Урок по окружающему миру. Тема "Почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пугачева Юлия Александровна

На уроке учащиеся знакомятся  с соством почвы. Проводятся опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тема:почва20.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ОШ с. АБАБКОВО

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 КЛАСС

                                                            ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

                                                              ПУГАЧЕВА Ю. А.

    ТЕМА:

    ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

ЦЕЛИ:

Образовательная: формировать представления учащихся о почве как верхнем плодородном слое, выявить основные свойства и в процессе опыта установитьсостав почвы.

Развивающая:  развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Оборудование: Карточки опоры, карандаши, образцы почв, материал для опытов – стаканы с водой, салфетки, лабораторное стекло, спиртовки держатель, коллекция почв, презентация, компьютер, учебник, тетрадь.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему.

У: Начинаем урок Окружающего мира. Определить тему урока нам помогут загадки и знания русского языка.                                                                                                                       -Отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Режут – терплю,
Разбивают – терплю,
За всё добром плачу.

У: Правильно, это Земля. У слова «земля» есть несколько значений. Какие? (Земля - планета, земля – страна или государство, земля – почва и т. д.)

3. Объявление темы и целей урока.

У: Объектом сегодняшнего нашего изучения будет – земля, на которой растут растения, а именно верхний плодородный слой нашей планеты.                               - Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Для этого подберем синоним к слову земля, используя слова (почва, гора, камень). Правильно.

- Назовите тему урока. (Почва) Мы узнаем состав почвы,  её свойства.

- Откроем учебник стр. 65, рисунок. Подумайте, что такое почва, обсудите в парах. (Ответы детей)

- Найдите в учебнике правило, что такое почва?

 -Что увидели на рисунке  в почве? (Растения и животных)

- Какое значение почва имеет для животных? ( Это их дом)

- Как вы думаете, почему растения растут в почве? (Ответы детей)

- Действительно, в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, изучим состав почвы. Для этого проведем практическую работу.

  1. Практическая работа «Состав почвы».

Посмотрите на образцы почвы, какого они цвета? (темного) Выясним состав почвы.

Опыт 1.

Оборудование: стакан с водой, кусок почвы.

Ход опыта.

Возьмите стакан с водой и бросьте туда кусочек почвы. Что вы увидели? (Из почвы выходят пузырьки)

Вывод: В почве есть воздух.

Опыт 2.

Оборудование: стакан с водой, кусок почвы, салфетка.

Ход опыта.

Возьмите салфетку, положите на нее немного почвы, прижмите плотно. Стряхните почву в стакан с водой. Что увидели на бумаге? (Влажное пятно)

Вывод: В почве есть вода.

Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло). Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?

Опыт 3. (Проводит учитель.)

Оборудование:  сковородка, спиртовка, стекло.

Ход опыта

Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой установлю стекло. Что появилось на стекле?

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 4 (продолжение опыта 3).

Оборудование:  сковородка, спиртовка.

Ход опыта.

Продолжим прокаливать почву. Что вы чувствуете и видите?

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов. (Можно определить по запаху.) Это перегной. Именно перегной придает почве темный цвет. В почве есть корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – все это составляет перегной или гумус. Перегной – это вещество повышающее плодородие почвы.

Опыт 5.

Оборудование: стакан с водой, в котором находится почва.

Ход опыта.

Возьмите аккуратно стакан, что вы увидели?

Вывод: в почве есть песок, глина и мелкие палочки.

Опыт 6.

Оборудование:  стекло, спиртовка.

Ход опыта.

Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержите стекло над огнем. Что происходит? Вода испарилась, осталось белое пятно.

Вывод: в почве есть соли - это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

    Физкультминутка

5. Работа в тетради

Стр.28, задание 2

Какие составные части почвы можно обнаружить с помощью этих опытов? Укажи стрелками.

Мы с вами узнали состав почвы. Теперь ответим на наш вопрос:

Что растения получают из почвы?

6. Работа с учебником.

Стр. 67. – чтение, работа по вопросам.

1. Для чего в почве воздух. (Корни растений дышат воздухом)

2. Для чего в почве вода. (Корни высасывают воду)

3. Что такое соли? ( Соли – это питательные вещества, без которых растения жить не могут)

4. Благодаря чему пополняется запас солей? (Благодаря перегною)

5. Под действием чего перегной превращается в соли? ( Под действием микробов)

6. Зачем почве животные? (Животные повышают плодородие почвы)

7. Как вы понимаете слово плодородие? Из каких слов состоит это слово.

(Работа со словарем)

Вывод: Плодородие – главное свойство почвы.

7. Обобщение изученного.

У: По-вашему плодородие земли бесконечно?

-Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Почва образуется очень медленно. За 250 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см. По вине людей почва разрушается очень быстро. Почва многое боится. Например, ядохимикатов (гибнут черви, микробы, а без них почва теряет плодородие), удобрений (если их вносят много), если ее много поливают ( накапливается избыток солей).

Вывод: Почву нужно охранять от разрушения.

8. Работа в группах.

Кроссворд:

П

о

ч

в

а

П

е

с

о

к

П

е

р

е

г

н

о

й

П

л

о

д

о

р

о

д

и

е

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из основных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

9. Рефлексия.

-У: Давайте подведём итог.

- Что такое почва?

- Почему почву нужно охранять от разрушений?

- Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием)

10. Домашнее задание.

Учебник с. 65 – 70 прочитать, ответить на вопросы, р.т. с. 28 з. 3, 4.

* Подготовить сообщение о В. В. Докучаеве

Кроссворд:

П

П

П

П

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из основных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

Кроссворд:

П

П

П

П

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из основных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

Кроссворд:

П

П

П

П

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из основных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.


ПОЧВА

ПЕРЕГНОЙ

ПЛОДОРОДИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...