Слова с противоположным значением. Конспект занятия для младших школьников
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему

Конспект занятия для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_s_protivopolozhnym_znacheniem.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Слова с противоположным значением

Цели: формировать умение образовывать антонимы к данным частям речи,        

              упражнять в нахождении антонимов в тексте;

           совершенствовать навыки звукобуквенного анализа

              и орфографической зоркости,

              развивать активный словарь, слуховое и зрительное внимание,  

              зрительную  память, логическое мышление обучающихся;                  

           воспитывать интерес к занятиям, положительные черты характера.

  Оборудование: предметные картинки, звуковые схемы слов, карточки для работы у доски, индивидуальные карточки, рабочие тетради.

                                                   Ход занятия

I. Оргмомент

1. Приветственное слово логопеда.

2. Рассмотреть и сравнить картинки.

    (Мальчик – девочка, высокий – низкий, длинные – короткие, весёлый – грустная…)

3. Вы догадались, какова тема нашего занятия? ( Мы будем работать со словами, имеющими противоположные лексические значения).

II. Основная часть

  1. Звуко – буквенный анализ слова.

     В русском языке для таких слов есть специальное название - антонимы.

    - Произнесём это слово вместе.

    - Сколько слогов в слове антонимы?

    - На какой слог падает ударение?

 - Найдите «звуковую рубашку» слова антонимы ( На доске даны  звуковые схемы 3 слов). Докажите.

      Это слово пишется так, как мы его слышим. ( Записать в тетрадях дату и тему занятия).

2.  Разделите слова на 2 столбика.

     -А теперь у нас небольшой экзамен. Вам нужно прочитать в  «билетах» слова и  разделить их на 2 столбика: в первый столбик записать то, что хорошо, а во второй то, что плохо.  (Задание выполняется у доски и в тетрадях).    

     На «билетах» записаны слова парами:

     Трудиться – лениться, ссориться – мириться, плакать – смеяться, дружить –    

     враждовать, любить – ненавидеть, грустить – веселиться.

     Устно составьте предложения с этими словами.

  1. Физминутка (для пальчиков и для глаз)

3. Нахождение антонимов в текстах пословиц.

  - Прочитайте.

   Ученье – свет, а не ученье тьма.

  - Что это?  Найдите слова с противоположным смыслом. Чему  учит эта пословица?

   Аналогичная работа проводится с другими пословицами:

   Хитра ложь, да от правды  не уйдёшь. Труд кормит, а лень портит.

4. Развитие зрительной памяти и орфографической зоркости.

   Вспомнить содержание пословиц (по половинкам), указать орфограммы, записать   комментируя.

   Молодцы!

  1. Физминутка ( Мы проверили осанку и свели лопатки…)

5. Развитие слухового внимания.

  - Послушайте предложения. Правильно ли в них говорится? Если услышите ошибки,  исправьте их.

      Дерево низкое, а куст высокий. Камень лёгкий, а пух тяжелый. Работать тяжело, а  отдыхать легко. Отец пожилой, а сын молодой. Дедушка молодой, а внук старый.  Буратино грустный, а Пьеро весёлый.

6. Подбери антонимы к выделенным словам.

    Задание выполняется на индивидуальных карточках.

      Надо делать людям не зло, а ________ .  Добро помни, а зло ___________________ .

    Мы уважаем в людях ______________ , а презираем трусость. Маленькое дело  

     лучше ______________ безделья. Новых друзей наживай, а __________________ не

     теряй.   От радости старики молодеют, а от печали молодые __________________.

   Проверка выполнения задания.

7. А теперь отгадайте загадку:

   Не бываю без начала,

   Близкий родственник причала,

   Делу всякому венец,

   Называюсь я_______________.

III.Итог занятия

    Наше занятие подходит к концу.

  - Чему мы учились на занятии?

  - Как называются слова, которые имеют противоположное значение?

  - Вы сегодня работали очень хорошо.

Ы

Д

Ц

О

Л

О

М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с младшими школьниками "Как ты выглядишь?" (3 класс)

Цели: 1. дать понятие, что такое внешность, из чего она состоит;          2. воспитывать опрятность, аккуратность, чистоплотность;         3. развиват...

Конспект занятия для младших школьников с недостатками речевого развития "Одежда и обувь по сезону.

Занятие  имеет две направленности: общекультурное,спортивно-оздоровительное .Кроме того,оно носит развлекательный характер.т.к. присутствуют игры,загадки,презентация.Детям с речевыми проблемами з...

Конспект занятия для младших школьников "Настоящий верный друг"

Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие друзей означает, что ребёнок социально и эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, ...

Конспект занятия с младшими школьниками по теме "Как хорошо, что мы есть друг у друга"

Занятие способствует формированию целостного представления у младших школьников понятий "друг" "дружба"...

Конспект занятия для младших школьников

Занятие в объединении "Юный эколог", проведено 15 января( середина зимы"...

Конспект занятия для младших школьников "Я глазами других"

Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.Задачи:Дать возможность услышать оценку себя другими детьми и срав...

Конспект занятия с младшими школьниками "Ручная вышивка"

Рассматриваются различные техники ручной вышивки....