Страна, открывшая путь в космос.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Редкозубова Татьяна Петровна

Конспект урока окружающего мира. 4 класс. Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир вокруг нас. 4 класс

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Цели и задачи:

  1. Сформировать представления учащихся о достижениях нашей страны в освоении космоса.
  2. Познакомить с первооткрывателями космического пространства.
  3. Развивать творческое мышление, самостоятельность в достижении поставленных задач.
  4. Учить делать вывод, обобщать, систематизировать, выделять главное.
  5. Воспитывать любовь к Родине, к планете Земля, гордость за неё, желание сохранять и беречь Землю.
  6. Заботиться о своём здоровье.

Оборудование: мультимедийный проектор. Слайды:

1) портреты: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв, Н.А. Гагарин, Г. Титов, А.Леонов, В.В. Николаева – Терешкова; В.А. Джанибекова

2) Орбитальная станция «Мир», космический корабль «Восток», планеты солнечной системы

3) Кроссворд;

4) По стенам класса – разноцветные «звёзды»

5) Запись песни «Трава у дома»

6) Рисунки детей «Чудесная планета»;

7) Карточки с проверочными заданиями;

Ход урока

  1. Психологический настрой.

- Дети, какой у нас урок?

Слайд 1. Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

Всё полезное узнать.

  1. Актуализация знаний:

- Какое название носила наша страна до 1991 года (Союз Советских Социалистических республик). Сколько республик входило в состав СССР?

- Как развивалась наша страна в послевоенное время? (Стремились, поднимались из руин города, села. Люди трудились, надеясь на счастливую жизнь. Было много трудностей, но несмотря на это наука и техника продвигались вперед).

  1. Переход к новой теме.

- События, о которых пойдёт речь на сегодняшнем уроке относятся к тому времени, когда наша страна носила имя СССР. Мы узнаем тему урока, если разгадаем кроссворд.

Слайд 2.

1. Чудо-птица – алый хвост,

Полетела в стаю звёзд

2. В синей чашке алый мяч,

Он и светел и горяч

3. Из четырёх сторон горизонта,

Только там выходит солнце

4. На шаре леса, горы, моря

Он такой родной для тебя и меня.

5. Синий потолок, очень он высок

Сколько не желаем

До него мы не достанем

6. Говорят, что это города берет,

Говорят, что это всех ведёт вперёд

Кто этим обладает

Всегда побеждает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

р

а

к

е

т

а

 

 

 

2

с

о

л

н

ц

е

 

 

3

в

о

с

т

о

к

 

 

4

з

е

м

л

я

 

5

н

е

б

о

 

 

 

6

с

м

е

л

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3. Ключевое слово: Космос

- Назовите синоним слова «космос». (Вселенная)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? О чём мы узнаем? (О космосе, об освоении космического пространства, о космонавтах, о нашей стране, о людях, которые открыли дорогу во вселенную).

Слайд 4. Звучит космическая музыка

- Что вы представляете, когда слышите слова «космос», «вселенная», «безвоздушное пространство». (Звёзды, млечный путь, огромное небо, Солнце, Луна, Земля, космический корабль, планеты солнечной системы).

- Расскажите, что вы знаете о планетах солнечной системы?

Слайд 5. Системы солнечной системы.

Сообщение . В состав Солнечной системы входят планеты:

Меркурий, Венера, Земля, Марс – земная группа; Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – планеты гиганты; Плутон – самая далёкая планета.

(Сведения из книги «Мир вокруг нас» Географический атлас для детей)

Слайд 6. Планета Земля

– Космонавты говорят, что из космоса Земля видна в голубовато – белой дымке. Из иллюминаторов космических кораблей они продолжают видеть голубые озёра, земные леса и прекрасные луга.

  1. Игра: «Путешествие в космическое пространство».

- Ребята, хотите совершить путешествие в космос?

- Давайте создадим экипажи

1 экипаж – «Мир»

2 экипаж – «Восток»

3 экипаж – «Союз»

- Как нам нужно действовать, чтобы полёт прошёл успешно? (сплоченно, проявлять организованность, взаимовыручку; умело применять свои знания).

- Космонавтам в полёте нужно быть очень внимательными, уметь всё замечать.

Чтобы нас не подвело зрение, выполним упражнение: встаньте, не поворачивая головы, найдите глазами звёзды разного цвета: красные, голубые, желтые, зелёные, оранжевые (дети выполняют глазодвигательные упражнения). Старт.

Слайд 7. – С какого космодрома мы будем стартовать (с космодрома Байконур) – первый космодром в мире.

- Вы готовы к полёту?

5, 4, 3, 2, 1, 0 СТАРТ.

Познавательные задания.

- Космонавты, отправляющиеся в полёт, выполняют задания, проводят исследования, научные опыты.

- Сегодня мы будем стараться выполнить все задания успешно и благополучно завершить свой полёт. В нашем путешествии могут встретиться неопознанные объекты. Познакомимся с «космическим» словарём.

- Знаете ли вы значения этих слов?

Слайд 8. – Космический словарь

Космонавтика – отрасль науки для исследования и освоения космического пространства)

Космодром – комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей.

Космический корабль – космический аппарат для полёта человека в космос.

Космонавт – человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.

Скафандр – индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.

Иллюминатор – застеклённое непроницаемое окно на корабле.

Орбита – от латинского «orbita» - колея, путь.

Орбитальная станция – пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите.

Невесомость – состояние, при котором отсутствует сила притяжения. (Сведения из Энциклопедического словаря)

Слайд 9. – рисунок орла

Познавательные задания, вопросы, сведения.

- Почему птица не может летать в космос? (Существует Земное притяжение. Чем выше от Земли – тем меньше кислорода, ниже температура…). Человек всегда мечтал, как птица, полететь в воздух. И вот наступил день, когда Советский человек, гражданин СССР, нашей Родины, совершил первый полёт в космос, преодолев земное притяжение.

- Когда был совершен первый полёт в космос?

Слайд 10 – 12 апреля 1961 года.

- Кто первым совершил полёт в космос?

Слайд 11 – Юрий Алексеевич Гагарин. Весь мир облетела весть, что Советский человек первый побывал в космосе.

- Был ещё один космонавт, 

Слайд 12- Титов Герман Степанович, это был космонавт дублёр, готовый в случае непредвидимых обстоятельств тоже полететь в космос первым.

- Но перед тем, как в космос полетел человек, предшествовала огромная работа.

Слайд 13 – Константин Эдуардович Циолковский – учёный, основатель современной космонавтики доказал, что возможны полёты в космос. А под руководством ученого – конструктора 

Слайд 14 -Сергея Павловича Королёва был создан космический корабль «Восток» - на котором и был совершен первый полёт в космос.

Ученица читает стихотворение учителя В.Д. Амелько.

Ю.А. Гагарин

В восторге трепетала вся планета,

За Белкою и Стрелкою следя…

В апреле вдруг рванулась ввысь ракета,

Гагаринской улыбкою слепя.

«Поехали!» - над миром прозвучало,

И захлестнула сразу всех любви волна!

Чужих, своих в тот светлый миг не стало.

Забились в унисон землян сердца.

Мир ахнул и зашелся в изумленье,

«Гагарин!» - повторяя вновь и вновь.

Летело Человечества творенье,

Расчеты гениальнейших умов…

Вот так бы жить всегда: в согласье, в мире

Чтоб не было на свете больше воин.

Земляне! Веру в чудо сохраните!

Прибудет с вами вера и любовь.

   В 1957 год 4 октября был запущен первый искусственный спутник. Затем полетела в космос собака Лайка.

Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины.

- Назовите имя первой в мире женщины – космонавта.

Слайд 15 - Валентина Владимировна Николаева – Терешкова).

Слайд 16 – Так же прославился и наш земляк – в то время житель Ставропольского края – космонавт Джанибеков Владимир Александрович.

- А кто из вас знает космонавта, первым вышедшим в открытое космическое пространство?

Слайд 17 – Алексей Архипович Леонов. И это тоже гражданин нашей страны.

Физминутка на релаксацию «Облако».

- Давайте мы, с вами встанем со своих «космических кресел и тоже выйдем в космическое пространство. Поднимите руки. Вы в безвоздушном пространстве, наши руки плавно, как крылья поднимаются вверх и вниз. А теперь мы летим, летим ниже и опускаемся на облако. Садимся удобно, на нём много мягких подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, удобно расположитесь.

Чувствуете, как ветер обдувает ваше лицо? Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Вы довольны и счастливы. Теперь мы летим в свой корабль. Отпустите облако. Будьте бодрыми.

- Можно ли полёт в космос назвать подвигом?

- Как страна оценила подвиги космонавтом?

Работа с «бортовым журналом»

- Космические полёты со временем стали обыденным делом. Пришло время, когда на Орбите Земли появились орбитальные станции.

Слайд 18.

Об одной из таких космических путешественниц мы прочитаем в «бортовом журнале»

- Как вы думаете, что такое «бортовой журнал» и для чего он нужен?

(Бортовой журнал – это документ в котором космонавты ведут записи своих наблюдений в космосе).

Дети читают статью в учебнике «Космическая путешественница».

Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс 2 часть стр. 151 – 152.

- Что интересного узнали из текста?

(Космическая станция «Мир» появилась 20 февраля 1986 года. На ней жили и работали экспедиции не только советских космонавтов, но и космонавтов других стран).

- Какие научные открытия были сделаны учеными с помощью этой станции?

(Астрономы открыли новые звёзды, медики изобрели новые лекарства, учёные получили представления об экологическом состоянии нашей планеты и это помогает сохранить экологию нашей Земли.

- С помощью космических станций исследуются недра Земли, определяют местонахождения полезных ископаемых; управляют курсом кораблей в океанах; ведется военная разведка, чтобы защитить границы нашей Родины от врагов.

  1. Исследовательская работа экипажей.

- Не каждый человек может быть космонавтом.

- Сейчас мы проведем работу по экипажам: «Каким должен быть космонавт.

Дифференцированная работа в группах.

Задания.

1 экипаж «Мир» - психологи.

- Запишите слова, которыми можно охарактеризовать космонавта. Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

(Космонавт – это профессия необычная, требующая особой подготовки: как внутреннего настроя, так и физических данных. Космонавта можно охарактеризовать такими словами: образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, человек – патриот, любящий свою Родину.)

2 экипаж «Восток» - врачи

- Представьте себе, что вы врачи. Разработайте режим дня космонавта сохраняющим его работоспособность и здоровье.

Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

(Режим дня - важнейшая часть его жизни, требующая собранности, выработки дисциплины и формирования мужественного характера. В режим дня космонавта обязательно должны войти следующие моменты: полноценный сон, физические упражнения, разумное чередование труда и отдыха).

3 экипаж «Союз» - диетологи

- Представьте себе, что вы диетологи. Разработайте режим питания космонавта. Составьте меню космонавта. Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

(Космонавтам необходимо полноценное питание. Есть пища вкусная, а есть полезная. Для космонавтов в наше меню вошли полезные продукты: фрукты, овощи, молочные продукты, мясные, растительные масла, крупы).

- Почему у космонавтов еда в тюбиках? (Для удобства, так как космонавты находятся в состоянии невесомости).

- Только ли космонавтам надо совершенствовать свои внутренние и физические качества, следить за своим питанием, режимом дня – за своим здоровьем?

(Каждый человек должен следить за своим здоровьем с самого детства. От здоровья человека зависит его настроение, ритм его жизни, его отношения с другими людьми, его успешность).

Космическая физминутка

1. Перекрёстная маршировка

2. Задуем свечу

3. Сделаем массаж головы.

- Возвращаемся на Землю.

- И так наше космическое путешествие подходит к концу. Мы с вами опускаемся на Землю. Кого бы вы хотели увидеть встречающим вас из Космоса?

(Маму, папу, брата, сестра, всех своих близких людей, своих друзей).

- Почему? (Потому, что это – моя семья, мои друзья. Они самые близкие люди).

- Космонавты скучают не только по своим близким, по своей семье, но и по Земле.

   Песня «Трава у дома» музыка Владимира Мигули, слова Анатолия Поперечного(Земляне).

- Мы в центре управления полётом. Ответьте на вопросы:

  1. Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?

Ю.А. Гагарин

+А. Леонов

В.В. Терешкова

  1. Кого называют основателем современной космонавтики?

Г.С. Титов

+К.Э. Циолковский

С.П. Королёв

  1. Как назывался первый космический корабль?

«Мир»

«Союз»

+«Восток»

  1. В каком году человек впервые полетел в космос?

1951 год

+1961 год

1957 год

Слайд 19. Самопроверка

  1. Фотовыставка. Узнай космонавтов по портретам.
  2. Творческий отчёт

На доске рисунки детей на тему «Необычная планета».

- Путешествуя по космическому пространству, мы встретили много необычных планет. Расскажите о них.

- А какой бы вы хотели видеть нашу планету Земля?

  1. Рефлексия

- Выберите начало фразы и продолжите.

Сегодня на уроке:

Мне было интересно…

Я узнал…

Я понял, что…

Я смог…

Я буду…

Я не буду…

  1. Заключение

- Во Вселенной много планет и звёзд. Самая главная звезда – это Солнце. А самая родная планета для нас – Земля. 22 апреля – Всемирный день Земли. Мы должны беречь Землю, делать её чистой и красивой. В заключении послушайте стихотворение «Планета Земля» Владислава Амелина.

Используемая литература.

1. Учебник «Мир вокруг нас»4 класс, автор А. А. Плешаков 2008 г.

2. Книга «Мир вокруг нас». Географический атлас для детей. Изд-во Главное управление геодезии и картографии... под редакцией И. К. Жданова. 1991 г.

3. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Изд- во Педагогика, под редакцией С. П. Алексина

4. Стихотворение «Ю. А. Гагарин» В. Д. Амелько

5. Стихотворение «Планета Земля» В. Амелин

Ресурсы Интернета.

  • Zanimatika.narod.ru
  • Kosmos-x.net.ru
  • www.walkinspace.ru
  • Kosmonavtiki.ru
  • Science.wiki.com
  • Imedges.yandex.ru>космос
  • Festival.1september.ru
  • Stihi.ru
  • r.u.wikipedia.orq
  • vladislav amelin

Урок по окружающему миру

в 4 классе

по теме

«Страна, открывшая путь в космос»

Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 15 х. Садовый

Редкозубова Татьяна Петровна

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания об изученных исторических событиях.
  2. Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
  3. Развивать любознательность, эвристическое мышление, устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
  4. Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация «Страна, открывшая путь в космос»;
  • выставка книг о космосе и космонавтах;
  • стенд для учащихся;
  • воздушный шарик для проведения опыта;
  • карточки со словами для обобщения темы
  • тесты;
  • сигнальные карточки для оценки деятельности учащихся на уроке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Повторение изученного.

«Исторический калейдоскоп»

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

-Добрый день! Сели все поудобнее, начинаем работу.

О чем мы говорим на уроках истории? Внимательно посмотрите на доску. (на доске в виде клубка перепутаны все даты, слова) Что мы видим? Что можно сделать? (расположить в хронологическом порядке)

Петр Великий 1682-1725

Санкт-Петербург морской флот новая столица

Екатерина Великая 1762-1796 императрица

Суворов полководец

Ушаков флотоводец

Медный всадник

Нашествие Наполеона июнь 1812 года

Бородино М.И.Кутузов

Отечественная война неприятель в Москве

Денис Давыдов

Николай 2 1894-1918

царь-освободитель

 первая мировая война

манифест

конка

Транссибирская магистраль

Февральская революция

1917 г

временное правительство большевики

В.И.Ленин

Совет народных комиссаров

гражданская война

1922 год

СССР

гигантская стройка

борьба с неграмотностью

15 союзных республик коммуналки

Вторая мировая война 1939 год

Великая Отечественная война

22 июня 1941 год

9 мая 1945 год

Блокада Ленинграда

Г.К.Жуков

Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы. Распределяют понятия, даты в хронологической последовательности.

Настраиваются на работу.

Вспоминают изученный материал.

Введение в тему.

1. Актуализация знаний.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд

2.Работа по теме урока.

Слайд №4

3. Проведение опыта.

Слайд №5

Слайд №6.

Слайд №7

Слайд №8

Слайд № 9-10

Слайд № 11-12

Закрепление материала.

1. Работа с тестами.

2. Работа со словами.

Работа по теме урока.

Какие изменения происходили в нашей стране с 70-х годов прошлого века прочитаем в учебнике с.148-149.

Закрепление

Домашнее задание.

Подведение итогов урока.

Определение темы урока.

- Отгадайте загадки.

-Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто это? (Космонавт)

- Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд. (Ракета)

- Какая тема объединяет отгадки этих загадок? (Космос)

-Сегодня тема нашего урока «Страна, открывшая путь в космос».

Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему?

Какие задачи мы поставим перед собой?

Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.

Первым шагнул в космос, в просторы Вселенной, Советский Союз. Было это в 50-е годы прошлого века, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые войной с фашизмом: восстановить города и сёла, наладить достаточное производство различных товаров. В США и других странах считали, что нам понадобиться не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чём-то их обогнать.

Однако это было не так…

В умах ученых много лет

Жила мечта заветная –

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.

- Как вы думаете, почему?

- Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?

Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные.

- Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его.

- Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).

- Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.

Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего.

- Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году.

Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84 кг, удаление от Земли – до 900 км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.

Но одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив – здоров и мог вернуться на Землю.

И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассажиры.

- Знаете ли вы, кто?

( собаки Белка и Стрелка). Оказывается вы не совсем правы. Первой собакой была Лайка. А уже затем Белка и Стрелка.

- Скажите, какому празднику посвящен стенд? (Дню космонавтики).

-Когда его отмечают?

- А почему Днем космонавтики выбран именно этот день?

- 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал… Ю.А.Гагарин.

Мои помощники расскажут нам об этом удивительном человеке.

Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины – Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал:

hello_html_m1e87d64c.jpg

Страна не забыла своего героя. Бывший город Гжатск, где родился и вырос Ю.Гагарин, носит теперь его имя. Здесь находится мемориальный музей Ю.А.Гагарина. Расположен он в доме, в котором жил и воспитывался будущий космонавт.

Во многих городах есть улицы, площади и проспекты, названные в его честь. На аллее Космонавтов в Москве Ю.Гагарину установлен памятник.

Но ведь в космическом корабле невозможно жить долго, долго изучать планеты, космос и вот тогда ученые придумали космические станции похожие на звездочки.

А затем были и другие космические достижения.

- А теперь я хочу предложить вам тест. Если вы внимательно слушали, то быстро и правильно справитесь с этим заданием.

Когда закончите, поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работу друг у друга. Если он выполнил задание правильно, то должно получится слово.

Представьте себе, что нам с вами поручили составить космический словарик. Я предложила бы в него внести такие слова:

космос,

космонавт,

спутник.

Какое определение вы бы дали этим словам?

Космос – мир, вселенная.

Космонавт – член экипажа космического корабля, человек, проводящий испытания космической техники.

Спутник – небесное тело (естественный спутник) или космический аппарат (искусственный спутник), совершающий движение по орбите вокруг какой-либо планеты.

- Какие слова для космического словарика предложили бы вы? Я тоже составила словарик, но перепутала слово с его значением. Помогите мне, пожалуйста. Соедините слово с его значением.

- Под каким знаком шла послевоенная история? (Борьба за мир).

- Какое событие произошло в 1957 году? (На орбиту выведен первый искусственный спутник.)

- Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961 года Гагарин)

- Как назывался его космический корабль? (Восток)

- Какие события произошли к 70-ым годам прошлого века? (Большинство жителей проживало в городах. Тысячи семей переехали из коммуналок в отдельные квартиры).

- Что стало особенно цениться? (Образование).

- Назовите новые стройки. (Электростанции: Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская;

- Разработки каких природных ископаемых начались? (нефти и газа)

- Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (Заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду, вырубались леса)

- С какими трудностями столкнулась экономика? ( в магазинах нельзя было купить продукты и вещи. Привычными стали длинные очереди)

- Что произошло в 1991 году? (Прекратил существование Советский Союз. Республики стали независимыми государствами)

- А что было бы, если бы люди не научились летать в космос?

Полеты в космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук – астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей.

Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.

- Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?

- К следующему уроку подготовьте сообщение на тему «Интересное о космосе.»

А для этого я предлагаю вот такую литературу.

(выставка книг)

- Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?

- Больше всего мне запомнилось……..

Я не знал………….

Мне хочется похвалить……..

Поднимите, пожалуйста, сигнальную карточку которая соответствовала бы вашей работе на уроке.

Закончить нашу работу мне хотелось бы стихами, которые прочитают мои помощники.

- Спасибо всем за работу!

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Один из учащихся проводит опыт, остальные наблюдают.

Работают с учебником, готовят ответ на вопрос.

Получают дополнительную информацию, которой нет в учебнике.

Отвечают на вопрос.

Выступление ученика – помощника учителя с информацией о Белке и Стрелке.

- Белка и Стрелка – беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5». Они находились там с 19 по 20 августа 1960 года. Цель эксперимента по запуску животных в космос – узнать, как влияет космическое излучение на живые организмы. Обе собаки благополучно вернулись на Землю после космического полета.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся воспринимают информацию, которой нет в учебнике.

Ученик – помощник читает стихотворение о Ю.Гагарине.

Первый.

Степан Щипачев

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на тебя,

И ты глядел в лицо Вселенной…

Обычным шумом улица полна.

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из Вселенной радиоволна

Приносит имя русское: Гагарин.

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка, влетает,

И мать – земля, дыханье затая,

Полет героя – сына наблюдает…

Второй ученик – помощник рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина.

Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.

12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.

Отвечают на вопросы

Ученики читают информацию со слайдов.

Физкультминутка

Над Землею ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звезды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землею ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Выполняют тестовое задание.

Работа в парах.

Работа в группах.

После обсуждения выступают со своими предложениями.

Читают цепочкой

Отвечают на вопросы.

Рассуждают, высказывают предположения.

Отвечают на вопрос.

Получают домашнее задание.

Подводят итоги урока.

Оценивают свою деятельность.

ученик – помощник читает стих.

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порой глядят в небеса,

Сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Готовьтесь, отважные, в радостный путь.

Сквозь бурю и ветер, и шторм,

Метель обгоняя, ракеты уйдут,

И мы их друзья поведем.

Интерес к изучению новой темы.

Развитие умения логически мыслить.

Дети наглядно представили действие простейшего реактивного двигателя.

Формирование умения работать с книгой.

Расширение кругозора учащихся.

Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.

Опора на уже имеющиеся у детей знания.

Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.

Проверка знаний учащихся. Формирование умения работать в парах.

Формирование умения работать в группах.

Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.

Усваивают новый материал

Проверяется усвоение учащимися нового материала.

Развитие эвристического мышления.

Установка на выполнение творческого домашнего задания.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Воспитание любви к чтению.

Подведены итоги урока.

Рефлексия.

Эмоциональное завершение урока.

Раздаточный материал.

Далекие туманности клубя,

Всей красотою необыкновенной

Вселенная глядела на тебя,

И ты глядел в лицо Вселенной…

Обычным шумом улица полна.

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из Вселенной радиоволна

Приносит имя русское: Гагарин.

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка, влетает,

И мать – земля, дыханье затая,

Полет героя – сына наблюдает…

Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.

12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порой глядят в небеса,

Сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Готовьтесь, отважные, в радостный

путь.

Сквозь бурю и ветер, и шторм,

Метель обгоняя, ракеты уйдут,

И мы их, друзья, поведем!

Белка и Стрелка – беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5». Они находились там с 19 по 20 августа 1960 года. Цель эксперимента по запуску животных в космос – узнать, как влияет космическое излучение на живые организмы. Обе собаки благополучно вернулись на Землю после космического полета.

Петр Великий

1682-1725

Санкт-Петербург

морской флот

новая столица

Екатерина Великая

1762-1796

императрица Суворов

полководец Ушаков

флотоводец

Медный всадник

Нашествие Наполеона

июнь 1812 года

Бородино

М.И.Кутузов

Отечественная война

неприятель в Москве

Денис Давыдов

Николай 2

1894-1918

царь-освободитель

первая мировая война

манифест конка

Транссибирская магистраль

Февральская революция

1917 ГОД

временное правительство

большевики

В.И.Ленин

Совет народных комиссаров

гражданская война

1922ГОД СССР

гигантская стройка

борьба с неграмотностью

15 союзных республик

коммуналки

Вторая мировая война

1939 год

Великая Отечественная война

22 июня 1941 год

9 мая 1945год

Блокада Ленинграда

Г.К.Жуков

Сталинградская битва

Курская битва

Урок окружающего мира

по теме 

«Страна, открывшая путь в космос».


Образовательная программа: программа окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России»

Тема: «Страна, открывшая путь в космос».

Класс: 4

Тема. Страна, открывшая путь в космос.

Цели. 


  1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики 


в нашей стране.

2. Расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь. 

3. Прививать чувство гордости за свое государство, народ, его укрепляющий

и прославляющий. 


Оборудование для учеников: 


  • учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс,

  • презентация «Ю.А. Гагарин», подготовленная учеником,

  • карточки для эмоциональной оценки урока,

  • воздушные шары.


Оборудование для учителя: 


  • компьютер, мультимедийный проектор,

  • презентация «Страна, открывшая путь в космос» с видео- и аудиофайлами,

  • карточки для самостоятельной работы, тесты,

  • иллюстративный материал, посвященный освоению космоса, 

  • выставка книг и журналов о Космосе,

  • иллюстрации звёзд для физминутки.




Ход урока.


  1. Организационный момент


Открываем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнёмся.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи 

И успеха всем в придачу!


  1. Проверка домашнего задания.



На прошлом уроке мы с вами прошли тему «Великая война и великая победа». Мы знаем,

что победа досталась нашему народу дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Война коснулась каждого человека нашей страны. И дома я просила вас узнать какой след оставила Великая Отечественная война в жизни вашей семьи? Есть ли в вашей семье ветераны войны: фронтовики, партизаны, труженики тыла? У кого из ваших родных детские годы выпали на время войны? 

Ответы на вопрос №2 стр. 146 учебника «Мир вокруг нас». Рассказы учащихся. 

III. Работа над новым материалом.


1.Вводная беседа. Сообщение темы урока.

Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Не смотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса.

Слайд 2. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам. 

В устах ученых много лет
Жила мечта заветная – 
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.

И это случилось в 50-е годы! 

Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса. 


2.Рассказ учителя


Слайд 3. КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука. 

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.


Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.

Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.


Сергей Павлович Королев (1906 -1966)  российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.


Слайд 4. Открываем первую страницу книги истории освоения космоса.

Строительство космодрома. 

Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.


Слайд 5. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Запуск искусственного спутника Земли.
В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

Прослушивание запись звуков первого спутника


Слайд 6. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет в космос живого существа.

Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.


Слайд 7. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет человека в космос.

После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. 

Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (Аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…

Прослушивание выступления Ю.Гагарина перед стартом. Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».


Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.

Чтобы узнать об этом человеке побольше, давайте посмотрим презентацию подготовленную ученицей.


Сообщение ученика о Ю.А. Гагарине, сопровождающееся показом собственной презентации. 


Задание:

Во сколько лет Ю. Гагарин совершил свой первый космический полет, если мы 

знаем, что он родился 9 марта 1934 года?


Вычислите, сколько лет люди летают в космос, если первый космический полет 

состоялся в 1961 году?


Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики)




Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.


Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, -
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна: 

Она была и будет нам нужна!

ФИЗМИНУТКА


  1. Глазодвигательные упражнения. Проверим внимательны ли вы.


Встаньте, найдите в классе глазами звёзды разного цвета: красные, голубые, желтые, зелёные, оранжевые. Сосчитайте сколько звёзд разного цвета находится на нашем небе. 


  1. На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите. 


Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы 

думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в 

противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.

Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем 

сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя 

получается от сгорания ракетного топлива.


Слайд 8. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Выход человека в открытый космос.
Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.


Слайд 9. Достижения нашей страны в области космоса велики:

Первыми направили космическую станцию на Луну;

Именно советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны.

Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1»

Первыми создали искусственный спутник Луны;

В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.


Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса. 

А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» совершил посадку в южном полушарии Марса

Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами). Теперь я проверю, как вы знаетекосмическую азбуку. 


3.Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам).


Космонавтика


от латинского «orbita» - колея, путь.


Космодром


человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.


Космический корабль


комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей


Космонавт


застеклённое непроницаемое окно на корабле.


Скафандр


индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее 

жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.


Иллюминатор


космический аппарат для полёта человека в космос.


Невесомость


пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время 

функционирующий на орбите.


Орбита


отрасль науки для исследования и освоения космического пространства


Орбитальная станция


состояние, при котором отсутствует сила притяжения.



4.Проверка самостоятельной работы. Слайд 10-19


5. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 151, прочитайте материал из «Ларца с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы: 

1.Как называлась наша орбитальная станция? (Мир)

2.Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года)

3.Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)


После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Посмотрите, как видят космонавты Землю из космоса.


- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

6. Работа с карточками у доски.

(На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст):


• Слежение за погодой; 


• Управление полетами самолетов;


• Управление курсом кораблей в океанах;


• Передача телевизионного сигнала;


• Организация телефонной связи; 


• Изобретение новых лекарств в космосе;


• Открытие новых звёзд астрономами;


• Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;


• Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;


• Ведение военной разведки, с целью защиты границы нашей Родины от врагов.


• Изучение поверхности Земли и других планет и др.



Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.


  1. Закрепление нового материала.


Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.


Тест

1.Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?

а) Ю.А. Гагарин

з) А. Леонов

р) В.В. Терешкова

2.Кого называют основателем современной космонавтики?

к) Г.С. Титов

е) К.Э. Циолковский

д) Ю.А.Гагарин

3..Как назывался первый космический корабль?

в) «Мир»

и) «Союз»

м) «Восток»

4. В каком году человек впервые полетел в космос?

н) 1951 год

л) 1961 год

д) 1957 год

5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?

с) кошка

м) попугай

я) собака 




По выделенным буквам прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)


  1. Итог урока.


Юрий Алексеевич Гагарин - был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. После полёта он написал: Слайд 20.

« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Действительно, как прекрасна наша планета-Земля. Наша страна –Россия- является частью этой прекрасной планеты..

Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:
• Первыми запустили искусственный спутник Земли;

• Первыми совершили пилотируемый космический полет;

• Первыми направили космическую станцию на Луну;

• Первыми создали искусственный спутник Луны;

• Первыми вышли в открытый космос;

• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.


Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную.

На уроке я старалась расширить ваши знания. Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.


  1. Эмоциональная оценка урока.


На столах у вас лежат карточки:

Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока. 

Урок понравился!


Урок не понравился…


Урок оставил равнодушным.


Прикрепите ваши звёздочки на доску. 

Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили.


  1. Оценивание работы учащихся.





  1. Домашнее задание. Слайд 21.



Ответить на вопрос №2 стр.150 учебника. 

В дополнительной литературе найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким.

Используемая литература:


  1. Дмитриева О. И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.

  2. Детская энциклопедия открытий. ООО «Издательство Астрель», 2004 г

  3. Журнал «Наша история. 100 великих имён». Выпуск №5, ООО «Де Агостини», 2010 г


Электронные ресурсы


  1. ru.wikipedia.org/

  2. festival.1september.ru/articles/593660/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

тест по окружающему миру 4 класс по теме: "Страна, открывшая путь в космос"

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и выявить слабые места....

Страна, открывшая путь в космос

Презентация к уроку....

Страна, открывшая путь в космос

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"....

Разработка урока "Страна, открывшая путь в космос" 4класс

Предмет "Окружающий мир". Урок проводится с использованием ИКТ. Деятельность учащихся активизируется за счет применения разнообразных методов и приемов. Презентация позволяет детям наглядно представит...

Конспект урока "Страна, открывшая путь в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа РОссии"...