«Современный урок по «УМК «Байкальский сундучок»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Современный урок по «УМК «Байкальский сундучок»

 

Тема: Уникальные свойства  Байкальской воды.

Цели:

 

  • Продолжить знакомство детей с особенностями Байкальской воды.
  • Активизировать познавательную деятельность младших школьников.
  • Развивать исследовательские и творческие способностей учеников, ум, смекалку, фантазию, воображение, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой.
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Формируемые УУД: познавательные – извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала, личностные – вести себя экологически грамотно в окружающей среде.

Условия, необходимые для проведения урока:

1.      Электронное приложение «Байкальский сундучок»

2.      Мультимедийное компьютерное оборудование.

3.      Оборудование для проведения экспериментов (указано в содержание урока).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                                «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

                          «Современный урок по «УМК «Байкальский сундучок»

                                   

                                   Тема: Уникальные свойства Байкальской воды

                                                  Гаськова Валентина Ивановна

                                                     Учитель начальных классов

                                                               1 категория

 «Современный урок по «УМК «Байкальский сундучок»

Тема: Уникальные свойства  Байкальской воды.

Цели:

  • Продолжить знакомство детей с особенностями Байкальской воды.
  • Активизировать познавательную деятельность младших школьников.
  • Развивать исследовательские и творческие способностей учеников, ум, смекалку, фантазию, воображение, умение общаться друг с другом, держаться перед публикой.
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Формируемые УУД: познавательные – извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала, личностные – вести себя экологически грамотно в окружающей среде.

Условия, необходимые для проведения урока:

  1. Электронное приложение «Байкальский сундучок»
  2. Мультимедийное компьютерное оборудование.
  3. Оборудование для проведения экспериментов (указано в содержание урока).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Актуализация знаний.

 Вводная беседа

Постановка целей и задач.

Построение плана проектной деятельности

Проектная деятельность групп

Постановка проблемы

Физминутка

Итог урока.

Составление проекта

Рефлекия

Жидкость без цвета и запаха, которую мы пьем, чтобы утолить жажду —   это вода.

Чем удивительна вода?

В каких состояниях она может находиться?

- Сегодня мы поговорим о чудесах Байкальской воды

Зелёная вода в высоких берегах,

И берега вокруг, подёрнутые мглою.

Вершины тёмных гор виднеются в снегах

И грозно высятся над чистою водою.

Какой кругом простор! Какая ширина!

Как воздух чист и свеж! Как озеро спокойно!

Какая мёртвая, холодная весна!

Как дышится легко! Как сердце бьётся стройно!

Святое море спит… воды зеркальна гладь,

Местами только лёд покоится на водах,

Не может сразу взор картины всей обнять.

И даль теряется вдали на неба сводах.

А ветер на горах порывисто гудит,

Тоскливый шум его в ущельях замирает,

В прозрачном воздухе святое море спит,

При свете северном гладь озера сверкает.

Игорь Северянин слайд

   Юные друзья! Я предлагаю вам мысленно окунуться в толщи байкальской воды и узнать, какими же чудесами она обладает.

Для этого мы с вами побываем в роли исследователей

Каковы цели исследования?

Задачи исследования:

Методы исследования: описание, метод наблюдения, эксперимент.

Цель экспериментов:

1)Изучить свойства байкальской  воды.

2) На основании полученных результатов сделать выводы.

Какой вывод вы можете сделать, проведя свой эксперимент?

В байкальской воде много кислорода, который, как вы знаете, является основой жизни

для живых организмов. Считается, что основные поставщики кислорода – водоросли. Но в

поверхностный слой байкальской воды кислород поступает из воздуха. А на большие глубины

озера – при перемешивании воды ветром и течениями.

Байкальская вода уникальна и по химическому составу. В ней содержится около 40 эле-

ментов: кальций, углерод, кислород, магний, натрий, калий, кремний, сера, хлор, азот, железо, фосфор, йод и другие вещества.(11 слайд)

Проблема

- Почему вода из р.Банной, которая протекает по с.Баргузин и вода из р.Баргузин, попадая в о.Байкал становится чистой?(12 слайд)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись-

Раз, два, три, четыре –

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Опыт с байкальской водой

Проверь, тонет ли яйцо в воде?

 Тебе понадобятся:

– сырое яйцо;

– вода;

– стакан;

– несколько столовых ложек соли.

Проделай следующие действия:

1. Положи сырое яйцо в стакан с чистой водой.

2. Что ты наблюдаешь?

Запиши

3. Вынь яйцо из стакана и раствори в воде несколько

ложек соли.

4.Опусти яйцо в стакан с

солёной водой.

5. Что ты наблюдаешь?

Запиши

Как можно объяснить полученные результаты?

Попробуй провести этот опыт с другими предмета-

ми: возьми лист бумаги (гладкий и скомканный), кусок

глины (слепи из него шарик, лодку).

Объясни результаты своих опытов.

В своей работе вы изучили основные свойства Байкальской воды теоретически и проверили полученные данные с помощью экспериментов и  исследования.

На основании выполненной работы давайте сделаем  выводы (говорят учащиеся, представители групп).

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

-Какие трудности возникли в работе?

-Что показалось наиболее интересным?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Кого можно поблагодарить за работу?

(Самооценка. Комментарий учителя)

Домашнее задание

Я – исследователь!

Проектная задача «Чистая речка»

Реши эту проектную задачу. Замысел её в составлении маршрута следования нашей

реки Баргузин , протекающей по нашей долине, до озера Байкал.

1. Свою работу организуйте в группе. Постарайтесь выполнять правила работы в группе.

2. Составьте маршрут реки, представляя, с кем и с чем на своём пути она может встре-

титься.

3. Попытайтесь спрогнозировать последствия загрязнения водосбора озера.

Можно, например, начать так:

Более 100 речушек, стекаясь со  склонов Баргузинского и Икатского хребта, дают начало реке Баргузин. Начало она берёт в Курумканском районе. Течёт по всей Баргузинской долине. Река Баргузин входит в водосборный бассейн Байкала, влияя на благополучие экосистемы озера Байкал, так как водная система

Байкала формируется за счёт речного стока, 50% которого приходится на реку Селенга. Загрязняется наша река…

Подумайте и напишите продолжение этого текста и каковы будут ваши предложения по сохранению чистоты озера Байкал?

Вывод:Ребята, вы убедились, что Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды? Надеемся, теперь вам стало понятно, что редкой чистотой и исключительными свойствами воды Байкал обязан жизнедеятельности своего животного и растительного мира. За год армада рачков (эпишура) способна трижды очистить верхний слой воды на глубине 50 м. В следующей части вы узнаете о том, кто живёт над водой и под водой Байкала.

Вода удивительна тем, что может присутствовать в трех состояниях:  твердом, жидком и газообразном.

Океаны, моря, реки,  покрывающие Землю —  это вода.(3 слайд)

-Тучи, облака, туманы — это  тоже вода. (4 слайд)

-Ледники, снеговые покровы — и это вода.(5 слайд)

-Мы хотим узнать уникальность байкальской воды

Изучить свойства байкальской воды.

1.Научиться ставить эксперимент и уметь его объяснить.

Эксперимент

Убедимся в прозрачности байкальской воды.

Материалы: 3 бутылки с водой, в 1-ой бутылке – вода из р. Банная, протекающая по с.Баргузин, во 2-ой бутылке – вода из р.Баргузин, в 3-ей бутылке – из о.Байкал.

Свойства байкальской воды

1. Налей в одну колбу байкальскую воду, в другую – воду из р.Банная, в третью – из водоёма своей местности р.Баргузин.

Пронумеруй колбы.

2. Сравни свойства жидкостей на прозрачность, цвет,

наличие взвесей, запах.

3. Данные занеси в таблицу:

а) прозрачность жидкостей.

Возьми стакан с широким дном, налей в него воду (по 100 мл

поочерёдно) и держи его над листом напечатанного текста

на расстоянии 10 см и попытайся прочитать его. Охарактеризуй прозрачность каждой воды.

Свойства воды

Номер колбы. Прозрачность. Цвет. Запах. Наличие взвесей.

б) цвет жидкостей.

Анализ на цветность должен показать, какого цвета вода: прозрачная, замутнённая, с ка-

ким-либо оттенком.

Определить можно с помощью белого листа бумаги. При дневном свете надо поставить

лист позади колб и внимательно посмотреть на цвет воды.

в) запах жидкостей.

Имеет/не имеет запаха.

г) наличие взвесей.

Анализ на осадок показывает, есть ли в воде какие-либо взвешенные частицы, хлопья и т.д.

Этот анализ можно сделать в два этапа:

– взболтав колбы, сравни их и посмотри, не плавают ли в воде какие-либо хлопья, частицы

и прочие осадки;

– профильтруй воду и посмотри на фильтры, есть ли на них выраженные осадки.

4. Сравни показания и сделай вывод.(9,10 слайд)

Вывод: Самая прозрачная вода в той бутылке, которая взята из о.Байкал.

1группа: С помощью УМК «Байкальский сундучок» ищет материал «Почему попадая в Байкал грязная вода становится чистой?»

Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.

Байкальские губки – это животные, внешне очень похожие на растения. По своему строению напоминают кораллы. Они живут на каменистых грунтах, подводных скалах открытого Байкала. Их можно встретить и на глубине 100 м.

Губки приносят неоценимую пользу Байкалу. Только одна маленькая губка размером 5–7

см способна за сутки профильтровать 10–12 литров воды.

Байкальская эпишура уникальна своим размером, равным манной крупинке. Но это самое трудолюбивое животное Байкала. Хоть и трудно себе представить, но ротовой аппарат рачка устроен так, что он, отфильтровывая воду, поедает мельчайшие водоросли и бактерии, а чистые потоки воды через жабры возвращает обратно в озеро. Поэтому его называют чудом Байкала.

Вывод: Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.(13-14слайд)

2 группа: С помощью краеведческой литературы ищет материал «От чего зависит цвет байкальской воды?»

Байкальская вода по цвету может быть голубой, изумрудной и даже чёрной. В открытой

части озера вода имеет оттенок синего цвета. Вблизи устья Селенги она серовато-зелёная,

бурая и тёмно-бурая.

Оказывается, на цвет байкальской воды влияет погода: насколько глубоко в воду проникают

солнечные лучи, есть ли на небе облака, дует ли ветер. Например, в летнюю солнечную по-

году вода имеет голубовато-зелёный цвет, а при сильном ветре вода становится почти чёрной.(15 слайд)

Вывод: Оказывается, на цвет байкальской воды влияет погода.

3 группа: С помощью сети Интернет ищет материал «Всегда ли поверхность байкальской воды гладкая?»

На Байкале бушуют волны высотой до 4 м. Высота волн за-

висит от скорости ветра, длительности его действия и расстояния, на котором ветер влияет на бегущую волну. Ветровые волны образуются под действием разных ветров Байкала. 

Когда дует ветер со скоростью менее 1 м в секунду,

на спокойной поверхности

озера образуются волны в виде ряби. Пенистые волны Байкала

называют бурунами.

Когда скорость ветра до-

стигает 7–8 м в секунду, на

вершинах волн начинают

появляться барашки: мно-

жество пузырьков воздуха,

образующихся при опроки-

дывании вершин волн.

Вывод: Поверхность байкальской воды не всегда гладкая.(16,17 слайд)

4 группа: С помощью УМК «Байкальский сундучок» ищет материал «Байкальская вода живая или мертвая?»

Живые фильтры байкальской воды

Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.

Давай познакомимся с ними.

Байкальская губка

Байкальские губки – это животные, внешне очень похожие на растения. По своему стро-

ению напоминают кораллы. Они живут на каменистых грунтах, подводных скалах открытого

Байкала. Их можно встретить и на глубине 100 м.

Бокоплавы занимают особое место в пищевой цепи Байкала, являясь кормом для омуля, голомянки, хариуса, бычков-подкаменщиков и даже для нерпы.

Мелкие виды бокоплавов в народе называют бормаши. Бормаши обитают в прибреж-

ной полосе Байкала в реках и озёрах, имеют разные размеры и расцветку. Они являются

главным источником пищи рыб, в особенности байкальского омуля.

Байкальская эпишура уникальна своим размером, равным манной крупинке. Но это самое

трудолюбивое животное Байкала. Хоть и трудно себе представить, но ротовой аппарат рач-

ка устроен так, что он, отфильтровывая воду, поедает мельчайшие водоросли и бактерии, а

чистые потоки воды через жабры возвращает обратно в озеро. Поэтому его называют чудом

Байкала.

Макрогектопус – бесцветный и трудноразличимый рачок, но более солидный – до 3 см. Он

работает ассенизатором. Всё, что перестаёт двигаться, отмирает, тонет, – его пища.(18-21слайд)

Вывод: Байкальская вода живая

Опыт с байкальской водой

Проверь, тонет ли яйцо в воде?

Вывод: Яйцо имеет большую плотность, чем обычная вода, и меньшую, чем солёная вода.

что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Поэтому яйцо тонет в обычной воде и плавает в солёной. Чем больше соли в воде,

тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.(22 слайд)

Вывод : Вода в Байкале пресная.

1.Чистота байкальской воды поддерживается живыми организмами – биофильтраторами.

2. Оказывается, на цвет байкальской воды влияет погода.

3. Поверхность байкальской воды не всегда гладкая.

4. Байкальская вода живая.

5. Вода в Байкале пресная.(23-24 слайд)

Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Проектные технологии формируют:

 -способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,

-навыки поиска, анализа и обработки информации,

-умение выдвигать гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые результаты,

 -учат взаимодействовать  с другими людьми, эффективно сотрудничать в группах

Для усвоения учебного материала используется метод проектов - продуктивный, творческий способ.

Проектная деятельность обучающихся  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Условием проектной деятельности

является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта.

Цель исследовательской деятельности 

развитие личности,  приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

Формирование аналитических элементов проектной и исследовательской деятельности  в процессе работы над проектом: выдвижение идеи (мозговой штурм),  формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

Презентационных элементов: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

Информационных: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Оценивание успешности обучающихся в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Можно оценивать:

  1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. степень осмысления использованной информации;
  6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  11. социальное и прикладное значение полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Байкальский сундучок"

Всё самое интересное и захватывающее о уникальном о.Байкал...

Рабочая программа "Байкальский сундучок"

Цель курса – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу  изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал  и формирование экологического мировоззрение, мышлен...

Урок-виртуальная экскурсия "Байкальский государственный природный биосферный заповедник."

В сентябре 2019г. заповеднику исполнилось 50 лет. В рамках экологической тематике, учащиеся знакомятся с историей создания заповедника и его флорой и фауной....

Проект "Байкальский сундучок"Внеклассное мероприятие "Конкурс эрудитов"

Дети отправились в заочное путешествие по озеру Байкал, где вспомнили героев прочитанных легенд,показали знания о водных просторах Байкала,о животном и растительном мире, правилах поведения в лесу....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Байкальский сундучок"

Рабочая программа расчитана на 1 год для учащихся начальной школы. Можно редактировать....