Конспект занятия с младшими школьниками по теме "Как хорошо, что мы есть друг у друга"
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему

Занятие способствует формированию целостного представления у младших школьников понятий "друг" "дружба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.docx454.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  занятия с младшими школьниками по теме  «Как хорошо, что мы есть друг у друга»

Цель:  способствовать формированию целостного представления у младших школьников  понятий  «друг», «дружба».

Задачи:

1. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования  учащихся через осознание качеств, важных в дружбе;

2. Дать  представления  о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

3. Способствовать формированию  нравственных качеств учащихся, умение дружить, беречь дружбу;

4. Способствовать воспитанию уважительного отношения   друг к  другу.

Материально – техническое обеспечение: мягкая игрушка;  текст сказки С. Козлова «Если меня совсем нет»;  материал для рисования: краски, ватман, кисть; клей, шаблон «лучики солнца»; напечатанные слова, обозначающие положительные и отрицательные качества человека;  ИКТ, газета, музыкальное сопровождение.

Личностые УУД:  умение давать оценку своей деятельности,  внутренняя позиция школьника.

Регулятивные УУД: уметь определять и формировать цель с помощью учителя,  контроль (сличение способа действия и результат), саморегуляция,  целеполагание.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения  существенных признаков, уметь проводить сравнение по заданным критериям,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации, умение договариваться, умение слушать, оформлять свои мысли.

Тип: психопрофилактическое

Методы: наглядный,  элементы поиска, словесные, рассуждение, элементы арт – терапии, игры.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная,  подгрупповая

Ожидаемый результат:                                                   

      - развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания

      - понимание значения нравственности, отношений между людьми в обществе.

Структура деятельности

 Этапы  занятия

                              Деятельность педагога

Деятельность учащихся              

1 Вводная часть.

1. Позитивный настрой.

2. Самоопределение к деятельности.

Приветствие! По кругу из рук в руки дети передают мягкую игрушку, называя свое имя и любимое занятие.

   1. Упражнение  «Помашите рукой…» (девочки;  мальчики;  те, кто любит кататься на коньках;  кто любит мороженое; те, у кого много друзей; те, кто с радостным настроение пришёл  сегодня в школу).

- Ребята, я прочитаю вам рассказ, а вы определите тему нашего с вами урока.

2. Чтение произведения «Если меня совсем нет» (Приложение)

- Вы правильно догадались, тема нашего урока посвящена дружбе, о том как хорошо, что мы есть друг у друга.

-   Друг, приятель, одноклассник. Неважно, главное есть с кем можно поговорить, поиграть, посмеяться, поделиться радостью. Ведь не каждый может найти себе друга.  Кто – то кому –то нравится, кто – то не нравится. Потому что все мы разные и очень важно научиться жить дружно, мирно со всеми. В жизни каждого бывают ссоры, но нужно научиться мириться и понимать друг друга.

Выполнение упражнений

Учащиеся  проходят за парты разделившись на подгруппы по  3 человека.

Ответы учащихся

2. Основная часть.

3. Актуализация знаний.

Физминутка

4.Включение в систему знаний.

- Ребята, есть много детских произведений о дружбе, назовите их? Давайте вместе вспомним эти произведения и их героев с помощью викторины.

   3. Викторина о дружбе.

1) Вспомним имя девочки,  которая на север  отправилась за другом к Снежной Королеве.  (Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)

2).Всем знаком этот герой,

     Удивительный такой,
    И известно всем вокруг,
    Он большой для Гены друг.    (Герой Э.Успенского Чебурашка).

3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.             (“Бременские музыканты”, братья Гримм)

4). “Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов.”      (А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).

5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он?         (Пудель Артемон)

6). Девочке Жене был подарен цветок с семью лепестками,исполняющие желание.Она встретила Витю, захотела с ним подружиться, на последний лепесток девочка Женя, загадала желание: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделай круг, лиш коснёшься ты земли, будь по моему вели:«Хочу, что бы Витя был здоров»  Как называется эта сказка?  

                                                               (В. Катаев “Цветик-семицветик”)

- А как выдумаете с чего начинается общение, дружба? (с улыбки). Если человек улыбается, он доброжелательный к тебе,  он желает тебе добра.

«Если весело живется, делай так.»

4. Дискуссия «Друг. Нужно ли уметь дружить?»

- Ребята, кого мы называем другом? (ответы детей). В  «Словаре русского языка» С.И.Ожегова «ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой», «Дружба – близкие отношения, основанные на общих интересах, взаимном доверии и поддержки». Как вы думаете,  нужно ли уметь дружить?  

5. Упражнение «Найди друга»

 - Посмотрите на доску,  рассмотрите картинки, с помощью карандаша  переместите  в левую часть доски те картинки, на которых изображён настоящий друг

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\Изображение 014.jpg    C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\Изображение 014.jpg   C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\Изображение 014.jpg     C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\Изображение 014.jpg  C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\Изображение 014.jpg C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\Изображение 014.jpg

7. Упражнение «Составь  пословицу» (работа на интерактивной доске)

- О дружбе существует много пословиц и поговорок.  На доске начало пословицы  я написала, а вы с помощью карандаша закончите её так, что б получился смысл.

 8. Работа в малых группах, рисование «Дружба».

  - Ребята, если  дружбу представить в виде разных растений, на что была б похожа дружба? (ответы детей: роза, ромашка и т.д).  Я предлагаю вам с помощью красок нарисовать растительный островок «дружбы»,  растение – это группа детей, а может быть класс ребят или целая страна.

Дети рисуют. Звучит музыка.

   - Что нужно, для того что б  растения росли и цвели (вода, тепло), а какие черты характера человека помогут цветам расти (добро, понимание) Это холодные или тёплые качества человека? Тёплые качества мы представим в виде солнца, но у него лучей.

  9. Работа в команде. У вас на парте лежат конверты, вы должны вместе прочитать слова обозначающие черты характера человека, и вместе выбрать те, которые,  по вашему мнению, характерны для настоящей дружбы. С  помощью клея выбранные слова дети приклеивают  как «лучики солнца».

   Дети зачитывают, выбранные ими черты характера, прикрепляют лучики солнца  на доску.

Ответы учащихся

Под музыку дети выполняют движения за педагогом.

Ответы детей.

Работа на интерактивной доской. Дети разделяют картинки, выделяя группу  с изображением «друга»

Работа на  интерактивной доске.

Ответы детей.

Работа в малых группах, совместное рисование.

Старшие ученики помогают.

Работа в малых группах. Самостоятельная работа. Дети выбирают положительные черты характера и приклеивают их в виде лучей солнца. Старшие ученики помогают.

3.Заключительная часть.

5. Обобщение знаний.

6. Рефлексия

Коммуникативная игра «Остров»

Перед  выполнением упражнения  ведущий расстилает на полу газету.

- Я  хочу предложить вам построить  островок  дружбы. Представьте себе, что  на острове  начался прилив. Для того чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким клочком земли для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде.

 Рефлексия.

- Выберите смайлика, соответствующего вашему настроению.

Дети выполняют упражнение, в соответствии с правилами.

Дети выбирают, приклеивают на «Лист настроения»


Приложение

Если меня совсем нет  (Сергей Козлов)

        Еще совсем немного — и загорятся звезды, и выплывет месяц и поплывет, покачиваясь, над тихими осенними полями. Потом месяц заглянет в лес, постоит немного, зацепившись за верхушку самой высокой елки, и тут его увидят Ёжик с Медвежонком.
— Гляди, — скажет Ёжик.
— Угу, — скажет Медвежонок. А месяц подымется еще выше и зальет своим холодным, тусклым светом всю землю.
Так было каждый вечер в эту ясную холодную осень. И каждый вечер Ёжик с Медвежонком собирались то у Ёжика, то у Медвежонка и о чем-нибудь говорили. Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
— Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть! Медвежонок кивнул.
— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— А ты где?
— А меня нет.
— Так не бывает, — сказал Медвежонок.
— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?
— Пойду к тебе.
— Куда?
— Как — куда? Домой. Приду и скажу: «Ну что ж ты не пришел, Ёжик?» А ты скажешь…
— Вот глупый! Что же я скажу, если меня нет?
— Если нет дома, значит, ты пошел ко мне. Прибегу домой. А-а, ты здесь! И начну…
— Что?
— Ругать!
— За что?
— Как за что? За то, что не сделал, как договорились.
— А как договорились?
— Откуда я знаю? Но ты должен быть или у меня, или у себя дома.
— Но меня же совсем нет. Понимаешь?
— Так вот же ты сидишь!
— Это я сейчас сижу, а если меня не будет совсем, где я буду?
— Или у меня, или у себя.
— Это, если я есть.
— Ну, да, — сказал Медвежонок.
— А если меня совсем нет?
— Тогда ты сидишь на реке и смотришь на месяц.
— И на реке нет.
— Тогда ты пошел куда-нибудь и еще не вернулся. Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду!
— Ты все уже обшарил, — сказал Ёжик. — И не нашел.
— Побегу в соседний лес!
— И там нет.
— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
— Нет меня. Нигде нет.
— Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Е-е-е-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-к!..» Вот.
— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?
— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?
— Нет, ты — есть; а вот меня — нет. Медвежонок замолчал и нахмурился.
— Ну, Медвежонок!.. Медвежонок не ответил. Он глядел, как месяц, поднявшись высоко над лесом, льет на них с Ёжиком свой холодный свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с младшими школьниками "Как ты выглядишь?" (3 класс)

Цели: 1. дать понятие, что такое внешность, из чего она состоит;          2. воспитывать опрятность, аккуратность, чистоплотность;         3. развиват...

Конспект занятия для младших школьников с недостатками речевого развития "Одежда и обувь по сезону.

Занятие  имеет две направленности: общекультурное,спортивно-оздоровительное .Кроме того,оно носит развлекательный характер.т.к. присутствуют игры,загадки,презентация.Детям с речевыми проблемами з...

Конспект занятия для младших школьников "Настоящий верный друг"

Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие друзей означает, что ребёнок социально и эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, ...

Конспект занятия для младших школьников

Занятие в объединении "Юный эколог", проведено 15 января( середина зимы"...

Конспект занятия для младших школьников "Я глазами других"

Цель: Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о самих себе, повышение социально-психологической компетентности.Задачи:Дать возможность услышать оценку себя другими детьми и срав...

Конспект занятия с младшими школьниками "Ручная вышивка"

Рассматриваются различные техники ручной вышивки....