Конспект общекультурного занятия для младших школьников "Лесные жители.Белка"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

Сокольцова Ирина Анатольевна

Знакомство с лесными жителями начинается у детей чуть ли не с пелёнок:зайчик-попрыгайчик.мишка косолапый и т.д.Но чем старше становятся дети.тем больше им хочется узнать,в том числе и о лесных жителях.Это занятие может проводится как  запланированный урок.а может проходить по внеурочной деятельности ,в группе продлённого дня.Так же в форме классного часа,в теме "экология и мы".Выбор за вами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_.lesnye_zhiteli.belka_.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   общекультурного  занятия для детей младшего

                                      школьного возраста

                                               (2 класс)

                                     "Лесные жители. Белка"

Ход занятия :Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:

Загадка про белку

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

 Скачет по лесу рыжий циркач.

 Вот на лету он шишку сорвал,

 Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).

Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.

А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек- побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

А у самой белки память короткая, поэтому она часто забывает, куда спрятала свои запасы. Тогда случается, что чужаки съедают беличьи запасы, и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»

Давайте немного поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Белка прыгала, скакала,

 (Дети растопыривают пальцы)

К зиме кладовки заполняла:

 (Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

Здесь – орешки, тут – грибочек

 Для сыночков и для дочек.

В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).

 Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.

Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена.

Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.

Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.

-А теперь, ребята, для вас некоторые наши ученики подготовили  интересные особенности жизни белки. Сейчас они вам всё расскажут.

(1-й ученик) :Белки — существа лесные, они имеют удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Белка является источником ценного меха. 

(2-й ученик):Одной из широко известных отличительных особенностей многих белок является их способность запасать на зиму орехи. Некоторые виды белок закапывают их в землю, другие - прячут в дуплах деревьев. Как считают учёные, плохая память некоторых видов белок, особенно серой, помогает сохранять леса, так как они закапывают орехи в землю и забывают про них, а из проросших семян появляются новые деревья. Так белки помогают природе не погибнуть.

(3-й ученик):Белки не способны усваивать клетчатку, и поэтому в основном питаются растительностью, богатой белками, углеводами и жирами. Хуже всего белкам весной, ведь зарытые семена уже прорастают, а новых нет. Тогда белки кушают почки деревьев. Вообще-то ,немногие знают, что белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зелёной растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже небольших птиц, млекопитающих и лягушек. Очень часто эта пища заменяет белкам орехи в тропических странах.

(4-й ученик):Но иногда белки считаются вредителями, так как могут грызть всё что можно и нельзя; их зубы всегда острые и постепенно стачиваются.

(5-й ученик):Белок можно приручить для кормления с рук. Они привыкли всё лишнее прятать про запас. Поэтому  они будут брать у вас столько, сколько вы будете предлагать. Если человек начинает прикармливать белку, она вернётся к нему через день за новой порцией. Белки, живущие в парках и садах в черте города, давно усвоили, что человек является источником продовольствия.

Ай да молодцы! Какой удивительно интересный рассказ вы все вместе нам приготовили. Теперь мы о белках уже точно знаем много.

Остаётся только добавить, что сейчас эти забавные зверьки украшают наши парки, становясь все более ручными. Последнее время белок начали содержать в домах, уж очень привлекательно выглядят эти зверьки, да и в быту они довольно-таки неприхотливы.

На этом наше занятие, посвящённое  одному из лесных жителей ,обитающих в наших краях, закончено.Спасибо всем за внимание и активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в младшей группе "Путешествие в игрушечный город"

Цели: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора. Задачи:Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать желание познавать но...

Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

Формирование коммуникативной и общекультурной компетенций младшего школьника на основе краеведения

В работе представлен опыт учителя по формированию коммуникативной и общекультурной компетенций младшего школьника на основе авторских рабочих тетрадей - "Ты и Имя твоё", "Ты в мире имён...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников на уроках изобразительного искусства

Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружени...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности "Младший хор начальной школы (третий год обучения)"

В работе с хором ставится важнейшая задача, это выявление одаренной личности, развитие её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка. Важно через хоровую деятельнос...