Групповая работа на уроках « Окружающего мира»
статья по окружающему миру на тему

Федосиева Танзила Равефовна

          Современный ученик на сегодняшний день должен обладать рядом компетенций, т.е.наиболее общими и универсальными умениями, помогающими ему найти себе достойное место в обществе.

    1.Информационная компетенция- это способность ,которая помогает определять и осуществлять поиск необходимой информации.

     2.Компетенция в решении личностно значимых проблем, т.е.наличие у человека хорошо развитого творческого мышления с опорой на рефлексию.

      3.Коммуникативная компетенция предполагает, что у ребёнка сложен     необходимый для жизни в современном обществе социальный опыт.

      Эти важные цели могут быть легко реализованы на уроке при работе в

малых группах. Перечислим преимущества такого подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu_gruppovaya_rabota_na_urokah.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

         Групповая работа на уроках « Окружающего мира»

                                                                        То,что дети могут сделать вместе    

                                                         сегодня,завтра каждый из них  сможет                                                                    

                                                         сделать самостоятельно.

          Современный ученик на сегодняшний день должен обладать рядом компетенций, т.е.наиболее общими и универсальными умениями, помогающими ему найти себе достойное место в обществе.

    1.Информационная компетенция- это способность ,которая помогает определять и осуществлять поиск необходимой информации.

     2.Компетенция в решении личностно значимых проблем, т.е.наличие у человека хорошо развитого творческого мышления с опорой на рефлексию.

      3.Коммуникативная компетенция предполагает, что у ребёнка сложен     необходимый для жизни в современном обществе социальный опыт.

      Эти важные цели могут быть легко реализованы на уроке при работе в

малых группах. Перечислим преимущества такого подхода.

       1.Роль групповой работы в реализации принципа комфортности.

  Не секрет, что каждый ребёнок, выслушивая огромное количество информации  из уст педагога или своего товарища, сталкивается на уроке с рядом  затруднений:

         -низкая речевая активность;

         -спад интереса к обсуждаемым проблемам;

        -быстрая утомляемость;

        -высокий темп;

       -эгоцентризм товарищей.

      Работа в группах снимает эти напряжения. Вместе с тем дети учатся      взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать. При подготовке выступления  группы принято учитывать мнение всех его участников, а значит, каждый ребёнок чувствует сопричастность к общему делу. Это поможет им научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность.

         Такая работа снижает стрессы при проведении проверочных и контрольных работ: то, что ребёнок смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему более глубоко освоить данный материал.

            2.Роль групповой работы в реализации принципа минимакса.

       Каждый ученик во время занятия может выполнить те задания, которые ему по силам, самостоятельно, а при помощи группы справится и с более сложными.

              3.Роль групповой работы в реализации принципа деятельности.

          Ребёнок учится самостоятельно ставить цель, достигать её и оценивать

свою деятельность. На каждое направление на уроке отводится специальный отрезок времени, но легче осуществлять поиск необходимой информации и

экспериментировать вместе. Самое проблемное для ученика - выяснить суть затруднения в своей деятельности. Оптимизировать этот процесс поможет

обсуждение внутри группы.

            Большую часть уроков окружающего мира можно проводить с использованием групповой работы, что позволяет вовлечь в учебную деятельность весь класс. При этом работу в группах следует стараться

использовать неоднократно в течение урока.

    Возможные приёмы организации групповой работы.

Организационный момент

Выяснение правил взаимодействия внутри группы и между группами.

      Давайте договоримся о том, как мы будем взаимодействовать во время урока.

     В результате обсуждения рождается согласованный вариант:

    1.Во время обсуждения каждый должен стараться для всей группы.

    2.Никто не должен  забывать, что в группе не один. Каждый хочет высказать своё мнение, каждый хочет принять участие в работе.

     3.Есть время обсуждения в группе, когда бывает рабочий шум. Не забывайте ,что в других группах тоже идёт обсуждение.

       4.Существует время межгруппового обсуждения, где все предельно внимательно выслушивают друг друга. Важно суметь выслушать другого

и его понять,а потом уже высказаться самому.

       5.Чтобы каждый смог высказаться, распределим роли выступающих.Первый будет зачитывать задание, второй расскажет, как работали в группе, третий - о том, что в результате получилось и почему. От

группы могут выступать все, кто хочет. Желательно в разных ролях.(Хорошо,

если эти правила будут лежать на столах)

Актуализация знаний и постановка проблемы.

     1.  Деятельность в группе на основе  имеющихся у каждого ребенка

способностей:

-попросить учащихся вспомнить, что им может пригодиться в данной теме;

-попросить учащихся узнать понятие или закон по определению или формулировке:

-попросить  учащихся дать определение или формулировку какому-либо понятию или закону;

-загадать любое понятие в виде загадки.

     2.Создание проблемной ситуации, вызывающей у детей:

-затруднения в деятельности;

-затруднения в коммуникации.

      3. Выявление в группе причины затруднений и формулирование вопросов, направляющих деятельность учащихся в «открытии» нового знания.

       4.Согласование причины затруднения между группами, фиксация вопросов и темы урока на доске.

Совместное открытие знаний и умений.

      1. Исследовательская деятельность.

     2.  Согласование результатов исследовательской деятельности.

      3.   Выполнение задания ,вызвавшего затруднение.

       4. Резюме.     

          На данном этапе урока, как правило, работают фронтально. Однако

групповые формы работы оказываются не менее, а даже более успешными.

В каждой группе выбирается капитан команды, который руководит обсуждением  версий. Такая форма работы обеспечивает  соревновательность,  делая урок более динамичным и интересным.

Самостоятельное применение знаний.

  Выполнение задания по выбору из учебника:

-выбор группой задания;

-обсуждение задания;

-выполнение задания;

-взаимопроверка между группами.

         Развитие познавательного интереса.

         Для развития у детей познавательного интереса в конце урока можно организовать чтение и обсуждение в группах специально подобранных педагогом отрывков из энциклопедий в рубрике  «Это интересно» или «За страницами учебника» или группе раздаётся дополнительная информация по данной теме «Это интересно».Из двух или трёх фрагментов дети должны выбрать один, особо их удививший. Он помещается в газете  в рубрике «Это интересно»

        Полезно организовать групповую внеклассную проектную деятельность учащихся, которая направлена на расширение их кругозора, поиск информации, развитие творческого мышления, формирование социальных навыков. С помощью подобных задач можно осваивать в коллективной работе перенос способов действий из одной области в другую. Следует также отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.

Как Побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых техн...

Организация групповой работы на уроках окружающего мира в 1 классе.

Описан материал по формированию УУД по окружающему миру в 1 классе....

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Развитие познавательных интересов у учащихся через групповую работу на уроках окружающего мира.

  Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе.  Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совмес...

Формирование УУД в групповой работе на уроках окружающего мира

В статье рассматривается групповая работа на уроках в начальной школе. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При орган...

Организация групповой работы на уроках окружающего мира 2 класс "Школа России"

В данной статье дано описание организации групповой работы на уроках окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...