Проектная задача
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Тыпхеева Туяна Ивановна

Проектная задача по теме "Исследование острова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследование острова57.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача

 Название проектной задачи: «Исследование острова».

 Предмет:         Русский язык, окружающий мир.

 Класс:        2 класс

 Тип задачи:  Межпредметная

Цель: Исследовать географию, растения, животных острова на основе известных способов.

 Задачи:  

 1.Обучение младших школьников совместному решению задач.            Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

  1. Развивать связную речь, умение правильно, точно формулировать и уместно выражать свои мысли; продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
  2. Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, навыков учебного сотрудничества.
  3. Воспитывать культуру коллективного труда.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача        

 Русский язык: Учащиеся на этом этапе закрепляют знания по теме «Окончание – значимая часть слова»  работа  окончания,  его  функции  в языке. Умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения.

Окружающий мир:  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире,  умение работать с источниками информации и выделять нужную информацию,  умение ориентироваться на физической карте полушарий, умение описывать географическое положение и климатические условия.

Планируемый педагогический результат:        

 1.Усвоение учащимися  предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

2.  Еще один шаг на пути к формированию у учащихся навыков работы во взаимодействии: (распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться).

 2. При решении этой задачи провоцируем каждого ученика реально оценить свои знания и умения по теме и вовремя усовершенствовать их: обратиться с вопросом к однокласснику, явиться на консультацию  к учителю, воспользоваться помощником, выполнить дополнительные задания самостоятельной работы, уже имеющейся в арсенале ученика, и пр.

 Способ и формат оценивания   результатов работы:        

 В процессе решения задачи оценивается:

1.Владение учащимися необходимым предметным материалом, умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом.

2. Умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы нужный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями.

3. Умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи.

Наблюдение за взаимодействием учащихся при работе в группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

        Учащимся предлагается исследовать остров и сделать отчёт исследования в виде  иллюстрированного материала.

Результат проектной задачи: отчёт научной экспедиции в виде иллюстрированного материала.

Описание проектной задачи:

Телевизионная программа  «Вести»: «Недавно с искусственного спутника Земли была сделана фотография острова в  Тихом океане. По предположению учёных, этот остров необитаемый.

Для исследования этого острова к его берегам  отправлена научная экспедиция, в состав которой должны войти учёные: географы, лингвисты, ботаники и  зоологи.

Ребята, я предлагаю вам  отправиться в экспедицию для исследования острова в Тихом океане. Что такое исследование? Для чего нужно исследовать остров?

 Для начала составим план исследования острова.  

                                    План:

  1. Изучаем географическое положение, природные условия, рельеф острова (географы)
  2. Особенности языка  (лингвисты).
  3. Животных (зоологи).
  4. Изучаем растения  (ботаники).

На горизонте появился остров. Мы подплываем к острову. И что же мы видим? Остров оказался обитаемым! Мы видим множество туземцев, собравшихся на берегу. Похоже, что это представители каких-то полудиких племен. Дело в том, что туземцы ведут себя несколько недружелюбно. Они кричат, топают ногами и размахивают копьями и луками. Никто из членов экспедиции пока не решается познакомиться с ними поближе. Но что это? Туземцы вооружились луками и стрелами. Они натягивают тетиву луков, стрелы летят в сторону нашего корабля  и втыкаются прямо в борт! К стрелам прикреплены какие-то свертки.  Это письма! Письма требуют срочного и тщательного анализа учёных.

Какая задача стоит перед нами на уроке? ( описать животных, растения острова, его географическое положение, рельеф, климат, а также выяснить особенности языка островитян).

Что ж, дорогие друзья, как видите, от вас зависит судьба научной экспедиции. Кроме того, это очень интересно — изучать другие языки,  знакомиться с новыми людьми и делать открытия.

 Задания с комментариями

 1 группа – лингвисты (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).  

             

                 

             

                         

        

Задание 1. Внимательно прочитайте  сообщение островитян и укажите особенность   туземского языка.

                                Привет из племени Прум-там!

 В наш племени  жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У нас сам уютн дом. В наш племени очень весел праздник и вкусн ед. Откуда вы приехал и для чего? Расскаж нам о своей стран,  о себ.

 Комментарий к заданию 1

Исследуя диалект туземцев, на котором написан текст письма, дети устанавливают, что лексическая сторона языка соответствует русскому, а формы слов особые в них нет окончаний, а значит, и грамматических значений.

Задание 2. Переведите на русский  язык данное сообщение.

Задание 3. Составьте и напечатайте на компьютере ответ для иноземцев на их языке. Распечатайте текст ответа.

Задание 4.  Нарисуйте  рисунки к тексту.

Комментарий к заданию 3

 Для того чтобы составить текст на языке островитян, детям придется держать жесткие рамки (полное отсутствие словоформ). Это достаточно сложно выполнить русскому человеку, который, не задумываясь, согласовывает слова в высказывании. Однако в команде, подстраховывая, и поддерживая друг друга, дети в состоянии выполнить задание. 

2  группа – географы (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).  

           

                 

             

                                         

Задание 1.  Соедините между собой фрагменты карты  так, чтобы в результате получилась единая  карта  острова. Приклейте получившуюся карту на лист бумаги.

Задание 2.  Из нескольких текстов найдите тот, в котором описано географическое положение данного острова.

Географическое положение.

Этот  остров в Тихом океане, 2-й по величине в мире после Гренландии, площадью 829 тыс. км. Остров находится в 150 км к северу от Австралии. Берега острова сильно изрезаны, особенно в западной и восточной частях. Южное побережье острова плоское, песчаное.

 Рельеф острова разнообразен. Через центральную часть острова, с запада на восток, тянутся высокие горы. В северной части острова есть активные вулканы. Южная часть острова представляет собой тропические леса «джунгли», а также широкие равнины и низменности, пересеченные  многочисленными реками.

Самый крупнейший о-в на Земле, между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Более 80% территории покрыто льдами (толщина щита до 4300 м), в прибрежных водах — айсберги. Берега изрезаны фьордами. Климат арктический и субарктический, на берегу — морской, в центре — континентальный. Один из полюсов холода северного  полушария (-70 °С). Для поселений пригодны только прибрежные районы. Общая площадь свободных ото льда земель оценивается в 410,4 тыс. кв. км. Ледниковый покров постепенно понижается по направлению к побережьям, где у концов выводных ледников происходит отел айсбергов. Климат прибрежных районов Гренландии изменчив. Он наиболее мягкий на юго-западном побережье. Летом иногда температура бывает чуть выше 21° С, но нередко даже в разгар лета температуры держатся около 0° С. Самые низкие температуры на восточном побережье до 30 градусов. На юго-западном побережье острова выпадает довольно много осадков. Летом на побережье часто бывают туманы.

Этот остров омывается водами Индийского океана и располагается около восточного побережья Южной Африки, отделённый от неё Мозамбикским проливом. Высшей точкой является потухший вулкан Марумукутру (2876 м), который находится в горном массиве Царатанана, в северной части острова. Центральную часть острова занимает высокогорное плато Анджафи, полого спускающееся на запад и круто обрывающееся к низменностям восточного побережья. Вода легко просачивается через почву, образуя подземные воды, текущие в сторону океана. Так как воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища. 

Задание 3. В сети интернет найдите информацию о климате острова Новая Гвинея.

Задание 4. Наклейте остров на ватман и устно расскажите о нем.

3 группа – ботаники (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).             

                 

             

                                         

Задание 1. Прочитайте текст, выберите только те растения, которые растут на этом острове, лишние растения зачеркните.

Растительный мир острова представлен более 11 000 видов, среди которых 2 500 видов уникальных орхидей и 1 200 деревьев. В южной части  острова можно встретить тропические леса «джунгли», обширные заболоченные участки, саванны и крупнейшие в мире мангровые леса  и редкостойные леса из эвкалиптов и акаций. Вдоль берегов острова растут рощи саговых пальм, заросли дикого сахарного тростника. Горные районы обычно заняты лугами и разнотравьем. На острове  есть также плантации и огороды. Растут кокосовые пальмы, бананы, манго, маракуйя, ананасы,  сахарный тростник, дынное дерево, клубнеплоды — таро, ямс, батат, маниока и другие культуры. Лиственница сибирская – хвойное, мощное дерево до 40 м. высотой. Выше 1000—2000 м леса становятся более однообразными по составу, в них начинают преобладать хвойные породы, особенно араукарии. Эти деревья имеют хозяйственное значение: их древесина — ценный строительный материал. Одно из самых высоких деревьев в мире растет на этом острове. Это сосна Клинки из семейства аураукариевых. Известен экземпляр высотой 89 метров. Клён – это дерево до 30 м. высотой, с плотной кроной. В межгорных котловинах, где климат суше, распространена травянистая растительность, возникшая на месте лесов главным образом в результате пожаров. В этой стране растут ели, дубы, сосны, берёзы. Травянистая растительность крайне скудная.  Груша русская чаще всего небольшое дерево высотой от 5до 15 метро, с густым ветвлением.

Задание 2. Найдите  рисунки некоторых растений, которые растут на этом острове и  подпишите их названия.

Задание 3. В сети интернет найдите более подробную  информацию о дереве Араукария и подготовьте рассказ об этом растении.

Задание 3. Подготовьте устный рассказ о растениях этого острова.

Задание 4. Приклейте растения на карту острова и защитите свою работу.

4 группа – зоологи (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).             

                 

                                                       

Задание 1.  Расшифруйте  названия животных.

 Хидена -         Кодилкро -

Рукенгу -                                                 Парехаче -              

 Коутнос -                                               Кускус -

Задание 2.Найдите рисунки этих животных и тексты с их описанием, подпишите названия Животных.

1.Это сумчатое животное  хорошо лазает по деревьям. Длинные пальцы на передних ногах позволяют ему  держаться за ветки и хватать плоды. Его ещё называют древесным …... Это животное обитает обычно в горных лесах. Большую часть времени они проводят на деревьях и спускаются с них иногда за едой. Кстати, спускаются они  иногда очень быстро – при помощи падения. Могут упасть и с высоты в 18 метров без особого для себя вреда.  Питаются они тем, что дают деревья – листьями, плодами, мхами.  По веткам они      скачут – как пружины. Длина прыжка достигает 9 метров.

2.Крупное (длиной до 3-4 метров) пресмыкающееся. Преимущественное место обитания – равнинные реки. Молодые животные кормятся насекомыми и мелкими ракообразными, а взрослые поедают самых разных животных. Длина взрослого животного достигает шести метров, а вес приближается к тонне. Он в мгновение ока погружается под воду на несколько метров и мигом справится с такой крупной добычей, как буйвол

3.Этот  небольшой зверек, около 60 см длиной, покрытый густой бурой шерстью, с перепонками на лапах и утиным клювом. Он живет в норах по берегам рек. Это водоплавающее млекопитающее. Самка откладывает  два яйца. Малыши, вылупившись из яиц, питаются молоком матери. Зверёк питается мелкими животными — моллюсками и рачками.

4. Этих  пресмыкающихся можно безошибочно отличить от других животных по наличию панциря. Спереди и сзади панцирь имеет отверстия, через которые животное выдвигает свои конечности. Сухопутные черепахи питаются в основном растительной пищей, а пресноводные, наоборот, в большинстве своём хищники. Они поедают различных моллюсков, членистоногих, рыб и других позвоночных. Среди морских черепах есть и хищные, и растительноядные, и всеядные вид

6. Это животное относится к роду сумчатых, семейства Поссумы. Они селятся в лесах и кустарниковых зарослях, при этом нечасто спускаясь на землю. Длина тела составляет от 24 до 65 сантиметров, а длина хвоста - от 24 до 60 сантиметров, вес доходит до от 1 до 7 килограммов. Мех густой и пушистый, он может оказаться белым, рыжим или даже чёрным. Их морда короткая, уши мелкие и практически незаметные, а длинный хвост наполовину покрыт жёсткими чешуйками, т.к. он хватается им за ветви. Благодаря цепкому хвосту и 2-м крупным пальцам на любой руке они отлично адаптировались к собственной среде обитания – влажным тропическим лесам. Целый день они спят в дуплах деревьев, а ночью неспешно лазают по деревьям в поисках пищи.  Они питаются плодами и листьями, время от времени разбавляя

Задание 3. В сети интернет найдите недостающую информацию о животном Кускус. Приготовьте устный  рассказ об этом животном.

Задание 4.В энциклопедиях найдите информацию о ехидне. Подготовьтесь к защите работы

Публичная защита «продуктов» своей работы.

Оценка работы каждой группы.

Самооценка каждого ученика в анкете.

                   

 Экспертный лист для оценки работы группы  

ФИО эксперта ____________________________________   № группы _____

Вопросы

Ответы

Была ли сформулирована учащимися задача в группе?

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?

Опишите подробнее.

Как учащиеся планировали работу в группе

(приступили к решению все вместе; распределили задания и т.д.). Опишите подробнее.

Был ли осуществлен перенос способов действий в новую ситуацию? Опишите подробнее.

Был ли в группе лидер?

Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)?

Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)?

Как была организована работа на завершающем этапе (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)?

                                        

                                     

                           

                                Анкета

Поставь отметки в оценочных шкалах

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при  решении задачи).

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

5.Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе?

                      ДА                 НЕТ

  Почему? __________________________________

                                Анкета

Поставь отметки в оценочных шкалах

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при  решении задачи).

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

  1.   2   3   4   5   6   7   8   9   10

5.Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе?

                      ДА                 НЕТ

  Почему? __________________________________

1 группа – лингвисты (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).  

             

                 

             

                         

        

Задание 1. Внимательно прочитайте  сообщение островитян и укажите особенность   туземского языка.

                                Привет из племени Прум-там!

 В наш племени  жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У нас сам уютн дом. В наш племени очень весел праздник и вкусн ед. Откуда вы приехал и для чего? Расскаж нам о своей стран,  о себ.

 Задание 2. Переведите на русский  язык данное сообщение.

Задание 3. Составьте и напечатайте на компьютере ответ для иноземцев на их языке. Распечатайте текст ответа.  

Задание 4.Нарисуйте  рисунки к тексту.

2  группа – географы (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).  

           

                 

             

                                         

Задание 1.  Соедините между собой фрагменты карты  так, чтобы в результате получилась единая  карта  острова. Приклейте получившуюся карту на лист бумаги.

Задание 2.  Из нескольких текстов найдите тот, в котором описано географическое положение данного острова.

Географическое положение.

Этот  остров в Тихом океане, 2-й по величине в мире после Гренландии, площадью 829 тыс. км. Остров находится в 150 км к северу от Австралии.

Берега острова сильно изрезаны, особенно в западной и восточной частях. Южное побережье острова плоское, песчаное. Северное побережье высокое, местами обрывистое.

Рельеф острова разнообразен. Через центральную часть острова, с запада на восток, тянутся высокие горы. Южная часть острова представляет собой тропические леса «джунгли», а также широкие равнины и низменности, пересеченные  многочисленными реками.

Самый крупнейший о-в на Земле, между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Более 80% территории покрыто льдами.  Климат арктический и субарктический, на берегу — морской, в центре — континентальный. Один из полюсов холода северного  полушария (-70 °С). Для поселений пригодны только прибрежные районы. Общая площадь свободных ото льда земель оценивается в 410,4 тыс. кв. км. Ледниковый покров постепенно понижается по направлению к побережьям, где у концов выводных ледников происходит отел айсбергов. Климат прибрежных районов Гренландии изменчив. Он наиболее мягкий на юго-западном побережье. Летом иногда температура бывает чуть выше 21° С, но нередко даже в разгар лета температуры держатся около 0° С. Самые низкие температуры на восточном побережье до 30 градусов. На юго-западном побережье острова выпадает довольно много осадков. Летом на побережье часто бывают туманы.

Этот остров омывается водами Индийского океана и располагается около восточного побережья Южной Африки, отделённый от неё Мозамбикским проливом. Высшей точкой является потухший вулкан Марумукутру (2876 м), который находится в горном массиве Царатанана, в северной части острова. Центральную часть острова занимает высокогорное плато Анджафи, полого спускающееся на запад и круто обрывающееся к низменностям восточного побережья. Вода легко просачивается через почву, образуя подземные воды, текущие в сторону океана. Так как воды на острове не так много, то местные жители в прошлом повсеместно сооружали колодцы и маленькие водохранилища. 

Задание 3. В сети интернет найдите информацию о климате острова Новая Гвинея

Задание 4. Наклейте остров на ватман и устно расскажите о нем.

3 группа – ботаники (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).             

                 

             

                                         

Задание 1. Прочитайте текст, выберите только те растения, которые растут на этом острове, лишние растения зачеркните.

Растительный мир острова представлен более 11 000 видов, среди которых 2 500 видов уникальных орхидей и 1 200 деревьев. В южной части  острова можно встретить тропические леса «джунгли», обширные заболоченные участки, саванны и крупнейшие в мире мангровые леса  и редкостойные леса из эвкалиптов и акаций. Вдоль берегов острова растут рощи саговых пальм, заросли дикого сахарного тростника. Горные районы обычно заняты лугами и разнотравьем. На острове  есть также плантации и огороды. Растут кокосовые пальмы, бананы, манго, маракуйя, ананасы,  сахарный тростник, дынное дерево, клубнеплоды — таро, ямс, батат, маниока и другие культуры. Лиственница сибирская – хвойное, мощное дерево до 40 м. высотой. Выше 1000—2000 м леса становятся более однообразными по составу, в них начинают преобладать хвойные породы, особенно араукарии. Эти деревья имеют хозяйственное значение: их древесина — ценный строительный материал. Одно из самых высоких деревьев в мире растет на этом острове. Это сосна Клинки из семейства аураукариевых. Известен экземпляр высотой 89 метров. Клён – это дерево до 30 м. высотой, с плотной кроной.  В этой стране растут ели, дубы, сосны, берёзыГруша русская чаще всего небольшое дерево высотой от 5до 15 метро, с густым ветвлением.

Задание 2. Найдите  рисунки  растений, которые растут на этом острове и  подпишите их названия.

Задание 3. В сети интернет найдите более подробную  информацию о дереве Араукария и подготовьте рассказ об этом растении.

Задание 3. Подготовьте устный рассказ о растениях этого острова.

Задание 4. Приклейте растения на карту острова и защитите свою работу.

4 группа – зоологи (распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей).  

           

                 

             

                                         

Задание 1.  Расшифруйте  названия животных.

 Хидена -         Кодилкро -

Рукенгу -                                                 Парехаче -              

 Коутнос -                                               Кускус -

Задание 2.Найдите рисунки этих животных и тексты с их описанием, подпишите названия животных.

1.Это сумчатое животное  хорошо лазает по деревьям. Длинные пальцы на передних ногах позволяют ему  держаться за ветки и хватать плоды. Его ещё называют древесным …... Это животное обитает обычно в горных лесах. Большую часть времени они проводят на деревьях и спускаются с них иногда за едой. Кстати, спускаются они  иногда очень быстро – при помощи падения. Могут упасть и с высоты в 18 метров без особого для себя вреда.  Питаются они тем, что дают деревья – листьями, плодами, мхами.  По веткам они      скачут – как пружины. Длина прыжка достигает 9 метров.

2.Крупное (длиной до 3-4 метров) пресмыкающееся. Преимущественное место обитания – равнинные реки. Молодые животные кормятся насекомыми и мелкими ракообразными, а взрослые поедают самых разных животных. Длина взрослого животного достигает шести метров, а вес приближается к тонне. Он в мгновение ока погружается под воду на несколько метров и мигом справится с такой крупной добычей, как буйвол.

3.Этот  небольшой зверек, около 60 см длиной, покрытый густой бурой шерстью, с перепонками на лапах и утиным клювом. Он живет в норах по берегам рек. Это водоплавающее млекопитающее. Самка откладывает  два яйца. Малыши, вылупившись из яиц, питаются молоком матери. Зверёк питается мелкими животными — моллюсками и рачками.

4. Этих  пресмыкающихся можно безошибочно отличить от других животных по наличию панциря. Спереди и сзади панцирь имеет отверстия, через которые животное выдвигает свои конечности. Сухопутные черепахи питаются в основном растительной пищей, а пресноводные, наоборот, в большинстве своём хищники. Они поедают различных моллюсков, членистоногих, рыб и других позвоночных. Среди морских черепах есть и хищные,  и растительноядные, и всеядные вид

Задание 3. В сети интернет найдите недостающую информацию о животном Кускус. Приготовьте устный  рассказ об этом животном.

Задание 4. В энциклопедиях найди информацию о ехидне. Подготовьтесь к защите работы.

Самоанализ урока

Данный урок – это урок решения проектной задачи «Исследование острова».  Тип задачи: С точки зрения предмета, рефлексивная,  а в педагогическом плане обучающая.

Цель: Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной ситуации), требующей их совмещения.

Задачи:  

1.Обучение младших школьников совместному решению задач.          Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

  1. Развивать связную речь, умение правильно, точно формулировать и уместно выражать свои мысли; продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
  2. Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, навыков учебного сотрудничества.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача        

 Русский язык: Учащиеся на этом этапе закрепляют знания по теме «Окончание – значимая часть слова»  работа  окончания,  его  функции  в языке. Умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения.

Окружающий мир:  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся о животном и растительном мире,  умение работать с источниками информации и выделять нужную информацию,  умение ориентироваться на физической карте полушарий, умение описывать географическое положение и климатические условия.

Планируемый педагогический результат:        

 1.Усвоение учащимися  предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

2.  Еще один шаг на пути к формированию у учащихся навыков работы во взаимодействии: (распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться).

 2. При решении этой задачи провоцируем каждого ученика реально оценить свои знания и умения по теме и вовремя усовершенствовать их: обратиться с вопросом к однокласснику, явиться на консультацию  к учителю, воспользоваться помощником, выполнить дополнительные задания самостоятельной работы, уже имеющейся в арсенале ученика, и пр.

 Способ и формат оценивания   результатов работы:        

 В процессе решения задачи оценивается:

1.Владение учащимися необходимым предметным материалом, умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом.

2. Умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы нужный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями.

3. Умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи.

Наблюдение за взаимодействием учащихся при работе в группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

        Учащимся предлагается исследовать остров отправившись в научную экспедицию и приготовить отчёт.

Результат проектной задачи: иллюстрированный материал для отчёта научной экспедиции.

На первом, вводно – мотивационном этапе прослушав новости передачи «Вести», подвела детей к тому, что они в роли учёных отправляются исследовать  незнакомый остров. Для этого выяснили, по какому плану пройдёт исследование, т.е. составили алгоритм работы. Затем дети сформулировали учебную задачу на урок. Дети выясняют, что остров оказался обитаемым и,  получив письма от туземцев, приступили к выполнению заданий. Как вы поняли, задания для каждой группы были разные. Кроме 1 и 4 задания.

1 задание. Распределили  работу  внутри группы, предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого ученика (коллективно – распределённая деятельность). Выбор способов деятельности.

2 задание: При выполнении 2, 3 заданий группы работали с текстами, зашумленными лишней информацией, для того чтобы выбрать нужную.

 При выполнении следующего задания дети каждой группы добывали информацию из разных источников: интернет, энциклопедии.

Подбор учебного материала  содержит проблемность, дополнительные источники информации, что позволило ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания.

Этапы урока старалась организовать в соответствии с целью урока.

Выполняя последнее задание,  все группы объединились для создания общего «продукта» карты острова Новая Гвинея с его обитателями флоры и фауны, в который вложен труд каждого ученика. Затем они защитили свою работу. Это действие является кульминацией проектной задачи  и принесло  моральное удовлетворение всем участникам. Оценили работу каждой группы в устной форме, а свою деятельность в анкетах. Также была проведена и внешняя оценка работы групп экспертами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...