Край родной
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Наша малая родина носит несколько названий: Владимирская область, город Петушки… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Актуальность программы заключается в том, что
во-первых, не разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города в начальной школе;
во-вторых, в соответствии с «Положением о региональной системе оценки качества образования во Владимирской области» проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся 4-х классов, в котором есть и вопросы по истории и краеведению Владимирской области для проверки уровня подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир».
Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
.
Задачи:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Владимирской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Владимирской области;
- приобщить учеников к богатой культуре Владимирской области.
Форма организации занятии –групповая:
- Беседы (желательно использовать презентацию);
- Экскурсии Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
- Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
- Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
- Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
- Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Историческое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Владимирской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Владимирской области, города;
- описывать достопримечательности города родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Владимирской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса..
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Владимирской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
2.Содержание программы
Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды края», «Люди нашего края».
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Наш город | 7 часов |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). | 14 часов |
3. | Мифы и легенды края | 6 часов |
4. | Люди нашего края | 5 часов |
5 | Итоговое занятие | 2часа |
Итого | 34 часа |
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Тема занятия | Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения |
Наш город (7ч) | |||
1 | 1. | Этапы становления города | Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильм. Работа в парах: вопросы по содержанию. |
2 | 2. | Путешествие по городу | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. |
3 | 3. | Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего города. |
4 | 4. | Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
5 | 5. | Музеи нашего города | Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) об одном из музеев нашего города.. |
6 | 6. | Улицы, названные в честь великих людей и великих событий | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города) |
7 | 7. | Памятные места нашего города. | Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах нашего города. (работа в группах) |
Наша область (14ч) | |||
8 | 1. | Границы Владимирской области. Причины ее образования | Фронтальная беседа о причинах образования Владимирской области. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. |
9 | 2. | Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой) |
10 | 3. | Население Владимирской области. Народности | Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?» (Приложение № 13) |
11 | 4. | Посещение музея | |
12 | 5. | Владимирская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Владимирской | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. |
13 | 6. | История заселения и освоения Земли Владимирской. Памятники древности | Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Владимирской, памятниках древности. Конкурс «Узнай город» |
14 | 7. | Экскурсия в музей | Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Дискуссия. |
15 | 8. | Рельеф. Наши равнинные территории | Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой, нахождение на физической карте равнинной территории. Работа с контурной картой. Найти отличие. |
16 | 9. | Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады | Формирование представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов. Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте . |
17 | 10. | Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края | Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой. |
18 | 11. | Растительность. Растительный мир лесов и болот | Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира лесов и болот. |
19 | 12. | Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов | Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса». |
20 | 13. | Животный мир. Лесные животные и животные болот. | Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику лесных и болотных жмвотных |
21 | 14. | Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира | Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах. |
Мифы и легенды Владимирского края(6ч) | |||
22 | 1. | Сказание о Петре и Февронии | |
23 | 2. | Сунгирь | Фронтальная беседа. . Дискуссия. |
24 | 3. | Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь древнего человека?») | Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме. Защита проекта. |
25 | 4. | Мифы нашего края | Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. |
26 | 5. | Мифы нашего края | Фронтальная беседа. Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия. |
27 | 6. | Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация). |
Люди нашего края (5ч) | |||
28 | 1. | Творчество писателей и поэтов Владимирского края | Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: «Поэты и писатели нашего края». |
29 | 2. | Заслуженные и известные артисты Владимирской области | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах Владимирской области |
30 | 3. | Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. | Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках Владимирской области |
31 | 4. | Экскурсия в музей | Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится наша область». |
32 | 5. | Трудовые династии строителей, врачей, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители | Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Владимирской |
Резервные занятия (2ч) | |||
33 | 1. | Научно – практическая конференция «Владимирская область – мой край родной» | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ. |
34 | 2. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором» | Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах .Защита проектов. |
- Перечень ключевых слов
Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения
Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.
Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);
Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.
История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое .
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. .
Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.
Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.
Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.
Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.
Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Процесс – последовательная смена состояний в развитии.
Разрез - открытая горная разработка.
Район - административно-территориальная единица большого города.
Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.
Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.
Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.
Приложения
Некоторые формы подведения итогов учета знаний, умений, которые должны быть сформированы у обучающихся:
Приложение № 1
Кроссворд «Наш край»
(3класс, урок 34, итоговое занятие)
1 2
б | с | 3 4 | 5 | ||
о | т | 6 | |||
7 г | е | ||||
о | к | ||||
л | л | ||||
ю | о | ||||
б | |||||
о | |||||
в | |||||
о | |||||
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Приложение №2
Викторина Почемучек
(2класс, урок 8, игра-викторина)
1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?
2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (3) Откуда произошло название?
4) Какая река говорит о себе только в первом лице?
5) Я река. Мой путь на север
Между скал и средь равнин,
Если Я на Т заменим,
Буду в море исполин.
Приложение №3
Викторина «История города Кемерово»
(1класс, урок 28, викторина «Почемучек»)
- Кто был первым поселенцем?
- Как назывался наш город раньше?
- Из представленных гербов выберите герб города и области.
- В каком году были построены первые каменные здания?
- Назовите улицы города, связанные с жителями города?
- Перечисли площади нашего города.
- В каком районе мы живем?
Приложение №4
Викторина «Люди нашего края»
(3класс, урок «Почетные граждане нашего города»)
- Назови почетных граждан нашего города.
- Назови имена гусевчан - защитников Родины.
- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города.
- Перечисли известные имена художников нашего города.
Приложение №5
Викторина «Страницы истории родного края»
(2 класс, 32урок, «Игра – викторина «Это было интересно»)
- Улица, на которой стоит памятник воинам, погибшим в годы ВОВ?
- В 19 году улица Пионерская была переименована в …?
- Он погиб при исполнении долга. Его именем названа улица…?
- Эта улица названа именем Героя Советского Союза
- Назовите улицы, носящие имена выдающихся людей нашей страны?
Ответы:. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина,Р.Люксембург, Мичурина, Ленина, , Чкалова,
Приложение №6
Игра «Крестики-нолики»
(1 класс, 19 урок, «Животный мир Владимирской области. Разнообразие животного мира»)
Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.
Вопросы-задания:
- Бабочка и осина – это объекты живой природы.
- Самый холодный осенний месяц – октябрь.
- Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
- Ежики запасают на зиму грибы и ягоды.
- Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
- Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
- В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
- На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
- Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают
- Деревья зимой не умирают, а спят
Перфокарта с правильными ответами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ 0 0 0 + 0 + 0 0 +
Приложение №7
Игра «Цветик - семицветик»
(2 класс, 26 урок, «Игра «Цветик - семицветик»)
Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе.
Вопросы:
- С чем связаны дожди в январе в нашем крае (с теплыми ветрами с Атлантического океана);
- Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц и почему (белка, весной ей не хватает растительного корма);
- Какая птица «хвостом лед разбивает» и почему (трясогузка, так как она прилетает во время вскрытия рек);
- Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листьев (карагач, осина, вяз, тополь, ива);
- Какие рыбы просыпаются весной после спячки (карась, линь, пескарь, карп, уклейка);
- Растет ли во Владимирской области подснежник (нет);
- В какую реку впадает главная река Владимирской области
- Какое широколиственное дерево осталось во Владимирской области с доледникового периода (липа);
- Самое большое озеро Владимирской области
- Самый маленький олень Владимирской (косуля).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кузбасс - мой край родной
Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...
Край родной
Презентация знакомит детей с красотами Краснодарсккого края. Эта маленькая частичка той красоты, которую можно увидеть побывав на Кубани....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
"Алтайский край-мой край родной".
Материал об Алтайском крае....
Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"
Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....
Край родной , родимый край.
Внеклассное мероприятие в начальной школе...
Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким
Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...