Методическая разработка раздела программы по окружающему миру "Формы земной поверхности"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Барабанщикова Екатерина Александровна

Данный материал содержит разработку раздела программы по окружающему миру "Формы земной поверхности" в ОС "Школа 2100" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_razdela_programmy.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка раздела образовательной программы

«Окружающий мир»

по учебнику А.А. Вахрушева, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова «Окружающий мир»

2 класс, ОС «Школа 2100»

Название раздела «Формы земной поверхности»

Выполнила

учитель начальных классов

Барабанщикова Е.А.

2012 год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………….……….…3
  2. Актуальность………………………………………………………………………………………………………………………………………..…3
  3. Принципы отбора содержания материала………………………………………………………………………………………………………..….4
  4. Цели и задачи раздела……………………………………………………………………………………………………………………………..….4
  5. Психолого-педагогическое  объяснение специфики

      восприятия  и освоения учебного материала учащимися

      в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………………………………………………………5

  1. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………………………………………………………………………...6
  2. Технологии и формы  организации  деятельности………………………………………………………………………………………………....8
  3. Система деятельности и система знаний……………………………………………………………………………………………………...……10
  4.  Календарно – тематическое планирование …………………………………………………………………………………….………………….12

10 Разработка урока…………………………………………………………………………………………………………………………………..….14

    11 Литература………………………………………………………………………………………………………………………………………….…..25                                                

Пояснительная записка

Одна из главных целей  раздела – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счете поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». Единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. В связи со слишком объемным содержанием курса естествознания в начальной школе главная цель образования – «вложить знания в голову детей» не ставится. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей средней школы.

 Задача курса: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. 

Актуальность изучения раздела: «Формы земной поверхности»

               Раздел  «Формы земной поверхности»  мною  был выбран в связи с тем, что  в последнее время  географическим понятиям уделяется слишком мало внимания. Люди будто бы забыли, что живут в природе, пользуются её благами и дарами. Жизнь требует, чтобы мы обдумывали свои поступки, так как незнание элементарных вещей может привести к глобальной экологической катастрофе.

Окружающий нас наглядный мир, прежде всего, географичен. Перемещаясь по Земле непосредственно, или при помощи телевидения, или кино, или чтения книг, мы наблюдаем величественные и постоянно сменяющие друг друга картины естественной природы. Не зная, где находится знакомая форма земной поверхности, какие природные условия существуют с нами по соседству, маленький человек может не понять прочитанное в книге, увиденное на прогулке. Все младшие школьники становятся взрослыми, которые смогут повлиять на природные процессы. Поэтому мы должны обеспечить нашему будущему поколению географическую грамотность, умение ориентироваться в географических объектах.

 

Принципы отбора содержания материала

              Отбор материала в разделе «Формы земной поверхности» соответствует  реальности: научность.

                  «Сквозными» героями  учебника стали  мальчик Миша и девочка Лена. Лена учится вместе со всеми учениками во втором классе. Она любопытна и наивна и часто задаёт «глупые» вопросы, пытаясь понять суть вещей. Большинство ребят, которые хорошо учатся, знают материал лучше Лены. Миша на три года старше Лены и уже изучил данный материал. Он помогает Лене отвечать на её вопросы.  

        Все темы раздела изучаются на двух уроках: на первом дети вместе с учителем актуализируют свой опыт, изучают новый материал и закрепляют его с помощью учебника, а на втором – учатся применять знания, работая с рабочей тетрадью, пишут проверочную работу.

        Основной учебный материал каждого урока включает как необходимый минимум, так и максимум, который позволяет каждому ученику сформировать свою зону ближайшего развития и индивидуальную образовательную траекторию. Кроме того, поиск главного содержания в теме формирует общеучебные умения по поиску необходимой информации. Проверить правильность выделения главного ученик может с помощью вывода в рамке, который содержит лишь важнейшие сведения.

             Также,  современное красочное  оформление учебника (в т.ч. иллюстрации) в соответствии с образовательными технологиями О С «Школа 2100» способствует познавательной  активности школьников.

Данный  УМК предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников. Все предлагаемые  контрольные работы и тесты  поданной теме проверяют достижения учащихся по предметным линиям развития на основном и программном уровнях. При этом задания, сконструированы таким образом, чтобы учащиеся сами могли видеть, на каком этапе личной траектории движения они в данный момент находятся.

Цели и задачи раздела.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Цель раздела «Формы земной поверхности» – ознакомление с различными формами земной поверхности, их характеристиками, изображением на карте.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

Познавательная:

- сформировать понятия «река», «озеро», «равнина», «гора», «море», «остров», «полуостров», их характерных  особенностей.

Развивающие:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать формы земной поверхности, показывать их на карте, рассуждать, решать творческие задачи;

-  развивать умственные операции, укреплять различные виды внимания (непроизвольного, произвольного), а  также его свойств (устойчивости и переключения за счет включения детей в различные виды деятельности), наглядно-образное и наглядно- действенное  мышление;

-  развивать  умение общаться и сотрудничать.

Воспитательные:

-  воспитывать  интерес  к предмету, чувство дружбы и  взаимовыручки.

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Психолого-педагогическое  объяснение специфики восприятия  и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

   В младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе  он  приобретает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняется  восприятие  своего  места в системе отношений. Меняются  интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается  на  границе  нового  возрастного периода.

     С физиологической  точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, потребность в движениях.

    С поступлением в школу, меняется социальная ситуация младшего школьника. Учебная   деятельность становится  ведущей  деятельностью. Её характерные особенности: результативность, обязательность, произвольность. Учебная деятельность должна строиться с учетом возрастных возможностей детей и должна обеспечить их определённой суммой знаний. Для этого решающим компонентом учебной деятельности является мотивация.

Главные мотивы учения:

*познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приёмами самостоятельной работы);

*социальные (ответственность, стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

*узколичные –  получить хорошую отметку, заслужить похвалу.

   Речь  выполняет  две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С  помощью  языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама  формулировка  мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания

   Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается переход от наглядно -  образного к словесно-логическому мышлению.  Процесс   обучения,  стимулирует  быстрое развитие  абстрактного мышления.

   Память  развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.  Развиваются  все  виды  памяти:  долговременная,  кратковременная и  оперативная. «Память в этом  возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

   Дети  способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но ещё не стабильно.  Удержание  внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.  Этому  способствует чёткая организация действий ребёнка с использованием образца и также таких действий, которыми он может сам руководить самостоятельно и при этом сам  себя контролировать.

   Восприятие  также  характеризуется  непроизвольностью. Оно  отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

   Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. Во втором  классе  воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

   Интенсивно, развивается самосознание.  Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.  Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У  отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У слабых  учеников   систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них   возникает  компенсаторная  мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятии музыкой, спортом.          Потребность в самоутверждении.    Большое  значение  имеет авторитет взрослых. Существенное значение  имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Ожидаемые результаты.

Метапредметными результатами изучения данного раздела программы является формирование следующих универсальных учебных действий.

       Личностными результатами  является формирование следующих умений:

  • Осознавать роль различных форм земной поверхности в жизни людей.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

     Средством достижения этих результатов служат задания учебника и рабочей тетради.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования регулятивных  УУД служит проблемно диалогическая технология

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Средством достижения этих результатов служат задания учебника и рабочей тетради.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством,  формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные  результаты.

В результате изучения данного раздела программы учащиеся должны:

Знать

- характерные особенности реки и озера;

- характерные особенности равнин и гор, иметь представление об их использовании;

- характерные особенности морей и островов;

- понятия «река», «озеро», «равнина», «гора», «болото», «»полезные ископаемые», «море», «остров», «полуостров».

Уметь

- находить и показывать на карте реки, озёра, равнины, горы, моря, острова, полуострова;

- различать между собой озёра и моря, острова и полуострова;

- моделировать речные системы;

- применять полученные знания в жизни.

Понимать

Зачем  изучаем и для чего это нужно.

Технологии и формы  организации  деятельности.

       Урок – это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. В своей  работе  использую следующие формы и технологии : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, игровая, здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая, компьютерная, технология оценивания, системно- деятельностный подход.

       Фронтальной  формой  организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают,  сравнивают  и  обобщают её результаты.  Такая  форма работы делает урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают  объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

       Индивидуальная  форма  организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Поэтому, задания  для индивидуальной  работы даю  дифференцированно. Применение дифференцированного подхода, даёт возможность детям почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать каждого ребёнка, способствует активизации познавательной деятельности, формированию нравственных качеств. Дифференцированный  подход, позволяет развивать личность, сделать учебный и воспитательный процесс более плодотворным, интересным и полезным.

    Главными  признаками  групповой работы учащихся на уроке являются:

·     класс  на  данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

·     каждая  группа   получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

·     задания  в  группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Младшие  школьники  тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают с большой отдачей.

      Работа  в  парах может осуществляться на любом из этапов урока. Пары, могут  быть  сменного  и постоянного состава. Учащиеся  испытывают радость и удовольствие от работы.

      Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры. 

Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:

  • по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
  • по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
  • по структуре (игры-упражнения, игры-состязания). 

Сохранение и укрепление здоровья является приоритетным направлением. Только система образования и воспитания в области здоровья, может обеспечить сохранение и восстановление здоровья детей.         Поэтому, в своей работе применяю здоровьесберегающие  технологии. Это физкультминутки, игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

      Работая, в технологии продуктивного чтения, можно использовать задания учебника по окружающему миру для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания,  позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закреплении знаний, а также во время организации тренинговых упражнений. Вопросы для создания проблемной ситуации содержатся и в упражнениях учебника, а система развертывания упражнений позволяет детям самостоятельно делать выводы, открывать новые знания.

      Использую технологию оценивания образовательных  достижений (учебных успехов) учащихся. В соответствии с развивающей, личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

 1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям образования;

2)  развивать  у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

 3)  мотивировать  ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4)  создавать  комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

           Основными  составляющими технологии оценивания являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований, дифференциация оценки по специальной шкале успешности.

     Использование  компьютерных  технологий на уроках окружающего мира способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается  объем материала за счет  экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество  их использования  на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация  самостоятельной  деятельности учащихся.

    Современные,  педагогические технологии и методы помогают  реализовывать личностно – ориентированный подход  в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

    Системно – деятельностный  подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает “традиционную” систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории.

Система знаний и система деятельности

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Познавательная  деятельность.

        Невозможно представить полноценного члена любого социума, без такого качества, как мыслительная деятельность, благодаря активизации которой появляется критичность мышления, стремление к новому и желание получать знания самостоятельно. Именно, на развитие мышления и направлена  познавательная деятельность младших школьников.

      В связи с, тем, что внимание школьников не всегда целенаправленно, то они утрачивают возможность концентрации достаточно быстро. Поэтому, стимулировать усидчивость в части получения новой информации возможно благодаря развитию познавательного интереса, без которого невозможна исследовательская деятельность школьников. Только в тех случаях, когда активизация познавательной деятельности младших школьников рассматривается как неотъемлемая часть учебного процесса, возможен наилучший результат.
    Уроки должны быть построены  так, чтобы максимально возможно заинтересовать школьников и подтолкнуть их к поиску новых решений задач посредством анализа уже имеющейся информации о свойствах объектов.

Наилучший способ, используя который, можно обеспечить развитие познавательной деятельности младших школьников, это игровая форма проведения занятий. Индивидуальный  подход,  учитывающий внутренний мир каждого ребенка, позволяющий реализовать стремление к лидерству, наиболее успешен.

      В своей практике осуществляю стимуляцию познавательного  интереса через организацию учебной деятельности учащихся. Стимулами, связанными с организацией и характером протекания учебной деятельности, являются:

- пробуждение интереса к предмету: «яркое пятно», эмоциональность,

- многообразие видов деятельности на уроке, их сменяемость

-  доступность учебного материала

-  проблемность изучения материала

- применение средств ИКТ.

      Преобразующая деятельность.

     Действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер. Чтобы овладеть вниманием  современных детей, надо их, прежде всего  удивить, заинтересовать.

      «Открытие» детьми нового  знания строится на основе мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания для развития вариативного  мышления, внимания, памяти. Наиболее  применяемой является проблемная ситуация. Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается  побуждающий или подводящий диалог.

            Общеучебная  деятельность

     В возрасте,  от 6 до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс  формирования  и развития  общеучебных  умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным  этапом  процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В  этот  момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Работа  начинается  с первых  дней в школе. Это, прежде всего, организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места. Чтобы убедиться в целесообразности  расположения учебных принадлежностей, меняем предметы местами и пробуем работать. Дети сами убеждаются, что если, расположение предметов поменять, то работать неудобно; в правую руку приходится брать предметы, расположенные слева, и наоборот.

 Проблемный подход формирует систему умственных действий, которую ученик может применять не только для решения учебно–коммуникативных, но и реальных жизненных задач. При проблемно-поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика вступать в диалог, дискуссию, сопоставлять и обобщать необходимую информацию.

         Самоорганизующая деятельность 

   С  первого класса начинается формирование самостоятельной деятельности на уроке. Задания  подробно объясняются,  чтобы учащиеся ясно представляли содержание задания и алгоритм его выполнения. Для  формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению заданий необходима постоянная, положительная мотивация, так как отношение учащихся к урокам, интерес к самостоятельной  работе является одним из важных условий эффективности самостоятельной деятельности.

    Самооценка раскрывает перед учащимися  его достижения в учении (что знает и умеет делать хорошо), совместный анализ ошибок  и поиск причин их появления (что не получилось и почему). Совместное обсуждение и исправление ошибок и их предупреждение.

Функции самооценки:

- включение учащихся в самостоятельную деятельность;

- стимулирует действия учащихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки, создание ситуации успеха для каждого ребенка;

- проведение совместной экспертизы полученного результата.

    Для осуществления самоконтроля  на уроке применяются карточки. Такая работа позволяет выявить, кто из учеников не освоил материал, кому нужна помощь.

Поурочное планирование по разделу

Тема урока

Тип урока

Методы и приемы,технологии обучения

Формы работы организации учащихся

Система деятельности

знания                                           умения

1

Реки и озёра

Урок изучения нового материала

Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

здоровьесберегающая, наглядный.

.

Фронтальная,

индивидуальная, парная

2

Реки и озёра. Закрепление

Урок развития умений

Частично-поисковый, практический,  ИКТ

Фронтальная,

индивидуальная,  групповая

Знать алфавит, названия букв, признаки гласных и согласных букв и звуков, правило о написании слов с большой буквы

Писать большую букву в фамилиях, уметь правильно писать буквы и соединения. Составлять предложения

.Уметь видеть опасные места.

3

Равнины и горы

Урок изучения нового материала

Практический, частично-поисковый, побуждающий от проблемной ситуации диалог

Фронтальная,

индивидуальная, групповая

Знать  что такое имена.  собственные, как оформлять предложение  на письме, изученные орфограммы

Писать большую букву в именах людей. Уметь видеть опасные места. правильно писать слова с изученными орфограммами.

4

Равнины и горы. Закрепление

Урок развития умений

Частично-поисковый, практический, здоровьесберегающая

Фронтальная,

индивидуальная, парная

Алфавит, названия букв, отличие букв и звуков, правило о написании слов с большой буквы.

Писать большую букву в отчествах людей. Уметь правильно писать буквы и соединения, .производить звуко- буквенный анализ

 слов, грамотно                                                                                                                                        

писать под

диктовку.

5

Повторение изученного материала Проверочная работа №7 по теме «Реки и озёра. Равнины и горы».

Урок развития умений

Наглядный, игровой, метод самостоятельной работы.

Фронтальная,

индивидуальная,

Знать ,что такое имена собственные. Признаки предложения, изученные орфограммы.

Писать большую букву в именах сказочных героев, правильно писать словарные слова. оформлять предложения на письме.

6

Моря и острова

Урок изучения нового материала

Подводящий к теме диалог, практический, словесный, системно – деятельностный  подход

Фронтальная, индивидуальная, парная

Знать правило о написании большой буквы  в

географических названиях. Ч то такое слог, ударение,. изученные орфограммы.  признаки предложения.

Писать большую букву в в названиях городов, сел, деревень, грамотно писать под диктовку ,составлять слова из слогов, выделять ударение.

7

Повторение.  Проверочная работа №8 по теме «Моря и острова».

Урок развития умений

Объяснительно- иллюстративный, практический, метод самостоятельной работы.

Фронтальная, индивидуальная

Знать изученные орфограммы, признаки текста.

Писать большую букву в названиях рек и морей Уметь оформлять свои мысли в устной форме

8

Учимся решать жизненные задачи.

 Контрольная работа № 3 по теме «Наша планета».

Урок развития умений

Частично-поисковый, метод самостоятельной работы.

Фронтальная, индивидуальная

Знать различие имён собственных от нарицательных.

Признаки предложений, написание словарных слов на –оро-      

Уметь различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик. ,составлять предложения и на письме. оформлять их.

Проект урока

            Урок

    Русский язык   2 класс

  Тема урока

  Написание одного и того же слова с большой и маленькой буквы

Раздел программы

   «Алфавит. Имена собственные.»

Программа

    ОС «Школа 2100»

Технология

Ведущая  технология:  проблемный  диалог

Тип урока

  Урок развития новых знаний

Цель урока

Показать, как значение  слова влияет не его правописание.

Задачи урока

1. Образовательная

Научить различать и правильно писать слова, которые одинаково произносятся.

2. Развивающая

Способствовать развитию аналитических навыков(сравнение, выделение главного), орфографической зоркости, умения объяснять правописание слов

3.Воспитательная

 Создать условия для воспитания умения  работать в группе, уверенности в своих силах, навыков самоконтроля.

Средства обучения

Учебник «Русский язык» 2 класс, изд-во «Баласс» 2011г.,  авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,

Методические рекомендации для учителя «Русский язык», «Баласс»,2011г.,

Мультимедийная презентация, карточки со словами, тетрадь

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, парная, групповая.

Методы и приёмы обучения

 Подводящий от проблемной ситуации диалог, наглядный, практический

                                                                                           

Конспект  урока.

Этапы урока,

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Обоснование( методы, приемы, технологии, формирование УУД)

Оргмомент

.Организация внимания школьников.

Звенит звонок

Начинается урок,

Будем мы писать красиво

Будем дружно отвечать

Будем думать рассуждать

Дисциплину соблюдать.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего. Садитесь. Проверьте осанку

Дети проговаривают стихотворение хором, садятся за парту и проверяют осанку.

Готовность и эмоциональный настрой на урок. Мобилизация внимания создание мотивации к деятельности на уроке и установление коммуникативного контакта.

Здоровьесберегающая

Личностные (самоопределение)

Минутка чистописания

Отрабатывать аккуратность и чистоту письма

 Слайд №3

Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа 

- К нам в гости пришла наша помощница Катя Персикова.

- Посмотрите, что в руках у Кати?

Что написано на табличке?

Что вы знаете о именах собственных?

- Пропишем заглавную букву К в тетради. 

- А теперь покажите Кате самые лучшие буквы К. Подчеркните их.

Дети записывают в тетради число и классная работа.

У Кати табличка.

Имя девочки.

Ответы детей..

Дети прописывают буквы ,находят  и выбирают самые красивые, подчеркивают.

Развитие мелкой моторики рук .Выработка аккуратности и чистоты письма. Развитие орфографической зоркости.

Самоконтроль .самооценка.

Словарная работа( работа в парах)

Обеспечить мотивацию учения

Слайд № 4

Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности

Слайд №5

- Вслед за Катей к нам на урок пришёл её друг Петя. Он приготовил нам словарные слова, но по дороге все слова рассыпались на слоги и перепутались

Вот так горе! Вот беда!

Все запутались слова!

Все они из трёх слогов.

Кто помочь словам готов?

- Ребята, поможем словам? Догадайтесь, какие слова приготовил нам Петя Зайцев?

слоги: со, во, ко, ба, ро, ка, ро, ва, на) Работаем в парах.

-

Представьте, что все эти животные ручные. Человек дает им клички. Какую , бы кличку вы дали собаке? А корове? А вороне?  Как пишутся клички?

Запишите на следующей строке клички животных.

Что  такое кличка для животного? Зачем она нужна?

А теперь сравните их с названиями животных.

  Что вы заметили?

Ребята, а как выбрать кличку животному?

Послушайте стихотворение Ю. Черных

Правильно ли даны клички животным?

Запишите  кого ,как надо звать.

Любую, ли корову можно назвать Буренка? Подберите однокоренные слова ,и тогда ответите правильно.

Каким  правилом мы можем руководствоваться ,когда  даем кличку животному?

Есть ли у животных имена, фамилии, отчества?

А как же кот Матроскин? Это же , как он, утверждает, фамилия?

Почему кота назвали Матроскин?

Смотрят на слайд , слушают задания, организуют пары, вспоминают правила работы в парах.

Дети в парах составляют и записывают слова: собака, корова, ворона.

Дети выдвигают версии кличек.

Клички животных пишутся с большой буквы.

Дети записывают в тетради клички животных.

Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.

Названия животных пишутся с маленькой буквы, а клички животных – имена собственные , пишутся с большой буквы.

Дети выдвигают версии.

( чтение про себя и вслух одним из учеников)

Жили – были

Дед да баба

С маленькой внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще у них была

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачка Мурка,

А еще- два козла-

Сивка да Бурка!

Нет

Дети пишут: кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка…….

Буренка  бурая, то есть серовато- рыжая окраска.

Кличка животного может соответствовать цвету внешним особенностям.

Нет.  Это у людей, а у животных -  клички.

Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества, фамилии.

Кот полосатый,  как тельняшка.

Проверка знаний ранее изученного материала, выявление  умений , навыков

Создание эмоциональной мотивации с помощью стихотворных строк. Формирование коммуникативных учебных действий, личностных. Познавательные-

общеучебные. Регулятивные.

Работа в парах развивает  мышление, речь, воспитывает взаимовыручку, сотрудничество

Коммуникативные учебные действия- умение слушать и вступать в диалог

Познавательные учебные действия.

Актуализировать знания детей об именах собственных .

Создание эмоциональной мотивации с помощью стихотворных строк.

Физкульт минутка.

Слайд № 6

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась

          Над водою закружилась.

Дети выполняют движения под музыку. Имитация танца, полета бабочки.

Снятие напряжения, усталости

Здоровьесберегающая

Введение в тему урока.

 Слайд № 7

Проблемная ситуация.

Обсуждение затруднений

Учится различать и правильно писать слова, которые одинаково произносятся.

Поиск решения.

Запишите предложение.

У меня есть шарик.

Кто написал как Ира? А кто как Миша?

Смотрите одно и то же слово написано по-разному.

- Какой у вас возникает вопрос?

Какое из этих двух предложений правильное?

-

 Чему мы будем сегодня учиться?

 Давайте выясним значение слова шарик. Это может быть:

 Вернёмся к нашему предложению. Посмотрите на картинку с воздушным шариком .Слово шарик написано с маленькой буквы, а теперь на картинку с собакойСлово Шарик написано с большой буквы. От чего зависит, какую букву мы выберем?

Перестройте предложения так, чтобы стало понятно, о каком шарике идет речь. Запишите.

Все  пишут в тетрадях,  а два человека на доске.

Дети поднимают руки.

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по- разному?.

Ответы детей.

Распознавать когда слово пишется с большой буквы, а когда с маленькой

а) воздушный шарик    

б) кличка собаки  

в) круглый предмет

дети смотрят на слайд

От значения слова.

 Дети записывают.

У меня есть воздушный шарик.

У меня есть собака Шарик.

Создание познавательной мотивации .

Метод: подводящий  от проблемной ситуации диалог, наглядный.

Развитие  памяти, мышления, внимания.

Дети высказывают свои формулировки темы урока. Регулятивные действия:

Целеполагание, постановка

учебной задачи;

определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;

планирование – составление плана и последовательности действий;

Личностные (интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные - прогнозирование

Сформулировать совместно с детьми учебную задачу. Спланировать желаемый результат. Регулятивные действия:

Целеполагание, постановка

учебной задачи;

определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;

планирование – составление плана и последовательности действий;

Личностные (интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные - прогнозирование Коммуникативные – формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество

Слайд № 8

Открытие нового знания

(работа в группах)

Формирование умения различать имена собственные и нарицательные

Упражнение 158.

Прочитайте задание и обсудите в группах.

В самостоятельной работе в группах выяснить, как значение слов влияет на правописание.

Почему , одинаковые по звучанию слова написаны по разному?

Составьте и запишите  в группах по два предложения так, чтобы  было понятно, в каком значении употреблено любое из данных слов. А  дети из других групп назовут нужную букву в каждом случае.

Сравните свои выводы с авторским на странице 109.

Совпали наши версии с авторскими?

Организация групп, чтение задания, обсуждение.

Дети делают предположение от групп. Все версии выслушиваются и делается вывод.

 Если слова называют имя( Лилия, Роза, Мишка) , кличку животного ( Шарик, Уголек, Пушок), города( Орел, Клин), планету( Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой буквы.

Дети пишут  в группах.

Каждая группа прочитывает  свои предложения.

 Вывод читают про себя и вслух, сравнивают.

Отвечают на вопрос.

Развивать умение работать в группе и самостоятельно Познавательная мотивация на  «открытие» новых знаний

Коммуникативные – формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество)

Сформулировать правило правописания слов, которые произносятся одинаково, а пишутся и с большой, и с маленькой буквы.

Развивать умение объяснять свой выбор, умение слушать друг друга. Адекватно оценивать других.

Слайд №9

Ребята, наш гость Петя Зайцев тоже просит вашей помощи. Вместе с Вовой  они составили словосочетания со словами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Посмотрите, что у них получилось

Зелёная Петрушка

Попугай петрушка

-Верно ли они справились с заданием? В чём их ошибка?

Проверим, правильно ли составлены  словосочетания. Если допущена ошибка, исправим её.

 Молодцы! Вы верно справились с заданием !

Фронтальная работа, читают , анализируют, делают выводы, исправляют ошибки.

Нет. Зеленая петрушка это предмет – пишем с маленькой буквы. Попугай – название животного  пишем с маленькой буквы, а Петрушка – кличка , пишем  с большой буквы.

На доске  на карточках записаны словосочетания, дети читают их, если находят ошибки , меняют местами карточки со словами)

белый пушок                    щенок снежок

кот Пушок                         первый Снежок

плюшевый Мишка          рыжая Белка

друг мишка                    собака белка

Введение игрового момента «Поможем героям»

Активизируется познавательная активность  учащихся.

Итог урока

 Слайд № 10

Дать качественную оценку работы на уроке

- Давайте вспомним, какую проблему нам предстояло разрешить в начале урока?

- Как вы считаете, мы справились с ней?

-  Ребята, вы справились блестяще со всеми заданиями и помогли разобраться в сложных ситуациях нашим героям

Распознавать когда слово пишется с большой буквы, а когда с маленькой.

Да. - Если слова называют имя , кличку животного, города, планету, то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой буквы.

Показать детям важность полученных знаний

 .Дать качественную оценку работы класса.

Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дидактический материал

Упр 129

1 гр –первый отрывок упр.

2 гр – все упражнение

3гр – упр 129 + Придумать хозяевам этих собак имена и фамилии.

Инструктаж выполнения домашнего задания  и запись в дневниках.

.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся

Дифференциация по объему и по сложности.

Рефлексия.

Слайд №11

Если урок был полезен, вы можете поделиться своими знаниями – зеленоесолнышко,

Если было интересно, понятно, но научить другого вы пока не можете – желтое

Если урок ничего нового не принёс – красное

На полях тетради дети оценивают свою работу.

Учить детей оценивать свои знания, своё участие Регулятивные – саморегуляция

Литература

  1. Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. «Окружающий мир» («Наша планета Земля»). 2 класс. – М.: «БАЛАСС», 2011г.

  1. Дусавицкий  А. К. «Урок в начальной школе»– М.: Вита-пресс. 2011.

  1. Журнал «Начальная школа плюс «до»  и «после» №8,  2010г,  №9, №11 2011 год.
  2. Комиссарова Л. Ю.  «Дидактические материалы». – М.: «Баласс»,2011г

  1. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: «Баласс», 2008 г.

  1.  Яшина Н.Ю. Система контроля и оценки в начальной школе: - Н Новгород, 2009.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Программа адресована обучающимся  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…»

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Перед педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний,  сделать человека сознательным участником жизни.

При использовании курса окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100 школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер, процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.

        Уроки изучения нового материала предусматривают использование технологию проблемного диалога.

Материал курса «Окружающий мир» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Основные понятия;
  • Человек и природа;
  • Человек и общество;
  • Правила безопасной жизни.
  • Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
  • Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы "Природа России"

УМК по Окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир 1- 4 класс», А.А.Плешаков...

Методическая разработка раздела программы

Медическая разработка раздела программы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Урок на тему: "Приставка как часть речи."...

методическая разработка раздела программы. Окружающий мир-2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка образовательной программы . Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема:"Кто ты такой?"...

Методическая разработка раздела программы по технологии: "Дело мастера боится. Конструкция и украшение вещи" УМК "Гармония". 2 класс

Методическая  разработка   раздела  программы  по  технологии: «Дело  мастера  боится. Конструкция  и украшение  вещи»  создана  на  ос...

Методическая разработка раздела программы "Enjoy English" 2 класс

Методическая разработка раздела программы "Enjoy English"...

Методическая разработка раздела программы " Английский с удовольствием" 2 класс

Методическая разработка раздела программы "Английский с удовольствием" 2 класс...

Методическая разработка раздела программы

В методической разработке описан раздел по окружающему миру "Я и мое здоровье"...