Экологический проект "Свалки деревни Михайлово"
проект по окружающему миру (2 класс) по теме

Углова Надежда Витальевна

Экологический проект учеников 2 класса, приуроченный к году экологии - 2017.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елнатская средняя школа

Исследовательский  проект

Деревня без свалок

Выполнили: ученики 2 класса

                               Руководитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Углова Надежда Витальевна

                                             Елнать,2017

                                            Содержание

Введение…………………………………………………с.3 - 5

Глава 1.Опасность свалок для жизни………………..с.6 - 7

  1. Научная информация  по проблеме…………….   .с.6
  2.  Обзор литературы …………………………………с.7

Глава.2 Свалки в деревне Михайлово……………….с.8 - 11

2.1 Утилизация мусора …………………………………с.8 - 10

2.2 Этапы работы над проектом………………………с.11

Глава 3. Исследование результатов опроса населения..с.12 - 14

Заключение………………………………………………с.15

Список использованной литературы………………….с.15

                                                               

                                                  Введение

Бытовой мусор является одним из видов  отбросов жизнедеятельности  человека. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, административных зданиях и т.д. В его состав входят органические и неорганические части. В составе мусора  могут оказаться непригодные  к дальнейшему употреблению вещи:  одежда, обувь, мебель, посуда, старые книги, газеты, журналы,  отходы продуктов питания,  отопления, ремонта квартир и т.д. Большую часть твердых бытовых отходов составляют: пищевые и бумага. На долю стекла приходится примерно 6%, текстиля – 5%, металла – 3%, дерева – 3%. Органические части в составе мусора составляют около 75%, неорганические – 25%. В составе  мусора могут быть  утилизируемые части: пищевые отходы, бумага, дерево, текстиль, кости, кожа, резина, стеклобой и неутилизируемые на данном этапе развития науки и техники – пластмасса, камень.( Миркин Б.М., Наумова Л.Г. 2000.:37 – 38)

Мир  изменяется, но не настолько, чтобы избавить человека от необходимости  выносить мусор.  Этого мусора становится все больше. В США, например, ежегодно вывозится на свалки 360 млн. тонн бытовых и 190 млн. тонн торговых и промышленных  отходов. Американцы подсчитали, что если все отходы человечества равномерно распределить по земному шару, то они через 10 лет покроют  планету  слоем в 5 метров. Во  всех странах в год приходится 200 – 300 тыс. кг  только бытового мусора. (Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н.Глазачев 1998.:45 – 46)

В нашей деревне Михайлово существует проблема утилизации бытового мусора. Администрация нашего поселения делает все возможное для того, чтобы окружающая нас среда оставалась экологически чистой. Для этого был организован вывоз мусора организацией ООО «Чистый город». На улицах деревни поставлены контейнеры для мусора. Но люди, по- прежнему, создают стихийные свалки около своих домов.( Приложение)

Летом к нам приезжают отдыхать очень много людей со всех городов нашей страны.  Треть населения – дачники  и отдыхающие.

Возникает  еще одна серьезная проблема: люди устраивают свалки в местах  отдыха, приводя тем самым территорию поселения в мусорную яму.

          Для того чтобы разобраться и  решить эти проблемы нами была выбрана исследовательская  работа “ Деревня без свалок “. 

Цель: призвать население  деревни Михайлово к сохранению и поддержанию чистоты на улицах деревни.

Задачи :  - выяснить, какая улица деревни самая чистая

 - показать разнообразие бытового и строительного мусора стихийных свалок деревни

 - определить проблемы утилизации мусора

 - создание рекламных щитов в местах активного отдыха

Актуальность работы  Мы считаем, что наша работа актуальна в настоящее время. Работа имеет практическое значение. Человечество – часть природы. В процессе трудовой деятельности люди используют ресурсы природы, при этом нарушают биологический круговорот веществ и производят огромное количество  отходов, которые природа не в состояние переработать. Необходимо ей помогать. Мы призываем всех жителей села принять активное участие в этом.  Если бы каждый человек задумывался об этом, познакомился бы  с этой работой, то на наших улицах стало бы меньше мусора, в лесных массивах и в черте деревни  сократилось бы количество несанкционированных свалок. И самое главное: участие в уборке прилежащей территории не являлась бы принудительной обузой, а стала бы работой в удовольствие и выполнялась от всей души.

Объект исследования – мусор вокруг жилых домов и в местах активного отдыха

Гипотеза: считаем, что причины захламления улиц , рек и образование стихийных свалок кроются в самих жителях и отдыхающих.

При решении поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:  анализ, опрос населения, сравнение, наблюдение, системно – деятельностный, творческий

 Практическая значимость  исследования имеет большое  значение. Если бы каждый человек проявил свою сознательность, то на наших улицах стало бы меньше мусора, в лесных массивах и в черте деревни  сократилось бы количество несанкционированных свалок.

Планируемые результаты:  

 - сознательное соблюдение чистоты на улицах села

 -  активное  участие населения  в субботниках

Глава 1.Опасность свалок для жизни

1.1 Научная информация по проблеме

Вывоз отходов на организованные и неорганизованные полигоны, а также стихийные свалки представляют собой эпидемиологическую опасность. Свалка – это серьёзный источник загрязнения окружающей среды. В глубине мусорной кучи проходят процессы разложения, в которых участвуют анаэробные бактерии. Вследствие подобного процесса выделяется токсичный биологический газ, одним из компонентов которого является метан. Происходит глубинное заражение грунта, смрадный воздух разносится ветром на большие расстояния, а если под свалкой находятся грунтовые воды, то они практически отравляются ядом. Таким образом, ближайшие водоёмы токсичны и опасны для человека. А грунт непригоден для использования в течение нескольких сотен лет после закрытия свалки.

Возгорание выделяемого газа – это довольно частое явление на свалках. Ядовитый дым попадает в атмосферу и отравляет всё живое в радиусе нескольких километров. По мнению многих учёных метан является одним из виновников усиливающегося парникового эффекта.

Увеличение площади свалки происходит очень быстрыми темпами. Опасная эпидемиологическая зона приближается к человеческим поселениям. Вдыхаемый воздух приводит к отравлению человека. Жители деревень, которые живут рядом с подобными свалками, часто жалуются на плохое самочувствие, у некоторых от ядовитых испарений развиваются раковые опухоли.

Стихийные свалки несут ещё большую опасность, так как располагаются чаще всего возле жилых районов. Всё может начаться с небольшого пикника, после которого забыли убрать отходы. А уже через несколько месяцев подобное место превращается в свалку.

1.2Обзор литературы

В ходе работы над проектом была проанализирована литература по данной теме - это в основном газеты  и страницы сайтов. Об экологической  обстановке в мире мы узнали из книг: 1.Новиков Ю.В. Природа и человек. М., 1991.

2.Ходаков Ю.И. Зеленый наряд города. Л., 1986.говорится о б экологической обстановке в городах России

3.Яницкий О.Н. Экология города. М., 1984.

Об экологии Ивановской области мы узнали из интернет – сайтов: Ивановские новости, губерния, из газеты  «Волга»

Глава.2 Свалки в деревне Михайлово

2.1 Утилизация мусора

В нашей деревне Михайлово существует проблема утилизации бытового мусора. Администрация нашего поселения делает все возможное для того, чтобы окружающая нас среда оставалась экологически чистой. Для этого был организован вывоз мусора организацией ООО «Чистый город». На улицах деревни поставлены контейнеры для мусора. Но люди, по- прежнему, создают стихийные свалки около своих домов.( Приложение 1)

Летом к нам приезжают отдыхать очень много людей со всех городов нашей страны.  Треть населения – дачники  и отдыхающие.

Возникает  еще одна серьезная проблема: люди устраивают свалки в местах  отдыха, приводя тем самым территорию поселения в мусорную яму.

Деревня Михайлово образовалась в 20 – х годах прошлого столетия. Расположена она в экологически чистой зоне. У нас много лесов, полей, чистый воздух( нет ни фабрик, ни заводов в округе). Наша гордость – река Елнать. С каждым годом красота нашего края омрачается бесчисленными стихийными свалками. Летом нельзя купаться без обуви, можешь обрезать ноги склянками, которые оставляют отдыхающие и рыбаки. А зимой можно увидеть мусор  на всей площади реки. Любителей  зимней рыбной ловли  очень много, и каждый оставляет после себя бутылки, пачки от сигарет и другой мусор. Весной весь хлам остается в воде. Купаются маленькие дети, родители. Думаем, что никому не хотелось бы омрачить себе отдых походом в больницу. В чем причина? В нас самих. А ведь можно по – разному утилизировать мусор. Например: сжечь в мусорном баке, отнести в контейнер, а можно использовать  его для других целей.

Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия:

  • Стеклянные бутылки- 1 миллион лет;
  • Консервные банки-50-80 лет (закопаете под сливой- 2-3 года);
  • Резиновые подошвы ботинок-50-40 лет;
  • Кожи-50 лет;
  • Изделия из нейлона-30-40 лет;
  • Пластмассового футляра от фотопленки-20-30 лет;
  • Полиэтиленового пакета-10-20 лет;
  • Окурка-1-5 лет;
  • Шерстяного носка-1-5 лет;
  • Апельсиновой или банановой кожуры-2-5 недель.

Всем жителям нашей деревни и всей Земли мы  хотели  предложить советы, и если хотя бы некоторые люди будут их выполнять, то наша деревня и Земля в целом будет намного чище.

1.Выбрасывайте мусор только в отведенные места, установленные администрацией поселения. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже.

2.В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку, купите сумку из болоньи - и места не занимает, и стирается легко. Пакеты, которые раздают в магазине бесплатно (не всегда, впрочем, - у нас даже на этом экономят), не могут быть переработаны и использованы вторично. К тому же они не поддаются биодеградации, а при их сжигании выделяются вещества, загрязняющие атмосферу. Никогда не сжигайте пленку на огороде! Вся гадость осядет на ваши овощи.

3.Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты. Попадая в реки, пруды и озера, эти вещества вызывают бурное размножение планктона, и вода делается мутной. В условиях недостатка света замедляется процесс фотосинтеза у водных растений, а значит, уменьшается концентрация кислорода - погибает большинство обитателей водоёма.

4.Не выбрасывайте мусор в овраги, с талыми и дождевыми водами, он попадает в озеро Быково и реку Амур. Ежегодно в реку попадают миллионы тонн нечистот, убивающих всё живое. На их естественную переработку требуются месяцы, но, к примеру, большинство пластиковых упаковочных материалов вообще не поддаются биодеградации.

5.В качестве органических удобрений используйте на приусадебном участке компост и навоз, избегайте химических пестицидов. Попадая в почву и водоёмы, они отравляют всё живое.

6.По возможности покупайте напитки в стеклянных бутылках. Одноразовую пластиковую тару нельзя переработать. Она составляет около 6% всех твёрдых бытовых отходов, около 50% негорючих отходов и примерно 90% не поддающейся биодеградации части мусора на обочинах дорог. Кроме того, производственный процесс изготовления пластиковых бутылок существенно загрязняет атмосферу. Один садовод из них сделал теплицу, кто-то использует под рассаду, все польза.

7.Старайтесь избегать покупки одноразовых предметов- бритв, зажигалок, бумажных стаканов, тарелок и салфеток. Все они лишь увеличивают количество мусора. Китайцы отказывались от одноразовой посуды. А нам слабо?

8.Надо требовать от властей организации пунктов приема вторсырья, где можно сдавать макулатуру, бутылки, батарейки и консервные банки. Поначалу вроде непривычно, но весь мир это делает - бесплатно, никто не развалился, а поселения чистые. Если устаревшие и немодные вещи не выбрасывать, а отдавать «За спасибо» - поможете тем, кому хуже вас. А если построят заводы по переработке - мы сможем добиться сокращения отходов и экономии природных ресурсов.

2.2 Этапы работы над проектом:

1 этап: подготовительный

- определение темы исследования;

- выявление предполагаемых направлений работы;

- формирование групп для проведения исследований.

2 этап: основной

- консультации и работа в группах;

- поиск информации;

- выполнение заданий в группах;

- подготовка выходных материалов;

- исправление недочетов;

3 этап: заключительный

- представление результатов работы на научной конференции (защита)

- рефлексия (подведение итогов)

Результаты проекта:

 - создание рекламного щита в местах активного отдыха

На подготовительном этапе мы определили тему, цели, выбрали 3 группы для работы над проектом.

1   группа – поиск информации по вопросу

  1. группа – фото улиц деревни, наличие или отсутствие свалок для выяснения какая улица деревни самая чистая
  2. группа – анализирует, работает с населением, опрос жителей

Основной этап

Выполнение заданий в группах, сбор информации, обработка информации, подготовка к выполнению творческой работы – рекламный щит «Соблюдай чистоту!»

Заключительный этап – защита проекта, рефлексия

Глава 3. Исследование результатов опроса населения

Мы  исследовали, какое количество мусора выбрасывают жители нашего села за неделю, месяц, год. В эксперименте участвовало 10 семей, количественный состав которых 2, 3, 4, 5 человек.

Результаты:

Количество мусора выбрасываемого за неделю:

1

Семья из двух человек

5 килограмм

2

Семья из двух человек

10 килограмм

3

Семья из четырех человек

12 килограмм

4

Семья из трех человек

9 килограмм

5

Семья из трех человек

8 килограмм

6

Семья из пяти человек

15 килограмм

7

Семья из двух человек

4 килограмм

8

Семья из четырех человек

10 килограмм

9

Семья из трех человек

10 килограмм

10

Семья из четырех человек

13 килограмм

В результате за неделю10 семей выбрасывают 96 килограмм мусора.

В среднем получается, что на одного человека в неделю приходится:

 3 кг. мусора, в месяц 12 кг, в год 156 кг.

Загляни в своё мусорное ведро и подумай, где можно использовать отходы  повторно. В течение нескольких дней ребята из исследуемых семей  следили за тем, что выбрасывается в их мусорное ведро, и предложили несколько  вариантов использования отходов повторно.

Мусор в ведре

Где его можно использовать

1

Кости от курицы

Можно накормить бездомных собак

2

Пластиковая бутылка

Сделать кормушку для птиц

3

Фантики от конфет

Сделать поделки

4

Коробки из-под молока

Использовать для выращивания рассады

5

Черствый хлеб

Накормить птиц

6

Кожура от цитрусовых

Можно использовать, как средство от моли.

 Добавить в тесто, получиться торт со вкусом апельсина

7

Скорлупа от яиц

Сделать поделки. Использовать на огороде, как удобрение

8

Консервные банки

Сделать мебель для кукол

9

Перегоревшая лампочка

Использовать для штопки носков

10

Стеклянные бутылки

Сдать и получить деньги

11

Заварка (старая)

Удобрение для огорода

12

Старая одежда

Сшить мягкие игрушки. Отдать людям, которые в этом нуждаются

13

Пластиковые бутылки

Сделать воронку, поделку, теплицу.

Нами было проведено несколько социологических опросов среди жителей нашего села.    Вот какие результаты они показали:

                                     

Считаете ли вы наше село чистым? В опросе принимало участие 14 семей ( около 50 человек) Из них 35% ответило да, 65% -нет.

Всегда ли вы бросаете мусор в отведенные для этого места.? Если нет, то как вы его утилизируете? В опросе принимало участие 50 человек. Из них 60% ответило , что бросают мусор в контейнер, 30% -сжигаем, 20%-вывозим на свалку сами.

Причины возникновения стихийных свалок заключается , по вашему мнению, в чем? 30% - отсутствие на некоторых улицах мусорных баков,70% - отношение самих жителей деревни к чистоте на своих улицах, бескультурии , плохое отношение человека к природе.

Выяснили, что в нашей деревне Михайлово самой чистой по мнению наших экспертов оказалась улица Мира, полевая, центральная ( приложение)

По результатам нашего исследования  мы можем сделать вывод: что основная причина стихийных свалок в нас самих, в нашем отношении к природе .

Нашей  творческой группой для привлечения внимания населения к чистоте на улицах родной деревни был разработан рекламный щит «Соблюдай чистоту, ведь ты человек!» Надеемся, что  у человека появиться  желание навести порядок в своем дворе, на своей спортивной площадке, на прилегающей к дому территории. Его мы разместили на берегу реки Елнать.

Всем жителям нашей деревни и всей Земли мы  хотели  предложить советы, и если хотя бы некоторые люди будут их выполнять, то наша деревня и Земля в целом будет намного чище.

1.Выбрасывайте мусор только в отведенные места, установленные администрацией поселения. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишние метры или положите отходы в пакет, чтобы выбросить позже.

2.В поход по магазинам захватите с собой хозяйственную сумку, купите сумку из болоньи - и места не занимает, и стирается легко. Пакеты, которые раздают в магазине бесплатно (не всегда, впрочем, - у нас даже на этом экономят), не могут быть переработаны и использованы вторично. К тому же они не поддаются биодеградации, а при их сжигании выделяются вещества, загрязняющие атмосферу. Никогда не сжигайте пленку на огороде! Вся гадость осядет на ваши овощи.

3.Старайтесь покупать моющие средства, не содержащие фосфаты. Попадая в реки, пруды и озера, эти вещества вызывают бурное размножение планктона, и вода делается мутной. В условиях недостатка света замедляется процесс фотосинтеза у водных растений, а значит, уменьшается концентрация кислорода - погибает большинство обитателей водоёма.

Заключение

В начале проекта мы выдвинули такую гипотезу ,что причины захламления улиц , рек и образование стихийных свалок кроются в самих жителях и отдыхающих. В ходе нашего исследования наши предположения оказались верными. Да, действительно, виновники мы сами. Надеемся , что тот , кто прочитает нашу работу поймет это и сделает соответствующие выводы.

Список литературы.

  1. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н.Глазачев. Основы общей экологии .Федеральный учебник  для старших классов общеобразовательной школы.-М.: «МДС», 1998..
  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. М.: Устойчивый мир.2000.
  3. Еженедельная газета «Ивановская»-  2014г.
  4. Районная газета «Волга» – 2013-2014 г.
  5. Лапшев И.Д. Экологические проблемы. М., 1982
  6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М. .1990.
  7. Новиков Ю.В. За город чистоты и здоровья. М., 1987.
  8. Новиков Ю.В. Природа и человек. М., 1991.
  9. Ходаков Ю.И. Зеленый наряд города. Л., 1986.
  10. Яницкий О.Н. Экология города. М., 1984.
  11. Материалы Интернет сайтов. Теле материалы программы «Вести. Иваново»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "70 лет освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков"

Классный час предназнаначен для уч-ся начальных классов. Используется презентация. Главная задача состоит в том, чтобы рассказать детям в доступной форме о Великой Отечественной войне, воспитывать чув...

классный час "Освобождение города Михайлова"

Классный час посвящен 70-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков.Предназначен для учащихся 2 класса....

Учим читать с Сергеем Михайловым

Данная статья предлагает знакомство с авторскими методиками Сергея Михайлова по обучению детей чтению....

Экологический вечер "Родники родной деревни"

Экологик кичә: “Авылым чишмәләре”.Максат:   1)   табигатьтәге  сулыкларның  әһәмияте белән таныштыру...

Электронное портфолио учителя начальных классов Михайловой Татьяны Петровны

Результаты моей педагогической деятельности за последние три года в электронном варианте....

Проект по экологии "Свалки деревни Михайлово"

Экологический проект по проблеме несанкционированных свалках деревни Михайлово...

Технологическая карта урока технологии по теме "Деревня", изделие "Рельефный пейзаж из пластилина "Деревня"" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений изготовления рельефного пейзажа из пластилина.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понятием &la...