Урок окружающего мира в 4 классе.Лес и человек.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кулекина Юлия Борисовна

Тема урока:Лес и человек.Экологические проблемы леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивный урок окружающего мира в 4 классе.

УМК:образовательная система «Школа России»

Тема: «Лес и человек. Экологические проблемы леса».

 Цели урока:

1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.

2)воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.

3)развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой.

Формируемые УУД:

познавательные- устанавливать причинно-следственные связи  и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;

коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата ,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень освоения материала;

 личностные- приобретать новые знания и умения.

Оборудование урока:  компьютер; мультимедиа оборудование; презентация к уроку «Лес и человек»;  рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; тесты «Зона лесов»; карточки  -задания; выставка работ учащихся по теме: «Лесная зона»; тексты стихотворения С.Никулиной «Русский лес»,Ю.Кулекиной  «Ручеёк»; карта природных зон.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Внимательно слушай!

Запоминай!

Активно на уроке отвечай!

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Работа с картой.(Работа ведётся  по карте природных зон)

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

-Каким цветом она обозначена на карте?

_Какая у зоны лесов земная поверхность?

_Сравните зону лесов с другими природными зонами.

2.Блицопрос  Я знаю лес

-Какой лес мы называем  тайгой?

-, Назовите дерево :высокое стройное,с желтовато-красноватой или бурой корой.Хвоинки длинные,шишки маленькие,округлые.

-Птица пёстрой окраски,приносящая большую пользу лесу.По земле двигаются прыжками.

-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

-Дерево-символ России?

-Животное,которое умеет не только прыгать,но и летать?

-У какого животного пять чёрных полос на спине?

-Узнайте животное по описанию:  самый крупный из ныне живущих представителей обширного семейства оленей. Это мощное, но вместе с тем стройное и красивое животное. От других оленей он отличается длинными ногами, массивной грудной клеткой, относительно большой и тяжелой горбоносой головой,огромными рогами.

-Какие три части можно выделить в лесной зоне?

3 .Проверка домашнего задания. Работа в парах.

-Вспомните правила работы в парах.

(1.Работать должны оба.2.Один говорит ,другой слушает.3.Своё несогласие высказывай вежливо.4.Если не понял,переспроси)

-Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3-6 на стр.48-49 рабочей тетради.(Взаимопроверка).

4.Сообщения учащихся(ученики выступают с сообщениями о растении или животном лесной зоны, опираясь на свои записи выполнения задания 7 на стр.50 рабочей тетради).

-Чьё сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?

  1. Самоопределение  к  деятельности.

Работа в группах.

Прочитайте в группах стихотворение С.Никулиной «Русский лес», обсудите его.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

-Чем является лес для человека?

        

-О чём пойдёт речь на уроке?

(Дети высказывают предположения ,о чём пойдёт речь на уроке. Открывается запись на доске темы урока-«Лес и  человек. Экологические проблемы леса».

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Что Вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

  1. Физкультминутка.        

  1. Открытие нового знания.

1.Работа  в рабочей тетради.

-Выполним задание 1 стр.50

-Запишите  в тетрадь ,какую роль играет лес в вашей жизни?

Слушаем  высказывания учащихся.

-Великий русский писатель  М.Горький  в воспоминаниях детства писал: Лес вызывал у меня  чувство душевного покоя и уюта ,в этом чувстве исчезали мои огорчения ,забывалось всё неприятное»

2.Работа в парах.

-Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на страницах 103-104.

-С  помощью схемы   расскажите друг другу о роли леса в природе и жизни людей.

Высказывания детей.

-О чём новом  вы узнали из текста?(Лес  очищает воздух от пыли и загрязнений.Фитонциды убивают  болезнетворные  бактерии.Лес защищает почвы от ветра,а корни растений не дают почве разрушаться).

3.Беседа об экологических проблемах леса. Работа в группах.(Каждая группа получает стихотворение).

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Не по его  ли вине возникают экологические проблемы?

-Прочитайте в группах стихотворения.Обсудите их.

-Подумайте о каких экологических проблемах идёт речь?

 Проверка задания.

1 группа.

Кричала липа и береза тоже:
«Ведь мы производили кислород!
Мы землю украшали! Так за что же
Кончина нас безвременная ждет?
Вы, люди, представляете как долго
Растем мы из семян? И в миг один
Нас погубить?! Не жаль тебе нисколько
Деревья, о природы господин?
Ты возомнил себя венцом природы,
Но отомстит она – она сильней!..»
Пройдут еще наверно, годы, годы!
Пока дойдет все это до людей.
Но может быть тогда уж поздно будет…
И мы не можем это допустить!
Одумайтесь скорей! Давайте люди
Природу нашу бережно хранить!(Автор Е. Герасимова)

-О какой  экологической проблеме  идёт речь?(Речь идёт о вырубке леса).

-Людям казалось,что лесов так много,что их невозможно вырубить.Теперь стало ясно:леса в опасности! А вместе с лесом  погибает животный и растительный мир .Многие  виды редких животных взяты под охрану ,а растения и животные,занесённые  в Красную книгу ,находятся под особой охраной.

-Перечислите животных и растения Красной книги,изображённые на стр.105 учебника.

(Ученики называют и показывают животных и растения).

2 группа.

РУЧЕЁК

Весенний журчит ручеёк.

Путь ручейка далёк.

Сначала в реку Москву,

Потом ненадолго - в Оку.

И Волга уже на просторе.

А дальше - Каспийское море!

Журчал и бежал ручеёк.

Путь ручейка далёк.

Он думал – легко добежит,

Хотя путь далёк лежит.

Бежал ручеёк и пел,

И голос его звенел!

Сначала споткнулся ручей:

Башмак здесь в воде: он чей?

А вот и бутылка, и банка,

И пластиковая болванка…

Не так уж и прост мой путь!

Осталось совсем чуть-чуть!

Мне всё тяжелей бежать,

Уже нелегко журчать!

Лежит колесо поперёк:

М-да, непростой денёк!

Немного заторможу,

Пожалуй, я полежу…

Весенний журчал ручеёк,

Ох, как его путь далёк!

Он так старался, бежал,

Но по дороге …устал.

Болотце на месте ручья.

Вина в том, скажите, чья?(Автор Ю. Кулекина)

-Назовите экологическую проблему,о которой говорится в стихотворении.(Речь идёт о загрязнение лесов и водоёмов)

-Какие правила необходимо соблюдать в лесу,если Вы остановились на привал?

3 группа

Забывчивый охотник на привале

 Не разметал, на растоптал костра.

 Он в лес ушел, а ветки догорали

 И нехотя чадили до утра.

 А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

 И, сыпля искры, посреди поляны

 Багровые лохмотья распростер.

 Он всю траву с цветами вместе выжег,

 Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

 Как вспугнутая стая белок рыжих,

 Он заметался со ствола на ствол.

 И лес гудел от огненной метели,

 С морозным треском падали стволы,

 И, как снежинки, искры с них летели

 Над серыми сугробами золы.

-Какой поступок  человека стал грозной бедой для леса?

-А ведь этого могло бы и не случиться,если бы охотник соблюдал правила поведения в лесу.

-Познакомимся с памяткой «Как разводить костёр».(работа с учебником стр.

107)

Показ видеосюжета «Пожар в лесу».

https://www.youtube.com/watch?v=lTu0NFZkhpU

4 группа

Весна в лесу прекрасная пора,
Лес оживился, и запели птицы,
А лето - это просто красота,
И для зверей открыты все границы.
В глуши тайги медведица бродила,
А рядом пара милых медвежат,
Видать совсем недавно народила,
Они так замечательно рычат.
Природа наделяла чувством веры,
Забыв о безопасности своей,
А рядом с ней таились браконьеры,
Внимательно следившие за ней.


Кто такие браконьеры? Чем они опасны?

Работа со словарём.

Обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова.

 (Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.)

  1. Физкультминутка
  2. Включение нового  знания в систему знаний.

1.Работа в рабочей тетради стр.51.

-Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках?(1.Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины.2.Незаконная охота-браконьерство.3.Разведение костров в лесу.Пожары в лесу.4.Загрязнение лесов и водоёмов  мусором.)

2.Творческая работа.

-Придумайте и нарисуйте условные знаки к этим экологическим проблемам.

-Как Вы думаете,почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

-О чём должен помнить человек ,приходя в лес?(Лес-наше богатство.Лес-лёгкие планеты.Каждый человек должен думать,о том,что он оставит своим детям)

  1. Подведение итогов урока

-Перечислите экологические проблемы лесов.

-От чего в первую очередь страдает лес?

-Что должен делать человек,чтобы не уменьшать количество лесов?

-Как мы можем заботиться о лесах,которые расположены рядом с нами?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

  1. Рефлексия

-Какие знания вы сегодня для себя открыли?

-Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Что на уроке у Вас хорошо получалось?

-Над чем ещё надо поработать?


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тучка.

Однажды на прекраснейшей из планет зародилась тучка. И все ее радовало и веселило: вот птичка пролетит сквозь неё, словно перышком пощекочет; вот капельки светлые хороводы водят и спешат обратно на землю великую, чтобы жизнь на ней процветала и радовала всех; вот ветер могучий разыграется и погонит ее в путь далекий. И так нравилось нашей тучке путешествовать и землю разглядывать, что просила она ветер могучий дуть сильнее. Чтобы летала она быстро –быстро над морями, океанами, над полями и горами. И так ей вольно, и просторно на небе было, что не знала она горя-горюшка и кручины великой.

Но однажды увидала она диво-дивное, чудо-чудное - город, людьми возведенный. И все было в нём прекрасно, и дома , и улицы , и дворцы, утопающие в зелени. Да сами люди казались ей самым великим творением природы. Росли такие города, крепчали, как грибочки после дождя. Наша тучка восхищалась великолепием каменных палат, широтой дорог и роскошью убранства. Только одно ее расстраивало, что не берегли люди ни лесов, ни водоёмов, ни жизни, дарованной природой. Где город возвыситься – леса не станет, лишь изредка деревца одинокие стоят. Если река или море рядышком – все ненужное человеку в воду сбрасывается или под землю закапывается.

Но самое страшное от этих великих городов – росли тучи черные, смрадные. Да такие вредные и злые эти тучки были , что проходу другим не давали. Соберутся маленькие тучки-смрадные в большую и давай все живое мучить и губить. Сначала подкрадываются незаметно , а потом болезнями всякими мучают. Столько в них злости и ненависти. Все больше и больше становилось туч-смрадных на земле и все больше, и больше ширилось их царство. И некуда стало бежать и прятаться от них на земле великой.

Так жалко стало тучке людей, что от рук своих же и страдают, что слезами горькими стала она проливаться на землю. Да только слезы начали обжигать щечки розовые. Да капельки светлые все медленней хороводы водят и все тяжелей становятся. Да птички все реже к тучке поднимаются. Да ветер могучий все больше пылинками тучку обдувает. А пылинки эти словно иголки вонзаются и ранят душу светлую.

Взмолилась тучка, чтоб умылась Земля-матушка, да стерла города великие, чтоб расправила плечи и стряхнула тучи-смрадные. Лишь слабый отголосок донёсся издалека: «Скоро, скоро……потерпи , милая…»

Кулекина Юлия Борисовна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...

Урок окружающего мира 1 класс по теме "Человек и домашние животные"

Урок окружающего мира по теме: "Человек и домашние животные" 1 класс...

Урок окружающего мира 2 класс "Строение тела человека"

Урок окружающего мира 2 класс по ФГОС  Школа России "Строение тела человека". технологическая карта...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира, 4 класс. "Лес и человек"

Урок окружающего мира, 4 класс. "Лес и человек". Форма урока- заседание клуба знатоков....