Урок по окружающему миру 1 класс "Опасные ситуации"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Михалёва Любовь Алексеевна

Урок по окружающему миру "Опасные ситуации" для учащихся 1 класса даёт первоначальное знакомство с потенциально опасными предметами,транспортом.Знакомит с элементарными правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokpo_okr.miru_opasnye_situatsii_1klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 «А» классе

                 МБОУ «СОШ №4 г. Белёва Тульской области»

Учитель: Михалёва Любовь Алексеевна

Тема: Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний по учебнику Плешакова А.А.

«Мир вокруг нас».

Цель: учить выявлять опасные предметы домашнего обихода и соблюдать  осторожность при работе с ними; повторение элементарных правил дорожного движения(переход улицы).

Планируемые результаты:

  1. Научиться выявлять опасные предметы домашнего обихода и соблюдения осторожности при обращении с ними;
  2. Учиться характеризовать опасность бытовых предметов;
  3. Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения;
  4. Научиться моделировать устройство светофора;

Задачи:

1.Развивать познавательную активность, коммуникативные способности, умение работать сообща.

2.Воспитывать любознательность, усидчивость, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование:

Компьютер, картинки предметов, которые могут быть опасными (газовая плита, утюг, пылесос, электрический чайник, спицы, иголки, ножницы, вилки, спички),сигнальные карточки красного, жёлтого, зелёного цветов, клей, на парте модель рисунка улицы.

                                                     Ход урока

1.Орг. момент:

     - Здравствуйте, ребята, готовы вы к уроку? …Да

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

 2.Актуализация знаний.

     Учитель:

     -Ребята, что такое кроссворд?

      Дети:

       -Это множество вопросов, на которые надо дать правильные ответы.

Учитель:

      - Правильно, это игра-задача, записанная в фигуру из квадратов, её нужно заполнить буквами, составляющих нужные слова.

Я Вам предлагаю ответить на мои вопросы, из ответов которых вы выделите только первые две буквы, полученное ключевое слово подскажет нам то, о чём мы будем говорить во время урока. Пожелайте друг другу удачи!

Вопросы:

-Как называется город, в котором мы живём?                       Белёв

-Что надо взять с собой во время дождя?                             Зонт

-Кто глава семьи после мамы?                                             Папа

-Назовите пару твёрдому звонкому согласному звуку –з-        С

-У птицы клюв, а у человека ?                                             Нос

-Дополните пословицу «Ученье свет, а не ученье…                Тьма

-Молодцы! Какое слово получилось? Что оно означает?

Слайд №1

БЕЗОПАСНОСТЬ

Дети:

-Это состояние, при котором человеку не угрожают никакие опасности.

Учитель:

-Предположите, о чём мы будем говорить.

Ответы детей.

Учитель:

-Откройте учебник на стр.46 и прочитайте тему урока.

Дети:

«Что вокруг нас может быть опасным?»

3.Работа по теме урока.

Учитель:

-Рассмотрите фотографии и рисунки. Где мы можем встретить эти предметы?

Дети:

-Дома.

Учитель:

-Самые обычные вещи в нашем доме могут стать опасными, если с ними неосторожно обращаться. Все эти вещи человек сделал для удобства. Назовите электроприборы.

Дети:

-Пылесос, утюг, компьютер.

Учитель:

-Какую опасность они представляют?

Ответы детей.

Учитель:

-Ребята, какие ещё электроприборы есть у вас дома? Вы должны знать о том, что электроприборы не любят соседства с водой. Прочитайте правило обращения с электроприборами.

Слайд №2

Никогда не трогай провода и электроприборы мокрыми руками.

Учитель:

-Молодцы! Какие предметы на картинке связаны с огнём?

Дети:

-Газовая плита, спички.

Учитель:

-Какую опасность представляют они?

Дети:

-С газом шутить нельзя. Если вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт, человек может отравиться, если им надышаться.

Учитель:

-Ребята, вы наверняка знаете, что газ взрывоопасный, если накопится много газа, то от одной искры может произойти взрыв. Назовите причины, когда это может произойти.

Дети:

-Огонь задул ветер из окна.

-Вскипел чайник.

-Убежал суп или молоко.

Учитель:

-Молодцы! Но вы должны знать, то газ невидим, но запах его легко почувствовать. Что же надо сделать, если вы его почувствовали?

Дети:

-Сказать взрослым, открыть окно, не включать свет и даже не пользоваться телефоном.

Учитель:

-Кто знает телефон газовой службы?

Слайд №3

04

Учитель:

-Какую опасность несут спички? Ведь они детям не игрушка!

Дети:

-При неправильном пользовании спичками может возникнуть пожар.

Учитель:

-Кто знает телефон пожарной службы?

Слайд №4

01

Учитель:

-Какие предметы мы ещё не назвали?

Дети:

-Ножницы, ножи, спицы, вилки, иголки.

Учитель:

-Их называют колющими и травмы, полученные от них очень опасны!

Назовите номер  скорой помощи.

Слайд №5

03

Учитель:

-Кто может объяснить, что такое «домашняя аптечка».

Дети:

-Это место дома, где хранятся лекарства

Учитель:

-Послушайте стихотворение «Домашняя аптечка».

Быть здоровым –это счастье!

Но случается и так,

Что болеют дети часто,

Лечат их лекарством так!

Открывает мама шкафчик:

В нём зелёнка и бинты,

Витамины и лекарства.

Тут таблетки, пузырьки!

Так и хочется потрогать,

Так и хочется их съесть!

Но запомните, ребята,

Безопасность нужна здесь!

Вся домашняя аптечка

Помогает лишь тогда,

Когда доктор или мама

Знает, чем лечить тебя!

4.Физкультминутка

Учитель:

-Спасибо! Сделаем вывод из вышесказанного, проведя физкультминутку «Да, да, да!»

-Правила безопасности в квартире важны человеку?

-01,02,03,04-это телефоны помощники?

-Вы готовы выполнять правила безопасности?

-Вы готовы оказать помощь окружающим, если это будет необходимо?

-Вы молодцы?

-Я вас люблю?

-А вы меня?

5.Продолжение работы по теме урока.

Учитель:

- Ребята, рассмотрите рисунок на парте? Что вы видите? Да, это улица. Как вы представляете улицу?

Дети:

-Это тротуары, дорога, дома, пешеходы, машины, светофоры, пешеходные переходы.

Учитель:

-Прочитаем и произнесём правильно эти слова (проводится словарная работа).

На стенде появляются слова: дорога, тротуар, пешеход, светофор.

Ученица:

Чтоб по улицам шагать

Надо очень много знать1

Как таблицу умноженья

Помнить правила движенья!

Учитель:

-А теперь обо всём по порядку, работать вы будете в парах. Для работы вам потребуется  модель улицы, клей и картинки, которые вы должны разместить на рисунке.

Слайд №6,7,8

Ученик:

Что за лошадь вся в полоску

На дороге загорает?

Люди едут и  идут,

А она не убегает!     (Зебра)

Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе «переход»!

Учитель:

-Ребята, приклейте картинки пешеходного перехода «зебры» и знака «пешеходный переход».

Какие ёщё знаки вам знакомы?(показывает другие знаки, дети отвечают)

На доске работа детей дублируется, при этом выслушиваются мнения детей о расположении картинок на ватмане с изображением улицы.

Слайд №9

Ученик:

У любого перекрёстка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зелёный-проходи!

Жёлтый-лучше подожди!

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться опасно!

Учитель:

-Найдите место для светофора на нашей улице. Прослушайте стихотворение

С. Я. Маршака «Мяч», что вы об этом думаете?

Ученик:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты чего помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой…

Звучат ответы детей.

Учитель:

-А вот ещё одна ситуация.

Сценка: девочка прыгает на скакалке, к ней подходит незнакомец, зовёт её к себе посмотреть домашних животных, но девочка отказывается идти с ним и быстро убегает.

Дети:

-Девочка молодец, нельзя идти с незнакомыми людьми, это может привести к несчастному случаю.

Слайд № 9,10,11

Ученица:

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Что это?                  Машины.

Учитель:

-Расставьте машины на дорогу улицы. Молодцы! Кто мы на  улице города?

Дети:

-Пешеходы.

Учитель:

-Где по вашему мнению место пешеходам на нашем рисунке? Приклейте картинки пешеходов, самостоятельно выбрав место для них.

Молодцы! Вы много узнали, многому научились и порадовали меня своими знаниями. И закончим мы наш урок игрой «Светофор».

6.Рефлексия.

Игра «Светофор».

Красная сигнальная карточка-стоим на месте,

Жёлтая-хлопаем в ладоши,

Зелёная-идём на месте.

7.Подведение итогов урока.

Учитель:

-О чём мы говорили сегодня? Чему научились?

-Пригодятся ли Вам полученные знания в жизни?

-Что понравилось Вам больше всего?

-Что мы скажем друг другу?

-Спасибо, урок окончен.

2 класс тема «Транспорт»

Этапы урока

Содержание

  1. Орг. момент

  1. Сообщение темы и цели урока.

буквы на доске

 

  1. Постановка проблемного вопроса.

  1. Работа над новой темой.

  • Наземный
  • Воздушный
  • Водный

работа по учебнику

словарная работа

  • Подземный

сообщение учителя

решение задачи

с опорой на условие

  1. Физминутка.

  1. Работа по теме

  • Пассажирский
  • Грузовой

  • Специальный  

работа по учебнику

  • Личный  
  • Общественный

  1. Работа по ОБЖ

игра

  1. Итог. Домашнее задание.

  1. Рефлексия.

оценивание

- Здравствуйте, ребята, готовы вы к уроку? …Да

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

- Ребята, а как вы сегодня добирались до школы?

-А если нужно поехать в другой город?

-В другую страну?

-Как можно назвать одним словом всё, что вы назвали?

Слово рассыпалось, помогите его собрать.

Н    А   Т   С    Р  О   Т   П   Р

-Это и есть тема нашего урока.

-А, что бы вы хотели узнать о транспорте?

-   Сегодня мы поговорим о транспорте и узнаем, какой бывает транспорт.

-Ну, что ж, в путь! Посмотрите по сторонам, как много транспортных средств вокруг.

На улице нашей

Машины, машины-

Машины малютки,

Машины большие.

Спешат легковые,

Фырчат грузовые,-

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу.

-А знаете ли вы, к каким видам транспорта они относятся?

-Для того, чтобы хорошо в этом разобраться, нам нужно вспомнить отличительные признаки различных транспортных средств.

( Групповая работа)

-У вас на партах лежат загадки. Прочитайте, отгадайте их и глазками найдите рисунок-отгадку. Не забудьте выбрать человека, который нам их прочтёт.(1 мин.)

-Проверяем, если вы согласны – хлопните в ладоши.

( Рисунки на доску)

-Посмотрите внимательно на доску. Как можно назвать одним словом 1 группу, какой это транспорт? ( Где они передвигаются в отличие от других) Люди договорились называть их – наземным.

-А 2 группу? (Воздушный)

-3 группу? (Водный)

-Хотите узнать, как появился водный транспорт?

Открываем учебник на стр. 116, читаем

1абзац- хором за ведущим.

( Групповая работа)

1группа- 2 абзац – Как передвигались по воде древние славяне?

2группа – 3 абзац – На чём плавали жители далёкого Севера?

3группа – последний абзац – Чем были оснащены 1 суда?

-Проверяем.

- Мы живём в местности, где нет больших водоёмов: крупных рек, морей, океанов. Хотите посмотреть, какие бывают суда?

( Видеофрагмент)

- Видите, как наука шагнула вперёд. Может быть, и кто-то из вас станет капитаном или кораблестроителем.

- У нас осталась ещё один вид транспорта. Отгадайте загадку:

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.     (Метро)

- Слово МЕТРО – иностранное, что в переводе с французского означает «столичный». Написание этого слова нужно запомнить. Оно не изменяется, не зависимо от того, в каком предложении находится:

      Поеду в … (метро).

      Выхожу из … ( метро)

- Найдите картинку.

- Куда же нам поместить этот вид транспорта? Может быть в водный? Воздушный? Тогда точно в наземный. Согласны? Почему? Люди в метро передвигаются  где…? (Под землёй).

Значит, как же  назвать этот вид транспорта? (Подземный).

-Молодцы!

-Линии метрополитена существуют во многих крупных городах. Быстро мчатся поезда под землёй, им никто и ничто не мешает. Наверху люди едут в автобусах, трамваях и троллейбусах. За то время, что трамвай пройдёт с остановками 3 км,   автобус 4 км и троллейбус столько же, поезд в метро пролетит столько, сколько автобус, трамвай и троллейбус вместе. Сколько км пройдёт поезд в метро? (11км)

СЛАЙДЫ о Московском метро:

-В нашей стране самое красивое метро в мире. Находится оно в столице нашей родины, в городе …? ( Москва)

-А теперь немного отдохнём.

Бегун – бежит,

Пловец – плывёт,

А лётчик  водит самолёт.

Шофёр баранку крутит так,

А я пешком хожу вот так.

( Групповая работа)

-Я раздаю вам картинки, рассмотрите их.

-Подумайте, можно ли все транспортные средства по другому признаку разделить на группы, в зависимости от того, кого или что они перевозят? Если да, то разложите их на группы. (1 мин)

Проверяем.

1группа – назовите, какие машины вы объединили в 1 группу. -Что объединяет эти машины? (Перевозят людей – пассажиров)

-Как же назовём этот вид транспорта? (Пассажирский)

2группа – какие машины оказались у вас в другой  группе? Что они перевозят? ( Грузы)  Как его назовем? (Грузовой)

А эта машина?

Эта машина - бывалый солдат

Пушки её наготове стоят.

С огнём вступает в решительный бой.

Чем заряжаются пушки? Водой

                         ( Пожарная машина)

3группа – почему вы её отложили?

-Куда поместим пожарную машину? Наверно, в грузовые?  Тогда в пассажирские? Почему?

 -Какие ещё машины вы бы добавили к пожарной?

-Это специальные машины, значит, транспорт какой?

( Специальный)

    -Почему этот  транспорт так назван вы узнаете, прочитав текст  в учебнике на стр. 115.

 Вопросы по содержанию:

-Как с латинского переводится слово « специальный»?  

( Особый)

-Какие номера телефонов набирают, чтобы вызвать специальный транспорт? Соедини карандашом в учебнике номер и спец. машину.

  -Проверяем:

-Пусть помнит каждый гражданин

 Пожарный номер ….      (01)

 

        Вдруг полиция нужна

        Вызывай скорей …    (02)

 Если приболел – смотри

Нужно вызывать …      (03)

-Молодцы!

-Но и это ещё не всё. Посмотрите на схемы в учебнике. Как  ещё разделили весь транспорт?

(Личный и общественный)

А что же это значит?

Приведите примеры. (Опираясь на рисунки)

  -Мы живем в красивом  городе с широкими улицами и перекрёстками. По ним движется много легковых и грузовых  автомобилей, автобусов и никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила движения для водителей и для пешеходов.

  Он имеет по три глаза,

  По три с каждой стороны.

  И хотя ещё ни разу

  Не смотрел он всеми сразу,

  Все  глаза ему нужны.

  Он висит тут с давних пор

  И глядит на всех в упор.

  Что же это ?      ( Светофор )

-Знаете ли вы сигналы светофора?  На какой сигнал вы переходите улицу? Давайте поиграем!

         

ИГРА «Красный, жёлтый, зелёный».

-Я поднимаю зелёный круг – вы шагаете, жёлтый – хлопаете в ладоши, красный – приседаете.

-Ребята, вы наверное видели на улицах  дорожные знаки. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где движение запрещено. Знаки предупреждают об опасности на дорогах. Эти знаки должны знать и пешеходы. А вы, ребята, знаете их? Давайте проверим.

       « Собери знак »  ( Групповая работа)

 -Я предлагаю вам разрезанные на части дорожные знаки. Вы должны собрать их и  объяснить, что они обозначают.

   -Все закончили работу, объясняем.

-Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и ребёнок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите  крепкими и здоровыми.

  -Итак, о чём мы сегодня говорили на уроке?

-На какие группы мы разделили весь транспорт? ( По схемам)

 -Дома вы  закрепите свои знания, поработав в тетради на стр. 42 № 1.

-А если вам интересно, как человек научился летать, прочтёте в учебнике статью на стр. 117.

         

- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?

- Что вас удивило?

- С каким настроением  вы уйдёте с урока?

- Попробуйте сами оценить свою работу в группах. Кто на ваш взгляд  был наиболее активным?

- Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мне было с вами интересно. Урок закончен.Спасибо всем за хорошую работу.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемной ситуации на уроках изучения окружающего мира.

В статье обобщен опыт работы во 2 классе по созданию проблемной ситуации на уроке изучения окружающего мира....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"

Структура урока по окружающему миру Тема урока «В мире растений"Современный урок в рамках ФГОС  призван формировать знания обучающихся по средствам группового или индивидуального ...

Материалы для создания проблемных ситуаций на уроках математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе.

Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить её. Примеры проблемных ситуаций для применения на разных уроках в начальной школе....