-повторить названия времен года, их последовательность;

-повторить признаки осени в живой и неживой природе;

- дать понятие «ясные», «пасмурные» дни.

Работа с иллюстрациями, учебником. Называние признаков осени. Зарисовка схемы (изменение положения солнца).

Учебник, иллюстрации, презентация, схема

4

Осенние месяцы.1

-закрепить знание названий осенних месяцев, их последовательность

Работа с иллюстрациями. Называние осенних месяцев. Чтение стихотворений, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Зарисовка схем осенних месяцев (работа с учебником).

Учебник, иллюстрации, презентация, схемы

5

Растения (яблоня, грибы) и животные (мыши, змеи, лягушки) осенью. 2 ч.

- расширить представления об изменениях в растительном и животном мире осенью;

- учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира осенью.

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира осенью. Сравнение растений летом и осенью (изменение условий жизни).

Называние известных животных, их повадок. Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку».

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре

6

Насекомые и птицы осенью. 1ч.

- расширить представления о насекомых и птицах осенью;

- учить определять насекомых, птиц перелетных и зимующих.

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Сравнение насекомых и птиц летом и осенью (изменение условий жизни).

Называние известных насекомых и птиц. Беседа о подготовке птиц к зиме.  Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку».

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре

7

Труд людей осенью. 1 ч

-повторить признаки осени;

-расширить и закрепить знания о сезонной одежде, играх, сезонной работе

Работа с учебником, иллюстрациями.  Игра «Собери овощи и фрукты». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка.

Учебник, иллюстрации, картинки с изображением сезонной одежды, рисунок для раскрашивания

8

Растения.

Сравнение растений. 1 ч

-пополнение знаний о разных группах растений, их значении.

Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние. Описание растений по вопросам. Соотнесение растения с изображением. Раскрашивание рисунка растений: дерево, кустарник, трава. Работа с разрезными картинками.

Учебник, иллюстрации, растения, раскраска, разрезные картинки

9

Части растений. Корни. 1 ч

-дать элементарные сведения о части растения –корне, его  назначении

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние  части растения –корня  на рисунке.  Определение назначение части растения корня. Выполнение аппликации.

Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации

10

Части растений. Стебли (ствол). 1 ч

-дать элементарные сведения о части растения – стебле, его  назначении

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние  части растения – стебля  на рисунке.  Определение назначение части растения. Выполнение аппликации.

Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации

11

Части растений. Листья. 1 ч

-дать элементарные сведения о части растения – листья, его  назначении

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние  части растения – листа  на рисунке.  Определение назначение части растения. Выполнение аппликации.

Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации

12

Части растений. Цветы. 1 ч

-дать элементарные сведения о части растения – цветы, их   назначении

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Выделение, называние  части растения – цветка  на рисунке.  Определение назначение части растения. Выполнение аппликации.

Учебник, иллюстрации, презентация, части растения для аппликации

13

Растения сада. Яблоня. Ягоды. 2ч.

-дать элементарные сведения об условиях жизни растений сада.

-познакомить и сравнить разные сорта яблок, ягод смородины и крыжовника.

Беседа по картине Сбор урожая. Работа с учебником. Сравнение яблок, ягод смородины и крыжовника. Изучение схемы, как растут яблоки.

Учебник, иллюстрации, таблички с условными обозначениями

14

Лес. Лиственные и хвойные деревья. 1ч.

-познакомить с основными видами деревьев: лиственные и хвойные.

- учить сравнивать и находить  лиственные и хвойные деревья.

Работа с учебником, иллюстрациями. Узнавание и называние растений. Соотнесение растения и изображения. Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками.

Учебник, иллюстрации, растения, раскраска, разрезные картинки

II четверть

15

Поздняя осень. Признаки. 1

-расширить представления об основных признаках поздней осени;

-повторить названия и последовательность осенних месяцев

Называние осенних месяцев. Работа с иллюстрациями, учебником. Выделение явлений природы в данный период. Сравнение явлений природы ранней и поздней осенью. Рисование осенних листьев по трафарету.

Учебник, иллюстрации, текст рассказа, трафарет

16

Поздняя осень. Экскурсия. 1

-закрепить представления об основных признаках поздней осени

Наблюдение за природными явлениями поздней осенью в московском парке.

17

Растения и животные осенью. 1 ч.

- расширить представления об изменениях в растительном и животном мире осенью;

- учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира осенью.

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира осенью. Сравнение растений летом и осенью (изменение условий жизни).

Называние известных животных, их повадок. Беседа о подготовке животных к зиме.  Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку».

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре

17

Календарь. 1ч.

- дать элементарные представления о календаре, о его назначении.

- повторить названия суток, дни недели.

- показать различные виды календарей.

- учить определять день недели по календарю.

Работа с иллюстрациями, учебником.  Сравнение календарей.

Беседа о режиме дня, о днях недели и расписании  на неделю, о днях рождениях. Работа с разрезными картинками «Время суток, дни недели, расписание уроков». Игра «Исправь ошибку».

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре

18

Воздух 1 ч

-дать элементарные представления о воздухе, его значении в жизни растений, животных, человека.

Беседа о том, как необходим воздух животным, растениям и человеку.  Работа с учебником. Проведение  опыта по обнаружению воздуха: дыхание, свист при резком взмахе палочкой, дуновение на пламя свечи. Игра «Надуй шарик».

Учебник, иллюстрации, палочка, свеча, шары, стакан.

19

Значение воздуха 1ч.

- дать представление о необходимости воздуха,

- учить различать чистый и загрязненный воздух

- воспитывать бережного отношения к природе, окружающей среде.

Беседа о том, как необходим воздух всему живому. Просмотр презентаций. Сравнение картин.  Работа с учебником. Игра «Чисто-грязно».

Учебник, иллюстрации,  презентация, разрезные картинки, карточки к игре

20

Термометр 1ч

- дать представления приборе измерения температуры -термометре, о его использовании.

- показать различные виды термометров.

- учить определять температуру воздуха на термометре

Работа с иллюстрациями, учебником.  Сравнение термометров.

Беседа о температурном режиме в классе, о температуре на улице летом-зимой. Работа с дидактическим материалом «Определи, где холодно, где тепло». Игра «Холодно-горячо».

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре

21

Ветер. Направление ветра 2 ч

- дать элементарные представления о ветре, о направлении ветра,  понятие «сквозняк», «ураган».

- учить понимать прогноз погоды, используя полученные знания

Работа с иллюстрациями, учебником.  

Беседа о ветре, о направлении и движении ветра. Эксперимент  «сквозняк»,  наблюдение во время экскурсии за направлением ветра и объяснение о сторонах горизонта  юг-север (с учетом возможностей класса).   Работа с дидактическим материалом «Природные явления». Игра «Откуда подул ветер».

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре

22

Времена года.

Зима. Признаки. 1

-повторить названия времен года, их последовательность;

-повторить признаки зимы в живой и неживой природе;

-расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Называние признаков зимы. Зарисовка схемы (изменение положения солнца).

Учебник, иллюстрации, презентация, схема

23

Животные. Многообразие животных. 1

-уточнить представления детей об известных им животных;

-выявить и систематизировать знания о домашних и диких животных

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, зоологическим лото. Раскрашивание животных, принадлежащим разным группам (домашние, дикие).

Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания

24

Дикие животные. Лось, кабан. 2

-расширить знания детей о диких животных;

-закрепление понятий «дикие животные»;

-дать элементарные сведения о повадках, образе жизни, как средстве приспособления к среде обитания,

-учить сравнивать диких животных и их детёнышей;

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником.

Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа о животных по плану. Раскрашивание рисунков.

Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания

25

Домашние животные. Корова, свинья. 2

-расширить знания детей о домашних животных;

-закрепление понятий «домашние животные»;

-дать элементарные сведения о повадках, образе жизни, как средстве приспособления к среде обитания,

-учить сравнивать внешние признаки, среду обитания и повадки домашних и  диких животных;

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником.

Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа о корове по плану. Раскрашивание рисунков.

Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания

26

Свинья и кабан. Сравнение. 1

- закрепление знаний о домашних и диких животных,

- учить сравнивать и находить сходство и различия между свиньей и кабаном.

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником.

Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа о свинье и кабане  по плану. Нахождение сходства и различия между свиньей и кабаном. Раскрашивание рисунков.

Учебник, иллюстрации, презентация, фигурки животных, рисунки для раскрашивания

III четверть

  №

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

27

Признаки в неживой природе. Долгота дня зимой. 1

-повторить названия времен года, их последовательность;

-повторить признаки зимы в живой и неживой природе;

-расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Называние признаков зимы. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). Сравнение со схемой предыдущего сезона – осени.

Учебник, иллюстрации, презентация, схема

28

Зимние месяцы. 1

-закрепить знание названий зимних месяцев, их последовательность

Работа с иллюстрациями. Называние зимних месяцев. Чтение стихотворений, отгадывание загадок. Просмотр презентации. Зарисовка схем зимних месяцев (работа с учебником).

Учебник, иллюстрации, презентация, схемы

29

Растения и животные зимой. 2

- расширить представления об изменениях в растительном и животном мире зимой;

- учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира зимой.

- воспитывать интереса к природе и заботиться о животных в холодное время года

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира зимой. Сравнение растений летом, осенью, зимой (изменение условий жизни).

Называние известных животных, их повадок. Беседа о приспособленности  животных  к среде обитания зимой.   Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку».  Коллективное составление рассказа о жизни лисы зимой (по картинке). Раскрашивание рисунков.

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре, раскраски

30

Птицы зимой. 1

- расширить представления о зимующих птицах;

- учить определять городских  птиц,

- учить заботиться о птицах в холодное время года.

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации Птицы зимой (изменение условий жизни).

Называние известных городских птиц. Работа с разрезными картинками. Игра «Собери птицу».

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре

31

Занятия людей зимой. 2

-повторить признаки зимы;

-расширить и закрепить знания о занятиях людей зимой, о зимних развлечениях и сезонной работе

Работа с учебником, иллюстрациями.  Игра «Мои зимние развлечения», «Убираем снег». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка.

Учебник, иллюстрации, картинки с изображением работ в зимнее время и зимние развлечения, рисунок для раскрашивания

32

Птицы. Строение птицы. 3

-  расширить представления о птицах;

-познакомить со строением тела птицы, их средой обитания;

-дать элементарные сведения о среде обитания, о том как защищают леса и сады.

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Знакомство со схемой строения птицы, зарисовка (наклеивание). Называние наиболее распространенных виды птиц, их сравнение по внешнему виду. Игра «Найди одинаковых птиц».

Отгадывание загадок.

Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы.

33

Перелетные птицы. 1

-  расширить представления о перелетных птицах;

-повторить строение тела птицы,

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Называние наиболее распространенных перелетных птиц.

Игра «Найди перелетных птиц».

Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы.

34

Зимующие птицы. 1

-  повторить строение тела птицы,

- закрепить знания и умения, как нужно заботиться зимой о птицах

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Называние наиболее распространенных зимующих птиц.

Игра «Найди зимующих птиц».

Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы.

35

Хищные птицы. 1

-  познакомить с хищными птицами,

- расширить представления о среде их обитания;

-повторить строение тела птицы,

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Игра «Найди хищных птиц».

Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы.

36

Певчие птицы 2

-  познакомить с певчими птицами,

- расширить представления о среде их обитания;

-повторить строение тела птицы,

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником, схемой строения птицы. Прослушивание голосов птиц. Игра «Найди певчих птиц».

Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение птицы, аудио записи голосов птиц

37

Ранняя весна. Признаки. Весенние месяцы.  1

-расширить представления об основных признаках ранней весны;

-расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения

-повторить названия и последовательность весенних месяцев

Называние весенних месяцев. Работа с иллюстрациями, учебником. Чтение рассказа о ранней весне.  Выделение явлений природы в данный период. Сравнение явлений природы зимой и ранней весной. Раскрашивание рисунков. Отгадывание загадок.

Учебник, иллюстрации, текст рассказа, рисунки для раскрашивания

38

Растения и животные весной.1

- расширить представления об изменениях в растительном и животном мире весной;

- учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира весной.

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира весной. Сравнение растений летом, осенью, зимой,весной (изменение условий жизни).

Называние известных животных, их повадок. Беседа о приспособленности  животных  к среде обитания весной.   Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку».  Коллективное составление рассказа о приходе весны (по схеме). Раскрашивание рисунков.

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре, раскраски

39

Занятия людей весной. 1

-повторить признаки весны;

-расширить и закрепить знания о сезонной одежде, играх, сезонной работе

Работа с учебником, иллюстрациями.  Игра «Одень куклу на прогулку». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка.

Учебник, иллюстрации, картинки с изображением сезонной одежды, рисунок для раскрашивания

40

Человек. Строение человека. 1

- закрепление и расширение представлений о строении человека.

Беседа по теме. Схема строения человека. Игра «Части тела человека», «У меня уши хороши, а у соседа лучше…»

Учебник, иллюстрации, презентация, схема строение человека

41

Органы чувств 1

- закрепление и расширение представлений об органах чувств,

- повторить части лица.

-выявить и систематизировать знания о гигиене тела

Беседа по теме. Части лица. Игра «мое лицо», «У меня уши хороши, а у соседа лучше…». Раскраски. Эмоции.

Учебник, иллюстрации, презентация, схема части лица.

IVчетверть

42

Органы пищеварения 1

- повторить сведения о системе пищеварения человека

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Работа со схемой пищеварительной системы. Выделение основных органов.

Презентация, учебник, иллюстрации, таблицы, муляжи

43

Органы дыхания. 3

- дать элементарные сведения о строении и работе дыхательной системы человека,

- профилактика простудных заболеваний и курения,

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником. Работа со схемой дыхательной системы. Выделение основных органов.

Презентация, учебник, иллюстрации,  таблицы, муляжи

44

Профилактика простудных заболеваний. 1

- профилактика простудных заболеваний и курения,

Беседа по теме. Просмотр презентации. Работа с учебником.

Презентация, учебник, иллюстрации

45

Окружающая среда и здоровье человека 1

- дать представление об экологически чистой среде, о здоровье человека,

- учить различать чистую  окружающую среду от  загрязненной

- воспитывать бережного отношения к природе, к окружающей среде.

Беседа о необходимости охраны , заботы и  защиты природы от вредного воздействия, от загрязнений.  Просмотр презентаций. Сравнение картин.  Работа с учебником. Игра «Чисто-грязно».

Учебник, иллюстрации,  презентация, разрезные картинки, карточки к игре

46

Весна. Экскурсия.1

-закрепить представления об основных признаках весны

Наблюдение за природными явлениями весной  в московском парке.

47

Растения.

Плоды и семена 1

- дать элементарное понятие «плод» и «семена»;

- познакомить с семенами и плодами ели березы и липы

-повторить  сведения об условиях жизни растений леса, сада.

Беседа по теме, просмотр презентации. Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние растений и их семена и плоды.  Описание растений по вопросам. Соотнесение растения с изображением.  Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками.

Учебник, иллюстрации, растения, семена, раскраска, разрезные картинки

48

Растения.  Лесные ягоды.1

- познакомить с лесными ягодами

- учить различать съедобные и несъедобные ягоды

-повторить  сведения об условиях жизни растений леса, сада.

Беседа по теме, просмотр презентации. Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние растений, их семена, плоды, ягоды.  Описание ягод по вопросам. Соотнесение ягод  с изображением.  Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками.

Учебник, иллюстрации, растения, ягоды, раскраска, разрезные картинки

49

Растения. Грибы.1

- познакомить с грибами

- учить различать съедобные и несъедобные грибы

-повторить  сведения об условиях жизни растений леса.

Беседа по теме, просмотр презентации. Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние растений, грибы.  Описание грибов по вопросам. Отгадывание загадок.  Раскрашивание рисунка растения. Работа с разрезными картинками.

Учебник, иллюстрации, растения, ягоды, раскраска, разрезные картинки

50

Растения. Травы.1

- дать элементарное понятие «трава»;

- повторить  знания о разных группах растений, их значении.

-повторить  сведения об условиях жизни растений леса, поля

Работа с учебником, иллюстрациями. Рассматривание и называние. Описание растений по вопросам. Соотнесение растения с изображением. Раскрашивание рисунка растений: дерево, кустарник, трава. Работа с разрезными картинками.

Учебник, иллюстрации, растения, раскраска, разрезные картинки

51

Времена года.

Лето. Признаки в неживой природе.  Летние месяцы. 1

-повторить названия времен года, их последовательность;

-повторить признаки лета в неживой природе;

-расширить элементарные представления о влиянии солнца на сезонные изменения

-  закрепить знание названий летних месяцев, их последовательность

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Называние признаков лето. Зарисовка схемы (изменение положения солнца). Сравнение со схемой предыдущего сезона – весны.  Зарисовка схем летних месяцев (работа с учебником).

Учебник, иллюстрации, презентация, схема

52

Растения и животные летом. 2

- расширить представления об изменениях в растительном и животном мире летом;

- учить характеризовать (описывать) объекты растительного и животного мира летом.

Работа с иллюстрациями, учебником. Просмотр презентации. Коллективное составление рассказа об изменениях растительного мира летних. Сравнение растений летом, осенью, зимой, весной (изменение условий жизни).

Называние известных животных, их повадок. Беседа о приспособленности  животных  к среде обитания летом.   Работа с разрезными картинками. Игра «Исправь ошибку».  Коллективное составление рассказа о приходе лета (по схеме). Раскрашивание рисунков.

Учебник, иллюстрации, презентация, разрезные картинки, карточки к игре, раскраски

53

Занятия людей летом. 1

Повторение и закрепление  пройденного курса. 1

-повторить признаки лета;

-расширить и закрепить знания о сезонной одежде, играх, сезонной работе

Работа с учебником, иллюстрациями.  Игра «Одень куклу на прогулку». Коллективное составление рассказа о занятиях людей. Раскрашивание рисунка.

Учебник, иллюстрации, картинки с изображением сезонной одежды, рисунок для раскрашивания

Список литературы

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы. СП, филиал изд. «Просвещение», 2007.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой)
  3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  4. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ, Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото.  Москва,1983.
  5. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
  6. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 2 класс. Москва, «Просвещение» 2012.
  7. Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир, 3 класс. Москва, «Просвещение» 2013.
  8. Кудрина С.В. Окружающий мир.2 класс,  Москва, Владос, 2015.
  9. Кудрина С.В. Окружающий мир.3 класс,  Москва, Владос, 2015.
  10. Речицкая Е.Г. Филоненко – Алексеева А.Л. Солнечный зайчик, ВЛАДОС, 2005
  11. Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская. Развитие речи, 1класс, М.Аркти 2012 г. Учебник для СКОУ V вида.
  12. Е.Д.Худенко, С.Н. Кремнева. Развитие речи 2 класс., М., Арти 2005 г
  13. Учебный курс Учебные пособия для обучающихся С.В. Кудрина. Окружающий мир., М., Владос, 2010г
  14. Дополнительная литература для обучающихся Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

Перечень Интернет- ресурсов и других электронных информационных источников

1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru 

2. Дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна. http://shishkova.ru "Публикации и методические материалы для студентов и педагогов-дефектологов по методике преподавания учебных предметов детям с нарушениями интеллектуального развития; статьи коллег-дефектологов; указатели журнальных статей по дефектологии, коррекционной педагогике, специальной психологии."

3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru 

4.Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru 

5.Учительская газета http://www.ug.ru 

6. Газета "Первое сентября" http://ps.1september.ru 

7.Словопедия. http://www.slovopedia.com/ 

8.Служба тематических толковых словарей "Глоссарий.ру" http://www.glossary.ru

 9.Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http://vidahl.agava.ru 

10. Умники.ru. Электронный словарь, толковый словарь русского языка http://www.ymniki.ru/a-z.html Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО http://almanah.ise.edu.mhost.ru/ 

11. Библиография трудов Л.С. Выготского http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965137.ht m

12. Л.С. Выготский и его школа в психологии http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965110.ht m

13. Дети с трудностями в обучении http://www.aacap.org/publications/factsfam/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....

Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по живому миру 3 класс 8 вид

Рабочая программа по Живому миру составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Предмет: Живой мир. 3 класс.Система обучения коррекционная...

Рабочая программа по живому миру и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по живому миру с учетом...

Рабочая программа по живому миру.

Рабочая программа по живому миру.Составитель: Сюникова А.В....

Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР

Рабочая программа по арифметике 6 класс с ТМНР. Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями И.М. Бгажноковой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множествен...