Презентация "Методы и приемы работы на уроках окружающего мира"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Таран Светлана Алексеевна

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pesok_i_glina.docx26.9 КБ
Файл pril.pptx1.48 МБ
Файл metody_i_priemy_raboty_na_uroke_okr_mira.pptx976.05 КБ

Предварительный просмотр:

Таран Светлана Алексеевна, зам.директора по УВР, учитель начальных классов, МБОУ – СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка, Мартыновского района, Ростовской области

Урок-исследование в форме деловой игры по теме "Песок и глина"

Цели: познакомить обучающихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами; развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.

Оборудование: коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, 2 воронки, 2 банки, одинаковое количество песка и глины.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2.  Актуализация опорных знаний.

- Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

-Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся?  /слайд 2 /

(Мы изучаем тему: горные породы, полезные ископаемые)

- О том, как мы запомнили, что такое горные породы и полезные ископаемые сейчас проверим.

Тест

1) Горные породы – это

А) различные вещества, которые залегают в толще и на поверхности Земли

Б) различные вещества, которые можно попробовать

В) различные вещества, которые использует человек.

2) Минералы - это

А) вещества, разные по составу

Б) вещества, из которых состоят горные породы

3) В каком состоянии встречаются минералы в природе

А) в твёрдом

Б) в жидком

В) в твёрдом, в жидком, в газообразном

4) Кто занимается поиском полезных ископаемых?

А) математики

Б) физики

В) геологи

5) Запиши горючие полезные ископаемые ________________________________

Самопроверка. Проверьте свою работу по доске.  /Слайд 3/

  1. А, 2) Б, 3) В, 4)В. 5) Нефть, природный газ, торф, каменный уголь  

Оценивание.

III. Определение предмета исследования.

- Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе, 
Он и на стройке, и на пляже, 
И он в стекле расплавлен даже.
 (Песок)  /Слайд 4/


IV. Постановка проблемы исследования.

- Итак, что мы будем изучать? (песок и глину)

Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

- Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

Эмоциональный настрой.

– Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

Работа со словариком.

– Откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

– Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)

– Какие законы мы должны соблюдать?  /Слайд 5/

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
  • Все друг другу помогают.
  • Конфликты решаются мирным путем.
  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

V.Формирование новых знаний и способов действий.

Образование песка и глины. /Рассказ учителя./      /Слайд 6/

- Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны. Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни: высокая и низкая температура воздуха;  растения, вода, ветер. Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы. Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

Вы внимательно слушали выступление. Значит, вам будет легко выполнить задание.

На опорном листе вставьте нужные слова в предложение.

Под воздействием……, ……, …….. и ….. камни разрушается. В результате образуется …… и ………

Практическая работа. Тема: «Свойства песка и глины»

Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании.

1) Самостоятельная работа, выполнение опытов, оформление результатов в таблице.

Инструкция:

Опыт 1. Установление сыпучести.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

(вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)

Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

(Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).

Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

(Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина - хуже).

2) Проверка самостоятельной работы. Сравнение свойств.   /Слайд 7/

Основные свойства

Песок

Глина

Сыпучесть

+

-

Вязкость

-

+

Водопроницаемость

+

-

3) Организация исследования.  /Слайд 8/

Проблема: отличие свойств песка и глины. Предмет исследования: песок и глина.

Задача: узнать, в чем причина отличий свойств песка и глины.

Предположение:

А) строение частиц            Б) размер частиц        В) расположение частиц.

План исследования:

  1. Изучим внешний вид песка и глины.
  2. Изучим строение песка и глины при помощи лупы. (Работа по учебнику с.19-20- строение песка и глины).
  3. Проведем моделирование. (Подберите схему к строению песка и глины)  /Слайд 9/
  4. Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

VI. Применение песка и глины.   /Слайды 10- 11/

- Где используют песок и глину? (высказывания детей)

- О том, как ещё можно использовать глину и песок сейчас расскажет ……... (о лечебных свойствах)

Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства. Цвет глины определяется присутствием в ней следующих элементов:

В красной глине — калий, железо;

В зеленоватой глине — медь, железо;

В голубой глине — кобальт,

В темно-коричневой и черной глине — углерод, железо;

желтая глина содержит натрий, железо, серу

При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета.

Что такое псаммотерапия? Бьюсь об заклад, вы не знаете значения этого слова. И миллионы людей тоже не знают, хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает. Псаммотерапия – по научному - это лечение горячим песком.

Прежде всего, песочные ванны полезны при заболеваниях опорно-двигательного

аппарата, при хронических заболеваниях костей, позвоночника, суставов, радикулите. Оно оказывает болеутоляющее действие.

Это интересно.  /Слайды 12-14/

Добыча песка и глины.   Добыча песка и глины в Ростовской области.  Карта.  /Слайд 15-16 /

Экологическая страница.     /Слайд 17/

VII. Закрепление.

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

2. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, плохо пропускает воду. А еще какая?

3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

4. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

VIII. Рефлексия. /Слайд 18/

Что узнали? Чему научились?

Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку-исследованию в форме деловой игры Тема: «Песок и глина»

Слайд 2

Карта знаний Воздух Полезные ископаемые Вода Горные породы

Слайд 3

Самопроверка . 1). А 2). Б 3). В 4). В 5). Нефть, природный газ, торф, каменный уголь

Слайд 4

Песок и глина

Слайд 5

Правила работы в группе Все участвуют в работе, у каждого своя роль. Все друг другу помогают. Конфликты решаются мирным путем. Когда один говорит, все внимательно слушают.

Слайд 6

Кварц песок Слюда и полевой шпат глина

Слайд 7

Сравни свойства песка и глины Основные свойства Песок Глина Сыпучесть + - Вязкость - + Водопроницаемость + -

Слайд 8

Исследование: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины Изучим внешний вид песка и глины. Изучим строение песка и глины при помощи лупы. Проведем моделирование. Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

Слайд 9

Моделирование.

Слайд 10

Использование песка и глины Где они могут использоваться? Что можно получить из них?

Слайд 11

Песок и глину человек широко использует в народном хозяйстве Песок и глина используются в строительстве при очистке воды Изготовление кирпича Стекла керамической посуды облицовочной плитки черепицы

Слайд 12

Это интересно Скульптуры из песка

Слайд 13

Это интересно Город целиком построенный из глины

Слайд 14

Обширные пространства Земли покрыты песками Если мы полетим на самолете над пустынями, то увидим необъятные песчаные моря.

Слайд 15

Добыча песка и глины Песок и глина обычно залегают неглубоко, поэтому их добывают открытым способом в карьерах Человек должен думать о том, как добывать пользоваться полезными ископаемыми как можно дольше. Ведь залежи их в земле небезграничны.

Слайд 16

Полезные ископаемые Ростовской области

Слайд 17

Экологическая страничка Чтобы добыть песок и глину роют карьеры. Этим нарушают поверхность почвы Если экономно расходовать добытые полезные ископаемые, потребуется меньше новых карьеров и сохранится больше земель

Слайд 18

Рефлексия Я узнал … Я научился… Мне было трудно (легко)… Мне было интересно … Я узнал важное …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы работы на уроке окружающего мира в 3 классе Тема урока «Песок и глина» УМК «Перспективная начальная школа» Таран Светлана Алексеевна МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка Тел: 8-908-510-27-42

Слайд 2

Прием «Карта знаний» Воздух Полезные ископаемые Вода Горные породы -Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся? (Мы изучаем тему: горные породы, полезные ископаемые)

Слайд 3

Постановка проблемы исследования. Целеполагание . - Итак, что мы будем изучать? (песок и глину) - Что такое песок и глина? (горные породы). - Нужны ли человеку эти горные породы? - Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами) - Какую цель поставим на урок? Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

Слайд 4

Метод исследования Практическая работа «Свойства песка и глины» Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании. Опыт 1. Установление сыпучести. Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина. Опыт 2. Определение вязкости песка и глины. Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины. Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины. Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина

Слайд 5

Метод исследования Проблема: отличие свойств песка и глины. Предмет исследования : песок и глина. Задача: узнать, в чем причина отличий свойств песка и глины. Предположение: А) строение частиц Б) размер частиц В) расположение частиц.

Слайд 6

Метод исследования План исследования: 1.Изучим внешний вид песка и глины. 2.Изучим строение песка и глины при помощи лупы. (Работа по учебнику с.19-20- строение песка и глины). 3.Проведем моделирование. (Подберите схему к строению песка и глины) 4.Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

Слайд 7

Прием «Моделирование» Песок. Глина.

Слайд 8

Прием «Рефлексивные вопросы» Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока. *Что показалось вам сегодня трудным? *Что в изученном сегодня для вас самое главное? *Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? *Какие новые мысли, чувства у вас появились? *Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? *Были ли моменты недовольства собой? *Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста *Заметили ли вы свои успехи…?...

Слайд 9

«Организация домашнего задания» Цель: обучение приемам самостоятельной учебной деятельности; повышение познавательной деятельности за счет расширения информации. Приемы работы: *внимательно прочитать текст; *придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; *дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; *найти значения незнакомых слов в словаре;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на уроке окружающего мира по теме: "Про кошек и собак"

Тема «Про кошек и собак», так как эту тему можно было исследовать максимально широко.Задача: получить как можно больше сведений о кошках и собаках, их породах и назначениях и подготовить о них н...

Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.

Как Побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых техн...

Групповая форма работы на уроках окружающего мира.

Групповая форма работы на уроках окружающего мира....

Практические работы на уроках окружающего мира

содержание, методика проведения практических работ на уроках окружающего мира...

Презентация приема "Зигзаг" на уроках окружающего мира в начальной школе

Методическая ценность приема в самостоятельном изучении нового материала и взаимо обучении....

Интерактивные приемы, используемые на уроках окружающего мира для формирования естественнонаучной грамотности

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материалаПовышение познавательной мотивацииОбучение навыкам успешного общ...