Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир .УМК "Школа России" 4 класс

    Гришина Елена Адольфовна

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль­ного государственного стандарта начального общего образования   (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), М.: Просвещение 2011г. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_4_a.docx89.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Алдан

    МО «Алданский район»

    «Рассмотрено»                                                               «Утверждаю»

    на заседании педагогического совета №1                   _________О.И.Оглоблина

    от 29 августа 2017 г.                                              директор МБОУ СОШ № 2 Рекомендовано в качестве рабочей                            г. Алдан

    программы по изучению окружающего мира        приказ №_________от_____

    в    4А   классе

    Рабочая программа

    начального общего

    образования по учебному предмету окружающий мир

    для 4 «А» класса

    на 2017-2018 учебный год

    Составитель: Гришина ЕА.,

    учитель высшей  категории

                                                                           

    г. Алдан

    2017 г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования   (2009 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), М.: Просвещение 2011г.

    Рабочая программа   составлена на основании следующих нормативных документов:

    1. Федерального закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации".
    2. Постановления гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189  "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
    3. Федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018  учебный год (утвержден приказом Минобразования  и науки РФ от 5.07.2017 № 629
    4.  Основной  образовательной программы начального  общего образования МБОУ СОШ № 2г.Алдан ,утвержденной приказом  МБОУ СОШ № 2 г.Алдан №01-17/294 от 28.08.14г.
    5. Положения  о  рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.
    6. Учебного  плана   МБОУ СОШ № 2г.Алдан на 2017 /2018 учебный год. , утвержденного  приказом №01-17/302 от 30.08.17г.

                                                ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Цели и задачи курса

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    – духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основными задачами реализации содержания курса являются:

    1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

    2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Структура курса

    Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы*; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

    Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, Интернет).

    Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

    Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.

    Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

    Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях).  Особенности времен года  (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2–3 названия), их использование человеком.

    Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

    ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Программой определено проведение 2 часов в неделю (68 часов в год, 34 учебные недели).

    Учебно-дидактический комплекс по данной программе используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить у учащихся интерес к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

    На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, где есть требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

    – Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

    – Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

    – Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.

    – Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.

    – Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний  мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

    – Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.

    – Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.

    – Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.

    – Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.

    – Понимать суть  исторических  побед России, сыгравших  решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение  Европы, борьба  с  нашествием  Наполеона, заграничный  поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.

    – Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).

    – Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

    – Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

    – Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

    – Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.

    – Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.

    – Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.

    – Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

    – Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.

    – Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.

    – Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.

    – Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.

    – Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.

    – Проводить наблюдения природных тел и явлений.

    – Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.

    – Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

    – Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

    – Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

    – Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

    – Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.

    – Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).

    – Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

    – Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

    – Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.

    – Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    – В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

    Регулятивные:

    – Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

    – Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    – Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

    – Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

    – В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные:

    – Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    – Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    – Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    – Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    – Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    – Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

    – Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

    Коммуникативные:

    – Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    – Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    – Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

    – Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

    Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

    – Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    – Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Земля и человечество (9 ч).

    Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

    Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

    Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

    Природа России (11 ч).

    Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

    Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

    Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

    Родной край – часть большой страны (14 ч).

    Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

    Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

    Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

    Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

    Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

    Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

    Страницы всемирной истории (5 ч).

    Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

    Страницы истории Отечества (20 ч).

    Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

    Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

    Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

    Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

    Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

    Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

    Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

    Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

    Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

    Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

    Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

    Современная Россия (9 ч).

    Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

    Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

    Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

    Многонациональный состав населения России.

    Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. 

    СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

    Критерии оценивания

         Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

        Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Окружающий мир» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

        В соответствии с требованиями Стандарта составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету.   Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

    Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

         В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

       Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

    • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
    • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
    • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
    • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Критериями оценивания являются:

    • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
    • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

         Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

        Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

         Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

         Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления выпускников начальной школы к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. 

        Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

        Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

        Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдения учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Ошибки:

    • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
    • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
    • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
    • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
    • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
    • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
    • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
    • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

    Недочеты:

    • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
    • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
    • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не водящие к неправильному результату;
    • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется е наводящих вопросов;
    • неточности при нахождении объекта на карте.

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

       «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; более одного недочета; логичность и полнота изложения.

       «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие - 3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

      «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

       «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

         Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

       Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения.

    График проведения практических и проверочных работ

    Период обучения

    Практическая работа

    экскурсии

    Проверочная работа

    Диагностическая работа

    Тест

    1 четверть

    4

    -

    1

    1

    1

    2 четверть

    1

    3

    -

    1

    2

    3 четверть

    -

    -

    -

    -

    1

    4 четверть

    1

    -

    1

    1

    1

    Итого:

    6

    3

    2

    3

    5

    ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    • Словесные, наглядные, практические.
    • Индуктивные, дедуктивные.
    • Репродуктивные, проблемно-поисковые.
    • Самостоятельные, несамостоятельные.

    Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

    • Стимулирование и мотивация интереса к учению.
    • Стимулирование долга и ответственности в учении.

      Национальный региональный компонент составляет 15 % .

    Содержание НРК:

              Наш край на карте. Карта Республики Саха (Якутия). Формы земной поверхности Республики Саха (Якутия). Водоемы Республики Саха (Якутия)., их значение. Полезные ископаемые Республики Саха (Якутия). их охрана.

    Охрана Республики Саха (Якутия).. Растения и животные леса Республики Саха (Якутия).. Растения и животные Республики Саха (Якутия).. Растения и животные водоемов Республики Саха (Якутия).. Герои ВОВ (родственники, земляки).Особенности сельского хозяйства края. Символика Республики Саха (Якутия). 

    Обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.

    п\п

    № урока

    Тема урока

    Содержание

    1

    4

    Мир глазами географа

    Наш край на карте. Карта Республики Саха (Якутия)..

    2

    10

    Равнины и горы России.

    . Формы земной поверхности Республики Саха (Якутия).

    3

    20

    Наш край.

    «Родной край – часть большой страны» Республики Саха (Якутия)..

    4

    24

    Водоемы нашего края.

    Водоемы Республики Саха (Якутия).., их значение.

    5

    25

    Наши подземные богатства.

    Полезные ископаемые Республики Саха (Якутия).. их охрана.

    7

    32

    Растениеводство в нашем крае.

    Особенности сельского хозяйства республики.

    8

    33

    Животноводство в нашем крае

    Особенности сельского хозяйства республики.

    9

    57

    Великая война и Великая Победа

     Герои ВОВ  РА(родственники, земляки).

    10

    61

    Основной закон России и права человека

    Конституция  Республики Саха (Якутия).

    11

    62

    Славные символы России

    Символика Республики Саха (Якутия).

                  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

      четверть

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    В том числе на:

    проверочные

    работы

    практические работы

    проекты

    тесты

    экскурсии

    1

    Земля и человечество

    9

    4

    4

    Природа России

    11

    1

    7

    4

    2

    Родной край  - часть большой  страны  

    14

    1

    5

    4

    3

    3

    Страницы  Всемирной истории  

    5

    4

    Страницы  истории России  

    13

    1

    2

    4

    Страницы  истории России  

    7

    2

    Современная Россия  

    9

    1

    3

    Итого

    68

    4

    16

    23

    3

    В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам ( актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ).

                                   

                             Программное и учебно-методическое обеспечение ФГОС

    Учебная дисцип-

    лина

    Класс

    Программа, кем рекомендована и когда

    Кол - во часов

     в неделю,

    общее

    количество

     часов

    Базовый учебник

    Методическое обеспечение

    Дидактическое обеспечение

    Окру

    жаю

    щий мир

    4

    Программа автора

    А. А. Плешаков

    Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

    2 часа в неделю

    68 часов

    в год

    А. А. Плеша

    ков

    Окружающий мир Просвещение 2017

    1. Учебник
    2. Методическое

    пособие

    Т.Н.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».

    1. Комплект рабочих тетрадей
    2. Тетрадь «Проверь себя»,
    3. КИМы по окружающему миру

    1. Наглядный материал, карточки, тесты, раздаточный материал, доска, картинки, календарь фенологических наблюдений


    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема урока

    РНК

    Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС)

    Дата проведения

    Кол-во часов

    Виды учебной деятельности

    Универсальные учебные действия

    План

    Факт

    Раздел 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ЧАСОВ)

    1

    Мир глазами астронома

    1

    Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли. Моделировать строение  Солнечной  системы. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Уметь перечислять планеты.

    1.Личностные УУД

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    2.Регулятивные УУД

    Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    3.Познавательные УУД

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    4.Коммуникативные УУД

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

    5.09.17

    5.09.17

    2

    Планеты Солнечной системы

    1

    Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

    Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня  и ночи, времён года.

    7.09.17

    7.09.17

    3

    Звёздное небо – Великая книга Природы

    1

    Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. Моделировать изучаемые созвездия, определять направление на север по Полярной звезде.

    12.09.17

    12.09.17

    4

    Мир глазами географа

    Наш край на карте. Карта Республики Саха (Якутия)..

    1

    Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты, формулировать выводы.

    14.09.17

    14.09.17

    5

    Мир глазами историка

    1

    Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари,  справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать.

    19.09.17

    19.09.17

    6

    Когда и где?

    1

    Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари,  справочники, Интернет),  обсуждать.

    21.09.17

    21.09.17

    7

    Прошлое и настоящее глазами эколога

    1

    Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

    26.09.17

    26.09.17

    8

    Сокровища Земли под охраной человечества

    1

    Оценивать личную роль в охране природы. Различать объекты Всемирного  природного и культурного наследия.

    28.09.17

    28.09.17

    9

    Обобщающий урок-игра по разделу «Земля и человечество».

    1

    Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Уметь играть в ролевые игры.

    3.10.17

    3.10.17

    Раздел 2.  ПРИРОДА  РОССИИ  (11 часов)

    10

     Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». (Тест) Равнины и горы России

    Формы земной поверхности Республики Саха (Якутия).

    1

    Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

    Моделировать формы земной поверхности из песка, пластилина.

    1.Личностные УУД

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

    2.Регулятивные УУД

    Формулировать учебную проблему совместно с учителем.

    Планировать учебную деятельность на уроке.

    3.Познавательные УУД

    Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

    Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

    4.Коммуникативные УУД

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.

    5.10.17

    5.10.17

    11

    Моря, озёра и реки России 

    1

    Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

    Сравнивать и различать разные формы водоёмов

    10.10.17

    10.10.17

    12

    Природные зоны России

    1

    Работать в паре, определять по карте природные зоны, осуществлять самопроверку.

    12.10.17

    12.10.17

    13

    Зона арктических пустынь 

    1

    Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, формулировать выводы, оценивать достижения на уроке.

    17.10.17

    17.10.17

    14

    Тундра 

    1

    Описывать климат, растительный  и животный мир, труд и быт людей тундры.

     Находить и показывать на карте зону тундры и рассказывать о ней. Рассматривать гербарий растений тундры, знакомиться с её животным миром. Обсуждать полученные сведения.

    19.10.17

    19.10.17

    15

    Леса России 

    1

    Находить и показывать на карте зону тайги, смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить информацию о растениях и животных лесных зон. Обсуждать полученные сведения.

    24.10.17

    24.10.17

    16

    Лес и человек

    1

    Раскрывать роль леса в природе и жизни людей.   Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Характеризовать лесные зоны по плану.

    26.10.17

    26.10.17

    17

    Зона степей. Тест

    1

    Раскрывать роль леса в природе и жизни людей.   Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране. Характеризовать  зону степей по плану.

    31.10.17

    31.10.17

    18

    Пустыни

    1

    Раскрывать роль пустынь  в природе и жизни людей.   Обсуждать экологические проблемы пустынь, предлагать меры по его охране. Характеризовать пустыни   по плану.

    2.11.17

    2.11.17

    19

    У Чёрного моря 

    1

    Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Обсуждать рассказы и правила безопасности на воде. Характеризовать зону субтропиков по плану.

    14.11.17

    2чет

    14.11.17

    20

    Обобщающая игра  «Природные зоны России». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. (Тест)

    1

    Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Выполнять тесты с выбором ответа. Уметь играть в ролевые игры.

    16.11.17

    16.11.17

    Раздел 3.  РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ  БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (14 часов)

    21

    Наш край

    1

    Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

    Находить на карте России родной регион.

    1.Личностные УУД

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    2.Регулятивные УУД

    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    3.Познавательные УУД

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

    4.Коммуникативные УУД

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    21.11.17

    21.11.17

    22

    Поверхность нашего края

    1

    Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

    23.11.17

    23.11.17

    23

    Поверхность нашего края. Экскурсия

    1

    Наблюдать объекты и явления природы. Сравнивать результаты наблюдений и фиксировать их.

    28.11.17

    28.11.17

    24

    Водоёмы нашего края

    Водоемы Республики Саха (Якутия).., их значение.

    1

    Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности Выявлять источники загрязнения водоёмов. Обсуждать и участвовать в водоохранных мероприятиях.

    30.11.17

    30.11.17

    25

    Наши подземные богатства 

    Полезные ископаемые Республики Саха (Якутия).. их охрана.

    1

    Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

    5.12.17

    5.12.17

    26

    Земля-кормилица

    1

    Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

    Оценивать плодородие почв нашего края.

    7.12.17

    27

    Экскурсия в лес

    1

    Наблюдать объекты и явления природы. Сравнивать результаты наблюдений и фиксировать их.

    12.12.17

    28

    Жизнь леса 

    1

    Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

    14.12.17

    29

    Жизнь луга 

    1

    Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

    19.12.17

    30

    Жизнь пресного водоёма 

    1

    Характеризовать природное сообщество водоёмов, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоёмов.

    21.12.17

    31

    Экскурсия к водоему

    1

    Наблюдать объекты и явления природы. Сравнивать результаты наблюдений и фиксировать их.

    26.12.17

    32

    Растениеводство в нашем крае .

    Особенности сельского хозяйства республики.

    1

    Определять с помощью гербария полевые культуры, участвовать в работе по выращиванию растений.

    28.12.17

    33

    Животноводство в нашем крае

    Особенности сельского хозяйства республики.

    1

    Различать породы домашних животных, готовить сообщения о них, участвовать в работе по уходу за животными.

    16.01.18

    3чет

    34

    Обобщающий урок-игра «По родному краю». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. (Тест)

    1

    Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях и   праздниках.

    Находить эти сведения в дополнительной литературе. Выполнять тесты с выбором ответа.                  

    18.01.18

    КНИГА 2.  Раздел 4.   СТРАНИЦЫ ВСЕМИНОЙ ИСТОРИИ  (5 часов)

    35

    Начало истории человечества

    1

    Пересказывать своими словами текст учебника  и обсуждать его в классе. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории.

    1.Личностные УУД

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    2.Регулятивные УУД

    Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

    3.Познавательные УУД

    Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    4.Коммуникативные УУД

    Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    23.01.18

    36

    Мир древности: далёкий и близкий.

    1

    Извлекать информацию из учебника о древних государствах.

    Показывать места  на  карте древних государств.

    Анализировать иллюстрации, готовить сообщения, презентовать их. Обобщать сведения о древних государствах.

    25.01.18

    37

    Средние века: время рыцарей и замков

    1

    Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени

    Подготавливать  рассказы по иллюстрациям учебника о Древнем мире и Средневековье. Сопоставлять источники.

    30.01.18

    38

    Новое время: встреча Европы и Америки

    1

    Определять с помощью «ленты времени» период Нового времени.

    Подготавливать  рассказы по иллюстрациям учебника о Средневековье и Новом времени. Обсуждать роль открытий в Новом времени.

    1.02.18

    39

    Новейшее время: история продолжается сегодня

    1

    Находить на»ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Рассказывать об открытиях  и изобретениях 20-21 веков 

    6.02.18

    РАЗДЕЛ 5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА  (20 часов)

    40

     Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. (Тест )

    Жизнь древних славян

    1

    Анализировать карту расселения древних славян. Моделировать их жилище. Характеризовать верования древних славян. Выполнять тесты с выбором ответа.

     

    1.Личностные УУД

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    2.Регулятивные УУД

    Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    3.Познавательные УУД

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

    4.Коммуникативные УУД

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    8.02.18

    41

    Во времена Древней Руси

     

    1

    Отмечать на «ленте времени» дату крещения Руси. Анализировать былину об Илье Муромце. Прослеживать по карте путь Древней Руси.

    13.02.18

    42

    Страна городов 

     

    1

    Извлекать  необходимую информацию о древнерусских  городах: Киеве и Новгороде.

    Показывать места исторических событий на  карте. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот и былину о Садко. Характеризовать значение летописи об основании Москвы.

    15.02.18

    43

    Из книжной сокровищницы Древней Руси

    Обсуждать роль создания славянской письменности. Характеризовать состояние грамотности на Руси и оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Обсуждать роль этих книг.  

    20.02.18

    44

    Трудные времена на Русской земле 

    1

    Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины её поражения. Находить на карте места сражения А.Невского и высказывать своё отношение к нему. Сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей. 

    22.02.18

    45

    Русь расправляет крылья 

    1

    Рассказывать о Москве Ивана Калиты, обсуждать его личные качества в успехе его правления. Прослеживать по карте объединение русских земель. Приводить факты возрождения земель Руси.

    27.02.18

    46

    Куликовская битва.

    1

    Показывать на карте передвижение русских и ордынских войск.

    Отмечать на «ленте времени дату Куликовской битвы.

    Рассказывать о Куликовской битве по плану, осознавать её роль в истории России.

    1.03.18

    47

    Иван Третий

    1

     Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды 

    Описывать по иллюстрациям облик Москвы.  

     Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Выполнять задания к учебнику.

    6.03.18

    48

    Мастера печатных дел

    1

     Обсуждать начало книгопечатания в России. Рассказывать о первопечатнике И.Фёдорове. Сопоставлять современные  и первопечатные учебники по иллюстрациям.

    13.03.18

    49

    Патриоты России

    1

    Рассказывать о событиях от имени участника ополчения. Отмечать на ленте времени год освобождения Москвы. Осознавать роль борьбы за независимость в истории России.

    15.03.18

    50

    Пётр Великий 

    1

    Рассказывать о реформах Петра I. Высказывать своё отношение  к его личности. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Извлекать информацию из Интернета о Петре I.

    20.03.18

    51

    Михаил Васильевич Ломоносов

    1

    Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове. Прослеживать по карте его путь из Холмогор в Москву. Обсуждать его заслуги. Высказывать своё отношение к его личности.

    22.03.18

    52

    Екатерина Великая

    1

      Обсуждать, почему Екатерина  Вторая  стала называться Великая. Находить в тексте учебника слова и выражения,   характеризующие её личные качества.

    3.04.18

    4чет

    53

    Отечественная война 1812 года 

    1

     Извлекать  сведения о биографиях героев Отечественной войны, готовить доклады, презентовать их. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 г. Обсуждать, почему она так называется.

    5.04.18

    54

    Страницы истории ХIХ века

    1

    Изучать текст учебника и выполнять задания. Работать с историческими картами, находить на ней Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники.

    10.04.18

    55

    Россия вступает в ХХ век

    Отмечать на «ленте времени» события начала 20 века. Составлять план рассказа о событиях 20 века и рассказывать о них. Формулировать выводы из материала.

    12.04.18

    56

    Страницы истории 20 - 30-х годов 

     

    Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы и тексты гимнов СССР и России. Прослушивать в записях песни 1930 г. Формулировать выводы из изученного материала.

    17.04.18

    57

    Великая война и Великая Победа.

    Герои ВОВ  РА(родственники, земляки).

    1

    Составлять план о ходе В. О.войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в В.О.войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами войны. Собирать материал о мероприятиях празднования Победы в селе. Прослушивать записи песен времён войны.

    19.04.18

    58

    Великая война и Великая Победа.

    1

    Составлять план о ходе В. О.войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в В.О.войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами войны. Собирать материал о мероприятиях празднования Победы в селе. Прослушивать записи песен времён войны.

    24.04.18

    59

    Страна, открывшая путь в космос

    1

    Извлекать информацию об освоении космоса из литературы и Интернета. Прослушивать  песни о полёте Ю.Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин на космическую тему.

    26.04.18

    Раздел 6.  СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ  (9часов)

    60

     Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. (Тест) Основной закон России и права человека 

    1

    Понимать и анализировать права ребёнка в Конвенции. Готовить проекты и обсуждать их. Выполнять тесты с выбором ответа.

    1.Личностные УУД

    Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

    Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

    2.Регулятивные УУД

    В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    3.Познавательные УУД

    Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

    Приводить примеры народов России;

    4.Коммуникативные УУД

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

    3.05.18

    61

    Мы – граждане России

    Конституция  Республики Саха (Якутия).

    1

    Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь, формулировать выводы. Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства.

    8.05.18

    62

    Славные символы России

    Символика Республики Саха (Якутия).

    1

    Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

    Знать текст  Государственного гимна России, уметь декламировать (петь) его.  

    Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран.

    Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России

    10.05.18

    63

    Такие разные праздники

    Национальные праздники.

    1

    Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

    Выяснить, какие праздники отмечают в нашем крае. Рассказывать о своих любимых праздниках.

    15.05.18

    64

    Путешествие по России

    1

    Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, уметь рассказывать о них

    17.05.18

    65

    Путешествие по России

    1

    22.05.18

    66

    Путешествие по России

    1

    24.05.18

    67

    Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие. (Тест)

    1

    Выполнять тесты, оценивать их правильность

    29.05.18

    68

    Презентация проектов

    1

    Извлекать информацию из Интернета.  Готовить тексты сообщений, выступать с ними. Подбирать иллюстрации для презентации проекта. Оценивать свои достижения.

    31.05.18


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования второ...

    Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир».1-4 классы. УМК « Школа России»

    Рабочая программаучебного предмета « Окружающий мир».1-4 классы.УМК « Школа России»...

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

    Рабочая учебная программа составлена на основе авторской                                       ...

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса

        Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

    Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, с учётом Примерной осно...

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса "Планета знаний"

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  для 4 класса "Планета знаний"...

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса.

    В соответствии с авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России») без изменений. ...