Бережное отношение к природе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Корелова Марина Валентиновна

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов.  Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3-А классе                                                 по окружающему миру

на тему «Бережное отношение к  природе»

                                               Автор: Корелова Марина Валентиновна,

                                               учитель начальных классов

                                               ГБОУ СОШ№57

                                               Приморского района Санкт-Петербурга

Урок-мастерская «Бережное отношение к природе»

Цель:

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического сознания );  

- Воспитание деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о правилах поведения в природе;

- учить делать правильный моральный выбор;

- формировать  умение организовывать совместную творческую деятельность обучающихся;

- выявлять и создавать условия для индивидуальной творческой активности каждого ребёнка.

Развивающие:

- создать условия для развития экологической, патриотической, этической культуры обучающихся;

- развивать умение работать в группе;

Воспитательные:

- экологическое сознание;

- патриотизм (любовь к Родине, к своей малой родине);

- гражданственность (закон и порядок, служение Отечеству);  

- социальная солидарность (милосердие )

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

  - установка на осознанное правильное поведение в природе;

- осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой родине, выражающееся в интересе к ее природе и желании участвовать в общих делах и событиях;

- установка социальную солидарность (милосердие), на безопасный и здоровый образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни;

 Метапредметные:

- регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать результат своей работы по различным критериям, различать способ и результат своих действий, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, планировать свои действия.

- познавательные:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модель для обобщения информации

- коммуникативные:

составлять текст-инструкцию, оставлять небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, работать с информацией, взаимодействовать с окружающими

Предметные:

- представление о природе, о растительном и животном мире,

- знание правил поведения в природе;  

- освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных;

- опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (составление памятки поведения в природе, плаката «Берегите природу!»;

-  предъявление результатов своей работы ученикам и взрослым

Информационные ресурсы к занятию:

Мультимедийный проектор, презентация, видеоролик («Раненая птица»), цветок милосердия, ватман. 

Аннотация

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов.  Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.  

Конспект урока

1. Самоопределение деятельности. Постановка целей и задач занятия.

- Послушайте строки из стихотворения Фёдора Тютчева

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

- О чём стихотворение? (О лесе.)

- Как вы думаете, о чём будем говорить? ( О лесе.)

- О лесе, о природе,  о правилах поведения в природе, об экологии. В нашей стране 2017 год объявлен годом экологии.

- Что такое лес, природа вы знаете. А что такое экология? (слайд 2)

2. Первичное восприятие и осознание материала.

(слайд 3) (Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «экология» образовалось от двух греческих  слов: «экос» - дом и «логос» - наука. Наука о доме, но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе. Наука, которая учит нас бережно относиться к природе. Будем на занятии говорить о бережном отношении к природе. (слайд 4)

Приглашаю вас совершить прогулку в лес, полюбуемся природой, растительным и животным миром леса. ( слайд 5)

- Хорошо в лесу! Вдыхаем чистый воздух. Слышим пение птиц.

(слайды 6-10) Сколько разных деревьев, кустарников, цветов, грибов и ягод растёт в лесу. Порхают бабочки, жужжат, стрекочут, ползают разные насекомые. Можно даже увидеть белку, ежа, зайца или лису. В чащи леса обитают лоси, кабаны, медведи и другие животные. Какое настроение от увиденного?

3. Осознание материала.

Продолжим  прогулку. (слайд 11)

- А теперь приятно в лесу? ( Нет.)

- Что чувствуете? Грязно, неприятно, некрасиво. От грязи и мусора в водоёме погибают его обитатели. В такой воде нельзя купаться, тем более пить её, от этого можно тяжело заболеть. Нельзя мусорить в лесу и загрязнять водоём.

Костёр в лесу разводить нельзя, особенно в жаркую погоду, от него лесу может вспыхнуть пожар, в котором погибнут растения и животные.

Рубить, ломать деревья нельзя. Они погибают.(Рассказ о функциях деревьев)

Нельзя рвать цветы, особенно в огромных количествах. Если каждый будет рвать, то  может и не останется цветов. В вазе они простоят недолго или вы их просто выбросите. Любуйтесь цветами, когда они растут в природе.

-Берегите животных. Не разоряйте муравейники. Муравьи – санитары леса. Уничтожают много вредных гусениц, которые губят деревья.

-Не  разоряйте гнёзда, не трогайте яйца птиц и птенцов. Птица может не вернуться к гнезду, погибнут птенцы. А ведь птицы съедают много насекомых, которые наносят вред растениям.

- Что вы видите? Кто её ранил?

- Не убивайте лягушек, ящериц, ужей, зверей и птиц, не причиняйте им боли.

 ( Видеоролик, ссылка ).

-Ребята, берегите природу. Только от нас, от людей, зависит, какой она будет. Любите, жалейте, охраняйте  всё живое, будьте добрыми и  милосердными.

Берегите своих домашних питомцев. Не выбрасывайте их на улицу как ненужную вещь. Помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Они зависят от человека, только мы с вами можем о них позаботиться. И достойны уважения люди, которые спасают бездомных животных.

4. Физкультминутка.

-  Встаньте. Представьте, что вы деревья, покачайтесь, пошевелите пальцами как листвой. Светит солнце, дует лёгкий ветерок. Как хорошо! Хочется представлять, что-то плохое, что может произойти с деревом? (Нет.) Тогда пусть долго живёт дерево, приносит пользу природе и украшает окружающий мир.

5. Закрепление и осознание нового материала.

- В прошлом веке люди впервые всерьёз стали говорить об экологии, беспокоиться о сохранении природы. Был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1966 году этим союзом была издана Красная  книга природы. (слайд 14)

Красная книга - это список редких животных и растений на Земле, список тех видов, которые  находятся под угрозой исчезновения.Она называется так потому, что красный цвет означает сигнал опасности, тревоги. Он заставляет людей задуматься, как сохранить природу.

(слайд 15)  В нашей стране созданы заповедники, их около 100.  Заповедник – охраняемая территория, на которой под охраной находится вся природа (земля, вода, недра, растительный и животный мир). Люди в заповедниках сохраняют, разводят редкие виды животных и растений.  Туда можно прийти только на экскурсию.

Также создаются заказники, национальные парки. В них тоже охраняемая территория, но посещаемая всеми желающими. Здесь запрещается мусорить, охотится, разводить костры. За правилами поведения в природе следят специальные патрульные бригады.

Но и весь лес находится под защитой  специальных организаций – лесничеств. Лес может посещать любой желающий, но это не строго охраняемая территория, как в заповедниках, заказниках и национальные парки, но культурный, воспитанный человек сам должен знать и соблюдать правила поведения в природе.

Давайте создадим памятку  «Правила поведения в природе».

(слайд 16)

6. Закрепление материала.

Работа в группах. Каждая группа составляет свою памятку. Командующий каждой группы читает по очереди по одному правилу, а остальные группы  проверяют наличие этого правила в их списке, если его нет, то дописывают в список.

- Вы знаете правила поведения в природе, хочется надеяться, что вы их будете соблюдать.

 

- Я подготовила правила поведения в природе в стихах, каждому их подарю. Их можно выучить, а сейчас прочитаем.  

1.  Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты,-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Так пускай растут цветы!

                         

3. Разорять муравейник - не труд,

Муравьи лес берегут.

Запомни, и млад, стар,

Муравей - лесной санитар.

Будь бережлив и зорок.

Мал муравей, да дорог.

4. Не разоряйте птичьего гнезда,    

Так счастлива в своём жилище  птица!

Она в гнезде спокойнее всегда,  

Когда над рощей буря злится.

5. Бабочки пускай летают,                                        

 Ну кому они мешают!                                              

 Здесь не нужно всех ловить,                                    

 Топать, хлопать, палкой бить.

 Из рогатки не стрелять.

 Ты пришёл не убивать!                

 Ты в лесу всего лишь гость.                                    

 Здесь хозяин – дуб и лось.                                      

 Их покой побереги,                                                  

 Ведь они нам не враги.  

 

Хорошо запомнили правила поведения в природе? Давайте проверим.

Игра «Исправь». (слайд 17)  

        Майским днём

Майский день  дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.

- Правильно дети  вели себя? Добавьте в памятку правила, о которых не говорили.

Мы с вами городские жители. Как в городе соблюдать правила поведения в природе?

- Много в мире цветов, но есть особый – маргаритка. С этим цветком связана интересная история. Рассказывают, что Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа, зимой хотела порадовать своего сына цветами, а живых не было. Тогда она стала шить цветы из жёлтого шёлка. Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови её окрасили цветы в розовый и красный цвет. Иисусу Христу цветы очень понравились, он хранил их всю зиму как драгоценность, а весной посадил в землю. Цветы ожили, пустили корни и разрослись по всему свету. Они растут и цветут в каждой стране. А назвали этот цветок, цветком  милосердия, цветком добрых дел, в честь доброго дела, которое сделала Пресвятая Богородица своему сыну Иисусу Христу. Его ещё называют цветком «Пресвятой Богородицы».  

- У вас на партах лежат маргаритки. Подумайте, какое доброе дело вы могли сделать для нашей природы и запишите его на цветке. Прочитайте. Поднимите маргаритки. Какой получился чудесный сад добрых дел. (слайд 19)

- Прикрепите цветы на ватман. Мы создадим плакат «Берегите природы!». Что ещё добавить?            ( Памятку поведения в природе в стихах.) Дорисуйте деревья, птиц, насекомых, животных и напишите «Берегите природу!»

- Молодцы!  (слайд 20)

7. Рефлексия. (слайд 21)

         - Закончите предложения:

         1. Я согласен с тем, что…

         2. Я понял, что…

         3. Я знаю, что нужно делать, чтобы….

         4. Я хочу сохранить…

5. Я буду…

         Список литературы

1. Аголарова П. И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Алексахина Е. М., Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - N1.

4. Ананьева С. Г., Шахмотова С. А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.

5. Анашина А. В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. - N8.

6. Асадулина С. Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

7. Бабакова Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

8. Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - N12.

9. Барышева Ю. А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - N6.

10. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа. -2003. - №5.

11. Бобылева Л. А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

12. Богданец Т. П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. - N12.

13. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

14. Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №12.

15. Васильева Л. В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. - №7.

16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. — М.: Баласс, 1999.

17. www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/redbru.htm  Красная книга России

18. Красная книга глазами детей http://www.myshared.ru/

19. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский.

 Худож. В.В.Николаев. Под  общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство    АСТ».     1997.

20. Внеклассные мероприятия: 3 класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

 Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

21. Песня «Раненая птица. Просьба.» Серёжа Парамонов. А.Пахмутова-Р.Рождественский.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бережное отношение к природе

В процессе урока решаются задачи развития речи, интеллектуального и творческого мышления, развивается память, внимание, воспитываются нравственные качества и отношение к природе. Использованы экологич...

БУКЛЕТ "Правила бережного отношения к природе "

Творческий проект. Составили учащиеся  3 класса. Обобщение по теме "Жизнь растений"...

Сложение и вычитание многозначных чисел. Бережное отношение к природе

На уроке математики совершенствуются устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел, воспитывается бережное отношение  и любовь к природе родного края...

"Бережное отношение к природе"

Где бы вы ни были, никогда не забывайте, что природа - наш друг. Все мы - люди, звери, птицы, микроорганизмы - живём на планете Земля. Это, друзья, наш общий с вами дом....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ"

МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ...

Воспитание у детей бережного отношения к природе. Консультация для родителей.

Консультация для родителей. Воспитание у детей бережного отношения к природе....