Урок по окружающему миру. Тема "Почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
На уроке учащиеся знакомятся с соством почвы. Проводятся опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема:почва | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ОШ с. АБАБКОВО
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
3 КЛАСС
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ПУГАЧЕВА Ю. А.
ТЕМА:
ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА
ЦЕЛИ:
Образовательная: формировать представления учащихся о почве как верхнем плодородном слое, выявить основные свойства и в процессе опыта установитьсостав почвы.
Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Оборудование: Карточки опоры, карандаши, образцы почв, материал для опытов – стаканы с водой, салфетки, лабораторное стекло, спиртовки держатель, коллекция почв, презентация, компьютер, учебник, тетрадь.
Ход урока
- Орг. момент.
- Введение в тему.
У: Начинаем урок Окружающего мира. Определить тему урока нам помогут загадки и знания русского языка. -Отгадайте загадки:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.
Режут – терплю,
Разбивают – терплю,
За всё добром плачу.
У: Правильно, это Земля. У слова «земля» есть несколько значений. Какие? (Земля - планета, земля – страна или государство, земля – почва и т. д.)
3. Объявление темы и целей урока.
У: Объектом сегодняшнего нашего изучения будет – земля, на которой растут растения, а именно верхний плодородный слой нашей планеты. - Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Для этого подберем синоним к слову земля, используя слова (почва, гора, камень). Правильно.
- Назовите тему урока. (Почва) Мы узнаем состав почвы, её свойства.
- Откроем учебник стр. 65, рисунок. Подумайте, что такое почва, обсудите в парах. (Ответы детей)
- Найдите в учебнике правило, что такое почва?
-Что увидели на рисунке в почве? (Растения и животных)
- Какое значение почва имеет для животных? ( Это их дом)
- Как вы думаете, почему растения растут в почве? (Ответы детей)
- Действительно, в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, изучим состав почвы. Для этого проведем практическую работу.
- Практическая работа «Состав почвы».
Посмотрите на образцы почвы, какого они цвета? (темного) Выясним состав почвы.
Опыт 1.
Оборудование: стакан с водой, кусок почвы.
Ход опыта.
Возьмите стакан с водой и бросьте туда кусочек почвы. Что вы увидели? (Из почвы выходят пузырьки)
Вывод: В почве есть воздух.
Опыт 2.
Оборудование: стакан с водой, кусок почвы, салфетка.
Ход опыта.
Возьмите салфетку, положите на нее немного почвы, прижмите плотно. Стряхните почву в стакан с водой. Что увидели на бумаге? (Влажное пятно)
Вывод: В почве есть вода.
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло). Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Опыт 3. (Проводит учитель.)
Оборудование: сковородка, спиртовка, стекло.
Ход опыта
Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой установлю стекло. Что появилось на стекле?
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 4 (продолжение опыта 3).
Оборудование: сковородка, спиртовка.
Ход опыта.
Продолжим прокаливать почву. Что вы чувствуете и видите?
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.) Это перегной. Именно перегной придает почве темный цвет. В почве есть корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – все это составляет перегной или гумус. Перегной – это вещество повышающее плодородие почвы.
Опыт 5.
Оборудование: стакан с водой, в котором находится почва.
Ход опыта.
Возьмите аккуратно стакан, что вы увидели?
Вывод: в почве есть песок, глина и мелкие палочки.
Опыт 6.
Оборудование: стекло, спиртовка.
Ход опыта.
Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержите стекло над огнем. Что происходит? Вода испарилась, осталось белое пятно.
Вывод: в почве есть соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Физкультминутка
5. Работа в тетради
Стр.28, задание 2
Какие составные части почвы можно обнаружить с помощью этих опытов? Укажи стрелками.
Мы с вами узнали состав почвы. Теперь ответим на наш вопрос:
Что растения получают из почвы?
6. Работа с учебником.
Стр. 67. – чтение, работа по вопросам.
1. Для чего в почве воздух. (Корни растений дышат воздухом)
2. Для чего в почве вода. (Корни высасывают воду)
3. Что такое соли? ( Соли – это питательные вещества, без которых растения жить не могут)
4. Благодаря чему пополняется запас солей? (Благодаря перегною)
5. Под действием чего перегной превращается в соли? ( Под действием микробов)
6. Зачем почве животные? (Животные повышают плодородие почвы)
7. Как вы понимаете слово плодородие? Из каких слов состоит это слово.
(Работа со словарем)
Вывод: Плодородие – главное свойство почвы.
7. Обобщение изученного.
У: По-вашему плодородие земли бесконечно?
-Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Почва образуется очень медленно. За 250 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см. По вине людей почва разрушается очень быстро. Почва многое боится. Например, ядохимикатов (гибнут черви, микробы, а без них почва теряет плодородие), удобрений (если их вносят много), если ее много поливают ( накапливается избыток солей).
Вывод: Почву нужно охранять от разрушения.
8. Работа в группах.
Кроссворд:
П | о | ч | в | а | |||||
П | е | с | о | к | |||||
П | е | р | е | г | н | о | й | ||
П | л | о | д | о | р | о | д | и | е |
- Слой земли, на котором растут растения.
- Одна из основных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основное свойство почвы.
9. Рефлексия.
-У: Давайте подведём итог.
- Что такое почва?
- Почему почву нужно охранять от разрушений?
- Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием)
10. Домашнее задание.
Учебник с. 65 – 70 прочитать, ответить на вопросы, р.т. с. 28 з. 3, 4.
* Подготовить сообщение о В. В. Докучаеве
Кроссворд:
П | |||||||||
П | |||||||||
П | |||||||||
П |
- Слой земли, на котором растут растения.
- Одна из основных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основное свойство почвы.
Кроссворд:
П | |||||||||
П | |||||||||
П | |||||||||
П |
- Слой земли, на котором растут растения.
- Одна из основных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основное свойство почвы.
Кроссворд:
П | |||||||||
П | |||||||||
П | |||||||||
П |
- Слой земли, на котором растут растения.
- Одна из основных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основное свойство почвы.
ПОЧВА
ПЕРЕГНОЙ
ПЛОДОРОДИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...