Край родной
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Баранчикова Елена Александровна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Наша малая родина носит несколько названий: Владимирская область, город Петушки… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

Актуальность  программы  заключается в том, что

   во-первых,  не разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города в начальной школе;

   во-вторых, в соответствии с «Положением о региональной системе оценки качества образования во Владимирской области» проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся 4-х классов, в котором есть и  вопросы по истории  и краеведению Владимирской области для проверки уровня подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир».

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Владимирской области, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

.

Задачи:

В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители в историко-культурное наследие региона; 
  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории  Владимирской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его.

В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Владимирской области;
  • приобщить учеников к богатой культуре Владимирской области.  

Форма организации занятии –групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);
  • Экскурсии Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции  (участие  обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «Историческое краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе  младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Владимирской  области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Владимирской области, города;
  • описывать достопримечательности города  родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Владимирской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса..

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,  готовить сообщения, использовать при работе над  историческим материалом атлас России, карту Владимирской области, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

                     

                 

 2.Содержание программы

Программа  содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды края», «Люди нашего края».

Название раздела

 Всего часов

  1.

Наш город

7 часов

  2.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

  3.

Мифы и легенды края

6 часов

  4.

Люди нашего края

5 часов

  5

Итоговое занятие

 2часа

                                                                              Итого

34 часа

 

№  занятия в учебном  году

№ урока в теме

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (7ч)

1

1.

Этапы становления города

Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильм. Работа в парах: вопросы по содержанию.

2

2.

Путешествие по городу

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой.

3

3.

Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего города.

4

4.

Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

5

5.

Музеи нашего города

Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) об одном из музеев  нашего города..

6

6.

Улицы,  названные в честь великих людей и великих событий

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах  названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города)

7

7.

Памятные места нашего города.

Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных  местах нашего города. (работа в группах)

Наша область (14ч)

8

1.

Границы Владимирской области. Причины ее образования

Фронтальная беседа о причинах образования Владимирской области.

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.

9

2.

 Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой)

10

3.

Население Владимирской области. Народности

Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?» (Приложение № 13)

11

4.

Посещение музея

12

5.

Владимирская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Владимирской

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

13

6.

История заселения и освоения Земли Владимирской. Памятники древности

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Владимирской, памятниках древности. Конкурс «Узнай город»

14

7.

Экскурсия в музей

Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.  Дискуссия.

15

8.

Рельеф.  Наши равнинные  территории

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой,  нахождение на физической карте  равнинной  территории. Работа с контурной картой. Найти отличие.

16

9.

Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады

Формирование  представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов.

Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте .

17

10.

Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой.

18

11.

Растительность. Растительный мир лесов и болот

Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира лесов и болот.

19

12.

Растительность. Растительный мир. Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов

Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса».

20

13.

Животный мир. Лесные животные и животные болот.

Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику лесных и болотных жмвотных

21

14.

Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.

Мифы и легенды Владимирского края(6ч)

22

1.

Сказание о Петре и Февронии

23

2.

Сунгирь

Фронтальная беседа.

. Дискуссия.

24

3.

Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь древнего человека?»)

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме.  Защита проекта.    

25

4.

Мифы нашего края

Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края.

26

5.

Мифы нашего края

Фронтальная беседа. Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия.

27

6.

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация).

Люди нашего края (5ч)

28

1.

Творчество писателей и поэтов Владимирского края

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: «Поэты и писатели нашего края».

29

2.

Заслуженные  и известные артисты Владимирской области

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных  и известных артистах Владимирской области

30

3.

Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных  и известных художниках Владимирской области

31

4.

Экскурсия в музей

Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Люди, которыми славится наша область».

32

5.

Трудовые династии строителей, врачей, учителей и др.  Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Владимирской

Резервные занятия (2ч)

33

1.

Научно – практическая конференция «Владимирская область – мой край родной»

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ.

34

2.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах .Защита проектов.

  1. Перечень ключевых слов

Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);

Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих  прошлое .

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. .

Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Факт -  имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.  

Приложения

Некоторые формы подведения итогов учета знаний, умений, которые должны быть сформированы  у  обучающихся:

Приложение № 1

Кроссворд «Наш край»

(3класс, урок 34, итоговое занятие)

  1        2

б

с

    3           4

    5        

о

т

    6

7 г

е

о

к

л

л

ю

о

б

о

в

о

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

Приложение №2

Викторина Почемучек

(2класс, урок 8, игра-викторина)

1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?

2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (3) Откуда произошло название?

4) Какая река говорит о себе только в первом лице?

5) Я река. Мой путь на север

     Между скал и средь равнин,

     Если Я на Т заменим,  

     Буду в море исполин.

Приложение №3

Викторина «История города Кемерово»

(1класс, урок 28, викторина «Почемучек»)

- Кто был первым поселенцем?

- Как назывался наш город раньше?

- Из представленных гербов выберите герб города и области.

- В каком году были построены первые каменные здания?

- Назовите улицы города, связанные с жителями города?

- Перечисли площади нашего города.

- В каком районе мы живем?

Приложение №4

Викторина «Люди нашего края»

(3класс, урок «Почетные граждане нашего города»)

- Назови почетных граждан нашего города.

- Назови имена гусевчан - защитников  Родины.

- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города.

- Перечисли известные  имена художников нашего города.

Приложение №5

Викторина «Страницы истории родного края»

(2 класс, 32урок,  «Игра – викторина «Это было интересно»)

  1. Улица, на которой стоит памятник воинам, погибшим в годы ВОВ?
  2. В 19  году улица Пионерская была переименована в …?
  3. Он погиб при исполнении долга. Его именем названа улица…?
  4. Эта улица названа именем Героя Советского Союза
  5. Назовите  улицы, носящие имена выдающихся людей нашей страны?

Ответы:. Кирова, Дзержинского, Орджоникидзе, Островского, Калинина,Р.Люксембург, Мичурина,  Ленина, , Чкалова,

Приложение №6

Игра «Крестики-нолики»  

(1 класс, 19 урок,  «Животный мир Владимирской области. Разнообразие животного мира»)

Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.

Вопросы-задания:

  1. Бабочка и осина – это объекты живой природы.
  2. Самый холодный осенний месяц – октябрь.
  3. Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
  4. Ежики запасают на зиму грибы и ягоды.
  5. Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
  6. Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
  7. В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
  8. На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
  9. Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают
  10.   Деревья зимой не умирают, а спят

Перфокарта с правильными ответами:

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

+        0        0         0        +        0        +        0        0        +

Приложение №7

Игра «Цветик - семицветик»

(2 класс, 26 урок,  «Игра «Цветик - семицветик»)

Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе.

Вопросы:

  • С чем связаны дожди в январе в нашем крае (с теплыми ветрами с Атлантического океана);
  • Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц и почему (белка, весной ей не хватает растительного корма);
  • Какая птица «хвостом лед разбивает» и почему (трясогузка, так как она прилетает во время вскрытия рек);
  • Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листьев (карагач, осина, вяз, тополь, ива);
  • Какие рыбы просыпаются весной после спячки (карась, линь, пескарь, карп, уклейка);
  • Растет ли во Владимирской области подснежник (нет);
  • В какую реку впадает главная река Владимирской области
  • Какое широколиственное дерево осталось во Владимирской области с доледникового периода (липа);
  • Самое большое озеро Владимирской области
  • Самый маленький олень Владимирской (косуля).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс - мой край родной

Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...

Край родной

Презентация знакомит детей с красотами Краснодарсккого края. Эта маленькая частичка той красоты, которую можно увидеть побывав на Кубани....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

"Алтайский край-мой край родной".

Материал  об Алтайском крае....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Край родной , родимый край.

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким

Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...