РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».
статья по окружающему миру на тему

Равнейко Валентина Александровна

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».

Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. 

Главная цель школы - способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения.

Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [1, с. 12].

Способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они - продукт общественно - исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это деятельность [4, с.127].

Конечно, дети различаются по своим анатомо-физиологическим задаткам, то есть по природным возможностям, однако, как показывают специальные психогенетические исследования, наследственность лишь частично определяет способности ребёнка. Во всех случаях самую большую роль играет воспитание. Невозможно по желанию воспитателя сделать ребёнка способным, какие бы совершенные педагогические приёмы при этом не применялись. Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребёнка, оно в значительной мере становится возможным лишь благодаря самовоспитанию.

Исследователи показали, что именно стремление к познанию, или, иначе говоря, познавательная потребность, в наибольшей мере ответственна за уровень развития умственных способностей. Именно благодаря высоко развитой потребности в познании у детей развиваются способности, причём тем в большей мере, чем больше эта потребность выражена.

Итак, способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, даётся прямо от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей. Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создания или конструирование какого-то нового продукта.

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и тому подобное [1, с. 156].

Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле этого означает искать, изобретать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном [3, с.9].

Творчество - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это в основном способность осмысленно включать в жизнь что-то новое, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможности роста и выживания.

Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, решения задачи, написание сочинения и т. д., в процессе работы над которыми применяются самостоятельно усвоенные знания, умения, навыки, или комбинирование известных способов деятельности, или новый подход к решению задачи и т.д. Творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности:  умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

На уроках окружающего мира результатом такого обширного комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный продукт: модель, макет, стихотворение, игрушка, загадка, сочинение и т.д.

Творческая деятельность – деятельность исследовательская, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и научное исследование неизбежно включает основные элементы:

- выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

- выработку гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- анализ и обобщение полученных данных;

- подготовку и защиту итогового продукта  [2, с. 128].

Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.

Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе.

Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребёнка на специальных занятиях. Это уроки логики, развития творческого мышления, развития воображения и многие другие.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. 

В процессе исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающий мир мы можем развивать творческие способности. Для этого необходимо создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытие, управлять творческим поиском учащихся. Учитель должен сам почувствовать «напряжённость поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников.

Литература

  1. Концепция общего средн. обр.// Учительская газета, 1988.
  2. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1990.
  3. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб. пособие. -/Б.П. Никитин.-М. : Просвещение, 1989.-160с.
  4. Учебник по психологии: учеб. пособие. под ред. А.П. Кривченко.- М.: ТК Велби, 2ОО5.- 432с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочное время

Творческая ра бота на тему "Организация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира и во внеурочное время"...

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в 1 классе

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в 1 классе...

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции....

Развитие у младших школьников творческого мышления и навыков самостоятельной исследовательской работы

Творческое мышление является  условием,  обеспечивающим высокий образовательный уровень учащихся, предпосылкой для формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках...

Развитие музыкальных способностей у младших школьников с ОВЗ в процессе музыкально-игровой деятельности.

Развивая музыкальные способности средствами игры, мы, прежде всего, должны раскрыть перед ребёнком образную сторону музыкального искусства, и он сам, включаясь в непосредственную музыкальную деятельно...